Производство по делу о налоговых правонарушениях, выявленных в ходе налоговых проверок.

Налоговый процесс развивается в рамках трех стадий: 1) налоговый контроль; 2) производство по делам о налоговых правонарушениях, осуществляемое налоговыми органами; 3) судопроизводство по искам налоговых органов о взыскании налоговой санкции.

К акту налоговой проверки прилагаются документы, подтверждающие факты нарушений законодательства о налогах и сборах, выявленные в ходе проверки.

Лицо, в отношении которого проводилась налоговая проверка в случае несогласия с фактами, изложенными в акте налоговой проверки, в течение 15 дней со дня получения акта вправе представить в соответствующий налоговый орган письменные возражения. При этом налогоплательщик вправе приложить к письменным возражениям или в согласованный срок передать в налоговый орган документы (их заверенные копии), подтверждающие обоснованность своих возражений.

Руководитель налогового органа извещает о времени и месте рассмотрения материалов налоговой проверки лицо, в отношении которого проводилась эта проверка.

Лицо, в отношении которого проводилась налоговая проверка, вправе участвовать в процессе рассмотрения материалов проверки лично и (или) через своего представителя. Он в праве знакомиться со всеми материалами дела.

Перед рассмотрением материалов налоговой проверки по существу руководитель налогового органа должен:

1) объявить, кто рассматривает дело и материалы какой налоговой проверки подлежат рассмотрению;

2) установить факт явки лиц

3) Проверить полномочия этого представителя;

4) разъяснить лицам их права и обязанности;

5) вынести решение об отложении рассмотрения материалов налоговой проверки в случае неявки лица, участие которого необходимо для рассмотрения.

По результатам рассмотрения материалов налоговой проверки руководитель (заместитель руководителя) налогового органа выносит решение:

1) о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения;

2) об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения;

3) о проведении дополнительных мероприятий налогового контроля на срок, не превышающий один месяц.

  1. Документирование налогового правонарушения, выявленного вне рамок налоговой проверки

При обнаружении фактов, свидетельствующих о правонарушениях, должностным лицом должен быть составлен акт. В акте должны быть указаны документально подтвержденные факт нарушения, а также выводы по его устранению и применению соответствующих санкций.

Срок составления акта - не позднее одного рабочего дня, следующего за днем обнаружения фактов, свидетельствующих о налоговых правонарушениях.

Акт составляется в двух экземплярах, один из которых остается в налоговом органе, другой вручается лицу, совершившему правонарушение (его представителю). При выявлении обстоятельств, позволяющих предполагать совершение нарушения, содержащего признаки преступления, акт составляется в трех экземплярах. Третий экземпляр акта приобщается к материалам, направляемым в органы внутренних дел для решения вопроса о возбуждении уголовного дела.

Акт вручается лицу, совершившему налоговое правонарушение, под расписку или иным способом, свидетельствующим о дате его получения.

В случае несогласия с фактами, изложенными в акте, привлекаемое к ответственности лицо вправе в течение десяти дней представить в налоговую инспекцию письменные возражения, к которым можно приложить документы, подтверждающие их обоснованность.

По истечении указанного десятидневного срока в течение следующих десяти дней руководитель (заместитель руководителя) налогового органа рассматривает акт и прилагаемые к нему документы.

Акт должен рассматриваться в присутствии лица, привлекаемого к ответственности. Для этого налоговый орган заблаговременно извещает лицо, совершившее нарушение законодательства о налогах и сборах, о времени и месте рассмотрения акта. Несоблюдение этого условия может послужить основанием для отмены решения. При рассмотрении акта могут оглашаться: сам акт, иные материалы мероприятий налогового контроля, а также письменные возражения лица, привлекаемого к ответственности.

Однако в отличие от процедуры рассмотрения акта, принятого по материалам налоговой проверки при "внепроверочной" процедуре упор делается на заслушивании объяснений лица, привлекаемого к ответственности.

По результатам рассмотрения акта и приложенных к нему документов и материалов руководитель (заместитель руководителя) налогового органа принимает решение о привлечении лица к ответственности за налоговое правонарушение или об отказе в привлечении к ней.

На основании вынесенного решения налогоплательщику направляется требование об уплате пеней и штрафа.

Наши рекомендации