Описание продукции (услуг)

УТВЕРЖДАЮ

Ректор университета

_________ А.В.Лагерев

«___»__________ 2009 г.

планирование на предприятии

Методические указания

к выполнению курсовой работы

для студентов заочной формы обучения

специальности «Экономика и управление

на предприятии (в машиностроении)»

Брянск 2009

ББК 60.6

Планирование на предприятии: методические указания к выполнению курсовой работы для студентов заочной формы обучения

специальности «Экономика и управление на предприятии (в машиностроении)». - Брянск: БГТУ, 2009. – 24 с.

Разработал:

Д.В.Ерохин,

канд.экон.наук, доц.

Рекомендовано кафедрой «Экономика и менеджмент» БГТУ (протокол № 1 от 03.09 09)

Научный редактор Т.П.Терешкова

Редактор издательства Л.Н.Мажугина

Компьютерный набор И.Н.Таранова

Темплан 2009 г., п.

Подписано в печать Формат 60х84 1/16. Бумага офсетная. Офсетная

печать. Усл. печ.л. 1,39. Уч.-изд.л. 1,39. Тираж 150 экз. Заказ Бесплатно

описание продукции (услуг) - student2.ru

Брянский государственный технический университет.

241035, Брянск, бульвар 50-летия Октября, 7, БГТУ, 55-90-49.

Лаборатория оперативной полиграфии БГТУ, ул. Институтская, 16.

ВВЕДЕНИЕ

Выполняемая работа по дисциплине «Планирование на предприятии» предназначена для закрепления теоретических знаний и развития практических навыков по разработке бизнес-планов для конкретной сферы бизнеса студентами.

Бизнес-план является основным документом, характеризующим возможность, реализуемость и экономическую эффективность инвестиций. Он носит комплексный характер, включая в себя планы маркетинга, производства, сбыта, а также финансовый план. Бизнес-план дает возможность потенциальному инвестору принять обоснованное решение о необходимости инвестиций в проект.

Студенты разрабатывают бизнес-планы на основе информации, полученной на направляющих предприятиях. Специфика бизнес-плана и его структура определяются отраслью и целью инвестирования: производство новых товаров, изменение технологии производства, освоение новых рынков и т.п.

Объем расчетной работы – 20-30 страниц машинописного или рукописного текста.

Нормативно установленной структуры бизнес-плана не существует. Однако деловая практика выработала его примерную схему, один из вариантов которой рекомендован Федеральным фондом поддержки малого предпринимательства и приводится ниже.

СТРУКТУРА БИЗНЕС-ПЛАНА

Примерная структура бизнес-плана включает в себя:

1. Обзорный раздел (резюме)

2. Описание предприятия

3. Описание продукции (услуг)

4. Анализ рынка

5. Производственный план

6. План сбыта

7. Финансовый план

8. Анализ чувствительности проекта

9. Экологическая и нормативная информация

Приложения

ОБЗОРНЫЙ РАЗДЕЛ (РЕЗЮМЕ)

Резюме представляет собой краткий обзор бизнес-плана. Резюме должно включать следующую информацию:

• Наименование проекта.

• Характеристику организации, обращающейся за предоставлением средств:

- наименование;

- организационно-правовую форму;

- форму собственности;

- среднесписочную численность;

- уставный фонд;

- оборот за последний год;

- точный почтовый адрес, телефон;

- банковские реквизиты (в т.ч. рублевый, валютный, депозитный счета);

- фамилию, имя, отчество, возраст и квалификацию руководителя проекта.

• Описание проекта, особо выделив, идет ли речь о начале работы "с нуля" или о расширении существующего дела.

• Описание предприятия, его специфических черт, основные этапы в его развитии.

• Краткие сведения о квалификации управленческого персонала, какими особенностями, применительно к настоящему проекту, обладает управленческий персонал, каковы доли участия управленческого персонала в капитале предприятия

• Описание ситуации на рынке (отечественном и зарубежном) и в отрасли.

• Преимущество продукции или услуг предприятия, собственные ресурсы компании и ее текущее финансовое состояние.

• Долгосрочные и краткосрочные цели проекта, какого роста можно ожидать, какие доходы предполагается получить, за какой период времени.

• Тактический план, краткое изложение того, как будут достигаться поставленные цели.

• Степень согласования проекта с федеральными, региональными и отраслевыми приоритетами.

• Потребность в инвестициях, направления их использования, предполагаемые источники финансирования, как они будут возвращаться (погашаться) инвесторам.

• Наличие лицензий, сертификатов, разрешений и т.д.

• Ключевые экономические показатели эффективности проекта.

• Возможные риски и система страховок.

В случае необходимости (возможности) привлечения иностранных инвесторов резюме составляется как на русском, так и на английском языках.

В резюме также отражается степень конфиденциальности изложенной в бизнес-плане информации.

ОПИСАНИЕ ПРЕДПРИЯТИЯ

В этом разделе необходимо охарактеризовать предприятие, обратив внимание на его отличия от других компаний, присутствующих на рынке:

- цели и задачи предприятия на ближайший период и на перспективу;

- перечень основных владельцев, роль каждого из них в основании и деятельности предприятия;

- события, повлиявшие на развитие предприятия;

- финансирование предприятия в прошлом и в настоящее время;

- организационная структура и кадровый состав предприятия;

- тенденции в сбыте продукции (услуг) в ближайшее время и в перспективе;

- основные достижения предприятия;

- показатели финансовой эффективности предприятия за последние три года;

- каковы преимущества предприятия;

- какие потребности заказчиков обеспечивает предприятие;

- объем рынка продукции или услуг, предоставляемых предприятием;

- какова доля предприятия на рынке и каковы тенденции;

- каковы возможности рекламы;

-сезонность;

- как увеличить долю предприятия на рынке;

- используемые ноу-хау;

- территориальное расположение клиентов;

- основные конкуренты и их сильные стороны;

- уровень технологии;

- анализ издержек;

- с какими проблемами сталкивается предприятие;

- анализ сильных и слабых сторон предприятия (качество продукции и услуг, возможности сбыта, уровень производственных издержек, квалификация, опыт персонала, уровень технологии, условия поставок материалов или комплектующих, уровень менеджмента);

- географическое положение предприятия;

- ближайшие транспортные магистрали.

ОПИСАНИЕ ПРОДУКЦИИ (УСЛУГ)

В этом разделе приводится подробная характеристика производимой предприятием продукции или услуг, производится сравнение се с продукцией конкурентов, анализируются планы развития производства.

• Характеристика продукции:

- функциональное назначение продукции, для каких целей она предназначена;

- примеры использования продукции;

- стоимость в зависимости от объемов производства;

- технологичность;

- универсальность;

- соответствие продукции принятым стандартам;

- на какой стадии находится продукт в настоящее время (идея, рабочий проект, опытный образец, серийное производство и т.п.);

- требования к контролю качества;

- требования к подготовке пользователей;

- требования к гарантийному и послегарантийному обслуживанию;

- имеются ли возможности для дальнейшего развития продукта;

- патентно-лицензионная защита.

• Анализ продукции конкурентов, имеющейся на рынке:

- описание функциональных и потребительских свойств конкурирующих продуктов;

- почему продукты конкурентов пользуются определенным спросом;

- принципы ценообразования конкурентов;

- способы стимулирования сбыта, используемые конкурентами;

• Исследования и разработки:

- цели и описание планируемых НИОКР;

- существующие технологические риски;

- технологическое состояние конкурентов, возможность их технологических достижений влиять или повлиять в будущем на деятельность предприятия;

-описание концепции развития продукта следующих поколений.

АНАЛИЗ РЫНКА

В этом разделе должно быть показано, что продукция или услуги имеют рынок сбыта, а также возможность предприятия добиться успеха на этом рынке; необходимо показать затраты в связи с выходом на рынок и возможные риски.

• Характеристика рынка:

- размеры рынка (регион, РФ, СНГ, мировой рынок);

- уровень и тенденции развития рынка;

- динамика цен на рынке за последние 5 лег;

- специфические особенности рынка, например трудности доступа к операциям на рынке;

- независимые прогнозы относительно развития рынка в будущем;

- предполагаемая доля рынка, которую займет продукция предприятия;

- планы относительно зарубежных рынков; экспортный потенциал;

- особые цели на рынке.

• Характеристика потребителей продукции:

- тип потребителя (покупатели, производители, единичные самостоятельные потребители и т.п.);

- их географическое расположение;

- их мнение о продукции;

• Стратегия продвижения продукции на рынок:

- расчет и обоснование цены, ценовая политика;

- система распределения (продаж) в настоящее время и в перспективе;

- реклама;

- стимулирование сбыта;

- сервисное и гарантийное обслуживание;

- связи с общественностью.

• Характеристика конкурентов:

- перечень предприятий - основных конкурентов;

- их сильные и слабые стороны;

- их финансовое положение;

- уровень технологии;

- удельный вес в обороте рынка;

- используемые конкурентами стратегии маркетинга;

- возможная реакция конкурентов.

ПРОИЗВОДСТВЕННЫЙ ПЛАН

Этот раздел должен подробным образом описывать путь, посредством которого предприятие планирует эффективно производить продукцию или услуги и поставлять их потребителю. Необходимо отразить все этапы подготовительного периода в календарном плане (сетевом графике). Календарный план выполнения работ в рамках проекта должен включать прогноз сроков действий (мероприятий) и потребности в финансовых ресурсах для его реализации.

• Описание технологического процесса должно отразить:

- обеспеченность сырьём, оборудованием, комплектующими, энергией;

- потребность и условия приобретения технологического и прочего оборудования;

- потребность в участках земли, зданиях и сооружениях, коммуникациях;

- потребность и условия поставки сырья, материалов, комплектующих, производственных услуг, контроль качества и дисциплины поставок;

- требования к источникам энергии и их доступность;

- требования к подготовке производства;

- возможности совершенствования технологии производства;

- требования к контролю качества на всех этапах производства продукции.

• Кадровое обеспечение и его квалификация:

- административный персонал;

- инженерно-технический персонал;

- производственный персонал;

- условия оплаты и стимулирования;

- условия труда;

- структура и состав подразделений;

- обучение персонала;

- предполагаемые изменения в структуре персонала по мере развития предприятия.

• План производства включает:

- расчет производственной мощности;

- объемы производства в натуральных и стоимостных измерителях по годам расчетного периода;

- коэффициенты загрузки производственной мощности.

ПЛАН СБЫТА

План сбыта должен отражать стратегию продаж компании в различные временные периоды и показывать:

- цену продукции;

- методы ценообразования и установления гарантийного срока;

- схему реализации продукции;

- размеры скидок;

- время на сбыт;

- уровень запасов;

- процент потерь;

- условия оплаты (по факту, с предоплатой, в кредит);

- время задержки платежа.

ФИНАНСОВЫЙ ПЛАН

Этот раздел бизнес-плана должен дать возможность оценить способность проекта обеспечивать поступление денежных средств в объеме, достаточном для обслуживания долга (или выплаты дивидендов, когда речь идет об инвестициях).

Следует подробным образом описать потребность в финансовых ресурсах, предполагаемые источники и схемы финансирования, ответственность заемщиков и систему гарантий. Особое значение следует уделить описанию текущего и прогнозируемого состояния окружающей экономической среды. Должны быть отражены труднопрогнозируемые факторы, их альтернативные значения для различных вариантов развития событий.

Требуется четкая разбивка расходов по проекту и использования средств.

Должны быть описаны условия всех остальных относящихся к проекту или уже находящихся на балансе кредитов.

Необходимо четко показать, как и кем (самим предприятием или независимым подрядчиком) составлялась смета расходов; предполагаемая степень четкости сметы.

Должны быть описаны условия, оценки и предположения, базируясь на которых, рассчитывались финансовые результаты проекта. Обязательно следует включить затраты на обеспечение и страхование.

• Необходимо отразить (помесячно, поквартально, по годам):

- изменение курса рубля к доллару;

- перечень и ставки налогов;

- рублевую инфляцию (возможен различный %, в зависимости от объекта);

- формирование капитала за счет собственных средств, кредитов, выпуска акций.

- порядок выплаты займов, процентов по ним;

- ставку рефинансирования Центрального банка РФ.

• Обычно финансовый раздел бизнес-плана представлен тремя основными документами:

- отчетом о прибылях и убытках (показывает операционную деятельность предприятия по периодам) (форма отчета приведена в приложении 1);

- планом движения денежных средств (Кэш-Фло) (форма отчета о движении денежных средств приведена в Приложении 2).

- балансовой ведомостью (финансовое состояние предприятия в определенный момент времени) (форма балансовой ведомости приведена в Приложении 3).

При необходимости может быть представлен график погашения кредитов и уплаты процентов; сведения об оборотном капитале с указанием изменений и исходных посылок в течение срока кредита; предполагаемый график уплаты налогов.

В дополнение к этому прилагаются расчеты основных показателей платежеспособности и ликвидности, а также прогнозируемые показатели эффективности проекта:

Сроки прогнозов должны совпадать (как минимум) со сроками кредита/инвестиций, которые запрашиваются по проекту.

• Показатели платежеспособности и ликвидности:

Наши рекомендации