Методика организационного обеспечения системы финансового управления предприятием

Л_3_ Организация управленческого и информационного и обеспечения финансовой политики

Основные недостатки существующей структуры управления:

  • подразделения и филиалы чрезмерно замкнуты на высшем руководстве (генеральном директоре) и, как следствие, перегружены (сложность в выполнении функциональных обязанностей);
  • у генерального директора много заместителей с часто пересекающимися диапазонами ответственности;
  • отсутствует достаточная информационная поддержка деятельности организации;
  • отдел автоматизации системы управления предприятием работает, как правило, на бухгалтерию и в меньшей степени на отделы снабжения, маркетинга и финансовый отдел;
  • отсутствует служба управления изменениями, которая определяет в конкретный момент времени ориентацию предприятия на изменения внешней среды.

Указанные факторы приводят к следующей негативной ситуации: многие задачи (включая задачи развития) не решаются в связи с тем, что нет ответственных лиц либо их слишком много.

Типовые мероприятия для упорядочения организационной структуры и повышения эффективности финансовой работы :

  • проанализировать существующее положение;
  • сформулировать требования к системе управления, включая и управление финансами;
  • наметить основные пути реорганизации системы управления;
  • определить диапазоны ответственности в новой организационной структуре;
  • адаптировать эту новую организационную структуру к требованиям бюджетного управления.

Базовые принципы управления

  • адекватность назначения и функций управляющей системы целям и стратегии организации;
  • лимитирование числа «замкнутых связей», приходящихся на каждого руководителя структурного подразделения;
  • восприимчивость к изменениям внешних условий и способность к быстрой трансформации управляющих структур для решения возникающих краткосрочных и долгосрочных задач;
  • способность к переработке и точному распространению среди менеджеров различного уровня полезной информации, необходимой для принятия решений локального характера;
  • жесткий контроль за исполнением управленческих решений и их результатов;
  • соблюдение правила делегирования полномочий, при котором каждый менеджер в своей четко сформулированной сфере компетенции вправе принимать самостоятельные решения и нести за них полную ответственность;
  • соответствие квалификации руководителей и сотрудников кругу их функциональных обязанностей;
  • разработка и внедрение на постоянной основе программы обучения и повышения квалификации менеджеров низшего и среднего звеньев в соответствии с целями и задачами организации.

Методика организационного обеспечения системы финансового управления предприятием

Организационное обеспечение системы управления финансами имеет смысл интегрировать с общей организационной структурой управления. Она может включать следующие сопряженные звенья:

  • центр управления производственной деятельностью;
  • центр управления сбытовой деятельностью;
  • центр управления инвестиционной деятельностью;
  • центр управления финансовой деятельностью.

Принципы формирования организационной системы управления (менеджмента) предусматривают создание центров управления по двум ключевым признакам:

1) иерархическое построение предполагает выделение различных его уровней;

2) функциональное построение базируется на разделении центров управления по функциям и видам деятельности.

Поскольку система управления финансами является составной частью менеджмента, ее организационное обеспечение интегрируется с общей структурой управления.

Зарубежный и отечественный опыт показывают, что наиболее эффективно организационная система финансового менеджмента используется при функциональном построении центров управления предприятия. Это связано с тем, что финансовый менеджмент по своему содержанию является функциональной системой управления.

Отдельные российские исследователи полагают, что многообразие функций, выполняемых финансовыми службами предприятия, можно разделить на две большие группы:

1) управление денежными потоками;

2) учет и контроль за финансовой деятельностью.

Другие специалисты в организации финансовой службы выделяют три главных звена

1) финансовый директор;

2) главный бухгалтер;

3) казначей.

Наши рекомендации