Описание продукции (услуг)

СТРУКТУРА БИЗНЕС-ПЛАНА

ОБЗОРНЫЙ РАЗДЕЛ (РЕЗЮМЕ)

ОПИСАНИЕ ПРЕДПРИЯТИЯ

ОПИСАНИЕ ПРОДУКЦИИ (УСЛУГ)

АНАЛИЗ РЫНКА

ПРОИЗВОДСТВЕННЫЙ ПЛАН

ПЛАН СБЫТА

ФИНАНСОВЫЙ ПЛАН

АНАЛИЗ ЧУВСТВИТЕЛЬНОСТИ ПРОЕКТА

ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ И НОРМАТИВНАЯ ИНФОРМАЦИЯ ПРИЛОЖЕНИЯ

ОБЗОРНЫЙ РАЗДЕЛ (РЕЗЮМЕ)

Резюме представляет собой краткий обзор бизнес-плана.

Резюме должно включать следующую информацию:

§ наименование проекта;

§ характеристика организации, обращающейся за предоставлением средств:

наименование

организационно-правовая форма

форма собственности

среднесписочная численность

уставной фонд

оборот за последний год

точный почтовый адрес, телефон

банковские реквизиты (в т.ч. рублевый, валютный, депозитный счета)

фамилия, имя, отчество, возраст и квалификация руководителя проекта.

§ описание проекта, особо выделив, идет ли речь о начале работы "с нуля" или о расширении существующего дела;

§ описание предприятия, его специфических черт, основные этапы в его развитии;

§ краткие сведения о квалификации управленческого персонала, какими особенностями, применительно к настоящему проекту, обладает управленческий персонал, каковы доли участия управленческого персонала в капитале предприятия;

§ описание ситуации на рынке (отечественном и зарубежном) и в отрасли;

§ преимущество продукции или услуг предприятия, собственные ресурсы компании и ее текущее финансовое состояние;

§ долгосрочные и краткосрочные цели проекта, какого роста можно ожидать, какие доходы предполагается получить, за какой период времени;

§ тактический план, краткое изложение того, как будут достигаться поставленные цели;

§ степень согласования проекта с федеральными, региональными и отраслевыми приоритетами;

§ потребностьв инвестициях, направления их использовании, предполагаемые источники финансирования, как они будут возвращаться (погашаться) инвесторам;

§ если заявитель являемся физическим лицом, то инвестор должен знать, каким имуществом он владеет;

§ наличие лицензий, сертификатов, разрешений и т.д.;

§ ключевые экономические показатели эффективности проекта;

§ возможные риски и система страховок.

В случае необходимости (возможности) привлечения иностранных инвесторов резюме составляется как на русском, так и на английском языках. В резюме также отражается степень конфиденциальности изложенной и бизнес-плане информации.

ОПИСАНИЕ ПРЕДПРИЯТИЯ

В этом разделе необходимо охарактеризовать предприятие, обратив внимание на его отличия от других компаний, присутствующих на рынке:

§ цели и задачи на ближайший период и на перспективу;

§ перечень основных владельцев, роль каждого из них в основании и деятельности предприятия;

§ события, повлиявшие на развитие предприятия;

§ финансирование предприятия в прошлом и в настоящее время;

§ организационная структура и кадровый состав;

§ тенденции в сбыте продукции (услуг) в ближайшеевремя и в перспективе;

§ основные достижения предприятия;

§ показатели финансовой эффективности предприятия за последние три года;

§ каковы преимущества предприятия;

§ какие потребности заказчиков обеспечивает предприятие;

§ объем рынка продукции или услуг, предоставляемых предприятием;

§ какова доля предприятия на рынке и каковы тенденции;

§ каковы возможности рекламы;

§ сезонность;

§ как увеличить долю предприятия па рынке;

§ используемые ноу-хау;

§ территориальное расположение клиентов;

§ основные конкуренты и их сильные стороны;

§ уровень технологии;

§ анализ издержек;

§ с какими проблемами сталкивается предприятие;

§ анализ сильных и слабых сторон предприятия (качество продукции и услуг, возможности сбыта, уровень производственных издержек, квалификация, опыт персонала, уровень технологии, условия поставок материалов или комплектующих, уровень менеджмента);

§ географическое положение предприятия;

§ ближайшие транспортные магистрали.

ОПИСАНИЕ ПРОДУКЦИИ (УСЛУГ)

В этом разделе приводится подробная характеристика производимой предприятием продукции или услуг, производится сравнение ее с продукцией конкурентов, анализируются планы развития производства.

Характеристика продукции:

§ функциональное назначение продукции, для каких целей она предназначена;

§ примеры использования продукции;

§ стоимость в зависимости от объемов производства;

§ технологичность;

§ универсальность;

§ соответствие продукции принятым стандартам;

§ накакой стадии находится продукт в настоящее время (идея, рабочий проект, опытный образец, серийное производство и т.п.);

§ требования к контролю качества;

§ требования к подготовке пользователей;

§ требования к гарантийному и послегарантийному обслуживанию;

§ имеются ли возможности для дальнейшего развития продукта;

§ патентно-лицензионная защита.

Анализ продукции конкурентов, имеющейся на рынке:

- описание функциональных и потребительских свойств конкурирующих продуктов;

- почему продукты конкурентов пользуются определенным спросом;

- принципы ценообразованияконкурентов;

- способы стимулирования сбыта, используемые конкурентами.

Исследования и разработки:

- цели и описание планируемых НИОКР;

- существующие технологические риски;

- технологическое состояние конкурентов, возможность их технологических достиженийвлиять или повлиять в будущем на деятельность предприятия;

- описание концепции развития продукта следующих поколений.

Финансирование:

- принятая концепция ценообразования;

- оптимальные размеры заказов и формы оплаты

- условия приобретения сырья, материалов и комплектующих;

- уровень запасов;

- производственная кооперация.

АНАЛИЗ РЫНКА

В этом разделе должно быть показано, что продукция или услуги имеют рынок сбыта, а также возможность предприятия добиться успеха на этом рынке; необходимо показать затраты в связи с выходом на рынок и возможные риски.

Характеристика рынка:

- размеры рынка (регион, РФ, СНГ, мировой рынок);

- уровень и тенденции развития рынка;

- динамика цен на рынке за последние 5 лет;

- специфические особенности рынка, например, трудности доступа к операциям на рынке;

- независимые прогнозы относительно развития рынка в будущем;

- предполагаемая доля рынка, которую займет продукция предприятия;

- планы относительно зарубежных рынков; экспортный потенциал;

- особые цели на рынке.

Характеристика потребителей продукции:

- тип потребителя (покупатели, производители, единичные самостоятельные потребители и т.п.);

- их географическоерасположение;

- их мнение о продукции.

Стратегия продвижения продукции па рынок:

- расчет и обоснованиецепы, цеповая политика;

- система распределения (продаж) в настоящее время и в перепекшие;

- реклама;

- стимулирование сбыта;

- сервисное и гарантийное обслуживание;

- связи с общественностью.

Характеристика конкурентов:

- перечень предприятий - основных конкурентов;

- их сильные и слабые стороны;

- их финансовое положение;

- уровень технологии;

- удельный вес в обороте рынка;

- используемые конкурентами стратегии маркетинга;

- возможная реакция конкурентов.

ПРОИЗВОДСТВЕННЫЙ ПЛАН

Этот раздел должен подробным образом описывать путь, посредством которого предприятие планирует эффективно производить продукцию или услуги и поставлять их потребителю. Необходи­мо отразить все этапы подготовительного периода в календарном плане (сетевом графике). Кален­дарный план выполнения работ в рамках проекта должен включать прогноз сроков действий (меро­приятий) и потребности о финансовых ресурсах для его реализации. Описание технологического процесса должно отразить:

§ обеспеченность сырьём, оборудованием, комплектующими, энергией;

§ потребность и условия приобретения технологического и прочего оборудования;

§ потребность в участках земли, зданиях и сооружениях, коммуникациях;

§ потребность и условия поставки сырья, материалов, комплектующих, производственных услуг, контроль качества и дисциплины поставок;

§ требования к источникам энергии и их доступность;

§ требования к подготовке производства;

§ возможности совершенствования технологии производства;

§ требования к контролю качества на всех этапах производства продукции.

Требования к квали­фикации и наличие необходимого персонала:

§ административный персонал;

§ инженерно-технический персонал;

§ производственный персонал;

§ условия оплаты и стимулирования;

§ условия труда;

§ структура и состав подразделений;

§ обучение персонала;

§ предполагаемые изменения в структуре персонала по мере развития предприятия.

ПЛАН СБЫТА

План сбыта должен отражать стратегию продаж компании в различные временные периоды и показывать:

- цену продукции;

- методы ценообразования и установления гарантийного срока;

- схему реализации продукции (с авансом, в кредит, на экспорт);

- размеры скидок;

- время на сбыт;

- уровень запасов;

- процент потерь;

- условия оплаты (по фату, с предоплатой, в кредит);

- время задержки платежа.

ФИНАНСОВЫЙ ПЛАН

Этот раздел бизнес-плана должен дать возможность оценить способность проекта обеспечивать поступление денежных средств в объеме, достаточном для обслуживания долга (иди выплаты диви­дендов, когда речь идет об инвестициях).

Следует подробным образом описать потребность в финансовых ресурсах, предполагаемые ис­точники и схемы финансирования, ответственность заемщиков и систему гарантии. Особое значение следует уделить описанию текущего и прогнозируемого состояния окружающей экономической сре­ды. Должны быть отражены трудно прогнозируемые факторы, их альтернативные значения для раз­личных вариантов развития событий.

Требуется четкая разбивка расходов по проекту и использования средств.

Должны быть описаны условия всех остальных относящихся к проекту или уже находящихся на балансе кредитов. Необходимо четко показать, как и кем (самим предприятием или независимым подрядчиком) составлялась смета расходов; предполагаемая степень четкости смет. Должны быть описаны условия, оценки и предположения, базируясь па которых, рассчитывались финансовые результаты проекта.

Необходимо отразить (помесячно, поквартально, по годам):

- изменение курса рубля к доллару;

- перечень и ставки налогов;

- рублевую инфляцию (возможен различный процент, в зависимости от объекта);

- формирование капитала за счет собственных средств, кредитов выпуска акции и т.д.

- порядок выплаты займов, процентов по ним и т.д.

Обычно финансовый раздел бизнес-плана представлен тремя основными документами:

- отчетом о прибылях и убытках (показывает операционную деятельность предприятия по пе­риодам);

- планом движения денежных средств (Кэш-Фло);

- балансовой ведомостью (финансовое состояние предприятия в определенный момент времени).

При необходимости может быть представлен график погашения кредитов и уплаты процентов; сведения об оборотном капитале с указанием изменений и исходных посылок в течение срока креди­та; предполагаемый график уплаты налогов.

В дополнение к этому прилагаются расчеты основных показателей платежеспособности и лик­видности, а также прогнозируемые показатели эффективности проекта.

Сроки прогнозов должны совпадать (как минимум) со сроками кредита/инвестиций, которые за­прашиваются по проекту.

Наши рекомендации