Понятие и цели оценки стоимости предприятия.

Оценка стоимости действующего предприятия – это процесс оценки стоимости предприятия как единого функционирующего комплекса, приносящего прибыль; включает обоснованную оценку основных фондов и оборотных средств, текущих и будущих доходов предприятия на определенный момент времени.

Для того, чтобы оценка была достоверной и точной, необходимо соблюдать технологию оценки.

Технология оценки – это определенная едиными профессиональными стандартами оценки последовательность процесса оценки стоимости предприятия, включающая:

• Определение объекта, предмета, цели и функции оценки. На данном этапе анализируется предприятие, сфера его деятельности, цели оценки (сделка купли-продажи, определение налога на имущество и т.п.);

• Разработку плана оценки;

• Определение наилучшего и наиболее эффективного использования оцениваемого предприятия (скажем, если промышленное предприятие находится в курортной зоне и к тому же неприбыльно – возможно, более эффективным будет превратить здания в гостиницу);

• Сбор и анализ необходимой информации;

• Оценку стоимости предприятия с использованием различных методик. Как правило, используются затратный, доходный и сравнительный подходы;

• Сопоставление стоимостей, полученных различными методиками, и установление наиболее вероятной стоимости оцениваемого предприятия;

• Составление отчета и заключения об оценке стоимости предприятия.

Предмет оценки – это различные типы прав собственности.

Полное право собственности – право владения, пользования и распоряжения собственностью.

Объект оценки – это различные виды собственности.

Цели оценки стоимости фирмы весьма объективны. Развитие предпринимательства в России, создание института частной собственности и связанная с этими процессами приватизация государственных предприятий предполагает создание цивилизованных экономических и правовых отношений. В свою очередь появление новых экономических систем, таких как фондовый рынок, коммерческое кредитование, совершенствование страховой системы, все это диктует также необходимость введения в деловую жизнь страны такой рыночной категории, как оценка рыночной стоимости фирмы. Институт оценки бизнеса фирм и соответствующая оценочная деятельность имманентно присуща для стран с развитой рыночной экономикой. Такого рода институт оценки бизнеса необходим в условиях рынка по целому ряду объективных причин.

Оценка стоимости предприятия для целей реструктуризации.

Реструктуризация предприятия при помощи оценки его рыночной стоимости имеет в основе общепризнанную в мире концепцию, в соответствии с которой главной задачей любого предприятия (бизнеса) является максимальное увеличение его рыночной стоимости в долгосрочной перспективе с целью повышения благосостояния собственников.

Толчком, породившим всплеск внимания исследователей и экономистов-практиков к проблемам оценки бизнеса, его составляющих, недвижимости, других активов, стала резко проявившаяся в новых условиях необходимость создания и реализации концепции управления федеральной, муниципальной, акционерной собственностью. Ведь именно оценка (оценка стоимости) является мерой эффективности управления тем или иным объектом собственности. Поэтому сегодня востребованы разработанные концепции стратегии роста компаний, стратегии управления ими, ориентированные на стоимость, программы антикризисного управления, реформирования и реструктуризации, учитывающие факторы стоимости компании.

Управление стоимостью.

Концепция управления стоимостью (Value Based Management, (VBM)) представляет собой одну из новейших технологий управления стоимостью компании, успешно применяемую и разрабатываемую за рубежом. Развитие рыночной экономики, усложнение организационной структуры и рост большинства российских компаний, возросший уровень неопределенности, потребность в эффективных инструментах для преодоления кризисных явлений обусловили необходимость разработки данной проблемы и адаптации технологии управления стоимостью к российским условиям. К сожалению, до настоящего момента в отечественной литературе рассматриваются лишь теоретические основы концепции управления стоимостью. Отечественные авторы не предлагают четких рекомендаций и конкретных инструментов для внедрения и использования технологии VBM для целей управления компанией, в том числе для целей антикризисного управления.

Наши рекомендации