Бюджетная и социальная эффективность проекта
Местонахождение объекта
Компания «Газелька» располагается по адресу г. Чита, ул. Мостовая, 8.
Описание проекта
Инвестиционный проект предполагает:
– заключение договора на аренду нежилого помещения для СТО общей площадью 70 м2, с уже установленным оборудованием, которое находится в помещении торгового центра «Toyota -центр» по адресу ул. Мостовая, 8;
– приобретение необходимых запасных частей, как для грузо-пассажирских, так и для пассажирских автомобилей марки «Газель»;
– проведение комплекса маркетинговых мероприятий на локальном рынке;
- заключение договора с поставщиками на поставку запасных частей для ремонта автомобилей;
– создание восьми рабочих мест для наемных рабочих, одного из них для самого предпринимателя, затем один моторист со среднемесячной заработной платой в размере 14000 рублей и гарантированным социальным пакетом, один кассир-операционист со среднемесячной заработной платой в размере 12000 рублей и гарантированным социальным пакетом, четыре слесаря со среднемесячной заработной платой в размере 11000 рублей и гарантированным социальным пакетом, и одна уборщица со среднемесячной заработной платой в размере 8000 рублей и гарантированным социальным пакетом.
Описание услуг
Сущность проекта состоит в том, что предлагается открытие СТО, которая может предложить следующие виды обслуживания:
- компьютерная диагностика автомобилей;
- ремонт двигателей автомобилей;
- ремонт КПП автомобилей;
- ремонт ходовой части автомобилей;
- ремонт топливного насоса высокого давления (ТНВД);
- развал-схождения;
- шиномонтаж;
- продажа автозапчастей.
Цены на предоставляемые услуги не будут превышать цен на аналогичные услуги у других предпринимателей и будут доступны для клиентов с различным уровнем дохода.
Расчет потребности в финансовых ресурсах
Для реализации инвестиционного проекта по открытию СТО требуется сумма инвестиций в размере 183,2 тыс. руб. (таблица 1).
Таблица 1
Затраты на реализацию проекта по открытию СТО
Оборудование | Количество, шт. | Стоимость единицы, тыс. руб. | Сумма, тыс. руб. |
Аренда помещения | - | - | |
Ноутбук | |||
Принтер | |||
Стол | |||
Стул | 0,5 | ||
Шкаф | |||
Затраты на рекламу | - | - | 14,2 |
Итого: | 183,2 |
Для реализации инвестиционного проекта необходимо предусмотреть расходы на рекламу, которые составят 14,2 тыс. руб.в первый месяц реализации проекта. В состав затрат включаем расходы на рекламу в СМИ, включающую размещение рекламы в газете «Вся Чита».
«Вся Чита»: 48 см2 * 74 руб./см2 (стоимость 1 см2 площади рекламы первой полосы газеты (цветная печать)) = 3552 рубля в неделю (в месяц = 14200 руб.).
Источниками инвестиционных средств являются:
– собственные средства – 124,4 тыс. руб.
- субсидия – 58,8 тыс. руб.
Организационный механизм
Реализация инвестиционного проекта включает в себя следующие этапы:
- регистрация ИП;
- заключение договора на аренду помещения;
- заключение договора с поставщиками на поставку запасных частей для ремонта автомобилей;
- проведение комплекса маркетинговых мероприятий;
- развитие финансовой деятельности.
График реализации инвестиционного проекта приведен в таблице 2.
Таблица 2
График реализации инвестиционного проекта по приобретению необходимого оборудования и расширению деятельности предприятия
Наименование этапов | период реализации | |||
01.2012 | 02.2012 | 03.2012 | 04-12.2012 | |
1.регистрация ИП | ||||
2.заключение договора на аренду помещения | ||||
3.заключение договора на поставку запасных частей | ||||
4.проведение комплекса маркетинговых мероприятий | ||||
5.развитие финансовой деятельности |
На рис. 1 представлена организационная структура будущей станции технического обслуживания(СТО).
Руководитель СТО |
Кассир-операционист – 1 чел. |
моторист – 1 чел. |
Уборщица – 1 чел. |
Слесарь – 4 чел. |
Рис. 1 Организационная структура СТО.
Сформулируем основные требования к персоналу СТО который будет являться основным источником формирования прибыли.(табл. 3).
Таблица 3
Требования к персоналу СТО
Кассир-операционист | ||
Опыт работы | от 3 лет | |
Образование | Высшее экономическое | |
Возраст | от 25 до 45 лет | |
Описание | Требования: коммуникабельность, мобильность, ответственность, аккуратность, честность, стремление к повышению квалификации, желание зарабатывать. Обязанности: Консультация посетителей, реализация запасных частей. Проведение разъяснительной работы с посетителями, которые затрудняются в выборе запасных частей. Прием платы за реализацию запасных частей. Изучение спроса и предложений на рынке ремонтных услуг. Составление установленной отчетности о выполненной работе. | |
Моторист | ||
Опыт работы | От 5 лет | |
Образование | Средне специальное | |
Возраст | от 30 до 50 лет | |
Описание | Требования: коммуникабельность, мобильность, ответственность, аккуратность, желание зарабатывать. Обязанности: выполнение ремонта двигателей на высоком профессиональном уровне. | |
Уборщица | ||
Опыт работы | От 3 месяцев. | |
Образование | среднее | |
Возраст | От 18 до 45 лет | |
Описание | Требования: мобильность, ответственность, аккуратность, желание зарабатывать. Обязанности: выполнение работ на высоком профессиональном уровне. | |
Слесарь | ||
Опыт работы | От 1 года | |
Образование | Средне специальное | |
Возраст | От 21 до 35 лет | |
Описание | Требования: мобильность, ответственность, аккуратность, желание зарабатывать. Обязанности: выполнение работ на высоком профессиональном уровне. | |
4. Исследование и анализ рынка
Оценка емкости рынка
Емкость рынка услуг по ремонту автомобилей можно определить, исходя из среднего наличия, динамики численности населения города Читы и темпов роста реальных доходов населения, средней цены услуги.
Данные территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Забайкальскому краю свидетельствуют об устойчивом росте доходов населения в Забайкальском крае (табл. 4).
Таблица 4
Денежные доходы населения
Забайкальского края за период 2008-2010 гг.
Показатели | 2008г. | 2009г. | 2010г. | Темп роста, % (2010/2008) |
Начисленная номинальная, среднемесячная заработная плата одного работника, руб. | 15147,3 | 17008,1 | 117,5 | |
Денежные доходы номинальные (в среднем на душу населения в месяц), руб. | 120,3 | |||
Величина прожиточного минимума, рублей | 5658,9 | 135,7 |
Размер начисленной номинальной среднемесячной заработной платы постоянно растёт. Этому способствовали меры по повышению минимальных государственных гарантий, а также улучшение ситуации в экономике Забайкальского края. Реальные располагаемые денежные доходы населения (доходы за вычетом обязательных платежей, откорректированные на индекс потребительских цен), также росли за анализируемый период.
Прогноз социально-экономического развития Забайкальского края на период до 2012 года намечает устойчивую тенденцию роста основных индикаторов уровня жизни населения, что не может не сказаться на увеличении спроса на оказание услуг СТО в будущем.
Исходя из прогнозных данных, СТО будет оказывать услуги на сумму 4974 тыс. руб. в год. (табл.5).
Таблица 5
Расчет выручки от оказания услуг СТО
Наименование видов услуг | Стоимость ремонта, тыс. руб. | Количество единиц обслуживаемой техники | Выручка от оказания услуг, тыс. руб. за месяц | Выручка оказания услуг, тыс. руб. за год |
Ремонт ДВС | ||||
Ремонт КП | ||||
Ремонт подвески | ||||
Ремонт ТНВД | ||||
Ремонт приборов электрооборудования | ||||
Диагностика | 0,4 | |||
Шиномонтаж | 0,3 | 19,5 | ||
ИТОГО | х | х | 414,5 |
Платежеспособный спрос может быть обеспечен предприятию за счет высокого качества оказания услуг и относительно невысокими ценами на них (на 10-15% ниже конкурентов).
План маркетинга.
Маркетинговая деятельность СТО направлена на информирование потенциальных клиентов о преимуществах оказываемых услуг, их широком ассортименте и относительно низких ценах.
Исходя из цен конкурентов на аналогичные услуги, мы полагаем, что в дальнейшем опираясь на стратегию снижения затрат и, следовательно, цен на наши услуг при одновременном повышении их качества, СТО не только сохранит существующих потребителей продукции, но и расширит рынок сбыта.
Расширение ассортимента оказываемых услуг будет нацелено на оказание услуг наиболее полно отвечающей запросам потребителей. Для планирования стратегии сбыта нами выявлены сегменты рынка, на которые предприятию необходимо обратить внимание:
1. Владельцы маршрутных такси, т.е. индивидуальные предприниматели, у которых регулярно возникает необходимость в оказании услуг по ремонту Газелей. Данный сегмент является наиболее доходным и перспективным, однако, требует обеспечения высокого уровня качества услуг без сбоев и задержек в исполнении заказов.
2. Высокообеспеченное население, отличающееся высокой платежеспособностью. Они будут обращаться на СТО с целью диагностики и ремонта автомобилей.
3. Среднеобеспеченные слои населения. Потребители данного сегмента будут получать услуги диагностики автомобилей. Данный сегмент достаточно многочисленный и имеет тенденцию к росту. В этой связи, для планирования стратегии сбыта для данных потребителей необходима ориентация на предложение более качественных, чем у конкурентов, услуг.
Следует отметить, что потребители по уровню дохода в 2010 году распределилось следующим образом: доля первого сегмента составила 28,6%, второго – 29,3%, третьего – 50%.
В этой связи основными потребителями наших услуг определены потребители первого и второго сегментов, которым предприятие будет уделять большее внимание при разработке комплекса маркетинга, другими словами приоритетность обслуживания определена для данных групп потребителей.
Попов А.А. установил маркетинговые цели для успешного развития бизнеса:
– Создание чувства гордости и удовлетворения своими услугами и ее качество в первую очередь у работников.
– Повышение имиджа СТО.
– Увеличение объема продаж в течение года.
Особое внимание при планировании кампании по стимулированию сбыта будет уделяться четырем факторам:
– Найти потенциальных клиентов.
– Заинтересовать и стимулировать их.
– Удовлетворить их потребности.
– Продать услуги.
На начальном этапе открытия СТО будет проведена рекламная кампания с помощью средств массовой информации:
- изготовление визиток, информационных листовок, с указанием местонахождения, времени работы, контактных телефонов. Визитки и информационные листовки можно разместить в магазинах, в маршрутных такси, на подъездах домов, расположенных в шаговой доступности;
- раздаче буклетов клиентам, которые воспользовались услугами СТО.
В дальнейшем предусматривается размещение рекламы посредством вывешивание рекламного щита на улица города.
5 Эффективность инвестиционного проекта
Оценка прибыльности бизнес-плана
Для расчета финансовых потоков следует рассчитать затраты на оказание услуг по ремонту автомобилей.
Для этого приведем расчет следующих статей затрат.
1. Расходы на аренду помещения.
Согласно договору аренды, заключенного между ИП Попов А.А. и торгового центра «Toyota -центр», ул. Мостовая, 8, стоимость арендной платы за месяц составляет 150000 руб. Тогда, годовая стоимость аренды составит 1,8 млн. руб.
2. Расходы на оплату труда наемных работников.
– Заработная плата кассир-операционист – 12000 руб.; ФЗП = 12000 руб.* 12 мес. = 144 тыс. руб.,
– Заработная плата моториста – 14000 руб., ФЗП = 14000 руб.* 12 мес. = 168 тыс. руб.,
– Заработная плата одного слесаря – 11000 руб., ФЗП = 4*11000 руб.* 12 мес. = 528 тыс. руб.,
– Заработная плата уборщицы – 8000 руб., ФЗП = 8000 руб.* 12 мес. = 96 тыс. руб.,
Итого годовой ФЗП=144+168+528+96=936 тыс. руб.
3. Отчисления на социальные нужды согласно действующему законодательству (Федеральный закон от 24.07.2099г. №212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный Фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования») составляют 34 % от фонда заработной платы:
Отчисления = 936 * 0,34 = 318,24 тыс. руб.
4. Отчисления в ФСС РФна страхование работников от профессиональных рисков и профзаболеваний
936 тыс. руб. * 0,2% = 187,2 тыс. руб.
5. Уплата страховых взносовиндивидуального предпринимателя в 2011г. в соответствии с Федеральным законом №212-ФЗ от 24.07.2009г. составляет 16159,56 руб., из них:
– обязательное пенсионное страхование – на страховую часть пенсии – 4330 руб. * 12 мес. * 20%= 10392 руб. и 4330 руб. * 12 мес.* 6% = 3117,6 руб. – на накопительную часть трудовой пенсии;
– отчисление на обязательное медицинское страхование в федеральный ФОМС – 4330 руб. *12 мес. * 2,1% = 1091, 16 руб.;
– отчисление на обязательное медицинское страхование в территориальный ФОМС – 4330 руб. * 12 мес. * 3% = 1558, 8 руб.;
6. Расходы на рекламу составят 14,2 тыс. руб.
Реклама будет осуществляться размещения рекламы в газете «Вся Чита».
«Вся Чита»: 48 см2 * 74 руб./см2 (стоимость 1 см2 площади рекламы первой полосы газеты (цветная печать)) = 3552 рубля в неделю (в месяц = 14200 руб.).
7. Расходы на содержание производственного помещения:
- расходы на приобретение дров.
Производственное помещение имеет площадь 70 кв. м. Расход дров на отопление СТО составляет 15 куб. м. Стоимость 1 куб. дров 1200 руб. Тогда затраты на приобретение дров составят 18000 руб. (15 куб. м. * 1200 руб./куб. м.).
– электроэнергию для работы оборудования.
Зэл. = N эл *tраб.обор.*Тэл,
где Зэл. – затраты на электроэнергию, руб.
N эл. – установленная суммарная мощность оборудования составляет 9 кВт в час;
tраб.обор. – время работы оборудования;
Т эл. – тариф за 1 кВт - час электроэнергии;
Фонд времени работы оборудования 3024 маш. час. ((360 дней * 12 час.* 0,7).
Тогда затраты на электроэнергию составят 103420,8 тыс. руб. (3024 маш. час. * 9 кВт * 3,8 руб./ Квт.);
- затраты на освещение.
Площадь помещения СТОсоставляет 70 кв. м. Норма освещения 25 Ватт на 1 кв. м. площади. Тогда годовая сумма платежа за электроэнергию составит 23940 руб.
70 кв. м. * 25Вт /1000 * 12 час. * 300 раб. дн. * 3,8 руб./кВт = 23940. руб.
8. Расходы на приобретение канцелярских принадлежностей принимаются в размере 500 руб. в месяц, в год – 6000 руб.
9. Расходы на приобретение запасных частейпринимаются в размере 50 тыс. руб. в месяц, в год – 600 тыс. руб.
10. Уплата налога на совокупный доход (УСН на основе патента), стоимость патента= 18000 руб., но в первый год стоимость патента составляет 9000 руб.
Итого налог(УСН)За год составляет сумма налога составит 9000 руб.
На основе проведенных расчетов определим сумму текущих затрат на реализацию проекта (табл. 6).
Таблица 6.
Расчет текущих затрат на реализацию проекта.
Статьи затрат | Сумма, тыс. руб. |
Расходы на содержание производственного помещения | 145,36 |
Аренда помещения | |
Расходы на приобретение запасных частей | |
Расходы на оплату труда работников | |
Отчисления на страховые взносы | 318,24 |
Отчисления в ФСС | 187,2 |
Уплата фиксированного платежа | 16,16 |
Расходы на рекламу | 14,2 |
Расходы на канцелярские товары | 6,0 |
Итого затрат | 4023,18 |
Уплата налога(УСН на основе патента) | |
Всего затрат | 4032,18 |
Приведем расчет текущих расходов в разрезе месяцев 2011 года (табл. 7).
Финансовый план
Для обоснования финансового плана произведем расчеты следующих показателей (табл. 8).
Чистый дисконтированный доход (NPV), т.е. будущий доход от реализации мероприятий за минусом затраты на его осуществление:
Таблица 7
Расчет текущих расходов в разрезе месяцев 2011 года, тыс. руб.
Показатели | январь | февраль | март | апрель | май | июнь | июль | август | сентябрь | октябрь | ноябрь | декабрь | итого 2011г |
Расходы на аренду помещения | |||||||||||||
Расходы на оплату труда наемных работников | |||||||||||||
Отчисления на страховые взносы | 26,52 | 26,52 | 26,52 | 26,52 | 26,52 | 26,52 | 26,52 | 26,52 | 26,52 | 26,52 | 26,52 | 26,52 | 318,24 |
Отчисления в ФСС РФ | 15,6 | 15,6 | 15,6 | 15,6 | 15,6 | 15,6 | 15,6 | 15,6 | 15,6 | 15,6 | 15,6 | 15,6 | 187,2 |
Уплата страховых взносов ИП | 1,347 | 1,347 | 1,347 | 1,347 | 1,347 | 1,347 | 1,347 | 1,347 | 1,347 | 1,347 | 1,347 | 1,347 | 16,2 |
Расходы на рекламу | 14,2 | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | 14,2 |
Расходы на приобретение запасных частей | |||||||||||||
Расходы на электроэнергию для технологических целей и освещения | 12,11 | 12,11 | 12,11 | 12,11 | 12,11 | 12,11 | 12,11 | 12,11 | 12,11 | 12,11 | 12,11 | 12,11 | 145,36 |
УСН | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | ||
Итого | 359,215 | 336,015 | 336,015 | 336,015 | 336,015 | 336,015 | 336,015 | 336,015 | 336,015 | 336,015 | 336,015 | 336,015 | 4032,18 |
NPV = PV – CI,
где PV – дисконтированная величина дохода предприятия.
CI – величина инвестиций.
Определяем чистую текущую стоимость (PV),
где ЧП – чистая прибыль предприятия,
А – сумма амортизационных отчислений,
Е – ставка дисконта;
n – период, для которого рассчитывается текущая стоимость.
Поскольку сумма инвестиций предоставляет безвозмездно и безвозвратно, то величину будущего дохода дисконтировать определять не надо.
Таблица 8
Расчет показателей эффективности инвестиционного проекта.
Статьи затрат | Сумма, тыс. руб. |
Выручка от оказания услуг | |
Текущие затраты | 4032,18 |
Прибыль от оказания услуг | 941,82 |
Налог(УСН) | |
Чистая прибыль (PV) | 932,82 |
Инвестиции (СI) | 183,2 |
NPV (Чистый дисконтированный доход), руб. | 749,62 |
Бухгалтерская рентабельность инвестиций(%) | 84,9 |
PI (рентабельность инвестиций), % | 509,2 |
PP (Срок окупаемости проекта), месяцев | 0,2 года или 3 месяца |
Таким образом, чистый дисконтированный доход за весь период реализации проекта будет положительной величиной и составит 932,82 тыс. руб. Это означает, что бизнес-план по организации СТО по ремонту автомобилей марки «Газель» является эффективным, поскольку отвечает основному критерию эффективности.
Индекс рентабельности инвестиций рассчитывается по формуле и составляет 509,2 %
Величина индекса рентабельно получилась больше единицы, что также характеризует проект как эффективный.
Определяем срок окупаемости инвестиционного проекта.
Ток = ,
где CI – сумма инвестиций, тыс. руб.;
ЧПср – средняя сумма чистой прибыли за период реализации проекта, тыс. руб.
Ток = 183,2/ 932,82 ≈ 3 месяца.
Срок окупаемости проекта составил 3 месяца, что меньше срока реализации проекта. Следовательно, вложенные средства начнут окупаться, начиная с 4 месяца реализации проекта.
Бюджетная и социальная эффективность проекта
Бюджетная и социальная эффективность реализации бизнес-плана представлена в таблицах 9 и 10.
Таблица 9
Бюджетная эффективность инвестиционного проекта, тыс. руб.
Показатели | Всего 2011год |
УСН | |
Отчисления на социальные нужды (ПФ) | 318,24 |
Отчисления в Фонд социального страхования (ФСС) | 187,2 |
Страховые взносы индивидуального предпринимателя | 16,2 |
ИТОГО | 530,64 |
Таблица 10
Социальный эффект от реализации инвестиционного проекта
Показатели | Значение показателя |
Количество создаваемых и сохраняемых в дальнейшем рабочих мест для наемных рабочих, всего | |
Средняя заработная плата, тыс. руб. | 11,2 |
Социальная эффективность бизнес-плана заключается в создании и сохранении в 2011 году 7 рабочих мест в первый год реализации бизнес-плана, в 2012 году – еще 1 (одно) рабочее место.
Средняя заработная плата работников предприятия в первый год реализации проекта составит 11,200 руб. в месяц. В последующие годы реализации проекта заработная плата персонала будет увеличиваться в среднем на 10%.
6. Оценка рисков
Разработчиком проекта был составлен перечень первичных рисков по всем стадиям проекта.
1. Появление новых потенциальных участников рынка, что усиливает конкуренцию.
2. Вероятность снижения покупательной способности населения.
Мероприятия противодействия
В качестве условий предотвращения рисков в бизнес-плане рассматриваются:
– заключение долгосрочных договоров с предприятиями-поставщиками запасных частей и других сопутствующих услуг с четкими условиями и штрафными санкциями;
– страхование финансовых рисков, связанных с неисполнением (ненадлежащим исполнением) договорных обязательств;
– предоставление скидок постоянным клиентам.
Руководитель Попов Александр Анатольевич
Список используемой литературы:
1) Основы Бизнес-планирования О.В. Гладких, М.П. Таскаева, учебное пособие, 2007 год.
2) www. Yandex.ru.