Экологический контроль на федеральном уровне и на уровне субъектов Российской Федерации по сути носит надзорный характер и называется государственным экологическим надзором.

В соотверствии с Федеральным законом 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» в редакции Федерального закона 2011 года № 331-ФЗ (ст.65) под государственным экологическим надзором понимаются деятельность уполномоченных федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, направленная на предупреждение, выявление и пресечение нарушений органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также юридическими лицами, их руководителями и иными должностными лицами, индивидуальными предпринимателями, их уполномоченными представителями (далее - юридические лица, индивидуальные предприниматели) и гражданами требований, установленных в соответствии с международными договорами Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации в области охраны окружающей среды (обязательные требования), посредством организации и проведения проверок указанных лиц, принятия предусмотренных законодательством Российской Федерации мер по пресечению и (или) устранению последствий выявленных нарушений, и деятельность уполномоченных органов государственной власти по систематическому наблюдению за исполнением обязательных требований, анализу и прогнозированию состояния соблюдения обязательных требований при осуществлении органами государственной власти, органами местного самоуправления, юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами своей деятельности.

Как следует из приведенной статьи Федерального закона «Об охране окружающей среды» и как уже отмечалось система мониторинга не предусматривает деятельность по управлению качеством среды, но является источником необходимой для экологического контроля информации, информации для принятия экологических управленческих решений.

Государственный экологический надзор включает в себя:

- государственный надзор за геологическим изучением, рациональным использованием и охраной недр;

- государственный земельный надзор;

- государственный надзор в области обращения с отходами;

- государственный надзор в области охраны атмосферного воздуха;

- государственный надзор в области использования и охраны водных объектов;

- государственный экологический надзор на континентальном шельфе России;

- государственный экологический надзор во внутренних морских водах и в территориальном море Российской Федерации;

- государственный экологический надзор в исключительной экономической зоне Российской Федерации;

- государственный экологический надзор в области охраны озера Байкал;

- федеральный государственный лесной надзор;

- федеральный государственный надзор в области охраны, воспроизводства и использования объектов животного мира и среды их обитания;

- федеральный государственный контроль (надзор) в области рыболовства и сохранения водных биоресурсов;

- федеральный государственный охотничий надзор;

- государственный надзор в области охраны и использования особо охраняемых природных территорий.

Производственный контроль в области охраны окружающей среды (производственный экологический контроль)осуществляется в целях обеспечения выполнения в процессе хозяйственной и иной деятельности мероприятий по охране окружающей среды, рациональному использованию и восстановлению природных ресурсов, а также в целях соблюдения требований в области охраны окружающей среды, установленных законодательством в области охраны окружающей среды (ст. 67 Федерального закона «Об охране окружающей среды»).

Субъекты хозяйственной и иной деятельности обязаны представлять сведения о лицах, ответственных за проведение производственного экологического контроля, об организации экологических служб на объектах хозяйственной и иной деятельности, а также результаты производственного экологического контроля в соответствующий орган государственного надзора.

Общественный контроль в области охраны окружающей среды (общественный экологический контроль)осуществляется в целях реализации права каждого на благоприятную окружающую среду и предотвращения нарушения законодательства в области охраны окружающей среды (ст. 68 Федерального закона «Об охране окружающей среды»).

Общественный контроль в области охраны окружающей среды (общественный экологический контроль) осуществляется общественными объединениями и иными некоммерческими организациями в соответствии с их уставами, а также гражданами в соответствии с законодательством.

Результаты общественного контроля в области охраны окружающей среды (общественного экологического контроля), представленные в органы государственной власти Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, подлежат обязательному рассмотрению в порядке, установленном законодательством.

Принимая во внимание, что сама система мониторинга не включает деятельность по управлению качеством среды, но является источником необходимой для принятия экологически значимых решений информации, термин «контроль», который нередко употребляющийся в русскоязычной литературе для описания аналитического определения тех или иных параметров (например, контроль состава атмосферного воздуха, контроль качества воды водоемов), следует использовать только в отношении деятельности, предполагающей принятие активных регулирующих мер.

Необходимо отметить, что в экологической литературе, в литературе по вопросам экологического мониторинга достаточно часто используется именно для описания аналитического (количественного) определения параметров (состояния) окружающей среды.

Например, в отдельных учебных пособиях по экологическому мониторингу система мероприятий по выявлению и оценке источников и уровня загрязненности природных объектов вредными веществами и другими техногенными загрязнителями со стороны разных природопользователей, которой в структуре ЕГСЭМ принадлежит особое место, называется эколого-аналитическом :контролем (ЭАК). Далее с использованием этого термина раскрывается сущность рассматриваемой системы мероприятий (выделено курсивом).

В сферу ЭАК входят следующие объекты:

- воздух (атмосферный, природных заповедников, городов и промышленных зон, рабочей зоны);

- воды (поверхностные, подземные, морские, талые, сточные, атмосферные осадки);

- почвы (в аспекте загрязнения);

- биота (химическое и радиоактивное загрязнение биосистем различных рангов).

На территории Российской Федерации эколого-аналитический контроль осуществляют государственные контрольные органы, отраслевые (ведомственные) службы и лаборатории предприятий-природопользователей. Кроме них в ЭАК участвуют специализированные экологические и промышленно-санитарные лаборатории, выполняющие измерения и анализ на договорных основаниях.

Экологический контроль на федеральном уровне и на уровне субъектов Российской Федерации по сути носит надзорный характер и называется государственным экологическим надзором. - student2.ru

Общая схема контроля загрязнения окружающей среды. 1-5 – этапы воздействия и откликов; А – уровень процессов; Б – уровень контроля и коррекции; В – уровень оценок и принятия решений; Г – уровень нормативов. Минимальный контур практического регулирования обозначен тёмными стрелками.

Виды ЭАК по способу определения контролируемого параметра подразделяют на инструментальный, инструментально-лабо­раторный, индикаторный и расчетный. Измерения и анализ уровня загрязненности осуществляют арбитражными и экспрессными методами. Первые проводят с большой точностью и за длительный период времени, вторые применяют для ежедневной оценки состояния природной среды и оперативного контроля источников загрязнения.

В системе ЭАК задействованы стационарные посты контроля, передвижные лаборатории, автоматизированные системы и устройства контроля, аналитические лаборатории (центры). Так, для контроля за загрязнением атмосферного воздуха в промышленных городах предусматриваются три категории постов наблюдения: стационарный, маршрутный и передвижной (подфакельный). Стационарный пост предназначен для непрерывной регистрации концентрации загрязняющих веществ и регулярного отбора проб воздуха для последующих анализов (павильоны типа ПОСТ-1, ПОСТ-2 и др.), маршрутный - для отбора проб воздуха в фиксированных точках местности в соответствии с установленным графиком наблюдений, передвижной - для отбора проб под дымовым (газовым) факелом. Маршрутные и подфакельные наблюдения ведут с помощью специальных транспортных средств, оборудованных соответствующей аппаратурой.

Наблюдения за уровнем загрязнения поверхностных вод проводятся на стационарной сети пунктов контроля качества воды водоемов и водотоков и на временных экспедиционных пунктах. Анализ проб осуществляют гидрохимические лаборатории. Время между отбором проб и анализом иногда достигает нескольких суток. Путь к устранению этого уязвимого звена в цепи аналитического контроля водных объектов – внедрение автоматизированного пробоотбора на объектах контроля и последующий анализ качества воды в стационарной лаборатории с помощью компьютеризированных аналитических комплексов.

Учитывая неоднозначность используемой терминологии в литературе по экологическому мониторингу следует внимательнее относиться к конкретным определениям и терминам, их толкованиям, с учетом сущности раскрываемого вопроса.

Наши рекомендации