Направления анализа деятельности КБ
Особенности экономического анализа деятельности коммерческого банка, его цели, задачи, методы
Содержание экономического анализа коммерческого банка, его цель и задачи. Виды и методы анализа. Информационное обеспечение банковского анализа, основные источники данных.
Финансовый анализ изучает финансово-экономические результаты деятельности банка, позволяет выявить факторы, тенденции и пропорции хозяйственных процессов, обосновать направления развития банка.
Содержательная сторона финансового анализа как науки представлена системой специальных знаний, связанных с исследованием:
1. экономических явлений и процессов,
2. результатов хозяйственной деятельности, тенденций ее развития,
3. обоснованием оценок и методик выявления положительных и отрицательных факторов,
4. с умением выбрать эффективное решение в условиях неопределенности и риска.
Цельаналитической работы –повышение экономической эффективности деятельности банка, улучшение его конкурентоспособности, внешнего имиджа, снижение и ограничение рисков банковской деятельности.
Задачи оценки финансово-экономического состояния КБ:
- Оценка динамики структуры и состава активов, их состояния и движения.
- Оценка динамики структуры и состава собственного и заемного капитала, их состояния и изменения.
- Оценка платежеспособности КБ и оценка ликвидности его баланса.
- Анализ относительных и абсолютных показателей финансовой устойчивости КБ, оценка изменения ее уровня.
- Оценка степени использования ресурсов КБ.
Основные направления анализа финансового состояния банка представлены на рисунке.
Направления анализа деятельности КБ
Выбор направления аналитической работы в банке зависит от объекта исследования и целей, которые ставит перед собой аналитик.
Виды анализа представлены на рисунке.
Ретроспективный анализ предполагает взгляд в прошлое, исследование данных предыдущих периодов.
Текущий анализ оперирует данными настоящего времени.
Количественный анализрегистрирует величину и темпы изменений в структуре баланса банка, других объектов анализа, исследует отдельные факторы, вызвавшие эти изменения.
Качественный анализ предполагает исследование причин изменения банковской прибыли, изучение факторов, влияющих на качество активов, анализ величины и причин возникновения банковских рисков.
Внешний (дистанционный) анализ предполагает изучение состояния контрагента на межбанковском рынке, финансового состояния клиентов банка на основе доступной информации.
Внутренний анализпредполагает изучение состояния банка на основании данных синтетического и аналитического учета, использование данных внесистемного учета, возможность получения дополнительной информации и реальной оценки качества этой информации. Внутренний анализ осуществляется с позиций и для реализации целей функционирования самих кредитных организаций.
При анализе деятельности КБ используют множество методов и приемов, которые позволяют количественно измерить влияние факторов на изменение результативного показателя.
К традиционным методам анализа относятся:
1. применение абсолютных, относительных и средних величин.
2. метод сравнения
3. методы факторного анализа (метод цепных подстановок, интегральный метод, метод детерминации)
4. балансовый метод
5. метод группировки
6. табличный метод.
7. Графический метод
Статистические методы:
1. структурно-динамический
2. индексный
3. регрессионный
4. корреляционный
5. прочие
Математические методы:
1. математическое программирование
2. имитационное моделирование
3. линейные модели
4. факторный анализ вероятностных событий
5. прочие
Информационное обеспечение экономического анализа деятельности коммерческого банка – это система внешней и внутренней информации.
Система внешней информациипредназначена для снабжения руководства банка необходимыми сведениями о состоянии среды, в которой оно действует. Сбор внешней информации предполагает накопление различных данных о ситуации на рынке (о конкурентах, клиентах и т.д.). Основную внешнюю информацию можно получить из следующих источников: газет, журналов, телевидения, радио, публикуемых годовых отчетов, производственной статистики, статистики потребления, личных контактов с клиентурой, обмена информацией со служащими других банков.
Система внутренней информациихарактеризует банк с точки зрения внутреннего состояния его дел. Она возникает в результате деятельности самого банка и должна быть направлена на полное отражение текущей деловой информации, а также выдачу оперативных сведений. Выполнение такой задачи требует в банке автоматизированной системы сбора и представления данных, а также внедрения новейших информационных технологий.
Источники внутренней информации:
· Учредительские документы,
· Внутренние нормативные документы (решения наблюдательного совета, приказы, распоряжения, инструкции, положения исполнительного органа), регламентирующие правила и процедуры принятия управленческих решений, совершения сделок и операций,
· Бизнес-планы,
· Эмиссионные проспекты и отчеты об эмиссии ценных бумаг,
· Статистическая отчетность,
· Бухгалтерская отчетность (баланс, отчет о прибылях и убытках),
· Оценочные расчеты по кредитованию,
· Отчеты отраслевых (региональных) управляющих,
· Результаты внутренних исследований,
· Акты ревизий и проверок,
· Справки различного рода (например, о временном использовании изъятых из обращения ценностей и др.),
· Кредитные и другие договоры, документы по реализации сделок и операций.