Тема 3. Методы финансирования инвестиционных проектов.
1. Методы финансирования инвестиционных проектов.
Одним из важнейших этапов формирования инвестиционных ресурсов предприятия является определение методов финансирования отдельных инвестиционных проектов. Выделяют следующие основные методы финансирования инвестиционных проектов:
ü Самофинансирование – финансирование инвестиционного проекта исключительно за счет формируемых предприятием собственных ресурсов (прибыли, остающейся в распоряжении предприятия, амортизационных отчислений и т. д.) Данный метод применяется для реализации, как правило, мелких и средних инвестиционных проектов;
ü Акционирование-метод финансирования инвестиционного проекта за счет мобилизации требуемых финансовых ресурсов путем выпуска простых и привилегированных акций. Акционирование используется для реализации крупномасштабных инвестиционных проектов;
ü Кредитное финансирование – метод финансирования инвестиционного проекта за счет привлечения предприятием банковского кредита на условиях срочности, платности и возвратности. Данные метод финансирования может применяться для различных по своему объему инвестиционных проектов в зависимости от их инвестиционной привлекательности и финансового состояния предприятия-заемщика;
ü Проектное финансирование – финансирование инвестиционных проектов, при котором сам проект служит способом обслуживания долговых обязательств. При этом инвесторы оценивают ожидаемый уровень дохода по реализуемому инвестиционному проекту, который должен обеспечить погашение предоставленной ссуды, или других видов капитала;
ü Бюджетное финансирование- метод финансирования инвестиционных проектов за счет средств федерального бюджета (или бюджетов других уровней), предоставляемых на безвозвратной и возвратной основе. На безвозвратной основе финансируются инвестиционные проекты в соответствии с утвержденным перечнем строек и объектов для федеральных государственных нужд при отсутствии других источников или в порядке государственной поддержки согласно действующим законодательным нормам и требованиям. На возвратной основе средства федерального бюджета выделяются Министерству Финансов РФ в пределах кредитов, выделяемых Центральным Банком РФ установленном действующим законодательством порядке. Министерство Финансов направляет указанные средства через коммерческие банки заемщикам;
ü Лизинг – метод финансирования инвестиционных проектов по приобретению имущества, которое предполагается использовать для предпринимательской деятельности и которое согласно федеральному законодательству может выступать предметом лизинга. При данном методе на основе заключенной лизинговой сделки имущество приобретается за счет собственных или привлеченных средств лизингодателем, после чего последний предоставляет его за определенную плату, на фиксированный срок и на определенных условиях лизингополучателю, который в свою очередь может выкупить арендуемое им имущество по остаточной стоимости после окончания договора лизинга;
ü Смешанное финансирование – метод финансирования инвестиционных проектов, основанный на комбинировании в определенных пропорциях различных методов финансирования одновременно.
2. Лизинг, виды лизинга.
Лизинг – метод финансирования инвестиционных проектов по приобретению имущества, которое предполагается использовать для предпринимательской деятельности и которое согласно федеральному законодательству может выступать предметом лизинга. При данном методе на основе заключенной лизинговой сделки имущество приобретается за счет собственных или привлеченных средств лизингодателем, после чего последний предоставляет его за определенную плату, на фиксированный срок и на определенных условиях лизингополучателю, который в свою очередь может выкупить арендуемое им имущество по остаточной стоимости после окончания договора лизинга.
Лизинговый механизм имеет тройственную основу и содержит элементы кредитной, инвестиционной сделки и арендной деятельности. Основными субъектами лизинговых отношений являются:
ü Лизингодатель – юридическое или физическое лицо, которое за счет собственных или привлеченных денежных средств приобретает в ходе реализации лизинговой сделки в собственность имущество и предоставляет его в качестве предмета лизинга на условиях, определенных договором;
ü Лизингополучатель – юридическое или физическое лицо, которое в соответствии с договором лизинга обязано принять предмет лизинга за определенную плату, на фиксированный срок и на определенных условиях во временное владение и пользование;
ü Продавец (поставщик) – юридическое или физическое лицо, которое в соответствии с договором купли-продажи с лизингодателем продает последнему в обусловленный срок производимое (закупаемое) им имущество которое является предметом лизинга.
В зависимости от классификационных признаков различают следующие виды лизинга:
§ По участникам: внутренний (если все участники лизинга являются резидентами РФ) и международный;
§ По срокам предоставления имущества в лизинг: долгосрочный (срок более трех лет), среднесрочный (от полутора до трех лет), краткосрочный (срок до полутора лет);
По сделке: прямой финансовый лизинг (двухсторонняя сделка). Имеет ряд разновидностей: лизинг с обслуживанием, леверидж – лизинг в пакете; косвенный лизинг (трехсторонняя сделка)
3. Ипотечное кредитование в РФ.
Современный термин ипотека означает форму обеспечения исполнения каких-либо обязательств должника недвижимым имуществом. Ипотека в РФ регулируется следующими основными законодательными актами: Гражданским Кодексом РФ, Федеральным законом от 16 июля 1998 г. № 102-ФЗ «Об ипотеке». Наиболее распространенной формой обязательств, обеспечиваемых ипотекой, является кредит. Кредит, обеспечиваемый залогом недвижимости, называется ипотечным кредитом. Создание и развитие национальной системы ипотечного кредитования является первоочередной задачей, которая лежит в основе решения жилищной проблемы в РФ развитие ипотечного кредитования в России происходит по двум направлениям:
Ø Первое – это централизованное внедрение схем ипотеки государством;
Ø Второе – это разработка и внедрение разнообразных моделей ипотечного кредитования в регионах России.
В рамках первого направления осуществляется формирование государственной программы, которое связано с созданием в 1997 году Федерального агентства по ипотечному жилищному кредитованию с целью последующего формирования с его помощью эффективного механизма рефинансирования выданных ипотечных кредитов. Зарегистрировано оно в форме открытого акционерного общества, уставный капитал которого на 100% принадлежит Правительству РФ. Деятельность агентства направлена на создание и развитие, как первичного рынка ипотечных кредитов, так и инфраструктуры вторичного рынка. С 1998 года активная реализация программы агентства была начата в Санкт-Петербурге, который был выбран на федеральном уровне как наиболее подготовленный регион и где был создан региональный Северо-Западный филиал, был открыт городской консультационный центр по вопросам ипотечного кредитования, а в 1999 году в целях отработки технологии ипотечного кредитования и рефинансирования ипотечных кредитов были выданы первые ипотечные кредиты за счет собственных средств агентства. На сегодняшний момент аналогичное соглашение подписано между агентством и Новосибирской областью, где так же создан филиал, деятельность которого должна охватить регионы «Сибирского соглашения». Кроме этого агентство активно ведет работу с местными администрациями по созданию организационно-правового механизма реализации федерального законодательства.
Для финансирования своих операций агентство планирует привлекать средства путем выпуска собственных ценных бумаг, обеспеченных правами по приобретенным кредитам, а так же гарантиями правительства РФ и субъектов РФ.
В рамках второго направления при поддержке местных органов власти более чем в 20 субъектах РФ на подведомственных им территориях, внедряются региональные программы ипотечных отношений, которые базируются на различных моделях:
Ø Создание специальных внебюджетных фондов поддержки жилищного строительства, когда данный фонд, используя средства муниципалитета или области, финансирует строительство жилья, с его последующей продажей тем жителям города (области), которые согласны продать (сдать по «зачету») свое уже имеющееся жилье фонду, а недостающую сумму частично оплатить за счет собственных средств, частично - получить рассрочку на 1-2 года;
Ø Создание внебюджетных фондов для льготного кредитования населения на цели покупки жилья по ставке процента ниже, чем уровень инфляции;
Ø Выпуск муниципальных жилищных облигаций;
Ø Другие модели.
В регионах России на различных уровнях и различными субъектами жилищного рынка принимаются попытки привлечь средства граждан в сферу финансирования жилья с использованием различных схем, в большей части суррогатных, где присутствуют только элементы ипотечного кредитования и имеющих изначально ограниченный характер.
Таким образом, ипотечное кредитование в регионах не может активно развиваться без деятельности государства, направленной на устранение законодательных, налоговых, экономических препятствий, без поддержки, в том числе и в виде государственных инвестиционных ресурсов со стороны правительства и Банка России.
4. Проектное финансирование: сущность, перспективы применения в РФ.
Проектное финансирование – финансирование инвестиционных проектов, при котором сам проект служит способом обслуживания долговых обязательств. При этом инвесторы оценивают ожидаемый уровень дохода по реализуемому инвестиционному проекту, который должен обеспечить погашение предоставленной ссуды, или других видов капитала.
Основной особенностью проектного финансирования, в отличие от акционерного и государственного, является учет и управление рисками, распределение рисков между участниками проекта, оценка затрат и доходов с учетом этого. Проектное финансирование называют финансированием с определением регресса и различают следующие его формы:
ü Финансирование с полным регрессом на заемщика. При данной форме ответственность кредиторов проекта ограничена, риски проекта в основном падают на заемщика, поэтому, как правило, невысокая цена займа и быстрый доступ к финансовым средствам для реализации проекта. Используется для малоприбыльных и некоммерческих проектов;
ü Финансирование без права регресса на заемщика. При данной форме риски, связанные с реализацией проекта принимает на себя кредитор, поэтому цена займа является высокой, и финансируется при данной форме проекты, имеющие высокую прибыльность и дающие в результате реализации конкурентоспособную продукцию;
ü Финансирование с ограниченным правом регресса. Такая форма финансирования проектов предусматривает распределение всех рисков проекта между его участниками, так чтобы каждый участник брал на себя зависящие от него риски, цена займа при этом становится умеренной.
Данный метод финансирования широко используется за рубежом, так как имеет ряд преимуществ перед традиционными методами финансирования:
Ø Позволяет более достоверно оценить платежеспособность и надежность заемщика;
Ø Позволяет рассмотреть весь инвестиционный проект с точки зрения жизнеспособности, эффективности, реализуемости, обеспеченности, рисков;
Ø Позволяет прогнозировать результат реализации инвестиционного проекта.
Применение проектного финансирования в РФ стало возможным с выходом Закона о соглашении о разделе продукции, но по ряду причин не нашло широкого распространения. Это обусловлено неразвитостью внутренних источников долгового (особенно долгосрочного) финансирования, нестабильностью законодательства, отсутствием специалистов по проектному финансированию и т. д. Поэтому необходимым условием успешного применения проектного финансирования в РФ должна стать работа со следующим направлениям: привлечение иностранных кредитов для финансирования крупных проектов ,государственные гарантии компенсации и обеспечения политических рисков путем страхования, последующих или привилегированным статусом кредиторов и т. д.