Цели маркетиногых исследоаний.
Рыночная экономика, стремление найти свою «нишу» на рынке автотранспортных услуг требуют от руководителя АТО глубокого изучения производственных, коммерческих и маркетинговых процессовдля того, чтобы обеспечить эффективное использование собственных ресурсов, а также полное и высококачественное удовлетворение потребностей клиентуры.
Маркетинговые исследования можно определить как целенаправленный сбор и анализ информации, подготовку материалов для управленческого решения в конкретной маркетинговой ситуации.
Как правило, фундаментальные маркетинговые исследования проводят с периодичностью долгосрочного планирования ПХД АТО, т.е. в соответствии с временем действия стратегического бизнес-плана 5-10 лет. Результаты конкретных маркетинговых исследований, оформленные в виде специальных отчетов, используются в следующих направлениях:
· Создание и уточнение программ и перспективных бизнес-планов;
· Выбор и разработка текущих и оперативных планов ПХД АТО;
· Оценка состояния и конъюнктуры рынка автотранспортных услуг в районе тяготения;
· Разработка требований к ассортименту, качеству и объему транспортно-экспедиционных услуг;
· Определение стратегии, тактики, оперативных методов и средств формирования спроса и стимулирования сбыта.
Комплексные маркетинговые исследования обязательно включают в себя все частные исследования и анализ возможностей АТО.
При проведении конкретных маркетинговых исследований различных элементов системы маркетинга решаются локальные, текущие задачи.
Назовем некоторые компоненты с указанием изучаемых характеристик:
ТОВАР (УСЛУГА) – новизна, свойства, структура услуги, конкурентоспособность, потребность в рекламе, связь с основной деятельностью, наличие спроса и предложения, тарифы;Рынок- географическое положение, местонахождение, емкость рынка и их характеристика, спрос и предложение, перспективные сегменты, конъюнктура, тенденции развития, система тарифов; Клиентура – характеристики групп клиентов, побудительные мотивы заключения договоров на обслуживание, возможности привлечения новых клиентов, реакция на изменение тарифов, отношение к качеству услуги, потенциальный спрос обслуживаемого клиента. Конкуренты- доли основных конкурентов на рынке услуг, преимущества конкурентов, характеристики предоставляемых ими автотранспортных услуг, официальные сведения о конкурентах; Тарифы – система тарифов на данном рынке, тарифы на других рынках, кривые спроса и предложения.
СТРУКТУРА СИСТЕМНЫХ КОМПЛЕКСНЫХ МАРКЕТИНГОВЫХ
ИССЛЕДОВАНИЙ АТО
В качестве объектов конкретного маркетингового исследования могут также выступать спрос, предложение, конкурентоспособность АТО, реклама, способы продвижения услуг, маркетинговая среда (внешняя и внутренняя). При существующем уровне развития автомобильного транспорта в России маркетинг необходим в повседневной деятельности автотранспортных организаций.
4.1.МАРКЕТИНГОВАЯ ИНФОРМАЦИЯ.
Информация это сведения, знания или данные о чем-либо, о каких-либо событиях или явлениях. В маркетинговых исследованиях используют маркетинговую информацию, целевое назначение и содержание которой связаны с обслуживанием системы ма
ИССЛЕДОВАНИЙ АТО
4.2.МЕТОДИКА МАРКЕТИНГО
ВОГО ИССЛЕДОВАНИЯ
Автотранспортные организации действуют на рынке не изолированно, а в условиях маркетинговой среды, которую можно охарактеризовать как двуединство внешней и собственной среды (соответственно макро- и микро среды), в связи с этим изучение бизнес- среды распадается на две части: анализ внешних факторов, а также условий, формирующих позицию на рынке, и анализ собственной бизнес- среды АТО. Маркетинговые исследования включают в себя анализ не только макро – и микросреды АТО, но и внутриорганизационных факторов.
Внутренние факторы формируются и определяются самой организацией в процессе всего ее жизненного цикла и оказывают достаточное, или даже основное, влияние на финансово-производственные результаты ее деятельности.
Наиболее важные внутренние факторы, формирующие бизнес- среду АТО, подразделяются на пять групп и характеризуют:
Значимость различных факторов неодинакова. Она зависит от сферы деятельности АТО, квалификации управленческого и производственного персонала и других особенностей организации.
Контрольные вопросы:
1.Что называется маркетинговым исследованием?
2.Как можно классифицировать маркетинговые исследования?
3.Какие задачи могут решаться при маркетинговых исследованиях?
4.Как вы понимаете понятие «информация»?
5.В чем заключается особенность маркетинговой информации?
6.Какие требования предъявляются к маркетинговой информации?
7.каково основное содержание понятий «информационная база» и «информационные ресурсы»?
8.назовите признаки классификации маркетинговой информации.
9.в чем состоят основные способы сбора первичной информации?
10.какова последовательность действий при проведении маркетингового исследования?
11.какова методика анализа внутренней среды АТО в маркетинговых исследованиях?
Литература:
Бачурин А.А. Маркетинг на автомобильном транспорте: Учеб. пособие для студ. учреждений сред. проф. образования / Александр Афанасьевич Бачурин. – М.: Издательский центр «Академия», 2005. – 208с. (с.35-41.