Требования к курсовой работе
Министерство сельского хозяйства РФ
ФБОУ ВПО «Рязанский государственный агротехнологический университет имени П.А.Костычева»
Учетно-финансовый факультет
Методические указания
по выполнению курсовой работы по дисциплине «Аудит»
для студентов специальности 080109 «Бухгалтерский учет, анализ и аудит»
Рязань 2010
Авторы: к.э.н., доцент Бакулина Г.Н.,
зав. кафедрой бухгалтерского учета и аудита РГАТУ;
Фаюстова О.Ю.,
старший преподаватель кафедры бухгалтерского учета и аудита
Барсукова М.В.,
ассистент кафедры бухгалтерского учета и аудита
Рецензенты:
Методические указания рассмотрены и одобрены методической комиссией учетно-финансового факультета РГАТУ им. П.А.Костычева
Протокол №______ от «______»_________________2011г.
Председатель методической комиссии
учетно-финансового факультета ____________________ Морозова Л.А.
СОДЕРЖАНИЕ
Стр. | |
1. Требования к курсовой работе | |
2. Оформление курсовой работы | |
2.1 Таблицы, иллюстрации и приложения | |
2.2 Сокращения, условные обозначения, формулы, единицы измерения и ссылки | |
Приложения |
Требования к курсовой работе
Курсовая работа по дисциплине «Аудит» представляет собой самостоятельную учебно-исследовательскую работу студента, являясь важным элементом учебного процесса. Настоящие методические указания разработаны в соответствии с учебным планом и программой курса.
Целью курсовой работы является углубление теоретических знаний студентов и приобретение практического опыта в области аудита. Курсовая работа способствует формированию правильного понимания экономического значения рассматриваемого круга вопросов. В курсовой работе студент должен сформулировать и обосновать собственные выводы. Выполненная курсовая работа может лечь в основу дипломной работы, в составе третьей главы
При выполнении курсовой работы студент выступает в роли аудитора, проводит аудит и выдает аудиторское заключение.
Информационной базой для выполнения курсовой работы являются: научная и методическая литература по бухгалтерскому учету и аудиту, учебники и учебные пособия, которые в системном порядке излагают основные теоретические положения, нормативные акты по организации и методологии бухгалтерского учета и аудиту, стандарты бухгалтерского учета и отчетности и аудита.
Для выполнения курсовой работы студент должен последовательно выполнить задания, представленные ниже
Курсовая работа выполняется по теме сквозного дипломного проектирования
Цель и задачи курсовой работы.Курсовая работа является завершающим этапом изучения дисциплины. Цель ее выполнения состоит в углублении разработки одной из проблем курса, представляющейся актуальной и недостаточно исследованной, либо требующей переосмысления в новых условиях. Курсовая работа призвана показать глубину усвоения студентом теоретических и практических знаний по специальности, умение грамотно и аргументировано излагать свои мысли и формулировать конкретные предложения по улучшению ведения учетно-аналитической работы в организациях.
Большинство тем по дисциплине «Аудит» относятся к перспективным с точки зрения научного анализа. Их актуальность определяется появлением новых внешних и внутренних факторов, изменения нормативной базы влияющей на состояние введения бухгалтерского учёта на предприятиях и обусловливающих поиск путей ее перехода на новую ступень динамического равновесия.
В связи с этим задачи подготовки курсовой работы можно свести к следующим:
· приобретение навыков работы с нормативно-правовыми документами по изучаемой проблеме;
· обобщение и систематизация результатов исследования проблемы, содержащихся в научной литературе;
· выявление дискуссионных теоретических вопросов в рамках исследуемой проблемы и аргументация собственного подхода;
· приобретение навыков обработки фактического материала, представления его в форме таблиц, диаграмм, графиков и их анализ.
· разработка и обоснование рекомендаций и конкретных практических предложений по совершенствованию (изменению) методики проведения экономического аудита.
Решение указанных задач обуславливает соответствующие требования, предъявляемые к курсовой работе. Она должна быть написана на высоком теоретическом уровне, отражать глубокое знание отечественных и зарубежных литературных источников, а также нормативно-правовых актов по исследуемой проблеме; освещать дискуссионные вопросы, существующие по ним концепции с обоснованием личной позиции автора (студента). Поскольку современная система управления в любой сфере деятельности строится на использовании экономико-математических методов и автоматизированных информационных систем в экономике, то в выпускной квалификационной (дипломной) работе возможности их применения должны найти широкое отражение.
В процессе выполнения самой курсовой работы целесообразно выделить три этапа:
1. подготовительный;
2. написание работы и представление её на проверку;
3. доработка глав работы с учетом замечаний (если это необходимо).
Подготовительный этап начинается с подбора и ознакомления с основными литературными источниками по рассматриваемой проблеме и составления предварительного плана курсовой работы.
Предварительное ознакомление с литературой позволяет выяснить, насколько содержание того или иного экономического источника соответствует избранной теме, получить более ясное представление о поставленных в дипломной работе задачах и проблемах, а также составить обоснованный первоначальный вариант плана. В плане должны быть выделены актуальные вопросы темы. Правильно составленный перечень основных вопросов позволяет осуществить разбивку работы на главы, наметить параграфы внутри глав. Наиболее типичной является такая структура плана, которая включает введение, три главы, выводы и предложения.
В каждой главе должно быть не менее двух параграфов. При формировании плана нужно определить содержание глав и параграфов и дать им название. Разграничение глав на параграфы является результатом обдумывания содержания каждой главы и определения последовательности вопросов, которые будут рассматриваться в главе.
Важным условием составления плана является отсутствие дублирования названия темы в главах работы, а названия глав в формулировках параграфов.
Примерная структура и содержание плана работы:
ВВЕДЕНИЕ
1. ЭКОНОМИЧЕСКОЕ СОДЕРЖАНИЕ АУДИТА РАСЧЁТОВ ПО НАЛОГУ НА ДОБАВЛЕННУЮ СТОИМОСТЬ
1.1. Теоретические аспекты аудита расчётов по НДС
1.2. Нормативно правовое регулирование расчётов по НДС
2. АУДИТ РАСЧЁТОВ ПО НАЛОГУ НА ДОВАВЛЕННУЮ СТОИМОСТЬ
2.1. Планирование аудиторской проверки
2.2. Проведение аудиторской проверки
3. АУДИТОРСКОЕ ЗАКЛЮЧЕНИЕ
3.1. Письменная информация руководству СПК «Луч» по результатам аудита расчётов
3.2. Аудиторское заключение
ВЫВОДЫ И ПРЕДЛОЖЕНИЯ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
ПРИЛОЖЕНИЯ
Написание глав составляет содержание следующей стадии подготовки работы.
В процессе этого этапа работы студент должен основательно разобраться в теоретических вопросах избранной темы, проанализировать собранный практический материал, разработать и обосновать предложения, направленные на совершенствование механизма аудита в исследуемой области деятельности.
Изложение вопросов избранной темы в работе должно быть последовательным и логичным, конкретным и опираться на действующую практику. При этом важно не просто описание, а критический разбор организации учетно-аналитической работы.
Изучая литературу по теме курсовой работы, студент может встретить несколько подходов к решению обозначенных проблем. В этом случае автор должен обосновать наиболее приемлемое, верное, с его точки зрения, разрешение стоящей перед ним задачи. Необходимо выразить свое мнение и по отношению к другим точкам зрения на анализируемую проблему, убедительно показав свое несогласие о ними. В курсовой работе может быть предложена и своя собственная позиция, отличная от имеющейся в научной литературе. Но при этом она должна быть аргументирована.
Выводы и предложения автора выглядят более убедительно, если они опираются на статистические и фактические данные по теме за ряд лет. Приведение таблиц целесообразно лишь в том случае, если они анализируются. Все используемые в работе данные обязательно должны иметь ссылку на источник или указание на собственные расчеты.
Курсовая работа включает:
- Титульный лист
- Содержание (1 стр.)
- Введение (1,5-2стр.)
- Теоретический раздел (первая глава)(10-12 стр.)
- Аналитический раздел (вторая глава) (10-12 стр.)
- Конструктивный раздел (третья глава) (10-12стр.)
- Выводы и предложения (2-3стр.)
- Список литературы (3-4стр.)
- Приложения (объем устанавливается в зависимости от темы курсовой
работы)
Во введении рассматриваются следующие вопросы:
· обосновывается актуальность избранной проблемы, ее практическая значимость, определяется логическая последовательность наложения материала с учетом того, что раскрытие теоретических вопросов темы предшествует анализу практических проблем объекта исследования, по материалам которого пишется курсовая работа, обосновываются цель и задачи автора. Целесообразно отметить степень разработанности темы в экономической литературе.
· актуальность исследуемой темы – дается краткое обоснование необходимости изучения данной темы, ее соответствие современным задачам развития сельского хозяйства;
· цель и задачи исследования - раскрывается цель исследования, и обосновываются задачи, необходимые для достижения поставленной цели:
· методология и методика исследования – показывается, что послужило теоретической и методологической основой исследования, а также применяемые общие и социальные исследования (наблюдение, сравнение, эксперимент, анализ и синтез, индукция, дедукция, моделирование и т.д.);
· практическая значимость курсовой работы — указывается практическое значение результатов исследования и их эффективность;
· указывается объект исследования;
· перечисляются источники информации, указывается на каком конкретном материале выполнена работа;
Первая главапосвящается исследованию теоретических вопросов, ибо глубокое изучение теории должно послужить основой для правильного решения всех критических вопросов и получения экономически обоснованных выводов и предложений. В ней раскрывается экономическая природа и сущность того явления, исследованию которого посвящена курсовая работа. В первой главе курсовой работы дается определение основных понятий темы, их характеристика, история развития анализируемых процессов, формулируются их современные проблемы. Значительное место следует отвести современному аспекту рассматриваемой темы. Автор должен выявить современные особенности осуществления анализируемых закономерностей, объяснить их причины, попытаться определить тенденции дальнейшего развития. Исследование теоретических вопросов первой главы должно служить базой для разработки практических вопросов в последующих главах.
В первой главе рекомендуется затрагивать дискуссионные вопросы, не ограничиваясь простым пересказом существующих направлений и точек зрения. Также данная глава должна раскрывать существующую нормативную базу по изучаемому вопросу, студентом должен быть проведён анализ изменений которые затрагивают изучаемый аспект.
Вторая глава в этом разделе необходимо дать экономическую характеристику организации, в которую в обязательном порядке должны быть включены следующие таблицы и диаграммы:
§ Динамика состава и структуры земельных угодий указывается в таблице и диаграмме на основании данных таблицы (выносятся в приложение)
§ Состав и структура товарной продукции сельскохозяйственного производства указывается в таблице и диаграмме на основании данных таблицы (выносятся в приложение)
§ Уровень интенсивности и экономическая эффективность интенсификации сельскохозяйственного производства
§ Оснащенность основными фондами сельскохозяйственного назначения и экономическая эффективность их использования
§ Динамика производительности труда
§ Себестоимость основных видов продукции
§ Финансовые результаты и рентабельность сельскохозяйственного производства
§ Оценка финансового состояния
Эта глава должна раскрывать методику проведения аудита по выбранной теме, которую разрабатывает и предполагает применять на практике студент.
В этой главе необходимо:
1. Описать предварительные действия аудитора перед проведением проверки:
- получение официального предложения от клиента о проведении проверки конкретного участка бухгалтерского учета. Письмо-предложение должно отражать сущность последующей проверки и соответствовать нормативным требованиям;
- проведение предварительной проверки, по результатам которой принимает решение о сотрудничестве или отказе от сотрудничества с предполагаемым аудируемым лицом. Пример предварительного планирования представлен в Приложении 1;
- изучение особенностей финансово-хозяйственной деятельности исследуемой организации, составление письма-обязательства о проведении аудита;
- рассчитать абсолютный и распределённый уровень существенности по конкретному участку бухгалтерского учета, который подвергается проверке, – при этом рекомендуется использовать порядок расчёта, применяемый как в национальной практике так и в междунаровной;
- изучить системы бухгалтерского учёта и внутрихозяйственного контроля в исследуемой организации, при этом рекомендуется использовать такой приём аудиторской проверки как тестирование. Пример оформления тестирования приведён в Приложении 2;
- на основании тестирования систем контроля и бухгалтерского учёта на предприятии рассчитать аудиторский риск, риск необнаружения, внутрихозяйственный риск и риск средств контроля;
- разработать план аудиторской проверки. Пример оформления плана приведён в Приложении 3;
- разработать рабочую программу, где помимо предполагаемых аудиторских процедур должны указываться источники проверки, приёмы и методы проверки. Пример оформления программы приведён в Приложении 4;
- на каждый пункт программы должен быть разработан рабочий документ аудитора. Пример оформления рабочего документа приведён в Приложении 5
2. Описать порядок проведения аудиторской проверки по теме проекта :
- описать порядок проведения аудита первичной бухгалтерской документации на исследуемом участке, описать порядок применения выборочного метода проверки данной документации;
- описать порядок проведения тождественности показателей бухгалтерской отчетности и регистров бухгалтерского учёта на исследуемом участке, при использовании выборки отразить порядок ее применения;
- описать порядок применения на данном участке аудита других запланированных аудиторских процедур.
В процессе описания проведения аудиторской проверки необходимо также рассмотреть постановку системы внутрихозяйственного контроля в организации, сравнить степень доверия к ней с предварительными данными; при необходимости вновь рассчитать уровень аудиторского риска и риска необнаружения.
Аудиторская проверка должна осуществляться в соответствии с разработанными планом и рабочей программой. Все действия аудитора должны быть отражены в рабочих документах, которые разрабатываются студентом и прикладываются к проекту.
Выявленные нарушения и их влияние на достоверность бухгалтерской отчётности и соблюдение законодательства рекомендуется обобщить в отдельном рабочем документе аудитора.
В третьей главе курсовой работы необходимо:
1. Дать подробный письменный отчёт руководству проверяемого клиента о результатах аудиторской проверки, где приводится порядок проведения аудита, выявленные ошибки и нарушения, степень их влияния на достоверность отчётности и рекомендации по их устранению.
2. Составить аудиторское заключение по результатам проверки со ссылкой на нормативные документы и последствиями нарушений выявленными в процессе аудита в соответствии с законодательством РФ.
В процессе написания курсового проекта студенты опираются на законодательные и нормативные акты по аудиту и бухгалтерскому учету; методология аудиторских проверок базируется на федеральных стандартах аудита.
Выводы и предложения- 3-4 страницы. В этом разделе необходимо изложить итог всей проделанной работы.
Выводы и предложения излагаются в виде отдельных пунктов. Сначала формируются все полученные в результате исследования выводы, характеризующие состояние данного вопроса в конкретной организации, а затем даются предложения (рекомендации) на основании изложенных выше выводов.
Список литературы.Список литературы должен содержать 30-50 наименований литературных источников, приведенных в алфавитном порядке.
Правильно оформленный список литературы приведен в Приложении 6.
Оценка работы. Руководитель имеет право поставить положительную оценку сразу после проверки работы, если работа соответствует требованиям методических указаний. Работа, признанная руководителем неудовлетворительной, возвращается на доработку с учетом замечаний, содержащихся в рецензии. Доработка работы, составляет содержание третьего этапа работы, в ходе которого студент углубляет исследование отдельных вопросов, четче формирует свою позицию по спорным и дискуссионным проблемам, усиливает аргументацию выводов и предложений, выдвинутых в работе и т.д.