Вопрос 3. Понятие коммерческой тайны.
Тема 2. Коммерческая информация и ее защита.
Вопрос 1. Источники коммерческой информации.
В современных условиях рыночных отношений успешно работать могут только те фирмы, руководство и специалисты которых располагают полной, достоверной и своевременной информацией.
Коммерческая информация — это сведения о сложившейся ситуации на рынке различных товаров и услуг.
Источники коммерческой информации делятся на внешние и внутренние.
Внешние источники информации:
а) данные государственной статистики;
б) сведения в средствах массовой информации о coстоянии рынка;
в) результаты маркетинговых исследований рынка конкретных товаров и услуг;
г) результаты специальных обследований.
Внутренние источники информации:
а) статистическая отчетность предприятия.
б) данные оперативного учета результатов коммерческой деятельности. (учет движения товаров и тары в магазине, учет товарных операций, учет движения денежных средств и т.д.)
в) бухгалтерская отчетность.
Используя внешнюю и внутреннюю информацию, фирма выявляет тенденции развития товарооборота, особенности спроса населения на различные товары.
Вопрос 2. Виды коммерческой информации.
— Информация о покупателях и мотивах покупок— основа для принятия коммерческих решений. Такой информацией может быть: численность обслуживаемого населения, его состав, уровень доходов; национальные и другие традиции и обычаи; типы покупателей и т. д. Анализ этой информации позволяет снизить риск закупки неходовых товаров, обеспечивает увеличение объемов реализации товаров, укрепляют финансовую устойчивость предприятия.
— Информация о требованиях рынка к товару— необходима для правильного выбора торговым предприятием товаров и услуг, которые будут предложены покупателям. Коммерческие службы должны хорошо знать потребительские свойства и особенности продовольственных и непродовольственных товаров, их состав, производство и применение. Они должны учитывать то, в какой степени реализуемые товары отвечают запросам и потребностям покупателей. Необходимо также исследовать этапы жизненного цикла каждого вида товаров.
¾ Информация о конъюнктуре рынка – сведения о спросе и предложении на рынке, о сегментах, емкости рынка, уровне цен.
Особенно важно учитывать соотношение спроса и предложения, выявляя неудовлетворенный спрос.
— Информация о конкурентной среде — это данные о конкурентах-поставщиках товаров и данные о конкурентах-покупателях товаров. При изучении поставщиков нужно изучить характеристику предлагаемых ими товаров, их финансовое положение, надежность и гарантии при выполнении договорных обязательств и др.
— Информация о потенциальных возможностях торгового предприятия и его конкурентоспособности — эта информация необходима для оценки сильных и слабых сторон его деятельности, правильного определения направлений развития фирмы для обеспечения ее устойчивого финансового положения.
При оценке конкурентоспособности предприятия учитывают использование передовой технологии и новой техники, наличие конкурентоспособного товара и услуг, финансовую устойчивость и имидж предприятия.
На основе анализа коммерческой информации торговые предприятия принимают коммерческие решения, связанные с куплей-продажей товаров.
Вопрос 3. Понятие коммерческой тайны.
Коммерческая тайна возникает тогда, когда она представляет интерес для коммерции. Засекречивая информацию, предприятия должны исходить не только из принципа своей безопасности, но и экономической выгоды.
Так, условия рынка требуют торговой рекламы производимой (реализуемой) продукции и услуг. Чрезмерное засекречивание коммерческой деятельности может обернуться потерей прибыли.
Коммерческая тайна — это преднамеренно скрываемые по коммерческим соображениям экономические интересы и сведения о различных сторонах и сферах деятельности фирмы.
В торговых предприятиях коммерческой тайной являются сведения, которые касаются торговых отношений:
а) организация и размеры оборота;
б) состояние рынков сбыта;
в) сведения о банковских операциях;
г) сведения о поставщиках товаров;
д) сведения о потребителях и т. д.
Секретность названной информации защищает производителей, коммерческие структуры от недобросовестной конкуренции.
Недобросовестная конкуренция — это различные противоправные действия в виде скрытого использования торговой марки, подделки продукции конкурента, обманной рекламы, подкупа, шантажа и т. п. Значительное место здесь занимает промышленный шпионаж.
Промышленный шпионаж— незаконный сбор сведений, составляющих коммерческую тайну, незаконное использование секретной информации лицом или предприятием, не уполномоченным на то ее владельцем.
Документы, содержащие коммерческие секреты, могут иметь гриф: «конфиденциально, «остро конфиденциально», «конфиденциально, только адресату» и др.
Информация, содержащая служебную тайну имеет гриф «для служебного пользования».
Для обеспечения сохранности секретной информации на предприятии обязательно должен быть письменный приказ руководителя, устанавливающий перечень сведений, составляющих коммерческую тайну.
С этим перечнем необходимо знакомить под расписку сотрудников, с которых берется подписка (или обязательство в трудовом договоре) о неразглашении коммерческой тайны.
Виды документов, которые не могут составлятькоммерческую тайну:
ü учредительные документы ("Учредительный договор) и Устав;
ü документы, дающие право заниматься предпринимательской деятельностью (регистрационные удостоверения, лицензии, патенты);
ü сведения по установленным формам отчетности о финансово-хозяйственной деятельности и иные сведения, необходимые для проверки правильности уплаты налогов;
ü документы о платежеспособности;
ü соглашения, предложения, квоты;
ü списки персонала, информация о сотрудниках, крупные договоры с банками;
ü договоры купли-продажи; контракты на поставку товаров и др.;
ü сведения о источниках сырья;
ü списки клиентов и продавцов;
ü информация, представленная партнерами;
ü данные о цене (стоимости) товаров и услуг, о технологии.