Методика организационного обеспечения системы финансового управления предприятием
Л_3_ Организация управленческого и информационного и обеспечения финансовой политики
Основные недостатки существующей структуры управления:
- подразделения и филиалы чрезмерно замкнуты на высшем руководстве (генеральном директоре) и, как следствие, перегружены (сложность в выполнении функциональных обязанностей);
- у генерального директора много заместителей с часто пересекающимися диапазонами ответственности;
- отсутствует достаточная информационная поддержка деятельности организации;
- отдел автоматизации системы управления предприятием работает, как правило, на бухгалтерию и в меньшей степени на отделы снабжения, маркетинга и финансовый отдел;
- отсутствует служба управления изменениями, которая определяет в конкретный момент времени ориентацию предприятия на изменения внешней среды.
Указанные факторы приводят к следующей негативной ситуации: многие задачи (включая задачи развития) не решаются в связи с тем, что нет ответственных лиц либо их слишком много.
Типовые мероприятия для упорядочения организационной структуры и повышения эффективности финансовой работы :
- проанализировать существующее положение;
- сформулировать требования к системе управления, включая и управление финансами;
- наметить основные пути реорганизации системы управления;
- определить диапазоны ответственности в новой организационной структуре;
- адаптировать эту новую организационную структуру к требованиям бюджетного управления.
Базовые принципы управления
- адекватность назначения и функций управляющей системы целям и стратегии организации;
- лимитирование числа «замкнутых связей», приходящихся на каждого руководителя структурного подразделения;
- восприимчивость к изменениям внешних условий и способность к быстрой трансформации управляющих структур для решения возникающих краткосрочных и долгосрочных задач;
- способность к переработке и точному распространению среди менеджеров различного уровня полезной информации, необходимой для принятия решений локального характера;
- жесткий контроль за исполнением управленческих решений и их результатов;
- соблюдение правила делегирования полномочий, при котором каждый менеджер в своей четко сформулированной сфере компетенции вправе принимать самостоятельные решения и нести за них полную ответственность;
- соответствие квалификации руководителей и сотрудников кругу их функциональных обязанностей;
- разработка и внедрение на постоянной основе программы обучения и повышения квалификации менеджеров низшего и среднего звеньев в соответствии с целями и задачами организации.
Методика организационного обеспечения системы финансового управления предприятием
Организационное обеспечение системы управления финансами имеет смысл интегрировать с общей организационной структурой управления. Она может включать следующие сопряженные звенья:
- центр управления производственной деятельностью;
- центр управления сбытовой деятельностью;
- центр управления инвестиционной деятельностью;
- центр управления финансовой деятельностью.
Принципы формирования организационной системы управления (менеджмента) предусматривают создание центров управления по двум ключевым признакам:
1) иерархическое построение предполагает выделение различных его уровней;
2) функциональное построение базируется на разделении центров управления по функциям и видам деятельности.
Поскольку система управления финансами является составной частью менеджмента, ее организационное обеспечение интегрируется с общей структурой управления.
Зарубежный и отечественный опыт показывают, что наиболее эффективно организационная система финансового менеджмента используется при функциональном построении центров управления предприятия. Это связано с тем, что финансовый менеджмент по своему содержанию является функциональной системой управления.
Отдельные российские исследователи полагают, что многообразие функций, выполняемых финансовыми службами предприятия, можно разделить на две большие группы:
1) управление денежными потоками;
2) учет и контроль за финансовой деятельностью.
Другие специалисты в организации финансовой службы выделяют три главных звена
1) финансовый директор;
2) главный бухгалтер;
3) казначей.