Социальное обеспечение: понятие, функции, формы

ПРАВО СОЦИАЛЬНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ

ПРЕПОДАВАТЕЛЬ: ШАВОЛ ЕЛЕНА АЛЕКСЕЕВНА

СОЦИАЛЬНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ: ПОНЯТИЕ, ФУНКЦИИ, ФОРМЫ

Признаки социального обеспечения как общественного явления:

· Гос. характер устанавливаемых в обществе организационно-правовых способов распределения совокупного общественного продукта через систему обеспечения (экономический аспект);

· Законодательное закрепление перечня социальных рисков, призаваемых в качестве оснований для предоставления тех или иных видов социального обеспечения (правовй аспект);

Социальный риск – обстоятельство, с которым связан риск утраты источника средств к существованию и которые признаются обществом социально уважительными.

Законодательное закрепление круга лиц, подлежащих обеспечению;

Нормирование гос-ом стандарта обеспечения, ниже которого оно не может быть предоставлено путем законодательного закрепления видов обеспечения, условий его предоставления и уровня обеспечения.

Социальное обеспечение – один из способов распределения части совокупного общественного продукта путем предоставления гражданам материальных благ в целях выравнивания их личных доходов в случаях наступления социальных рисков за счет средств целевых финансовых источников в объеме и на условиях в строго нормированных гос-ом для поддержания их полноценного социального статуса и предотвращения бедности.

Перераспределение = экономический аспект. С помощью фискальной и социальной политики.

Функции социального обеспечения:

· Экономическая (распределительная, т.е. задача гос-ва создать источники средств и определить механизм их распределения);

· Политическая = социальная политика гос-ва;

· Демографическая (посредством социального обеспечения гос-во влияет на продолжительность жизни, воспроизводство населения, рождаемость и т.д.).

Формы социального обеспечения – организационно-правовые способы его осуществления.

Признаки разграничения форм:

· Способ аккумуляции средств финансовых источников, за счет кторых предоставляется обеспечение;

· Круг субъектов, обеспечиваемых за счет средств определенного финансового источника;

· Виды обеспечения, предоставляемого за счет средств определенного финансового источника;

· Система органов, предоставляющих обеспечения.

Формы СО по сфере деятельности:

1. Федеральные;

2. Региональные;

3. Местные;

4. Локальные. 2,3,4 – дополнительные к федеральным.

1. Федеральные:

- обязательное СО

- государственное СО (средства федерального бюджета)

- ? – смешанная форма (пенсия за выслугу лет гос служащим).

ОБЯЗАТЕЛЬНОЕ СОЦИАЛЬНОЕ СТРАХОВАНИЕ

ОСС часть гос-ой системы социальной защиты населения, осуществляющая как страхование работающих граждан от возможного изменения материального и социального положения на основании ФЗ. ОСС направлено на компенсацию или минимизацию последствий изменения социального и материального положения работающих граждан при наступлении социальных страховых рисков.

Социальные страховые риски – достижение пенсионного возраста, наступление инвалидности, потеря кормильца, заболевания, травма, несчастный случай на производстве, профессиональное заболевание, беременность, роды, рождение ребенка, уход за ребенком до 1,5 лет, необходимость получения помощи (перечень открытый).

Ст. 4 ФЗ № 165 – принципы ОСС:

Автономность финансовой системы ОСС;

Ответственность за целевое использования средств и т.д.

Субъекты ОСС:

Страховщик: государственные внебюджетные фонды (ПФ РФ, ФСС РФ, ФФОМС РФ);

Страхователь – организации и граждане, которые предоставляют работу по граж-правовым договорам, самозанятые, КФХ, малочисленные народы Севера.

Застрахованные лица – те, кто выполняют работу (см. выше).

ОБЯЗАТЕЛЬНОЕ ПЕНСИОННОЕ СТРАХОВАНИЕ

Страховщик – ПФРФ.

Риски: пенсионный возраст, инвалидность, потеря кормильца.

Страхователь – работодатели (г/п, ТД), самозанятые, КФХ, малочисленные народы.

20% размер взносов на з/п.

14% из них – финансирование части страховой и накопительной пенсии.

П=СЧ+НЧ 14%=8+6

ОБЯЗАТЕЛЬНОЕ СО НА СЛУЧАЙ НЕТРУДОСПОСОБНОСТИ И МАТЕРИНСТВА

Страховщик – ФСС РФ.

Риски: заболевание, травма, беременность и роды, уход за детьми, смерть.

Страхователи – работники только по ТД, самозанятиые (в добровольном порядке)+ КФХ и малочисленные народы.

2,9%

ОСС ОТ НЕСЧАСТНЫХ СЛУЧАЕВ СЛУЧАЕ НА ПРОИЗВОДСТВЕ И ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ЗАБОЛЕВАНИЙ

Страховщик – ФСС РФ.

Риски: несчастный случай, профессиональное заболевание.

Страхователи – работодатели по ТД, могут быть и по г/п договору. Обязательства из причинения вреда.

0,2%...8,5%

МЕДИЦИНСКОЕ СТРАХОВАНИЕ

Страховщик – ФФОМС РФ, территориальные фонды.

Застрахованные лица - все лица.

1,1% - ФФОМС РФ

2% - территориальные фонды.

Особенность соц страхования как формы СО состоит в создании специализированных внебюджетных фондов, Кот формируются за счет целевых взносов работодателей и если это предусмотрено законом, то и за счет целевых взносов работников при поддержке гос-ва. Те в случае если средств внебюджетных фондов будет недостаточно для выплаты обеспечния застрахованным лицам, то гос-во за счет средств бюджеьа оказывает им помощь.

Есть принцип полной солидарности – когда отсутствует взаимосвязь между взносом и выплатой. Нагрузка ложится на всех плательщиков взносов. Всем обеспечиается выплата в равных размерах.

Принцип пограничной солидарности – когда право на получение обеспечения и размер зависят от уплаченных взносов. Право на обеспечение имеют те, за кого уплачивались эти взносы или кто уплачивал их самостоятельно. Нулевая солидарность – взносы строго персонофицированы и от их размера напрямую зависит размер обеспечения.

Отграничение соц страхования от гражданского института.

Соц страхование - страхование только форме.

Отличие в том, что управление средствами ОСС осуществляет гос-во. Расходование средств ОСС производится на основе ежегодно утверждаемого бюджета. Страх взносы носят фискальных характер (обязательны в силу закона независимо от воли участников). Наряду со страховыми взносами возможны поступления в фонды из федерального бюджета.

Государственное социальное обеспечение.

Источник – средства преимущественно федерального бюджета, а иногда региональных бюджетов, если это указывается в законе. (ежемесячное пособия на ребенка только из регионального бюджета). За счет средств фед бюджета обеспечивается 2 категории лиц:

Лица, которые осуществляют трудовую д-ть, но не подлежать обязательному социальному страхованию. Военнослужащие и приравненные к ним.

Все население страны в тех случаях, когда обеспечение предоставляется без какой-либо связи с трудовой деятельностью.

Смешанная форма. Пенсия гос служащим.

Отграничение соц защиты и СО.

Соц защита – система, призванная обеспечить определенный уровенб доступа к жизенно необходимым благам и определенный уровень благосостояния граждан, которые по объективным причинам не могут быть экономически активными и обеспечивать себя. Соц защита включает в себя:

- стимулирования достойной заработной платы;

- социальное обеспечение за счет средств ОСС;

- предоставление обеспечения уязвимым группам населения, которые не являются застрахованными по ОСС.

- обеспечение доступа граждан к основным правам и услугам таким, как образование, медицинская помощь, жилье и т.д.

ПРЕДМЕТ, МЕТОД, СИСТЕМА ПРАВА СОЦИАЛЬНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ

Все общественные отношения, которые охватывается предмет ПСО условно принято делать на 3 группы:

Общественные отношения по поводу СО в денежной форме:

Общественные отношения по поводу пенсионного обеспечения:

- пенсии по старости;

- пенсии по инвалидности;

- пенсии по случаю потери кормильца;

- пенсии за выслугу лет;

- социальные пенсии.

1.2. общественные отношения по оповду обеспечения социальными пособиями:

- пособия по безработице;

- пособия по временной нетрудоспособности;

- пособия по беременности и родам;

- пособия женщинам, ставшим на учет на ранних срока беременности;

- пособия при рождении ребенка;

- -пособия по уходу за ребенком;

- пособия беременным женам военнослужащих по призыву;

- пособия на ребенка военнослужащего по призыву;

- ежемесячное пособие на ребенка для малоимущих;

- пособие с поствакцинальными осложнениями;

- пособия вынужденным беженцам – переселенцам;

- пособия неработающим супругам военнослужащих по контракту в связи с отсутствием возможности тредоустройства;

- пособия гражданам, привлекавшимся к борьбе с терроризмом;

- пособия на погребение;

- пособие при передаче ребенка в семью.

1.3. общественные отношения по поводу обеспечения компенсациями:

- компенсация на период отпуска по уходу за ребенком до 3 лет;

- компенсация трудоспособным гражданам в связи с уходом за инвалидом 1 группы, ребенком-инвалидом, либо престарелым (от 80 лет);

- компенсация при передаче детей на воспитание в семью;

1.4. общественные отношения по возмещению вреда жизни и здоровью в связи с несчастным случаем на производстве ил профессиональным заболеванием.

2. отношения по предоставлению социальных услуг бесплатно или со скидкой:

- медицинская помощь или лечение;

- санаторно-курортное лечение;

- содержание в учреждениях социального обслуживания;

- содержание детей в детских учреждениях;

- обеспечение инвалидов и престарелых помощью на дому;

- обеспечение инвалидов и престарелых транспортными средствами и средствами передвижения;

- предоставление протезно-ортопедической помощи;

- льготы по системе социального обеспечения;

- государственная социальная помощь.

3. процессуальные отношения:

3.1. процедурные отношения:

- по поводу установлению юридических фактов, с которыми связано право на тот или иной вид СО;

- реализация права на тот или иной вид обеспечения;

3.2. процессуальные отношения – связаны с защитой права на тот или иной вид СО.

ПСО – совокупность правовых норм, регулирующих специфическим способом комплекс общественных отношений, возникающих в связи с денежной формой обеспечения граждан пенсиями, пособиями, компенсациями в связи с предоставлением различного рода социальных услуг бесплатно или со скидкой, а также в связи с установлением юридических фактов, необходимых для возникновения права на тот или иной вид обеспечения, реализация такого права и защита нарушенного права на СО.

Общие черты отношений:

- все отношения, входящие в предмет ПСО, носят распределительный характер.

- в них присутствует специфический субъект: гос орган ил уполномоченный гос орган или лицо, которые обязаны предоставить обеспечение. Второй субъект всегда гражданин либо семья.

- объектом материальных отношений по СО является материальное благо, предоставляемое в порядке СО (денежные средства или натуральная форма(социальные услуги)).

- особенность юр фактов, являющихся основаниями возникновения этих отношений. Это, как правило, абсолютные события.

ПСО возникло в России 1966 как самостоятельная отрасль.

Особенности методов ПСО.

Императивно-диспозитивное регулирование с преобладанием императивного способа регулирования, поскольку законодателем установлено нормы обеспечения, условия обеспечения, круг лиц, имеющих прав на обеспечение, при этом нормы обеспечения не могут быть изменены субъектами отношений. Дозволение в ПСО адресовано только одному субъекту - гражданину, который вправе обращаться за обеспечением и выбирать наиболее выгодные для него виды обеспечения.

Сочетание централизованного регулирования с региональным и с местным, а также локальным.

Недопустимость, как правило, договорного регулирования. Оно возможно только на локальном уровне.

Автономность субъектов отношений по СО по отношению друг к другу.

Абсолютный характер прав граждан в материальных отношениях по СО. У граждан нет встречных обязанностей имущественного характера.

Применение в ПСО право-восстановительных и право-ограничительных санкций. Штрафных санкций нет. Имущественная ответственность гос-ва отсутствует, ибо средства должны использоваться в строго в соответствии с целями. Ответственность граждан (например, произошла переплата пенсий) присутствует.

ПРАВООТНОШЕНИЯ ПО СОЦИАЛЬНОМУ ОБЕСПЕЧЕНИЮ

Понятие и виды.

Являются относительными, так как субъекты определены законом. Для возникновения отношений требуется юридический факт + волеизъявление (только 11 субъекта – гражданина, который реализует конституционное право на социальное обеспечение). Второй субъект на основании волеизъявления гражданина + юридический факт = обязанность предоставить требуемый вид социального обеспечения.

Многообразие видов отношений по социальному обеспечению обусловлено многообразием видов социального обеспечения.

Отношения могут быть материальными и процессуальными.

Субъекты:

гос орган/уполномоченное лицо. Правосубъектность – с момента наделения полномочиями.

гражданин/семья. Нет единого момента возникновения правосубъекности. Она может общей или специальной.

Вид зависит от того, предоставляется ли СО лицу как члену общества независимо от его трудовой деятельности, либо предоставляется ли обеспечение как застрахованному лицу в связи с трудовой деятельностью.

Например, мед страхование – общая, правоспособность с рождения, а дееспособность – с 15 лет (по ФЗ). Пенсия по старости – специальная, с момента начала трудовой деятельности.

Субъекты ПСО – потенциальные участники правоотношений по СО.

Субъект правоотношения по СО – субъект права, который реализовал свою правосубъектность и стал участником конкретных правоотношений.

Основания возникновения правоотношений - все соц риски, то есть юридические факты.

Но необходимо наличие не 1, а целого комплекса юридических фактов для возникновения правоотношения = сложный юридический состав.

Объекты правоотношений – денежные средства и юридические действия.

Содержание ПиО:

в материальных правоотношениях – ф.л. всегда наделено субъективными правами, а обязанности возложены на органы.

в процессуальных – ф.л. = П+О (предоставление документов и т.д..), органы – корреспондирующий ПиО.

Пенсионное правоотношение – урегулированное нормами ПСО общественные отношения, возникающие в связи с материальным обеспечением граждан, достигших установленного законом возраста, длительное время занимавшихся определенным видом профессиональной деятельности, а также граждан, признанных инвалидами, либо потерявших кормильца.

Пенсия по старости:

субъекты – ПФ РФ и лица, достигшие пенсионного возраста + рудовой стаж;

объект – пенсия;

основание возникновения – возраст + стаж + пенсионный капитал + заявление в ПФ РФ + решение ПФ.

Является длящимся правоотношением.

Пенсия по инвалидности:

субъекты – ПФ и лицо. У которого наступила инвалидность в момент трудовой деятельности. Правосубъктность - с момента трудовой деятельности;

объект – пенсия по инвалидности;

основания возникновения – наступление инвалидности + пенсионный капитал + заявление + решение.

Социальная пенсия:

1 субъект – ПФ и лица дети-инвалиды, инвалиды не в момент рудовой деятельности, дети, потерявшие родителей, которые не работали и не служили на момент смерти, пожилые граждане (60 и 65 лет), если у них нет определенного трудового стажа для назначении пенсии по старости.

Обеспечение пособиями – правоотношения. Урегулированные нормами ПСО, возникающие на основе соответствующих юридических фактов по поводу предоставления гражданам мат обеспечения в виде пособий.

Пособия по временной нетрудоспособности:

субъект – работодатель и работники по ТД;

Правосубъктность специальная;

основания возникновения – временная утрата трудоспособности.

Пособие при рождении ребенка:

если застрахованные лица – работодатель субъект, а если не работают, не служат, не учатся лица, то – орган соц защиты по месту жительства ребенка.

объект – денежная выплата в виде единовременного пособия + рождение ребенка.

ТРУДОВОЙ СТАЖ

Понятие и виды.

Трудовой стаж – суммарная продолжительность трудовой, иной общественно-полезной деятельности, а также иных периодов, установленных законом, с которыми связаны определенные правовые последствия в сфере СО.

Виды стажа зависят от количественных (продолжительность) и качественных (в каких условиях) показателе и вида СО:

общий трудовой стаж;

общий страховой стаж;

специальный страховой стаж;

специальный трудовой стаж/выслуга лет;

страховой стаж для определения размера пособия по временной нетрудоспособности/пособия по беременности и родам.

Специальный страховой стаж – суммарная продолжительность работы в определенных условиях труда, которая дает право на досрочное назначение пенсии по старости в связи с особыми условиями труда.

Только у застрахованных лиц. В законе есть указание на профессиональный стаж, но на данный момент у нас закона, который определял бы порядок назначения этой пенсии.

Юридическое значение: этот стаж является одним из условий назначения досрочной пенсии по старости в связи с особыми условиями труда (ст. 27,28 ФЗ «О трудовых пенсиях»).

Специальный трудовой стаж (выслуга лет) – суммарная продолжительность определенной деятельности, которая дает право на назначения пенсии за выслугу лет:

стаж военный и приравненной к ней службе, которая дает право на пенсию военнослужащим и приравненным к ним категориям лиц. Периоды, которые засчитываются в стаж военной службы, указаны в ст. 18 Закона от 12.02.1993 № 4468-1.

Государственная гражданская служба.

Страховой стаж для определения размера пособия по временной нетрудоспособности и пособия по беременности и родам. С 2007 года, заменил непрерывный стаж.

Непрерывный стаж – время трудовой деятельности в одной организации без перерывов или в нескольких организациях , если при переходе с одного места работы на другое трудовой стаж, если трудовой стаж по действующим правилам не прерывался. Правила исчисления стажа рабочих и служащих при назначении пособия по гос соц страхованию были утверждены Советом Министров СССР 13.04.1973 и действовали до 2007 года. По этим правилам стаж не прерывался, если с момента увольнения с одного места работы и поступления на другое место работы проходило не более 1 месяца. Более короткий срок устанавливался в случае работника по собственному желанию (не более 3 недель).

Страховой стаж включает в себя периоды работы по трудовому договору, государственной и муниципальной службы и иные периоды, в течение которых производилась уплата взносов на обязательное соц страхование на случай временной нетрудоспособности и материнства (заключенные, священнослужители).

Когда продолжительность непрерывного трудового стажа окажется больше продолжительности страхового стажа к непрерывному стажу на 1.01.2007 года добавляется страховой стаж.

С 1.01.2007 до 1.01.2010 военная служба в страховой стаж не засчитывалась. С этого года военная служба засчитывается в страховой стаж для назначения пособия. А также бюджет компенсирует ФСС РФ оплату пособий с учетом военного и приравненного к нему стажа.

2.Исчиление и подтверждение трудового стажа.

Существует 2 способа исчисления:

Календарный – каждый календарный день равен одному календарному дню;

Льготный – один календарный день = большему количеству дней.

Каждые 30 дней стажа переводится в месяц, а каждые 12 месяцев – в 1 календарный год. При совпадении двух календарных периодов выбирается 1.

Общий страховой стаж.

Подсчеты и подтверждения страхового стажа для установления трудовых пенсий утверждены Постановлением Правительства от 24.07.2002 года № 555. Общий трудовой стаж по льготному исчислению в 2 случаях:

Навигационный период на водном транспорте засчитывается как полный календарный год;

Работа в течение полного сезона в организациях сезонных отраслей промышленности. Перечень отраслей утвержден Постановлением Правительства от 4.07.1991 года № 381. Засчитывается как один календарный год. Если сезон начался в одном календарном году, а заканчивается в другом, то засчитывается тот год, в котором начался сезон.

Если навигационный период или сезон были отработаны не полностью, в стаж засчитывается только фактически отработанное время.

Специальный страховой стаж.

Постановление Правительства от 11.07.2002 № 516.

В этот стаж засчитываются работа, выполняемая постоянно в течение полного рабочего дня при условии уплаты взносов в ПФ РФ. В этот стаж засчитывается периоды получения пособий по временной нетрудоспособности, пособия по беременности и родам и ежегодного оплачиваемого отпуска. Все остальные неотработанные периоды не засчитываются. Если работнику установлено неполное рабочее время путем сокращения рабочих дней в неделю без сокращения продолжительности рабочего дня, то такая работа засчитывается по фактически отработанному времени.

Льготное исчисление: геологоразведочные, геодезические, геофизические экспедиции в полевых условиях в течение 6 месяцев засчитывается как календарный год. А менее 6 месяцев – по фактически отработанному времени. Вахтовый период засчитывается (междувахтовый отдых).

Не засчитываются периоды, когда работник появился в алкогольном периоде, не прошел подготовку по охране труда, не прошел медицинский осмотр (отстранение от работы – ст. 76 ТК РФ).

Стаж для определения пособий по временной нетрудоспособности и беременности и родам.

Приказ Минздравсоцразвития РФ 6.02.2007 № 91.

Нет льготного исчисления.

Документы, подтверждающие тот или иной вид стажа:

Общий страховой стаж: до момента регистрации в системе обязательного пенсионного страхования подтверждается трудовой книжкой и, если это работа была не по трудовому договору, то подтверждается справками из налоговых органов об уплате соответствующих взносов или налогов.

Стаж можно подтвердить документами и свидетельскими показаниями (не более половины стажа, требуемого для назначения пенсии).

Специальный страховой стаж подтверждается правильно заполненной трудовой книжкой.

Стаж для выдачи пособий: трудовой книжкой, либо трудовым договором, либо справкой, выданной работодателем, выписки из приказов о приеме и увольнении, лицевые счета и ведомости на выдачу заработной платы.

ПЕНСИОННАЯ СИСТЕМА И ПЕНСИОННАЯ РЕФОРМА В РФ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ

Начало реформирования началось в 80 годах. И тогда стояли проблемы:

Обособление пенсионных средств из государственного бюджета;

Создание единой пенсионной системы;

Низкий уровень пенсионного обеспечения.

Уровни пенсионного обеспечения:

- абсолютный – номинальный размер пенсии;

- относительный – отношение пенсии к заработку, из которого она исчислена (коэффициент замещение, как правило, в целом по стране (на 2002 года – 22 %)). То есть предполагалась базовая часть пенсии (не зависела от стажа и заработной платы, то есть одинаковая для всех) =450 рублей (сейчас 2562 рублей и называется фиксированным размером пенсии) и другая часть – страховая часть пенсии, которая определяется уплаченными в ПФ РФ взносов на финансирование страховой части пенсии, а также накопительная часть пенсии (рожденные в 63 и 56 годах (мужчины и женщины, соответственно)).

ПОНЯТИЕ И ВИДЫ ПЕНСИЙ

Пенсия - ежемесячная выплата для материального обеспечения граждан, достигших пенсионного возраста длительное время занимавшихся определенной профессиональной деятельностью, ставших инвалидами, а также нетрудоспособных граждан, потерявших кормильца (целевое назначение пенсий – предоставить источник средств к существованию при наступлении следующих социальных рисков: 1.достижение пенсионного возраста, 2.длительная профессиональная деятельность (пенсия за выслугу лет военнослужащим, государственным служащим, космонавты, судьям), 3.наступление инвалидности, 4.потеря кормильца).

Виды пенсий по социальным рискам (см. выше).

Виды пенсий по обусловленности пенсионного обеспечения трудовой деятельностью:

Трудовые – условие назначения наличие трудового стажа, либо наличие трудовой деятельности на момент наступления социального риска;

Нетрудовые.

Виды пенсий по источнику финансирования:

За счет средств обязательного пенсионного страхования (ФЗ «О трудовых пенсиях» - 3 вида);

За счет средств федерального бюджета (ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении» - 5 видов).

ПЕНСИЯ ПО СТАРОСТИ

По закону при наличии двух оснований для назначения пенсии гражданин должен выбрать одно из них. Исключения п.3, ст. 3 ФЗ «о государственном пенсионном обеспечении»: устанавливает право на одновременное получение двух пенсий (всего 7 случаев).

Пенсия по старости – ежемесячная пожизненная денежная выплата, которая устанавливается в связи с достижением определенного законом возраста при наличии трудового стажа определенной продолжительности.

Пенсионный возраст дифференцируется от ряда обстоятельств:

Пол;

Условия труда;

Особенности личности.

Виды пенсии по старости:

На общих основаниях;

Досрочная пенсия по старости (при сниженном общем пенсионном возрасте).

Пенсия по старости на общих основаниях:

- достижение пенсионного возраста;

- наличие общего страхового стажа не менее 5 лет.

Досрочная пенсия по старости:

На льготных основаниях (ст. 28 ФЗ «О трудовых пенсиях»). Имеют значение особенности личности, и они не обусловлены спецификой труда;

В связи с особыми условиями труда.

Льготные основания назначения пенсии:

В возрасте 50 лет женщинам, родившим 5 и более детей и воспитавшим их до достижения возраста 8 лет при наличии страхового стажа не менее 15 лет. К рожденным детям приравниваются усыновленные дети в возрасте до 8 лет.

Мужчинам по достижении возраста 55 лет, женщинам – 50 лет, воспитывающим ребенка-инвалида до достижения возраста 8 лет. Стаж для мужчин – 20 лет, для женщин – 15 лет. Опекуны тоже имеют право на досрочное назначение пенсии.

Инвалиды вследствие военной травмы, возраст для мужчин – 55 лет, женщин – 50 лет. Страховой стаж 25/20 лет.

Инвалиды по зрению I группы инвалидности, мужчины в возрасте 55 лет, женщины – 50 лет при общем страховом стаже 15/10 лет. Если группа инвалидности измениться, то пенсия сохраняется.

Граждане, страдающие гипофизарным нанизмом (лилипуты) и диспропорциональные карлики. Возраст у 40/45 лет. Страховой стаж 20/15 лет. Необходимо медицинское заключение о наличии заболевании.

Досрочное назначение пенсии – ст. 27.1. и ст. 28 ФЗ «О трудовых пенсиях»:

Особые условия труда: вредные, опасные, тяжелые условия труда. Ст. 27 ФЗ и категории работ или профессии, которые предусмотрены списками 1 и 2, утвержденный Кабинетом Министров СССР от 26.01.1991 г. № 10. Здесь пониженный пенсионный возраст, трудовой стаж специальный страховой и общий страховой. Принятие закона «О профессиональных пенсионных системах». Ст. 27 ФЗ пенсии в связи с работой во вредных условиях будут назначаться, если на момент принятие такого закона «О профессиональных пенсионных системах» продолжительность специального страхового стажа составит не менее половины требуемого для назначения досрочной пенсии.

Для работников летно-испытательного состава. Стаж не менее 25 лет или 20 лет.

Для работников крайнего Севера. Возраст 55/50 лет, если она проработали не менее 15 календарных лет в района крайнего севера или 20 лет в местностях, приравненных к северу, общий страховой стаж 25/20 лет. Постоянно проживающие в возрасте 45 и 50 лет в района крайнего Севера и проработавшие 25 лет или 20 лет в качестве оленеводов, рыбаков, промысловиков.

Размер страховой пенсии по старости

П=СЧ+НЧ

СЧ – страховая часть

НЧ – накопительная часть

СЧ=ПК:Т+Б

Б – фиксированный базовый размер страховой части. Устанавливается в твердой сумме законом и дифференцируется в зависимости от возраста пенсионера, наличия количества иждивенцев, проживанием на Крайнем севере и в приравненных местностях, длительного стажа работы там. А с 2015 года будет зависеть от продолжительности общего страхового стажа. Для пенсионеров в возрасте 55 и 60 лет до 80 лет при отсутствии иждивенцев размер базовой части составляет 2562 рубля. В возрасте старше 80 лет и при отсутствии иждивенцев базовая часть равна 5124 рубля.

При наличии иждивенца в возрасте до 80 лет – 3416 рублей, более 80 лет – 5978 рублей. При наличии 2х иждивенцев – 4270 рублей, и 6823 рубля. 3 и более иждивенца 5124 рубля/7686 рублей.

Для лиц, проживающих на Крайнем Севере, фиксированный размер страховой части увеличивается на районный коэффициент.

Длительный стаж работы на Крайнем Севере при наличии 15 лет и более на крайнем севере и стажа 25 лет для мужчин и женщин – 20 лет в местностях приравненных устанавливается повышенный размер фиксированной части пенсии. Установлен в твердой сумме. С 2015 года базовая часть будет назначать только при наличии общего страхового стажа 30/25 лет. Если стаж будет меньше, то за каждый год будет понижаться размер на 3% и так до 9 лет. У кого стажа будет больше, то будут добавляться 6% за каждый год.

ПК:Т – отношение пенсионного капитала в ожидаемому периоду выплаты пенсии.

ПК – общая сумма уплаченных и поступивших в пенсионный фонд страховых взносов на страховую часть пенсии за конкретное застрахованное лицо с 1.01.2002г. и до момента назначения пенсии и учтенная на индивидуальном лицевом счете застрахованного лица.

Т – количество месяцев, установленное законом, предполагаемого периода выплаты пенсии. С 2013 года ожидаемые период выплаты пенсии составит 228 месяцев или 19 лет.

У тех, кто работал до 2002 года, в страховой части будет конвертируемая часть пенсионного капитала в соответствии со статьёй 30 ФЗ «О трудовых пенсиях».

ПК1=(РП-450 рублей)хТ

Прожиточный минимум = 4134 рубля для пенсионеров.

Прожиточный минимум для населения – 5198 рублей.

450 рублей = Б (базовая часть на 2002)

В ст. 30 есть 3 варианта определения расчетного размера пенсии. Они выбираются обращающимся лицом:

П. 3, ст. 30 ФЗ № 173 до 1.01.2009г.

РП=СКх(ЗР:ЗП)хСЗП

СК – коэффициент стажа =0,55 (при стаже в 20 лет для женщин и 25 – для мужчин)

Если стаж выше требуемого, за каждый год добавляется 0,01%. СК не может быть более 0,75%. Здесь учитываются не все периоды.

ЗР:ЗП- коэффициент, который показывает отношение зарплаты (средняя) пенсионера за 2000 и 2001 гг., либо за любые 60 месяцев подряд по выбору лица к средней зарплате по стране за тот же период=1383 рубля. И в этом отношении коэффициент не может быть больше 1,2.

СЗП – средняя зарплата по стране на 1.01.2002 г.

П. 4, ст. 30 ФЗ № 173

РП=ЗРхСК

ЗР – зарплата лица за 2000 и 2001 год или за 60 месяцев

СК – стаж-коэффициент. Здесь учитываются все периоды.

РП не может быть больше 555 рублей 96 копеек.

П.6, ст. 30 ФЗ №173 – может выбрать первый или второй вариант.

У всех, кто работал до 1.01.2002 года, проводится валоризация, то есть увеличение пенсии.

В=ПК1х10%

Кто работал до 1991 года за каждый год стажа до 1.01.2002, за каждый год стажа до 1.01.1991г. добавляется 1%.

СЧ=((ПК1+В+ПК):Т)+Б

Накопительная часть.

НЧ=ПН:Т

Отношение суммы пенсионных накоплений к ожидаемому периоду выплаты пенсии.

Т – ожидаемый период выплаты накопительной части пенсии. До этого года он не был определен. Сейчас он равен 228 месяцам.

ПН включают в себя сумму страховых взносов, перечисленных и направленных на финансирование НЧ пенсии. После 1.01.2002г. эта сумма учитывается в специальной части лицевого счет застрахованного лица. Есть 3 варианта распоряжения этой суммой:

- передать эти средства в одну из 55 частных управляющий компаний;

- забрать деньги из пенсионного фонда и передать их в негосударственный пенсионный фонд;

- умолчание застрахованного лица, и средства предаются в государственную управляющую компанию. ЧФР (чистый финансовый результат). ФЗ «Об инвестировании пенсионных накоплений».

НЧ будет только у мужчин, родившихся в 1953 году и позднее, а у женщин – в 1957 году и позднее.

То есть впервые будет назначена в 2012 году и в 2013 году.

С 2009 года застрахованным предоставлена возможность в добровольном порядке делать отчисления на накопительную часть своей пенсии. ФЗ от 30.04.08 № 56 «О дополнительных страховых взносах на накопительную часть трудовой пенсии…»

С октября 2008 года любое лицо может подать в ПФРФ заявление о добровольной уплате страховых взносов на накопительную часть пенсии. Перечислять можно было с 1.01.2009г. Сумму определяет само лицо. Если эта сумма не менее 2000 рублей, то государство на каждый рубль добавит еще 1, но не более чем 12000 рублей. В течение 10 лет государство будет тебе добавлять эти рубли. Но на деньги работодателя надбавка не распространяется.

Задача.

3 февраля 2010 года в связи с достижением пенсионного возраста за назначением пенсии по старости обратилась в ПФРФ женщина. Общий трудовой стаж на 1.01.2002 г составил 20 лет. Её средняя зарплата за 2000 и 2001 гг составила 5000 рублей за месяц. Она выбрала п.3, ст. 30 ФЗ № 173. Пенсионный капитал с 1.01.2002 года составил 650000 рублей. Рассчитайте пенсию. Провести валоризацию.

Пенсия по старости по государственному пенсионному обеспечению.

Назначается лицам, получившим и перенесшим лучевую болезнь и другие заболевания, связанные с радиоционным воздействием заболевания, в результате катастрофа в Чернобыле, а также лицам, занятым на эксплуатации её и работа в зоне отчуждения. В возрасте 55 и 50 лет. Наличие трудового стажа не менее 5 лет.

Инвалиды вследствие катастрофы в Чернобыле. Возраст 45 и 50 лет. Стаж работы не менее 5 лет.

Размер пенсии определяется в %. % определяется от фиксированной части пенсии, то есть сейчас это 2562 рубля.

250% начисляется выше указанным лицам от фиксированной части, кроме тех, кто работает и проживает, им – 200%.

Пенсии по инвалидности.

Может быть для застрахованным и для лиц по государственному пенсионному обеспечению.

Инвалид (ФЗ «О социальной защите инвалидов в РФ») – лицо, которое имеет нарушения здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленные заболеваниями последствиями травм или дефектами, приводящие к ограничению жизнедеятельности и вызывающие необходимость социальной защиты.

Ограничение жизнедеятельности – полное или частичное утрата лицом способности или возможности осуществлять самообслуживание, самостоятельно передвигаться, ориентироваться, общаться, контролировать своё поведение, обучаться и заниматься трудовой деятельностью.

В зависимости от расстройства и ограничения жизнедеятельности одна из трех групп инвалидности, а лицу до 18 лет – категория ребенок-инвалид. Устанавливают органы медико-социальной экспертизы.

Наши рекомендации