Бюджетная эффективность инвестиционного проекта

Бюджетная эффективность оценивается по требованию органов государственного и/или регионального управления. В соответствии с этими требованиями может определяться бюджетная эффективность для бюджетов различных уровней или консолидированного бюджета. Бюджетная эффективность учитывает социально-экономические последствия осуществления инвестиционного проекта для общества в целом, в том числе как непосредственные результаты и затраты проекта, так и «внешние»: затраты и результаты в смежных секторах экономики, экологические, социальные и иные внеэкономические эффекты.

С точки зрения бюджетной эффективности проект в первую очередь должен быть направлен не на получение прибыли, а на достижение максимально возможного социально-экономического результата. Например, при анализе инвестиционного проекта связанного с возведением объекта социально-культурного значения (примером может служить театр), первостепенное значение имеет тот социальный эффект, который будет достигнут. Однако не следует забывать, что наиболее предпочтительным является тот инвестиционный проект , на реализацию которого потребуется как можно меньше затрат, с учетом социального эффекта который необходимо достигнуть.

Показатели бюджетной эффективности отражают влияние результатов реализации инвестиционного проекта на доходы и расходы соответствующего бюджета. Основным показателем бюджетной эффективности является бюджетный эффект (Бt). Он определяется как превышение доходов соответствующего бюджета (Дt) над расходами (Рt) в связи с реализацией инвестиционного проекта (1.1):

Бt=Дt-Pt (1.1.)

Интегральный бюджетный эффект рассчитывается как сумма дисконтированных годовых бюджетных эффектов за весь срок реализации инвестиционного проекта или как превышение интегральных доходов бюджета над интегральными бюджетными расходами.

В состав расходов бюджета включаются:средства прямого бюджетного финансирования; кредиты Центрального, региональных и уполномоченных банков, выделяемые в качестве заемных средств, подлежащих компенсации за счет бюджета; прямые бюджетные ассигнования на надбавки к ценам на топливо и энергоносители, выплаты на пособия для лиц, остающихся без работы в связи с реализацией инвестиционного проекта; выплаты по государственным ценным бумагам; государственная гарантия инвестиционных расходов иностранным и отечественным инвесторам; средства, выделяемые из бюджета для ликвидации последствий, возможных после реализации инвестиционного проекта чрезвычайных ситуаций и компенсации иного возможного ущерба.

В состав доходов бюджета включаются:налог на добавленную стоимость и все другие налоговые поступления в части, относящейся к осуществлению проекта; поступающие в бюджет таможенная пошлина и акцизы по продукции (ресурсам), производимым в соответствии с проектом; эмиссионный доход от выпуска ценных бумаг под осуществление проекта; дивиденды по принадлежащим государству (региону) акциям и другим ценным бумагам, выпускаемым с целью финансирования проекта; поступления в бюджет подоходного налога с заработной платы российских и иностранных работников, начисленной за выполнение работ, предусмотренных проектом; поступление в бюджет платы за пользование землей, водой и другими природными ресурсами, платы за недра; поступления от выдачи лицензий на право ведения геологоразведочных работ и т.п. в части, связанной с осуществлением проекта; доходы от лицензирования, конкурсов, тендеров на разведку, строительство и эксплуатацию объектов, предусмотренных проектом; поступления от погашения кредитов, выделенных за счет средств бюджета на обслуживание проекта; штрафы и санкции, связанные с проектом, за нерациональное использование материальных, топливно-энергетических и природных ресурсов.

К доходам бюджета приравниваются поступления во внебюджетные фонды - пенсионный фонд, фонд занятости, медицинского и социального страхования, начисленные от заработной платы за работы, связанные с реализацией проекта.

На основе показателей годового бюджетного эффекта рассчитываются такие показатели, как срок окупаемости бюджетных затрат и степень участия государства (региона) в реализации инвестиционного проекта. Показатель бюджетного эффекта отражает лишь ту часть эффекта, которая поступает в бюджет. Другая часть эффекта поступает в распоряжение инвесторов и предприятия, реализующего инвестиционный проект. Она характеризуется показателями коммерческой эффективности. Поэтому наряду с показателями коммерческой и бюджетной эффективности необходимо определять показатели экономической эффективности инвестиционного проекта в хозяйственной системе (показатели народнохозяйственной эффективности). [38; 264]



Наши рекомендации