Редставительство в налоговых правоотношениях.
заимозависимость лиц и ее учет для целей налогообложения.
Наличие особых отношений между участниками сделки много на что в рамках налоговых отношений влияет (на возможность осуществления контроля за ценами для целей налогообложения, принудительное исполнение налоговой обязанности и т.д.). Чтобы соответствующие правила подлежали применению, н/п (налогоплательщики) дб признаны взаимозависимыми лицами. С момента принятия НК РФ понятие взаимозависимых лиц и критерии признания их взаимозависимыми определялись в ст. 20 НК РФ. В соответствии с содержавшимся там определением взаимозависимыми являются ФЛ и организации, отношения между которыми могут оказывать влияние на условия или экономические результаты их деятельности или деятельности представляемых ими лиц.
Критерии признания лиц взаимозависимыми определялись в п.1 ст. 20 НК РФ:
1. Организация непосредственно или косвенно участвует в другой организации (доля участия – больше 20%). Опосредованное участие – владение акциями компании через акции третьей компании.
2. Одно ФЛ подчиняется другому по должностному положению.
3. Лица состоят в соответствии с семейным законодательством РФ в брачных отношениях, отношениях родства/свойства, усыновителя – усыновленного, попечителя - опекаемого.
Перечень оснований был открытый. П.2 ст. 20 НК РФ содержал положения о том, что суд может признать лица взаимозависимыми по иным основаниям, не поименованным прямо в п.1 ст.20 НК РФ, если отношения между лицами могут влиять на действия по реализации товаров, работ, услуг. Определение КС РФ от 04.12.2003 №441-О: право признать лица взаимозависимыми по иным основаниям, о которых говорится в п.2 ст.20 НК РФ, мб использовано судом лишь при условии, если соответствующие основания указаны в других НПА, а соответствующие отношения между лицами объективно могут повлиять на результаты сделок. Вторая гарантия, на которую указал КС РФ, заключалась в том, что даже в случае, если лица признаются взаимозависимыми, налоговые органы осуществляют контроль за ценами в целях налогообложения и определяют цены не произвольно, а по правилам ст.40 НК РФ.
ФЗ №227-ФЗ 2011 были внесены изменения, которыми был введен институт контроля за трансфертным ценообразованием. Появился целый раздел НК РФ, посвященный этому вопросу. Ст. 20, 40 НК РФ больше не применяются (ст. 20 НК РФ применяется к отношениям, возникшим до 01.01.2012).
С 01.01.2012 понятие взаимозависимых лиц и критерии их определения содержатся в ст. 105.1 НК РФ. Общая идея осталась та же. Более детально определяются случаи, в которых лица признаются взаимозависимыми. Следует признать, что общая идея ст. 20 НК РФ сохранилась.
Чтобы говорить про прямое или косвенное участие, теперь доля дб больше 25%. В рамках ст. 105.1 НК РФ речь идет не только об организациях, но и ФЛ, участвующие в организациях. Содержится указание на то, что взаимозависимость есть, если ФЛ исполняет полномочия в органах управления организацией. Правила про семейные отношения лиц осталось.
Сохранилось аналогичное правило про иные случаи взаимозависимости (п.7 ст.105.1 НК РФ), позиция КС РФ актуальности не потеряла.
Если говорить о правилах трансфертного ценообразования, то кроме признания лиц взаимозависимыми, для осуществления контроля за ценами сделка дб признана контролируемой. Все сделки между взаимозависимыми лицами контролируемые, сделки между не взаимозависимыми лицами также мб признаны контролируемыми.
алоговый агент.
Налоговые агенты прямо поименованы в ст. 9 НК.РФ. Ст. 24 НК РФ – это лица, на которых в соответствии с НК РФ возложены обязанности по исчислению, удержанию и перечислению налогов в бюджетную систему РФ. В рамках определения в НК РФ н/п содержалось указание на то, что н/п – ФЛ, организации и определенные структуры без образования ЮЛ. В рамках определения налогового агента соответствующего указания нет. Применительно к каждому налогу происходит уточнение того, какая категория лиц признается налоговым агентом применительно к каким н/п. Например, ст. 161 НК РФ (налоговый агент по НДС), ст. 226 НК РФ (по НДФЛ), ст. 309 (по НПО).
Фигура налогового агента возникает в тех случаях, когда это необходимо для упрощения администрирования налога. Это происходит в тех случаях, когда н/п – ФЛ, на которое нецелесообразно возлагать обязанность по самостоятельному исчислению суммы налога, а также, когда н/п является иностранная организация, не связанная с российскими налоговыми органами. По НДС ситуация налогового агента предусмотрена в двух случаях: уже указанный случай про иностранную организацию, не состоящая на учете у российских налоговых органов и осуществляющая операции, которые приводят к возникновению у нее объекта налогообложения в РФ. Налоговыми агентами в этом случае признаются состоящие с ней в отношениях российские ИП и организации. Второй случай - н/п является лицом, использующим гос (мун) имущество по договору аренды, если соответствующий договор заключается с ОГВ.
В случае с НДФЛ налоговые агенты – организации (российские и иностранные) и ИП, от отношений с которыми ФЛ получает доход.
В случае с НПО налоговый агент возникает в случае, если речь идет о налогообложении прибыли той иностранной компании, которые получают доходы в РФ, если у этой иностранной организации нет постоянного представительства в РФ. Налоговый агент – российский ИП или организация - контрагент иностранной организации.
Как правило, обычные ФЛ, не являющиеся ИП, не наделяются статусом налогового агента в случаях, когда есть взаимодействие с иностранными организациями. Если сделка совершается между иностранной организацией и российским ФЛ, а такие сделки нечасты (например, сделки между организацией и ее участником), налоговым агентом ФЛ не будет. Иностранная организация в этом случае должна исчислить уплатить налог самостоятельно, короче, в этом случае никто налог не платит. У российских налоговых органов взыскать суммы таких налогов нет. Остается надеяться только на взаимодействие с иностранными налоговыми органами, а оно не очень хорошо работает.
В ситуации, когда речь идет об НДФЛ, налоговый агент для ФЛ – только организации, в т.ч. иностранные, и ИП. Если ФЛ получило доход от другого ФЛ, оно должно уплатить НДФЛ самостоятельно. Это наиболее частый случай, когда у ФЛ возникает обязанность подать налоговую декларацию. В частности, сюда относятся случаи, когда одно ФЛ покупает у другого ФЛ транспортное средство, работает по найму. Получившее доход ФЛ самостоятельно исчисляет и уплачивает налог.
Налоговый агент – полноценный участник налоговых правоотношений. Между налоговым агентом и налоговыми органами возникают собственные налоговые правоотношения, как и между н/п и налоговыми органами. Вместе с тем, фигура налогового агента вторична по отношению к н/п, поскольку его обязанности по исчислению, удержанию и перечислению в бюджет суммы налога возникают только тогда, когда есть соответствующий н/п. Между н/п и налоговым органом возникают собственные налоговые правоотношения со своим содержанием. Отношения между налоговым агентом и н/п не налоговые, а относятся к правоотношениям иных отраслей (трудовые – в большинстве случаев с НДФЛ, гражданско-правовые – в случаях с НПО и НДС и т.д.).
Обязанность заплатить налог остается у н/п, она не переходит к налоговому агенту!!! Налоговый агент должен только исчислить, удержать и перечислить в бюджет суммы налогов. За свой счет налоговый агент эти суммы уплачивать не обязан. Выяснение отношений между налоговым агентом и н/п (например, в случае, если вопреки изложенным далее позициям сумма налога была взыскана с налогового агента) – в рамках не налоговых правоотношений, а правоотношений иных отраслей права. В этом принципиальное отличие налогового агента от представителя, который самостоятельным участником налоговых правоотношений, в отличие от налогового агента, не является.
Права налогового агента – п.2 ст. 24 НК РФ. Те же права, что и у н/п, по общему правилу. Более того, в рамках процедур взыскания и контроля содержится указание на то, что они применяются и к н/п, и к налоговому агенту.
Отличие налогового агента от н/ппроявляется в обязанностях налогового агента – п.3 ст. 24 НК РФ. В первую очередь, обязанность правильно и своевременно исчислить, удержать из уплачиваемых н/п денежных средств и перечислить в бюджетную систему на соответствующий счет ФК сумму налога. Вместе с тем, из своих собственных средств налоговый агент ничего удерживать и перечислять не обязан, поэтому он должен письменно сообщать в налоговый орган по месту своего учета о невозможности удержать налог и сумме задолженности н/п в течение одного месяца со дня, когда ему стало об этом известно (вторая обязанность налогового агента).
Также налоговый агент обязан вести учет начисленных и выплаченных н/п доходов, вести учет исчисленных, удержанных и перечисленных в бюджетную систему налогов отдельно по каждому н/п. Налоговый агент должен представлять в налоговый орган по месту своего учета документы, необходимые для исчисления, удержания и перечисления сумм налогов. В течение 4 лет налоговый агент обязан обеспечивать сохранность необходимых для исчисления, удержания и перечисления налогов документов.
П.3.1 ст. 24 НК РФ - у налогового агента есть и другие обязанности налогового агента в рамках соответствующих процедур, предусмотренных НК РФ. Например, в рамках процедур налогового контроля.
Что происходит, если налоговый агент свои обязанности не исполняет? С кого и в каком порядке взыскивать соответствующие суммы? См. ПП ВАС РФ от 30.07.2013 №57. В силу указания ст. 24 НК РФ в том случае, если денежных выплат н/п в соответствующем налоговом периоде налоговый агент не производил, удержание налога оказалось невозможным, налоговый агент обязан лишь исчислить подлежащую уплате сумму налога и сообщить в налоговый орган о невозможности удержать налог и о сумме налога, которую н/п обязан уплатить. Критика этой позиции ВАС заключается в том, что ч.2 НК РФ предусматривает ситуации, когда налоговый агент обязан исчислять, удерживать и перечислять в бюджет суммы налога в т.ч. тогда, когда он осуществляет выплаты в натуральной форме. Так, п.1 ст. 310 НК РФ – ситуация, возникающая в связи с получением иностранной организацией дохода в натуральной форме или любой другой неденежной форме, в т.ч. путем осуществления взаимозачета. Эта статья содержит противоречие с позицией ВАС: налоговый агент все равно обязан исчислить, удержать и уплатить сумму налога, уменьшив таким образом доход иностранной организации, получаемый в неденежной форме, пропорционально сумме налога. Позиция ВАС, естественно, на применение п.1 ст.310 НК РФ не повлияет, однако, странно, что она не содержит указания на исключения, предусмотренные ч.2 НК РФ. В этой части ПП ВАС №57 и НК РФ друг другу противоречат. Вообще, вся детализация статуса налогового агента – в главах про конкретные налоги ч.2 НК РФ.
Это была ситуация, когда у налогового агента отсутствовала возможность удержать сумму налога (не было денежных выплат). С этим все понятно. В части регулирования НДФЛ в случае, когда налоговый агент суммы не удержал, в т.ч. при производстве выплат н/п в денежной форме, н/п должен по итогам налогового периода составить декларацию и самостоятельно уплатить НДФЛ.
Теперь ситуация, когда налоговый агент имел возможность удержать суммы налога, но по какой-либо причине этого не сделал. Нужно взыскивать эту сумму с налогового агента или н/п? Дискуссионный вопрос. Изначально проект ПП ВАС №57 содержал положение о том, что при перечислении денежных средств в полном объеме н/п налоговым органом подается иск налогового органа к налоговому агенту о возмещении убытков (сумма неправомерно неудержанного налоговым агентом налога в случае, если сумму налога с н/п взыскать невозможно, что наиболее вероятно в отношении иностранных организаций). Однако, от этого подхода отказались, поскольку иск о возмещении убытков предполагает гражданско-правовые отношения, а взыскание сумм налога с налогового агента возможно только в рамках публичных правоотношений (процедур взыскания по НК РФ).
Далее по ПП ВАС №57: налоговые агенты исчисляют, удерживают и уплачивают в бюджетную систему суммы налога в порядке, который НК РФ предусматривает для н/ п (ст. 24 НК РФ). Обязанность по уплате налога считается исполненной н/п со дня удержания сумм налога налоговым агентом, а не со дня перечисления денежных средств в бюджетную систему (пп.5 п.3 ст. 45 НК РФ). Налоговый агент перечисляет в бюджетную систему сумму налога, обязанность по уплате которой лежит на н/п. ВАС сформулировал общее правило о том, что взыскание с налогового агента сумм неперечисленных в бюджет налогов возможно только в том случае, если сумма налога была удержана у н/п налоговым агентом, но не была перечислена в бюджет. Здесь все понятно, потому что, если налоговый агент сумму удержал, но неправомерно не перечислил в бюджетную систему, с н/п ее взыскивать нельзя, поскольку он этих денежных средств не получил. В соответствии с пп.5 п.3 стю 45 НК РФ для н/п отношения по уплате налога на этом закончились, он считается исполнившим свою налоговую обязанность.
Если налоговый агент сумму налога не удерживал, по общему правилу, взыскание осуществляется с н/п. При этом понятно, что, если у н/п сумму налога налоговый агент не удержал, к нему применяются специальные правила исчисления и уплаты суммы налога. В ситуации с ФЛ на налогового агента-работодателя обязанность по перечислению сумм налога возлагается ежемесячно. У н/п обязанности ежемесячно декларировать свои доходы нет. Если налоговый агент не удержал сумму налога в начале календарного года, то у н/п обязанность задекларировать доходы возникнет более чем через год (в апреле следующего года суммы декларируются, в июне уплачиваются). Что делать в этом периоде, когда на неуплаченный налог дб быть начислены пени? ВАС: с налогового агента, который не удержал налог на денежные средства н/п, мб взысканы пени за тот период, который длится с момента, когда налог дб быть удержан и перечислен в бюджет, до того момента, когда обязанность по уплате налога дб исполнена н/п самостоятельно по итогам соответствующего налогового периода.
Это был общий подход об ограничении срока, когда с налогового агента взыскиваются пени. Он основывается на том, что обязанность по уплате налога продолжает оставаться обязанностью н/п, с которого и нужно суммы налога взыскивать. Данный подход не применяется в случае, когда н/п – иностранная организация, не состоящая на учете в российских налоговых органах, в отношении которых возможность налогового администрирования отсутствует. Если налоговый агент, имея на то возможность, не удержал соответствующую сумму налога с такого своего контрагента, налоговый агент оказывается в неприятной ситуации. Если средства в полном объеме перечислены контрагенту, налоговый орган взыщет сумму налога с налогового агента. Налоговый агент и контрагенту сумму налога заплатил, и в бюджет. Как налоговому агенту вернуть себе эту сумму? В рамках своих неналоговых отношений с участием н/п. Это характерно для взаимозависимых организаций. Это не новый подход ВАС, реквизиты соответствующих его решений приведены на слайдах. Ст. 310 НК РФ – отход от правила о том, что налог уплачивается н/п из собственных денежных средств. Здесь же налоговый агент уменьшает сумму предоставления контрагенту. В противном случае налог бы никогда не дошел до бюджетной системы РФ.
П.21 ПП ВАС №57: ст. 123 НК РФ предусматривает возложение штрафа на налогового агента за неправомерное неудержание или неперечисление суммы налога в бюджет. Согласно позиции ВАС, возложение на налогового агента ответственности по ст. 123 НК РФ возможно только в том случае, когда налоговый агент имел возможность удержать и перечислить соответствующую сумму, имея в виду то, что удержание осуществляется из выплачиваемых н/п денежных средств. Специальные правила ч.2 НК РФ опять не учтены.
редставительство в налоговых правоотношениях.
Н/п может участвовать в налоговых отношениях лично либо через представителя. Личное участие н/п в правоотношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах, не лишает его возможности иметь представителя. Точно так же участие представителя не лишает н/п возможности личного участия в таких правоотношениях. Полномочия представителя дб подтверждены документально в соответствии с НК РФ и иными ФЗ, к которым НК РФ отсылает.
Представительство - ст. 26 НК РФ.
П.3 ПП ВАС №57: при решении вопроса о привлечении н/п к ответственности действие (бездействие) представителя расценивается как действие (бездействие) самого н/п, поскольку субъектом налогового правоотношения является сам н/п независимо от того, лично или через представителя он участвует в налоговых правоотношениях. За ненадлежащее исполнение возложенных на него обязанностей в сфере налогообложения уполномоченный представитель отвечает перед доверителем по правилам того законодательства, на основании которого возникают отношения представительства.
Отличие представителя от налогового агента заключается в том, что сам представитель в самостоятельных налоговых правоотношениях с налоговым органом не состоит, в налоговых правоотношениях состоит только н/п. Те действия, которые совершает представитель, признаются действиями н/п. Между представителем и н/п возникают отношения иной отраслевой принадлежности, в рамках которых будут решаться вопросы в тех случаях, когда представитель что-то сделал ненадлежащим образом и наступили неблагоприятные последствия для н/п. Самостоятельным участником налоговых правоотношений представитель не является.
Представитель в налоговых отношениях мб законным или уполномоченным. Законный представитель н/п (ст. 27 НК РФ): для организации – лица, уполномоченные представлять соответствующую организацию на основании закона (ГК РФ и законах о конкретных организационно-правовых формах ЮЛ) и ее учредительных документов. Для ФЛ – лица, выступающие в качестве его представителей в соответствии с гражданским законодательством РФ.
Что интересно, введена новая категория н/п – иностранная структура без образования ЮЛ. Но для нее не определено, кто мб законным представителем. Он отсутствует или что? На основании какого законодательства это определяется? Иностранные организации без образования ЮЛ создаются по законодательству иностранного государства, в соответствии с которым их законный представитель и должен определяться, что затруднительно для налоговых органов. НК РФ представителя такого н/п не определяет.
Уполномоченный представитель н/п (ст.29 НК РФ) – это ФЛ или ЮЛ, уполномоченное н/п представлять его интересы в отношениях с налоговыми органами и иными участниками отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах. Выбор н/п практически ничем не ограничен. Те лица, которые не мб представителями, определены в п.2 ст. 29 НК РФ (должностные лица налоговых, таможенных органов, ОВД, судьи, следователи и прокуроры).
Принципиален в отношении уполномоченных представителей разный способ оформления доверенности в зависимости от того, какого н/п они представляют. Полномочия представителя н/п – организации осуществляются на основании доверенности, выдаваемой в соответствии с гражданским законодательством, если иное не предусмотрено НК РФ. Исключения предусмотрены для ответственного участника консолидированной группы н/п (п.4 ст.29 НК РФ – вопросы, для представительства в которых такому представителю доверенности не требуется), доверительного управляющего (см.ч.2 НК РФ).
Для представителя н/п - ФЛ обязательна нотариально удостоверенная доверенность или приравненная к нотариально удостоверенной в соответствии с гражданским законодательством.
НК РФ не отвечает прямо на вопрос о форме доверенности для уполномоченных представителей н/п ИП. ИП вообще занимает промежуточное положение в статусе н/п между ФЛ и организацией. Если смотреть на порядок исполнения ФЛ своих налоговых обязанностей, то ФЛ, по общему правилу, не исчисляют налоги самостоятельно. Им все считают налоговые органы или контрагенты. ИП для целей налогообложения по объему прав и обязанностей приближаются к организациям. ПП ВАС №57: обязательная нотариальная форма доверенности или приравненная к ней распространяется также на ИП. До этого практика шла разными путями.
Позиция ВАС по надлежащему оформлению представителя организации во многом повторяет налоговое законодательство. Н/п – организация может иметь представителя на основании доверенности, выдаваемой в соответствии с гражданским законодательством. Исключения – ответственный участник консолидированной группы н/п (см. выше), доверительный управляющий, которому необходимо оформление доверенности по правилам ГК РФ, однако, в ч.2 НК РФ прямо предусмотрены обязанности доверительного управляющего, при исполнении которых доверенность не требуется.
алоговый орган.
Правовое регулирование статуса налоговых органов сосредоточено в НК РФ, Законе 1991 “О налоговых органах РФ”, Постановлении Правительства РФ 2004 №506, утв. Положение о ФНС.
Налоговые органы РФ представляют собой единую систему контроля за соблюдением законодательства о налогах и сборах, правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в бюджетную систему РФ налогов и сборов, а в прямо предусмотренных законодательством случаев – за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в бюджетную систему РФ и других обязательных платежей.
Единая централизованная система налоговых органов состоит из ФНС и ее территориальных органов. Территориальные органы – это Управления ФНС по субъектам РФ, межрегиональные инспекции ФНС (в качестве межрегиональных инспекций ФНС созданы инспекции по крупнейшим н/п), межрайонные инспекции ФНС, инспекции ФНС по районам в городах или населенных пунктах без районного деления. В структуре территориальных органов мб образованы органы, действующие исключительно по территориальному признаку, и специализированные налоговые органы (занимающиеся гос. регистрацией организаций и ИП и осуществляющие контроль за отдельными категориями н/п, как правило, речь идет о крупнейших н/п).
Система налоговых органов единая и централизованная. П. 6 ПП ВАС №57: определение надлежащего налогового органа, который обязан принять то или иное решение в отношении н/п. Существует несколько оснований для постановки н/п на учет в налоговых органах. ФЛ состоят на учете в налоговом органе по месту жительства и меняют налоговый орган в случае изменения места жительства. Снятие н/п – организации с учета и постановка по новому месту нахождения на учет осуществляется на основании документов, полученных от налогового органа по прежнему месту нахождения.
Кроме того, ВАС отмечает, что изменение места учета н/п само по себе не влияет на состояние его правоотношений с налоговыми органами. Н/п состоит в отношениях не столько с конкретной налоговой инспекцией, сколько с централизованной системой налоговых органов в целом. Смена места учета не означает автоматического прекращения всех связей с налоговым органом, в котором н/п ранее состоял на учете. По поданным ранее и не рассмотренным декларациям и заявлениям налоговый орган по прежнему месту учета н/п обязан вынести решения по существу, а также совершить необходимые действия, связанные с принятием и исполнением этих решений. Это обоснованно и по отношению к н/п - ФЛ.
В случае признания действий/бездействий и решений налогового органа незаконными суд в решении, в котором также должно содержаться указание на устранить допущенные нарушения прав заявителя, по собственной инициативе рассматривает вопрос о привлечении налогового органа по новому месту учета в качестве соответчика, поскольку возможности налогового органа по старому месту учета восстановить права заявителя ограничены. Налоговый орган по новому месту учета никакого отношения к нарушению пав заявителя не име6ет, однако система налоговых органов – единая и централизованная, поэтому его и можно привлечь.
Права и обязанности налоговых органов содержатся в ст. 31, 32 НК РФ. К ним относится право взыскивать с н/п суммы недоимки и пени по налогам и сборам. По общему правилу, взыскание с организаций осуществляется в бесспорном порядке, с ФЛ – в судебном порядке. Налоговый орган вправе изменять срок уплаты налога, приостанавливать операции по счетам, производить арест имущества, налоговые проверки (камеральные и выездные), выемку документов и предметов, истребовать документы от налоговых агентов, н/п, банков и иных лиц, привлекать к ответственности за совершение налоговых правонарушений, а также обращаться в суд в защиту публичных интересов (по основаниям, содержащимся в пп.14 п.1 с. 31 НК РФ).
Одним из наиболее интересных прав налоговых органов является право, предусмотренное в пп.7 п.1 ст. 31 НК РФ: право определять сумму налогов, подлежащую уплате н/п в бюджетную систему, расчетным путем на основании имеющихся у налогового органа данных о н/п, а также данных об иных аналогичных н/п. Сумма налога дб точной на основании показателей конкретного н/п. В каких-то случаях расчет точной суммы налога невозможен, в т.ч. в связи с недобросовестным исполнением н/п своей налоговой обязанности. Налоговая обязанность н/п мб исчислена максимально точно, если налоговый орган использует информацию о н/п из деклараций контрагентов н/п, например. При активной экономической деятельности это вряд ли возможно, в таких случаях используются данные об иных аналогичных н/п, что может привести к тому, что исчисленная расчетным способом сумма налога может оказаться больше или меньше той, которую н/п дб был заплатить, если бы все считалось на основании представленных им налоговому органу данных.
Именно поэтому расчетный способ используется только в исключительных случаях:
· если н/п отказывается допустить ДЛ налогового органа к осмотру производственных, складских и иных помещений и территорий, используемых н/п для извлечения дохода либо связанных с содержанием объекта налогообложения;
· н/п не предоставляет в течение более 2 месяцев налоговому органу необходимые для расчета налогов документы;
· отсутствие учета доходов и расходов либо нарушение установленного порядка ведения объектов налогообложения;
· непредоставление налоговой декларации по НИО (для иностранных организаций без постоянного представительства в РФ).
Очень часто налоговые органы расширительно толкуют перечень этих случаев, подозревая н/п в недобросовестности. Это приводит к тому, что н/п отказывают в учете расходов, которые он понес, но не может подтвердить, и пытаются облагать в рамках налогообложения прибыли организаций только доходы н/п. ПП ВАС №57: расчетным путем дб определены не только доходы, но и расходы н/п, если они являются элементов налогообложения. Бремя доказывания того, что размер доходов или расходов, определенный налоговым органом на основании применения расчетного метода, не соответствует фактическим условиям осуществления деятельности н/п, возлагается на н/п, поскольку он несет риски, связанные с возникновением оснований для применения налоговым органом расчетного метода определения сумм налогов.
Расчетный способ применяется как в случае отсутствия у н/п документов, так и при признании их ненадлежащими. Применение расчетного метода возможно как по какому-то налогу по расчетному периоду в целом, так и для отдельных операций н/п. В этом случае налоговый орган исчисляет сумму налога с учетом данных об аналогичных операциях самого н/п за соответствующий период.
П.8 ПП ВАС №57: специальные правила применения расчетного метода применительно к профессиональному налоговому вычету по НДФЛ и применительно к налоговым вычетам по НДС. Профессиональный налоговый вычет по НДФЛ – механизм, позволяющий ИП при налогообложении его доходов учитывать расходы, которые он понес при осуществлении предпринимательской деятельности. Можно доказывать размер расходов не по соответствующим правилам НК РФ, а по ст. 31 НК РФ.
НДС – налог, большинство проблем с которым связано с тем, что н/п пытаются возместить суммы из бюджета (применить налоговый вычет). Дб документы, составленные по определенной процедуре. Если их нет или они признаны ненадлежащими, на основании ст. 31 НК РФ вычеты по НДС не мб предоставлены н/п.
Обязанности налоговых органов – ст. 32 НК РФ. Обязанности соблюдать законодательство о налогах и сборах, осуществлять контроль за его соблюдением, вести учет организаций и ФЛ, принимать решения о возврате излишне уплаченных и излишне взысканных сумм налогов, направлять оформленные поручения в ФК, необходимые для исполнения соответствующих решений, предоставлять н/п информацию о состоянии его налоговой обязанности.
Пп.4 п.1 ст.32 НК РФ: обязанность налогового органа бесплатно информировать, в т.ч. в письменной форме, н/п, плательщика сборов и налогового агента о действующих налогах и сборах, налоговом законодательстве и принятых в соответствии с ним НПА, порядке исчисления и уплаты налогов, правах и обязанностях соответствующих участников налоговых отношений, бесплатно предоставлять формы налоговых деклараций и разъяснять порядок их заполнения. Налоговые органы осуществляют бесплатное информирование, в т.ч. путем ответов на запросы в электронной форме.
В отличие от налоговых органов, финансовые органы осуществляют иную функцию: ст. 34.2 НК РФ. Минфин РФ дает письменные разъяснения по вопросам применения законодательства о налогах и сборах. Финансовые органы субъектов РФ и МО дают письменные разъяснения по вопросам применения налогового законодательства соответствующего уровня. Письменные разъяснения по вопросам применения финансовые органы должны дать в течение 2 месяцев со дня поступления запроса, по решению руководителя финансового органа срок мб продлен не более, чем на 1 месяц. Для налоговых органов предусмотрен срок 1 месяц.
Принципиальное различие информирования налоговых органов и разъяснений финансовых органов в том, что налоговые органы при наличии неопределенности в законодательстве могут проинформировать о том, что однозначного ответа в законодательстве нет, и все. Если есть разъяснения Минфина по вопросам применения федерального налогового законодательства, налоговые органы об этом сообщают (или сообщают об отсутствии таких разъяснений).
По всем сложным ситуациям обращаться нужно в финансовые органы. На практике обращаются с одним вопросом и туда, и туда. Важно учитывать, что в одном случае нужно просить орган проинформировать о действующих нормах законодательства, а в другом – с просьбой дать письменные разъяснения по вопросам применения налогового законодательства в какой-либо части. Наличие ответа, данного конкретному лицу с четом детально описанной им ситуации, является основанием для исключения вины н/п в совершении соответствующего налогового правонарушения. В определенных случаях это может очень сильно помочь. Однако, соответствующие разъяснения дб адресованы конкретному н/п, а не неопределенному кругу лиц.
анки.
В круге субъектов налоговых правоотношений банки не упомянуты. Однако, в рамках налоговых правоотношений они имеют свои особые обязанности по исполнению поручений по перечислению налоговых сборов, т.е. являются особыми участниками налоговых правоотношений.
Ст. 60 НК РФ: банки обязаны исполнять поручения н/п по перечислению налогов в бюджетную систему РФ за счет денежных средств н/п (поручения налогового агента – за счет средств налогового агента) в очередности, установленной гражданским законодательством. По общему правилу, поручение дб исполнено банком в течение 1 операционного дня, следующего за днем получения поручения, плата за обслуживание по соответствующим операциям не взимается. При невозможности исполнения поручения н/п по зависящим от банка причинам (например, в связи с отсутствием средств на корреспондентском счете банка) банк обязан в срок 1 дня, следующего за днем истечения срока на исполнение получения, сообщить о неисполнении или частичном неисполнении в налоговый орган по месту нахождения банка и самому н/п. Обязанность н/п уже исполнена. Что он должен делать? Это неочевидно. Видимо, добросовестный н/п должен отозвать платежное поручение и представить его в другой банк, чтобы сумма дошла до бюджетной системы? Нет такой обязанности, н/п свою обязанность уже исполнил. Однако, если у н/п есть возможность отозвать платежное поручение и пойти в другой банк, а он этого не делает, и средства до бюджетной системы не доходят, в дальнейшем мб поставлен вопрос о недобросовестности н/п.
За неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей по перечислению денежных средств в бюджетную систему банк несет ответственность за счет своих собственных средств. Уплата соответствующего штрафа не освобождает банк от обязанности перечислить в бюджетную систему соответствующую сумму налога. Если обязанность по перечислению налогов в бюджетную систему нарушена банком неоднократно, это мб основанием для обращения налогового органа в ЦБ с ходатайством об отзыве у банка лицензии на осуществление банковских операций.
Вместе с тем, банк участвует в отношениях с н/п и налоговым органом не только в случаях перечисления денежных средств в бюджет. У банка есть и иные обязанности, которые на него возлагает НК РФ в рамках регулирования налоговых правоотношений: сообщать об открытии счетов, приостанавливать операции по счетам по решению налогового органа и т.д. Правила о перечислении денежных средств, урегулированные ст.60 НК РФ, возлагают на банк обязанность совершать и операции в обратном направлении – из бюджетной системы н/п, налоговому агенту. Это касается случаев возврата.
Банк, т.о., является специфическим участником налоговых правоотношений. Необходимо учитывать, что, как отмечено в п.7 ПП ВАС 2013, помимо всего упомянутого, банк является организацией - н/п и налоговым агентом, на него возложены также иные обязанности, предусмотренные НК РФ для всех организаций, в т.ч. вытекающие из положений ст. 93.1 НК РФ.