Классификация видов финансовой политики государства и пределов применимости

Анализ финансовой политики государств позволяет выделить три ее типа: классический, регулирующий, планово-директивный.

1. Классический тип (до конца 20-х годов XIX в). Основатели - Адама Смита и Давид Рикардо. Основное направление - невмешательство госу­дарства в экономику, сохранение свободной конкуренции, исполь­зование рыночного механизма как главного регулятора хозяйствен­ных процессов. Государство стремилось к уменьшению расходов бюджета, сводившихся к расходам на военные цели, выплате процентов по государственному долгу и его погашению и управлению. Система налогов должна была создать необ­ходимое поступление средств для обеспечения сбалансированного бюджета государства. Причем система налогов строилась в основном на косвенных и имущественных налогах.

2. Регулирующий тип.Развитие производства поставило перед гос-ми вопрос об изменении подходов к финансовой политике. В этот период (конец 20-х годов XIX в.) в индустриально развитых странах шел переход к регулирующей финансовой политике. В ее основу вначале была положена экономическая теория Джона М. Кейнса. Он исходил из не­обходимости вмешательства в экономику и регулирования государ­ством ее циклического развития. Финансовая политика стала преследовать цель использовать финансовый механизм для регулирования экономики и социальных отношений для обеспечения полной занятости населения. Ос­новные инструменты - государственные расходы, за счет них формируется дополни­тельный спрос. Поэтому они обеспечивают рост предпринимательской деятельности, увеличение национального дохода и способствуют ликвидации безработицы.

Главный механизм регулирования - подоходный налог. Он обеспечивает изъятие у экономических субъектов доходов, используемых в виде сбережений, что позволяет обеспе­чить сбалансированность бюджета государства при высоком уровне расходов. Государство активно развивает ­применение долгосрочных и среднесрочных займов. Рынок ссудных капиталов становится вторым по значению источником доходов бюджета, а дефицит бюджета используется для регулирова­ния экономики.

Эта политика обеспечила в 30-60-х годах 19 века стабильный экономический рост, высокий уровень занятости и эффективную систему финансирования социальных нужд в большинстве этих стран.

В 1970-е годы в основу финансовой политики была положена неконсервативная стратегия, основоположник - Альфред Маршалл. Эта политика не отказывается от регулирования экономики, но ограничивает вмешательство государства в экономику и социальную область. Регулирование экономики становится многоцелевым. Государство регулирует денежное обращение, валютный курс, социальные факторы эконо­мики, структурную перестройку хозяйства и др. Важная роль отводится налогам. Ставится задача их сокращения и уменьшения степени прогрессивности обложения.

3. Планово-директивный тип. Основывалась на трудах Карла Маркса, Фридриха Энгельса и Владимира Ленина. Основанная на государственной собствен­ности на средства производства, плановая система по­зволяла осуществлять прямое руководство всеми сфе­рами экономики и социальной жизни, в том числе и финансами. Цель финансовой политики в этих условиях - обеспечение макси­мальной концентрации финансовых ресурсов у государства для их последующего перераспределения в соответствии с гос-ым планом.

Регулирование использования денежных доходов населения - с помощи подоходного налога. Свободные средства населения в сберегательных кассах направлялись в бюджет в виде безоблигационного займа.

Управление финансами осуществлялось из единого центра - ­министерства финансов, которое занималось всеми вопросами ис­пользования финансового механизма в народном хозяйстве.

Она показала свою высокую эффективность в годы, когда нужна была максимальная концентрация финансов для обеспечения чрезвычайных расходов государства (в годы Второй мировой войны). Исполь­зование этой политики в нормальных условиях экономики привело к отрицательным последст­виям: снижению эффективности производства, замедлению разви­тия социальной сферы общества, ухудшению финансового положения государства.

_______________________________________________________________

Наши рекомендации