Э.: Владимир Иванович, что вы пожелаете бухгалтерам? 15 страница
│├───┼────────────┼───────────┼────────┼──────┼─────────┼─────┼──────────┼────────┤│
││ 1 │ Шампунь │ 15 │ 30 │ 4,5 │ 19,5 │ 20 │14.10.2016│ 5 ││
│├───┼────────────┼───────────┼────────┼──────┼─────────┼─────┼──────────┼────────┤│
││ 2 │ Мыло │ 5 │ 40 │ 2 │ 7 │ 6 │14.10.2016│ 1 ││
│├───┼────────────┼───────────┼────────┼──────┼─────────┼─────┼──────────┼────────┤│
││ 3 │Зубная паста│ 20 │ 25 │ 5 │ 25 │ - │ - │ - ││
│└───┴────────────┴───────────┴────────┴──────┴─────────┴─────┴──────────┴────────┘│
│ │
│Генеральный директор Иванов /Иванов А.Н./ │
└──────────────────────────────────────────────────────────────────────────────────┘
Отражение торговой наценки в учете
Начисление торговой наценки отражают записью:
Дебет 41 Кредит 42
- начислена торговая наценка на оприходованный товар.
В торговую наценку включают доход торговой организации и НДС (если фирма платит этот налог).
Пример. Магазин "Промтовары" приобрел 10 чайников по цене 1180 руб/шт. (в том числе НДС - 180 руб.). Общая стоимость партии чайников - 11 800 руб. (в том числе НДС - 1800 руб.).
Чайники облагаются НДС по ставке 18%. Наценка на товары (без НДС) установлена в размере 40%.
Бухгалтер магазина сделал проводки:
Дебет 41 Кредит 60
- 10 000 руб. (11 800 - 1800) - оприходованы товары, полученные от поставщика;
Дебет 19 Кредит 60
- 1800 руб. - учтен НДС по оприходованным товарам;
Дебет 68, субсчет "Расчеты по НДС", Кредит 19
- 1800 руб. - произведен вычет НДС по оприходованным товарам.
Сумма торговой наценки (без НДС) составила 4000 руб. (10 000 руб. x 40%).
Сумма НДС, включаемая в продажную цену товаров, составит:
(10 000 руб. + 4000 руб.) x 18% = 2520 руб.
Общая сумма торговой наценки составит 6520 руб. (4000 + 2520).
Бухгалтер сделает проводку:
Дебет 41 Кредит 42
- 6520 руб. - отражена торговая наценка на оприходованные товары.
Таким образом, продажная цена партии чайников составит 16 520 руб. (10 000 + 6520). В балансе чайники отражают в строке 1210 по покупной стоимости - 10 тыс. руб. Она формируется как разность остатков по счетам 41 и 42.
Остаток счета 42, как и остатки счетов 02 и 05, самостоятельно в балансе не отражается.
Списание торговой наценки
Сумму торговой наценки, приходящуюся на выбывшие товары, вы должны списать. Кроме того, списывается наценка по товарам, розничная цена на которые была снижена.
Сумма торговой наценки по проданным товарам сторнируется в корреспонденции со счетом 90 "Продажи", субсчет "Себестоимость продаж". Эту операцию отражают записью:
Дебет 90-2 Кредит 42
- сторнирована реализованная торговая наценка.
Пример. Вернемся к предыдущему примеру.
Магазин "Промтовары" продал все 10 чайников, бухгалтер сделал следующие проводки:
Дебет 50 Кредит 90-1
- 16 520 руб. - поступила выручка от продажи товаров в кассу магазина;
Дебет 90-2 Кредит 41
- 16 520 руб. - списана учетная стоимость проданных товаров;
Дебет 90-2 Кредит 42
┌─────────┐
- │6520 руб.│ - сторнирована реализованная торговая наценка.
└─────────┘
Сумму, на которую нужно уценить товар, спишите за счет установленной ранее торговой наценки.
Для этого сделайте сторнировочную запись:
Дебет 41 Кредит 42
- уменьшена величина торговой наценки на сумму уценки товара.
Если сумма уценки превышает размер торговой наценки, то возникшую разницу включите в состав прочих расходов:
Дебет 91-2 Кредит 41
- списано превышение суммы уценки товара над торговой наценкой.
Сумма уценки товаров при налогообложении прибыли не учитывается.
Пример. ООО "Стиль" приобрело пять женских костюмов по цене 1770 руб/шт. (в том числе НДС - 270 руб.) - на общую сумму 8850 руб. (в том числе НДС - 1350 руб.).
"Стиль" ведет учет товаров по продажным ценам. Торговая наценка на один костюм установлена в сумме 450 руб.
Бухгалтер "Стиля" сделал проводки:
Дебет 41 Кредит 60
- 7500 руб. (8850 - 1350) - оприходованы костюмы, полученные от поставщика;
Дебет 19 Кредит 60
- 1350 руб. - учтен НДС по оприходованным костюмам;
Дебет 41 Кредит 42
- 2250 руб. (450 руб/шт. x 5 шт.) - начислена торговая наценка на оприходованные костюмы.
Костюмы не пользовались спросом в течение нескольких месяцев. В конце отчетного года организация приняла решение их уценить. Каждый костюм был уценен на 650 руб. Общая сумма уценки составила 3250 руб. (650 руб/шт. x 5 шт.).
Бухгалтер сделал следующие проводки:
Дебет 41 Кредит 42
- 2250 руб. - сторнируется установленная ранее торговая наценка;
Дебет 91-2 Кредит 41
- 1000 руб. (3250 - 2250) - сумма уценки, превышающая размер установленной торговой наценки, включена в состав прочих расходов.
Как списать товары
Стоимость проданных товаров нужно списать.
Продажу товаров в организациях как оптовой, так и розничной торговли учитывают на счете 90 "Продажи". В оптовой торговле при переходе права собственности на проданные товары к покупателю в учете делают записи:
Дебет 62 Кредит 90-1
- отражена выручка от продажи товаров;
Дебет 90-2 Кредит 41
- списана себестоимость проданных товаров;
Дебет 90-3 Кредит 68, субсчет "Расчеты по НДС",
- начислен НДС;
Дебет 90-2 Кредит 44
- списаны расходы на продажу;
Дебет 90-9 Кредит 99
- отражена прибыль от продажи товаров или
Дебет 99 Кредит 90-9
- отражен убыток от продажи товаров.
Пример. Организация оптовой торговли АО "Актив" продала за отчетный период товаров на сумму 118 000 руб. (в том числе НДС - 18 000 руб.).
Фактическая себестоимость проданных товаров - 46 000 руб. Расходы на продажу - 35 000 руб.
Бухгалтер "Актива" должен сделать следующие записи:
Дебет 62 Кредит 90-1
- 118 000 руб. - отражена выручка от продажи товаров;
Дебет 90-2 Кредит 41
- 46 000 руб. - списана себестоимость проданных товаров;
Дебет 90-3 Кредит 68, субсчет "Расчеты по НДС",
- 18 000 руб. - начислен НДС;
Дебет 90-2 Кредит 44
- 35 000 руб. - списаны расходы на продажу товаров;
Дебет 90-9 Кредит 99
┌───────────┐
- │19 000 руб.│ (118 000 - 46 000 - 18 000 - 35 000) - определен
└───────────┘
финансовый результат (прибыль) от продажи товаров;
Дебет 51 Кредит 62
- 118 000 руб. - поступили денежные средства от покупателей.
Оценка товаров при выбытии (кроме товаров, учитываемых по продажной стоимости) производится в том же порядке, что и оценка материалов, - одним из трех способов:
- ФИФО;
- по средней себестоимости;
- по себестоимости каждой единицы.
Конкретный способ оценки товаров должен быть установлен в учетной политике вашей организации.
Товары отгруженные
Товары отгруженные - это товары, которые отпущены со склада фирмы:
- по договорам, которые предусматривают, что право собственности на товары переходит к покупателю после выполнения какого-либо условия (например, после оплаты товаров) и это условие не выполнено;
- по посредническим договорам (договору комиссии, поручения или агентскому договору), если посредник их не продал;
- по товарообменным договорам, если встречная поставка покупателем не произведена;
- при передаче их перевозчику для доставки покупателю.
Стоимость таких товаров учитывают по дебету счета 45 "Товары отгруженные" по фактической себестоимости.
На счете 45 также учитывают объекты недвижимости, переданные покупателям, переход права собственности на которые не зарегистрирован (Письмо Минфина России от 22 марта 2011 г. N 07-02-10/20).
По строке 1210 баланса указывают дебетовое сальдо по этому счету, не списанное на отчетную дату.
Передача товаров по договору с особым порядком перехода
права собственности
В договоре купли-продажи фирма может предусмотреть, что право собственности на товары переходит к покупателю не в момент их отгрузки, а позже (например, после того как товары будут оплачены или доставлены в определенный пункт).
Товары, которые вы передали покупателю по такому договору, учитывают на счете 45 до того момента, когда право собственности на них перейдет к покупателю.
Но момент определения налоговой базы по НДС у продавца возникает на наиболее раннюю из следующих дат:
- день отгрузки товаров (работ, услуг), передачи имущественных прав;
- день оплаты, частичной оплаты в счет предстоящих поставок товаров (выполнения работ, оказания услуг), передачи имущественных прав.
Поэтому начислите НДС при фактической передаче товаров покупателю, то есть когда они еще числятся на счете 45 "Товары отгруженные".
Внимание! Для целей исчисления НДС датой отгрузки товаров признается дата первого по времени составления первичного документа, оформленного на имя покупателя или перевозчика для доставки товаров покупателю.
Пример. В декабре отчетного года АО "Актив" отгрузило ООО "Пассив" партию товаров по договору купли-продажи. Цена товаров, согласно договору, составляет 118 000 руб. (в том числе НДС - 18 000 руб.). Себестоимость проданных товаров - 80 000 руб.
По договору право собственности на отгруженные товары переходит к покупателю лишь после того, как он их оплатит.
Деньги за отгруженные ему товары "Пассив" перечислил в следующем году.
В декабре бухгалтер "Актива" сделает такие проводки:
Дебет 45 Кредит 41
- 80 000 руб. - отгружены покупателю товары по договору с особым порядком перехода права собственности.
Согласно позиции Минфина России надо начислить НДС:
Дебет 76 Кредит 68, субсчет "Расчеты по НДС",
- 18 000 руб. - начислен НДС к уплате в бюджет.
Стоимость товаров, отгруженных "Пассиву" по договору с особым порядком перехода права собственности (80 тыс. руб.), нужно указать по строке 1210 баланса за отчетный год.
После оплаты товаров покупателем бухгалтер должен сделать записи:
Дебет 51 Кредит 62
- 118 000 руб. - поступила оплата от покупателя;
Дебет 62 Кредит 90-1
- 118 000 руб. - отражена выручка от продажи товаров в связи с переходом права собственности на них к покупателю;
Дебет 90-2 Кредит 45
- 80 000 руб. - списана себестоимость проданных товаров;
Дебет 90-3 Кредит 76
18 000 руб. - списан НДС, начисленный при отгрузке.
Так как товары были проданы, их стоимость на балансе в следующем году отражать не нужно.
Внимание! С 1 июля 2014 г. при реализации недвижимого имущества моментом определения налоговой базы по НДС признается день передачи недвижимого имущества покупателю по передаточному акту.
Передача товаров на реализацию
Для продажи товаров вы можете воспользоваться услугами посреднической организации. В этом случае стоимость товаров будет числиться на счете 45 до того момента, пока вы не получите от посредника отчет (извещение) об их фактической продаже. Сам же посредник покупателем не является, и право собственности на товары к нему не переходит.
Себестоимость товаров, переданных посреднику для продажи, спишите такой проводкой:
Дебет 45 Кредит 41
- товары переданы на реализацию посреднической организации.
После того как вы получите от посредника отчет (извещение) о продаже товаров покупателю, сделайте проводки:
Дебет 62 Кредит 90-1
- отражена выручка (на основании уведомления о продаже товаров покупателю);
Дебет 90-2 Кредит 45
- списана себестоимость проданных товаров;
Дебет 90-3 Кредит 68, субсчет "Расчеты по НДС",
- начислен НДС с выручки от продажи товаров.
Сумму вознаграждения, которую вы должны заплатить посреднической организации, отразите записями:
Дебет 44 Кредит 76
- начислено вознаграждение посреднической организации;
Дебет 19 Кредит 76
- учтен НДС по посредническому вознаграждению;
Дебет 68, субсчет "Расчеты по НДС", Кредит 19
- принят к вычету НДС по посредническому вознаграждению;
Дебет 76 Кредит 51
- оплачено вознаграждение посреднику;
Дебет 90-2 Кредит 44
- списана сумма посреднического вознаграждения.
Пример. В декабре отчетного года АО "Актив" передало ООО "Пассив" по договору комиссии товары для реализации. Согласно договору товары должны быть проданы за 118 000 руб. (в том числе НДС - 18 000 руб.). Себестоимость товаров - 60 000 руб.
Сумма комиссионного вознаграждения установлена в размере 10% от стоимости проданных товаров. Комиссионер ("Пассив") в расчетах не участвует, то есть покупатели производят оплату за товары непосредственно комитенту ("Активу").
Сумма вознаграждения "Пассива" составит:
118 000 руб. x 10% = 11 800 руб.
Товары были проданы посредником только в следующем году.
В декабре бухгалтер "Актива" должен сделать проводку:
Дебет 45 Кредит 41
- 60 000 руб. - отгружены товары посреднику для продажи.
Стоимость товаров, отгруженных посреднику (60 000 руб.), нужно указать по строке 1210 баланса за отчетный год. Подчеркнем: эта запись не изменяет строку 1210 баланса, поскольку отгруженные товары числились по ней в той же сумме и раньше, только по другому счету (41).
После продажи товаров посредником бухгалтер "Актива" должен сделать записи:
Дебет 62 Кредит 90-1
- 118 000 руб. - отражена выручка от продажи товаров;
Дебет 90-2 Кредит 45
- 60 000 руб. - списана себестоимость проданных товаров;
Дебет 90-3 Кредит 68, субсчет "Расчеты по НДС",
- 18 000 руб. - начислен НДС с выручки от продажи товаров;
Дебет 51 Кредит 62
- 118 000 руб. - поступили деньги от покупателей;
Дебет 44 Кредит 76
- 10 000 руб. (11 800 - 1800) - начислено вознаграждение "Пассиву";
Дебет 19 Кредит 76
- 1800 руб. (11 800 руб. x 18% : 118%) - учтен НДС по посредническому вознаграждению;
Дебет 68, субсчет "Расчеты по НДС", Кредит 19
- 1800 руб. - произведен налоговый вычет по НДС;
Дебет 76 Кредит 51
- 11 800 руб. - оплачено вознаграждение "Пассиву";
Дебет 90-2 Кредит 44
- 10 000 руб. - списана сумма посреднического вознаграждения.
Так как товары были проданы, их стоимость на балансе в следующем году отражать не нужно.
Передача товаров по товарообменному (бартерному) договору
Как правило, право собственности на товар, который вы передаете по договору мены (по бартеру), переходит к покупателю только после того, как вы получите от него имущество, которое он должен предоставить взамен (если иное не предусмотрено договором). До этого момента стоимость товара, который вы передали покупателю по бартеру, нужно учитывать на счете 45.
Сумма НДС, которую вы можете принять к вычету, равна сумме, указанной в счете-фактуре поставщика.
Операции, связанные с реализацией имущества по товарообменному договору, отражают записями:
Дебет 45 Кредит 41 (43)
- отгружены товары (готовая продукция) по договору мены;
Дебет 41 (08, 10...) Кредит 60
- оприходованы материальные ценности, поступившие по товарообменному договору;
Дебет 19 Кредит 60
- учтен НДС по оприходованным ценностям;
Дебет 62 Кредит 90-1
- отражена выручка от продажи товаров (готовой продукции) по договору мены;
Дебет 90-2 Кредит 45
- списана себестоимость проданных товаров (готовой продукции);
Дебет 90-3 Кредит 68, субсчет "Расчеты по НДС",
- начислен НДС с выручки от продажи;
Дебет 90-2 Кредит 44
- списаны расходы на продажу.
Пример. В декабре отчетного года АО "Актив" и ООО "Пассив" заключили договор мены. "Актив" передает по договору партию товаров.
Себестоимость товаров - 20 000 руб. В обычных условиях "Актив" реализует такую же партию товаров за 35 400 руб. (в том числе НДС - 5400 руб.).
В обмен на товары "Актив" получает от "Пассива" партию материалов. В обычных условиях "Актив" покупает такую же партию материалов за 35 400 руб. (в том числе НДС - 5400 руб.). Обмениваемые ценности признаются равноценными (п. 1 ст. 568 ГК РФ).
Бухгалтер "Актива" должен сделать проводки:
Дебет 45 Кредит 41
- 20 000 руб. - списана себестоимость товаров, отгруженных по товарообменному договору;
Дебет 10 Кредит 60
- 30 000 руб. (35 400 - 5400) - оприходованы материалы, полученные по товарообмену;
Дебет 19 Кредит 60
- 5400 руб. - учтен НДС по оприходованным материалам, указанный в счете-фактуре "Пассива";
Дебет 68, субсчет "Расчеты по НДС", Кредит 19
- 5400 руб. - НДС по материалам принят к вычету;
Дебет 62 Кредит 90-1
- 35 400 руб. - отражена выручка от продажи товаров;
Дебет 90-2 Кредит 45
- 20 000 руб. - списана себестоимость товаров, ранее отгруженных по товарообмену;
Дебет 90-3 Кредит 68, субсчет "Расчеты по НДС",
- 5400 руб. - начислен НДС с выручки от продажи;
Дебет 60 Кредит 62
- 35 400 руб. - проведен зачет взаимных задолженностей.
Так как товары были проданы, их стоимость на балансе отражать не нужно.
Операции с просроченным товаром
Нередки случаи, когда в договоре поставки оговорено, что поставщик принимает обратно не реализованный до истечения срока годности товар. При этом первоначальный продавец становится покупателем, а первоначальный покупатель - продавцом. Такую операцию следует рассматривать как реализацию товара, которая является самостоятельной и подлежит налогообложению в общеустановленном порядке (Письма Минфина России от 27 июня 2008 г. N 03-03-06/1/373, от 24 мая 2006 г. N 03-03-04/1/475, УФНС России по г. Москве от 26 июня 2007 г. N 20-12/060196).
У поставщика, который по договору поставки принимает просроченный товар, есть два пути: утилизировать его или уничтожить.
Утилизация - это использование некачественных и опасных продуктов, материалов и изделий не по прямому назначению (ст. 1 Закона от 2 января 2000 г. N 29-ФЗ). Это значит, что просроченную продукцию можно реализовать (например, продать другим предприятиям для переработки в корма для животных).
Если продукция с истекшим сроком годности не годится и для утилизации, представляет опасность при дальнейшем использовании, то ее необходимо уничтожить (ст. ст. 1, 3 Закона N 29-ФЗ).
Перед тем как решить, утилизировать или уничтожить негодный товар, нужно провести государственную экспертизу в Роспотребнадзоре (п. 2 ст. 3, ст. 25 Закона N 29-ФЗ).
Подтверждает некачественность товаров официальное заключение государственных органов (Письмо УФНС России по г. Москве от 18 апреля 2008 г. N 20-12/037680). Несмотря на то что продукция может иметь явные признаки недоброкачественности и представлять в связи с этим непосредственную угрозу жизни и здоровью человека, для обоснования данных расходов в налоговом учете стоит заручиться экспертным заключением Роспотребнадзора.
Утилизация
Чтобы списать некачественную продукцию при утилизации в бухгалтерском учете и отразить стоимость просроченных товаров в расходах по налогу на прибыль, оптовый поставщик, принимающий испорченные продукты обратно, должен соблюсти несколько правил:
- в договоре поставки предусмотреть условие о возврате просроченной и нереализованной продукции (для подтверждения экономической обоснованности расходов);
- иметь все первичные документы на возвращенную и переданную на утилизацию продукцию (для документального подтверждения произведенных расходов);
- провести экспертизу и получить заключение Роспотребнадзора.
Итак, предприятие приобретает обратно товары с истекшим сроком годности. Данная операция экономически обоснованна (Определение Конституционного Суда РФ от 4 июня 2007 г. N 320-О-П), а значит, при условии документального подтверждения такой операции понесенные расходы соответствуют критериям ст. 252 Налогового кодекса.
Расходы на покупку товара, предназначенного для перепродажи, признаются в целях исчисления налога на прибыль в соответствии со ст. 268 Налогового кодекса.
Что касается вычета "входного" НДС по возвращенным товарам, то утилизация - это реализация, то есть операция, облагаемая НДС. Значит, есть возможность принять к вычету суммы налога, уплаченные поставщику (бывшему покупателю) за товары с истекшим сроком годности.
Пример. Оптовая компания ООО "Хлеб" реализовала розничному магазину ООО "Булочная" хлебобулочные изделия на сумму 200 000 руб. (с НДС). По условиям договора нереализованная продукция с истекшим сроком годности возвращается поставщику по покупной цене. "Булочная" вернула ООО "Хлеб" хлебобулочных изделий на сумму 40 000 руб. (с НДС). На основании экспертизы ООО "Хлеб" решило утилизировать просроченную продукцию со скидкой в 50 процентов.
В бухгалтерском учете ООО "Хлеб" сделаны проводки:
Дебет 62 Кредит 90, субсчет "Выручка",
- 200 000 руб. - отражена выручка от реализации;
Дебет 90 Кредит 41
- 169 492 руб. (200 000 руб. - 18%) - списаны реализованные товары;
Дебет 90, субсчет "Налог на добавленную стоимость", Кредит 68, субсчет "Расчеты по НДС",
- 30 508 руб. (200 000 руб. x 18 : 118) - учтен НДС;
Дебет 41, субсчет "Товары с истекшим сроком годности", Кредит 60
- 33 898 руб. - отражены возвращенные товары;
Дебет 19 Кредит 60
- 6102 руб. (40 000 руб. x 18 : 118) - отражен "входной" НДС по возвращенным товарам;
Дебет 60 Кредит 51
- 40 000 руб. - оплачены возвращенные товары;
Дебет 62 Кредит 90
- 20 000 руб. (40 000 руб. - 50%) - проданы возвращенные товары на утилизацию;
Дебет 90 Кредит 41, субсчет "Товары с истекшим сроком годности",
- 16 950 руб. (20 000 руб. - 18%) - списаны просроченные товары;
Дебет 90, субсчет "Налог на добавленную стоимость", Кредит 68
- 3050 руб. (20 000 руб. x 18 : 118) - учтен НДС по реализованным товарам;
Дебет 91, субсчет "Прочие расходы", Кредит 41, субсчет "Товары с истекшим сроком годности",
- 16 950 руб. - списана оставшаяся стоимость утилизированных товаров;
Дебет 68 Кредит 19
- 6102 руб. (40 000 руб. x 18 : 118) - заявлен вычет НДС по реализованным просроченным товарам.
Уничтожение
Стоимость товаров с истекшим сроком годности при их уничтожении можно списать в бухгалтерском учете и учесть в расходах по налогу на прибыль. Условия, определенные для утилизации просроченных товаров, действуют и для признания расходов при уничтожении: корректно составленный договор, документальное подтверждение расходов и соблюдение порядка экспертизы.
НДС, уплаченный за возвращенные товары, заявить к вычету нельзя, так как организация приобретает продукцию с истекшим сроком годности не для перепродажи, а для уничтожения. Такая операция не облагается НДС, значит, оснований для вычета "входного" налога не имеется.
Воспользуемся данными предыдущего примера.
Пример. Предположим, на основании экспертизы ООО "Хлеб" должно уничтожить возвращенную продукцию. Бухгалтерские проводки будут следующими:
Дебет 41, субсчет "Товары с истекшим сроком годности", Кредит 60
- 33 898 руб. - отражены возвращенные товары;
Дебет 19 Кредит 60
- 6102 руб. (40 000 руб. x 18 : 118) - отражен "входной" НДС;
Дебет 60 Кредит 51
- 40 000 руб. - оплачены возвращенные товары;
Дебет 91, субсчет "Прочие расходы", Кредит 41
- 33 898 руб. - списаны просроченные товары;
Дебет 91 Кредит 19
- 6102 руб. - списан НДС.
В налоговом учете сумма "входного" НДС по уничтоженным товарам не принимается.
Расходы будущих периодов
Расходы будущих периодов - это затраты, понесенные фирмой в отчетном периоде, но относящиеся к следующим отчетным периодам. Без них невозможно получить доходы в будущем.
Такие активы отражаются в балансе, если только их признание предусмотрено нормативными правовыми актами. Списываются они в порядке, установленном для списания стоимости активов данного вида.
Как учесть расходы будущих периодов
С 2011 г. термин "расходы будущих периодов" исключен из п. 65 ПВБУ. Правда, этот термин по-прежнему представлен в общем заглавии к п. п. 63 - 65 ПВБУ. Но теперь правила учета подобных расходов нужно искать в конкретных нормативных правовых актах. О таких расходах, обусловливающих получение доходов в течение нескольких отчетных периодов, идет речь, например, в ПБУ 14/2007, ПБУ 2/2008.
Сумму расходов будущих периодов учитывают по дебету счета 97 "Расходы будущих периодов".
В балансе по строке 1210 указывают дебетовое сальдо по этому счету (остатки расходов, не списанные по состоянию на конец отчетного периода).
Перечисление денег в качестве аванса или в счет предварительной оплаты расходом не признается. Такие суммы учитывают на счете 60 "Расчеты с поставщиками и подрядчиками", субсчет "Расчеты по авансам выданным", и отражают по строке 1230 баланса.