Описание продукции (услуг)
УТВЕРЖДАЮ
Ректор университета
_________ А.В.Лагерев
«___»__________ 2009 г.
планирование на предприятии
Методические указания
к выполнению курсовой работы
для студентов заочной формы обучения
специальности «Экономика и управление
на предприятии (в машиностроении)»
Брянск 2009
ББК 60.6
Планирование на предприятии: методические указания к выполнению курсовой работы для студентов заочной формы обучения
специальности «Экономика и управление на предприятии (в машиностроении)». - Брянск: БГТУ, 2009. – 24 с.
Разработал:
Д.В.Ерохин,
канд.экон.наук, доц.
Рекомендовано кафедрой «Экономика и менеджмент» БГТУ (протокол № 1 от 03.09 09)
Научный редактор Т.П.Терешкова
Редактор издательства Л.Н.Мажугина
Компьютерный набор И.Н.Таранова
Темплан 2009 г., п.
Подписано в печать Формат 60х84 1/16. Бумага офсетная. Офсетная
печать. Усл. печ.л. 1,39. Уч.-изд.л. 1,39. Тираж 150 экз. Заказ Бесплатно
Брянский государственный технический университет.
241035, Брянск, бульвар 50-летия Октября, 7, БГТУ, 55-90-49.
Лаборатория оперативной полиграфии БГТУ, ул. Институтская, 16.
ВВЕДЕНИЕ
Выполняемая работа по дисциплине «Планирование на предприятии» предназначена для закрепления теоретических знаний и развития практических навыков по разработке бизнес-планов для конкретной сферы бизнеса студентами.
Бизнес-план является основным документом, характеризующим возможность, реализуемость и экономическую эффективность инвестиций. Он носит комплексный характер, включая в себя планы маркетинга, производства, сбыта, а также финансовый план. Бизнес-план дает возможность потенциальному инвестору принять обоснованное решение о необходимости инвестиций в проект.
Студенты разрабатывают бизнес-планы на основе информации, полученной на направляющих предприятиях. Специфика бизнес-плана и его структура определяются отраслью и целью инвестирования: производство новых товаров, изменение технологии производства, освоение новых рынков и т.п.
Объем расчетной работы – 20-30 страниц машинописного или рукописного текста.
Нормативно установленной структуры бизнес-плана не существует. Однако деловая практика выработала его примерную схему, один из вариантов которой рекомендован Федеральным фондом поддержки малого предпринимательства и приводится ниже.
СТРУКТУРА БИЗНЕС-ПЛАНА
Примерная структура бизнес-плана включает в себя:
1. Обзорный раздел (резюме)
2. Описание предприятия
3. Описание продукции (услуг)
4. Анализ рынка
5. Производственный план
6. План сбыта
7. Финансовый план
8. Анализ чувствительности проекта
9. Экологическая и нормативная информация
Приложения
ОБЗОРНЫЙ РАЗДЕЛ (РЕЗЮМЕ)
Резюме представляет собой краткий обзор бизнес-плана. Резюме должно включать следующую информацию:
• Наименование проекта.
• Характеристику организации, обращающейся за предоставлением средств:
- наименование;
- организационно-правовую форму;
- форму собственности;
- среднесписочную численность;
- уставный фонд;
- оборот за последний год;
- точный почтовый адрес, телефон;
- банковские реквизиты (в т.ч. рублевый, валютный, депозитный счета);
- фамилию, имя, отчество, возраст и квалификацию руководителя проекта.
• Описание проекта, особо выделив, идет ли речь о начале работы "с нуля" или о расширении существующего дела.
• Описание предприятия, его специфических черт, основные этапы в его развитии.
• Краткие сведения о квалификации управленческого персонала, какими особенностями, применительно к настоящему проекту, обладает управленческий персонал, каковы доли участия управленческого персонала в капитале предприятия
• Описание ситуации на рынке (отечественном и зарубежном) и в отрасли.
• Преимущество продукции или услуг предприятия, собственные ресурсы компании и ее текущее финансовое состояние.
• Долгосрочные и краткосрочные цели проекта, какого роста можно ожидать, какие доходы предполагается получить, за какой период времени.
• Тактический план, краткое изложение того, как будут достигаться поставленные цели.
• Степень согласования проекта с федеральными, региональными и отраслевыми приоритетами.
• Потребность в инвестициях, направления их использования, предполагаемые источники финансирования, как они будут возвращаться (погашаться) инвесторам.
• Наличие лицензий, сертификатов, разрешений и т.д.
• Ключевые экономические показатели эффективности проекта.
• Возможные риски и система страховок.
В случае необходимости (возможности) привлечения иностранных инвесторов резюме составляется как на русском, так и на английском языках.
В резюме также отражается степень конфиденциальности изложенной в бизнес-плане информации.
ОПИСАНИЕ ПРЕДПРИЯТИЯ
В этом разделе необходимо охарактеризовать предприятие, обратив внимание на его отличия от других компаний, присутствующих на рынке:
- цели и задачи предприятия на ближайший период и на перспективу;
- перечень основных владельцев, роль каждого из них в основании и деятельности предприятия;
- события, повлиявшие на развитие предприятия;
- финансирование предприятия в прошлом и в настоящее время;
- организационная структура и кадровый состав предприятия;
- тенденции в сбыте продукции (услуг) в ближайшее время и в перспективе;
- основные достижения предприятия;
- показатели финансовой эффективности предприятия за последние три года;
- каковы преимущества предприятия;
- какие потребности заказчиков обеспечивает предприятие;
- объем рынка продукции или услуг, предоставляемых предприятием;
- какова доля предприятия на рынке и каковы тенденции;
- каковы возможности рекламы;
-сезонность;
- как увеличить долю предприятия на рынке;
- используемые ноу-хау;
- территориальное расположение клиентов;
- основные конкуренты и их сильные стороны;
- уровень технологии;
- анализ издержек;
- с какими проблемами сталкивается предприятие;
- анализ сильных и слабых сторон предприятия (качество продукции и услуг, возможности сбыта, уровень производственных издержек, квалификация, опыт персонала, уровень технологии, условия поставок материалов или комплектующих, уровень менеджмента);
- географическое положение предприятия;
- ближайшие транспортные магистрали.
ОПИСАНИЕ ПРОДУКЦИИ (УСЛУГ)
В этом разделе приводится подробная характеристика производимой предприятием продукции или услуг, производится сравнение се с продукцией конкурентов, анализируются планы развития производства.
• Характеристика продукции:
- функциональное назначение продукции, для каких целей она предназначена;
- примеры использования продукции;
- стоимость в зависимости от объемов производства;
- технологичность;
- универсальность;
- соответствие продукции принятым стандартам;
- на какой стадии находится продукт в настоящее время (идея, рабочий проект, опытный образец, серийное производство и т.п.);
- требования к контролю качества;
- требования к подготовке пользователей;
- требования к гарантийному и послегарантийному обслуживанию;
- имеются ли возможности для дальнейшего развития продукта;
- патентно-лицензионная защита.
• Анализ продукции конкурентов, имеющейся на рынке:
- описание функциональных и потребительских свойств конкурирующих продуктов;
- почему продукты конкурентов пользуются определенным спросом;
- принципы ценообразования конкурентов;
- способы стимулирования сбыта, используемые конкурентами;
• Исследования и разработки:
- цели и описание планируемых НИОКР;
- существующие технологические риски;
- технологическое состояние конкурентов, возможность их технологических достижений влиять или повлиять в будущем на деятельность предприятия;
-описание концепции развития продукта следующих поколений.
АНАЛИЗ РЫНКА
В этом разделе должно быть показано, что продукция или услуги имеют рынок сбыта, а также возможность предприятия добиться успеха на этом рынке; необходимо показать затраты в связи с выходом на рынок и возможные риски.
• Характеристика рынка:
- размеры рынка (регион, РФ, СНГ, мировой рынок);
- уровень и тенденции развития рынка;
- динамика цен на рынке за последние 5 лег;
- специфические особенности рынка, например трудности доступа к операциям на рынке;
- независимые прогнозы относительно развития рынка в будущем;
- предполагаемая доля рынка, которую займет продукция предприятия;
- планы относительно зарубежных рынков; экспортный потенциал;
- особые цели на рынке.
• Характеристика потребителей продукции:
- тип потребителя (покупатели, производители, единичные самостоятельные потребители и т.п.);
- их географическое расположение;
- их мнение о продукции;
• Стратегия продвижения продукции на рынок:
- расчет и обоснование цены, ценовая политика;
- система распределения (продаж) в настоящее время и в перспективе;
- реклама;
- стимулирование сбыта;
- сервисное и гарантийное обслуживание;
- связи с общественностью.
• Характеристика конкурентов:
- перечень предприятий - основных конкурентов;
- их сильные и слабые стороны;
- их финансовое положение;
- уровень технологии;
- удельный вес в обороте рынка;
- используемые конкурентами стратегии маркетинга;
- возможная реакция конкурентов.
ПРОИЗВОДСТВЕННЫЙ ПЛАН
Этот раздел должен подробным образом описывать путь, посредством которого предприятие планирует эффективно производить продукцию или услуги и поставлять их потребителю. Необходимо отразить все этапы подготовительного периода в календарном плане (сетевом графике). Календарный план выполнения работ в рамках проекта должен включать прогноз сроков действий (мероприятий) и потребности в финансовых ресурсах для его реализации.
• Описание технологического процесса должно отразить:
- обеспеченность сырьём, оборудованием, комплектующими, энергией;
- потребность и условия приобретения технологического и прочего оборудования;
- потребность в участках земли, зданиях и сооружениях, коммуникациях;
- потребность и условия поставки сырья, материалов, комплектующих, производственных услуг, контроль качества и дисциплины поставок;
- требования к источникам энергии и их доступность;
- требования к подготовке производства;
- возможности совершенствования технологии производства;
- требования к контролю качества на всех этапах производства продукции.
• Кадровое обеспечение и его квалификация:
- административный персонал;
- инженерно-технический персонал;
- производственный персонал;
- условия оплаты и стимулирования;
- условия труда;
- структура и состав подразделений;
- обучение персонала;
- предполагаемые изменения в структуре персонала по мере развития предприятия.
• План производства включает:
- расчет производственной мощности;
- объемы производства в натуральных и стоимостных измерителях по годам расчетного периода;
- коэффициенты загрузки производственной мощности.
ПЛАН СБЫТА
План сбыта должен отражать стратегию продаж компании в различные временные периоды и показывать:
- цену продукции;
- методы ценообразования и установления гарантийного срока;
- схему реализации продукции;
- размеры скидок;
- время на сбыт;
- уровень запасов;
- процент потерь;
- условия оплаты (по факту, с предоплатой, в кредит);
- время задержки платежа.
ФИНАНСОВЫЙ ПЛАН
Этот раздел бизнес-плана должен дать возможность оценить способность проекта обеспечивать поступление денежных средств в объеме, достаточном для обслуживания долга (или выплаты дивидендов, когда речь идет об инвестициях).
Следует подробным образом описать потребность в финансовых ресурсах, предполагаемые источники и схемы финансирования, ответственность заемщиков и систему гарантий. Особое значение следует уделить описанию текущего и прогнозируемого состояния окружающей экономической среды. Должны быть отражены труднопрогнозируемые факторы, их альтернативные значения для различных вариантов развития событий.
Требуется четкая разбивка расходов по проекту и использования средств.
Должны быть описаны условия всех остальных относящихся к проекту или уже находящихся на балансе кредитов.
Необходимо четко показать, как и кем (самим предприятием или независимым подрядчиком) составлялась смета расходов; предполагаемая степень четкости сметы.
Должны быть описаны условия, оценки и предположения, базируясь на которых, рассчитывались финансовые результаты проекта. Обязательно следует включить затраты на обеспечение и страхование.
• Необходимо отразить (помесячно, поквартально, по годам):
- изменение курса рубля к доллару;
- перечень и ставки налогов;
- рублевую инфляцию (возможен различный %, в зависимости от объекта);
- формирование капитала за счет собственных средств, кредитов, выпуска акций.
- порядок выплаты займов, процентов по ним;
- ставку рефинансирования Центрального банка РФ.
• Обычно финансовый раздел бизнес-плана представлен тремя основными документами:
- отчетом о прибылях и убытках (показывает операционную деятельность предприятия по периодам) (форма отчета приведена в приложении 1);
- планом движения денежных средств (Кэш-Фло) (форма отчета о движении денежных средств приведена в Приложении 2).
- балансовой ведомостью (финансовое состояние предприятия в определенный момент времени) (форма балансовой ведомости приведена в Приложении 3).
При необходимости может быть представлен график погашения кредитов и уплаты процентов; сведения об оборотном капитале с указанием изменений и исходных посылок в течение срока кредита; предполагаемый график уплаты налогов.
В дополнение к этому прилагаются расчеты основных показателей платежеспособности и ликвидности, а также прогнозируемые показатели эффективности проекта:
Сроки прогнозов должны совпадать (как минимум) со сроками кредита/инвестиций, которые запрашиваются по проекту.
• Показатели платежеспособности и ликвидности: