В каком значении используется слово "закон" в п. 2 ст. 854 ГК?
В соответствии с п. 2 ст. 854 ГК списание денежных средств со счета без распоряжения клиента допускается, в частности, в случаях, установленных законом. В практике возник вопрос: имеется ли в данном случае в виду указание исключительно на федеральные законы, принятые в соответствие с ГК, или же этот термин употреблен здесь в более широком смысле?
1. Информационным письмом Президиума ВАС РФ от 01.10.1996 N 8 "О некоторых вопросах списания денежных средств, находящихся на счете, без распоряжения клиента"*(423), а в последующем - и Пленумом ВАС РФ (п. 6 постановления от 19.04.1999 N 5) было разъяснено, что слова "в случаях, предусмотренных законом" должны в данном случае пониматься в значении, определяемом с учетом ст. 4 Федерального закона "О введении в действие части второй Гражданского кодекса Российской Федерации". Поскольку "изданные до введения в действие части второй Кодекса нормативные акты 1) Президента РФ, 2) Правительства РФ, 3) применяемые на территории РФ постановления Правительства СССР по вопросам, которые согласно части второй ГК могут регулироваться только федеральными законами, действуют впредь до введения в действие соответствующих законов. - Следовательно, в тех случаях, когда указанными нормативными актами, в том числе 4) постановлениями Верховного Совета РФ, носящими нормативный характер, а также постановлениями Правительства РФ, принятыми в пределах полномочий, данных Правительству в законе либо Указе Президента РФ, установлен безакцептный порядок списания денежных средств, они подлежат применению впредь до принятия соответствующего закона по данному вопросу"*(424).
Особое внимание следует обратить на два следующих обстоятельства: 1) основания для бесспорного (безакцептного) списания средств с банковских счетов с 01.03.1996 (даты вступления в силу части второй ГК) могут устанавливаться только и исключительно федеральными законами; 2) незаконны и не подлежат применению нормы, допускающие применение бесспорного (безакцептного) списания средств с банковских счетов, установленные ведомственными нормативными актами (независимо от времени их вступления в силу). В этом смысле очень показательны решение от 21.01.2002 N ГКПИ01-1255 и оставившее его в силе определение от 11.04.2002 N КАС02-174 ВС РФ, признавшее законным п. 3.9 Правил рассмотрения дел о нарушениях антимонопольного законодательства, утвержденных приказом МАП России от 25.07.1996 N 91*(425), предусматривавших безакцептный порядок взыскания штрафов за нарушение антимонопольного законодательства. Легко видеть, что в данном случае нарушались оба требования п. 2 ст. 854 ГК: акт, устанавливающий безакцептный порядок списания штрафа, не относился к категории федеральных законов, да еще при этом и был издан после введения в действие части второй ГК; не будучи знакомым с названными судебными актами, даже затруднительно представить себе, как они могли бы быть мотивированы*(426).
2. С приведенным разъяснением следует согласиться, несколько скорректировав его с учетом текста самой ст. 4 Федерального закона "О введении в действие части второй Гражданского кодекса Российской Федерации", постановляющей, что "изданные до введения в действие части второй Кодекса нормативные акты 1) Верховного Совета РСФСР, 2) Верховного Совета РФ, не являющиеся законами, и нормативные акты 3) Президиума Верховного Совета РСФСР, 4) Президента РФ и 5) Правительства РФ, а также применяемые на территории РФ нормативные акты 6) Верховного Совета СССР, не являющиеся законами, и нормативные акты 7) Президиума Верховного Совета СССР, 8) Президента СССР и 9) Правительства СССР по вопросам, которые согласно части второй ГК могут регулироваться только федеральными законами, действуют впредь до введения в действие соответствующих законов" (нумерация в цитате наша. - В.Б.)
Как видно, в Законе, примененном арбитражными судами, перечисляется не три, и даже не четыре, а целых девять (!) типов нормативных актов, изданных до введения в действие части второй ГК и заменяющих собою федеральные законы. Трудно сказать, почему судебные инстанции (включая высшую) "ленятся" дать разъяснение, в полной мере соответствующее Закону*(427); видимо, таковое всякий раз формулируется без претензии на универсальность, т.е. только применительно к материалам конкретного дела, требующего обосновать применение нормативного акта определенного типа.
Какие из предусмотренных федеральными законами и приравненными к ним актами случаи допустимого списания средств со счетов без распоряжения клиентов встречаются в арбитражной практике?
Нам встретились ссылки арбитражных судов на ряд таких ситуаций. Без распоряжения клиента (бесспорное или безакцептное) списание денежных средств с его банковского счета допускается в случаях, предусмотренных:
1) ст. 3, 4, 6, 7, 45, 46, 59, 86 и 88 Закона об исполнительном производстве*(428), т.е. на основании постановления (требования) судебного пристава-исполнителя, в том числе принятого без наличия исполнительного листа*(429);
2) п. 1 и 2 ст. 46 НК*(430);
3) ст. 9 Федерального закона от 27.05.1998 N 79-ФЗ "О бюджете Пенсионного фонда Российской Федерации на 1997 год"*(431);
4) п. 1 ст. 13 Федерального закона от 29.10.1998 N 164-ФЗ "О финансовой аренде (лизинге)"*(432);
5) п. 3 ст. 54 Федерального закона от 07.07.2003 N 126-ФЗ "О связи"*(433);
6) абз. 3 п. 6 ст. 22.1 Федерального закона от 24.07.1998 N 125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний"*(434);
7) п. 1 ст. 63, п. 2 ст. 95 Закона о банкротстве*(435);
8) п. 6 Порядка уплаты страховых взносов работодателями и гражданами в Пенсионный фонд РФ, утвержденного постановлением Верховного Совета РФ от 27.12.1991 N 2122-1*(436);
9) постановлением Верховного Совета РФ от 19.05.1993 N 4986-1 "О мерах по улучшению расчетов за услуги связи"*(437);
10) постановлением Верховного Совета РФ от 01.04.1993 N 4725-1 "О мерах по улучшению порядка расчетов за продукцию и услуги коммунальных энергетических и водопроводно-канализационных предприятий"*(438);
11) Указом Президента РФ от 18.09.1992 N 1091 "О мерах по улучшению расчетов за продукцию топливно-энергетического комплекса"*(439);
12) п. 13 Положения о порядке взимания с предприятий, объединений и организаций повышенной платы за превышение нормативов сброса производственных вод в системы канализации населенных пунктов, утвержденного постановлением Совета Министров РСФСР от 30.05.1990 N 179*(440);
13) абз.1 п. 9 Порядка определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия, утвержденного постановлением Правительства РФ от 28.08.1992 N 632*(441).
Хорошо видно, что все собранные нами по материалам арбитражной практики случаи законного (допустимого) списания средств с банковских счетов без распоряжения клиентов (владельцев счетов) вполне соответствуют рассмотренному в рамках предыдущего вопроса общему разъяснению п. 2 ст. 854 ГК. Основанием к такому списанию служат либо нормы законов в узком (собственном) смысле этого слова (федеральных законов), либо нормы актов, подлежащих применению по вопросам, должным регулироваться федеральными законами, согласно ст. 4 Федерального закона "О введении в действие части второй Гражданского кодекса Российской Федерации".