Об участии иностранных граждан в муниципальных выборах см. ст. 23 и комментарий к ней. 6 страница
В сфере охраны общественного порядка компетенция органов местного самоуправления также разграничена достаточно определенно: организация охраны общественного порядка муниципальной милицией отнесена к компетенции муниципального района, а поселения занимаются оказанием поддержки гражданам и их объединениям, участвующим в охране общественного порядка, созданием условий для деятельности народных дружин (п. 33 ч. 1 ст. 14 и п. 8 ч. 1 ст. 15). При этом следует отметить, что федеральный закон, определяющий порядок организации и деятельности муниципальной милиции, до настоящего времени не принят, в связи с чем этот вопрос местного значения не может решаться органами местного самоуправления. В то же время Федеральный закон от 2 апреля 2014 г. N 44-ФЗ "Об участии граждан в охране общественного порядка" определяет порядок создания и деятельности народных дружин и иные формы участия граждан в охране общественного порядка, а также конкретизирует полномочия органов местного самоуправления по оказанию им поддержки.
По отношению к архивному делу комментируемый Закон возлагает на поселения формирование архивных фондов поселения, а на муниципальные районы - их хранение (п. 17 ч. 1 ст. 14 и п. 16 ч. 1 ст. 15).
Применительно к обращению с бытовыми отходами и мусором разграничение проведено по нескольким критериям одновременно: поселения занимаются только сбором и вывозом бытовых отходов и мусора, а муниципальные районы - утилизацией и переработкой как бытовых, так и промышленных отходов (п. 18 ч. 1 ст. 14 и п. 14 ч. 1 ст. 15).
Следует отметить, что согласно Федеральному закону от 29 декабря 2014 г. N 458-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об отходах производства и потребления" отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации" с 1 января 2016 г. будут относиться к полномочиям:
- органов местного самоуправления поселений в области обращения с отходами - участие в организации деятельности по сбору (в том числе раздельному) и транспортированию твердых коммунальных отходов на территориях соответствующих поселений;
- органов местного самоуправления муниципальных районов в области обращения с отходами - участие в организации деятельности по обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов на территориях соответствующих районов;
- органов местного самоуправления городских округов в области обращения с отходами - участие в организации деятельности по сбору (в том числе раздельному), транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов на территориях соответствующих городских округов.
Вместе с тем разграничение и по таким специальным критериям порой не дает полной ясности относительно содержания, объема и пределов компетенции муниципальных образований каждого уровня.
Например, применительно к организации библиотечного обслуживания в качестве такого критерия в комментируемом Законе указан вид библиотек - библиотеки поселения или межпоселенческие библиотеки соответственно (п. 11 ч. 1 ст. 14 и п. 19 ч. 1 ст. 15). Однако в отраслевом Федеральном законе от 29 декабря 1994 г. N 78-ФЗ "О библиотечном деле" не содержится детализация полномочий по решению данных вопросов местного значения в зависимости от вида муниципальных образований. Этот Закон не дифференцирует библиотеки на поселенческие и межпоселенческие, не определяет различий между ними. В связи с этим затруднительно определить, какие библиотеки, включая их библиотечный фонд, в силу Закона должны находиться в ведении поселений, а каким может быть придан статус межпоселенческих. Для этих целей могут быть полезны Методические указания по реализации вопросов местного значения в сфере культуры городских и сельских поселений, муниципальных районов, утвержденные Приказом Минкультуры России от 25 мая 2006 г. N 229. В них излагаются возможные модели организации библиотечного обслуживания в условиях установленного комментируемым Законом разграничения полномочий между муниципальными районами и поселениями. Решение вопроса о передаче библиотеки (полностью или частично) в ведение поселения либо о сохранении ее в компетенции муниципального района решается в каждом конкретном случае с учетом как правового статуса библиотеки на момент разграничения имущества, так и избранной на данной территории модели организации библиотечного обслуживания.
Применительно к поддержке сельского хозяйства, малого и среднего предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций и добровольчества комментируемый Закон использует разные термины при формулировке вопросов местного значения поселений и районов: "содействие" и "создание условий". Однако в действительности это не позволяет разграничить компетенцию между районами и поселениями в данной сфере, поскольку даже лингвистически приведенные понятия, по сути, синонимичны. Соответствующие отраслевые Федеральные законы (от 12 января 1996 г. N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях", от 29 декабря 2006 г. N 264-ФЗ "О развитии сельского хозяйства", от 24 июля 2007 г. N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации") также не проводят различий между формами поддержки, возможными со стороны органов местного самоуправления различных видов муниципальных образований. Полагаем, что в подобных случаях следует исходить из тождественности полномочий органов местного самоуправления поселений и муниципальных районов, которые вправе решать соответствующий вопрос местного значения в зависимости от понимания целесообразности и с учетом своих ресурсов.
Сходная ситуация с разграничением вопросов местного значения поселений и муниципальных районов в сфере межнационального и межконфессионального мира и согласия (п. 7.2 ч. 1 ст. 14 и п. 6.2 ч. 1 ст. 15 комментируемого Закона). С одной стороны, комментируемый Закон использует различающиеся формулировки: применительно к поселениям говорится о создании ими условий для реализации мер, направленных на укрепление межнационального и межконфессионального согласия, сохранение и развитие языков и культуры народов Российской Федерации, проживающих на территории поселения, на социальную и культурную адаптацию мигрантов, профилактику межнациональных (межэтнических) конфликтов; применительно к муниципальным районам - о разработке и об осуществлении таких мер. С другой стороны, в отсутствие конкретного разграничения полномочий в действующем законодательстве это позволяет лишь сделать общий вывод, что основную работу в данной сфере должны выполнять муниципальные районы - разрабатывать и реализовывать конкретные меры, а поселения должны способствовать им в этом - создавать условия для выполнения таких мер.
Некоторые вопросы местного значения в данном Законе сформулированы совершенно идентично для поселений и муниципальных районов: организация и осуществление мероприятий по территориальной обороне и гражданской обороне, защите населения и территории поселения/муниципального района от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера (п. 23 ч. 1 ст. 14 и п. 21 ч. 1 ст. 15); создание условий для развития местного традиционного народного художественного творчества (п. 13.1 ч. 1 ст. 14 и п. 19.2 ч. 1 ст. 15); осуществление мероприятий по обеспечению безопасности людей на водных объектах, по охране их жизни и здоровья (п. 26 ч. 1 ст. 14 и п. 24 ч. 1 ст. 15); выполнение муниципального лесного контроля (п. 32 ч. 1 ст. 14 и п. 29 ч. 1 ст. 15); предоставление помещения для работы на обслуживаемом административном участке поселения/муниципального района сотруднику, замещающему должность участкового уполномоченного полиции (п. 33.1 ч. 1 ст. 14 и п. 8.1 ч. 1 ст. 15); до 1 января 2017 г. - предоставление сотруднику, замещающему должность участкового уполномоченного полиции, и членам его семьи жилого помещения на период выполнения сотрудником обязанностей по указанной должности (п. 33.2 ч. 1 ст. 14 и п. 8.2 ч. 1 ст. 15).
Во всех подобных случаях совпадения (пересечения) вопросов местного значения поселений и муниципальных районов нужно исходить из следующего.
Прежде всего необходимо обратиться к отраслевым федеральным законам в соответствующей сфере. Так, применительно к ликвидации чрезвычайных ситуаций в Федеральном законе от 21 декабря 1994 г. N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" содержится уточнение, что местный уровень реагирования вводится решением главы поселения при ликвидации чрезвычайной ситуации, которая затрагивает территорию одного поселения, решением главы муниципального района - при ликвидации чрезвычайной ситуации, которая затрагивает межселенную территорию, либо территории двух и более поселений, либо территории поселений и межселенную территорию, если зона чрезвычайной ситуации находится в пределах территории одного муниципального района (ст. 4.1).
Если же из отраслевых федеральных законов не ясно, какие именно полномочия осуществляются органами местного самоуправления каждого вида муниципальных образований и соответствующие вопросы местного значения и полномочия по ним могут решаться в равной мере как органами местного самоуправления муниципального района, так и органами местного самоуправления входящих в его состав поселений, то полномочия между ними могут быть разграничены соглашениями.
При этом по рассматриваемым тождественным или сходным вопросам местного значения деятельность органов местного самоуправления муниципального района, исходя из общих подходов, должна быть направлена преимущественно на создание условий для деятельности поселений (оказание им методической помощи, координация взаимодействия поселений между собой и с органами государственной власти, участие в формировании позиции по решению того или иного конкретного вопроса, если он имеет межпоселенческое значение, софинансирование расходов и т.д.). В то же время поселения должны быть сосредоточены на непосредственном решении соответствующих вопросов местного значения (создание муниципальных организаций для оказания определенных услуг населению, размещение муниципальных контрактов на производство работ и оказание услуг и т.п.).
Следует также отметить, что, несмотря на наличие пересекающихся (совпадающих полностью или частично) вопросов местного значения, и у поселений, и у муниципальных районов все же имеется сфера "исключительной компетенции" - полномочия, которые осуществляются только этим уровнем муниципальной власти.
В силу комментируемого Закона для муниципальных районов это:
- организация мероприятий межпоселенческого характера по охране окружающей среды (п. 9 ч. 1 ст. 15);
- организация предоставления общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования по основным общеобразовательным программам в муниципальных образовательных организациях (за исключением полномочий по финансовому обеспечению реализации основных общеобразовательных программ в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами), организация предоставления дополнительного образования детей в муниципальных образовательных организациях (за исключением дополнительного образования детей, финансовое обеспечение которого выполняется органами государственной власти субъекта РФ), создание условий для осуществления присмотра и ухода за детьми, содержания детей в муниципальных образовательных организациях, а также организация отдыха детей в каникулярное время (п. 11 ч. 1 ст. 15);
- создание условий для оказания медицинской помощи населению на территории муниципального района (за исключением территорий поселений, включенных в утвержденный Правительством РФ перечень территорий, население которых обеспечивается медицинской помощью в медицинских организациях, подведомственных федеральному органу исполнительной власти, осуществляющему функции по медико-санитарному обеспечению населения отдельных территорий) в соответствии с территориальной программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи (п. 12 ч. 1 ст. 15);
- утверждение схемы размещения рекламных конструкций, выдача разрешений на установку и эксплуатацию рекламных конструкций на территории муниципального района, аннулирование таких разрешений, выдача предписаний о демонтаже самовольно установленных рекламных конструкций на территории муниципального района, осуществляемые в соответствии с Федеральным законом от 13 марта 2006 г. N 38-ФЗ "О рекламе" (п. 15.1 ч. 1 ст. 15);
- выравнивание уровня бюджетной обеспеченности поселений, входящих в состав муниципального района, за счет средств бюджета муниципального района (п. 20 ч. 1 ст. 15);
- организация и осуществление мероприятий по мобилизационной подготовке муниципальных предприятий и учреждений, находящихся на территории муниципального района (п. 23 ч. 1 ст. 15).
Перечень вопросов местного значения муниципальных районов, так же как и поселений (см. комментарий к ст. 14), не оставался неизменным со времени принятия комментируемого Закона: одни вопросы местного значения уточнялись, другие исключались, третьи дополнялись.
Так, в последние годы центр тяжести в предоставлении основных социально значимых услуг был перенесен на региональный уровень. Это отразилось, в частности, на изменении вопросов местного значения муниципальных районов в сфере образования и здравоохранения.
Федеральным законом от 29 ноября 2010 г. N 313-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации" с 2012 г. оказание скорой и первичной медико-санитарной помощи передано на уровень субъектов РФ, муниципальные районы уполномочены лишь на создание условий для оказания медицинской помощи населению. Полномочия органов местного самоуправления городских округов и муниципальных районов в сфере охраны здоровья определены ст. 17 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации".
Полномочия органов местного самоуправления, названные в п. п. 3 - 7 ст. 17 и иных нормах Федерального закона "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации", следует рассматривать как полномочия по решению вопроса местного значения - "создание условий для оказания медицинской помощи населению". Кроме того, в письме Минздравсоцразвития России в Комитет Государственной Думы по федеративному устройству и вопросам местного самоуправления от 13 мая 2011 г. N 20-1/10/7-1172 указывается, что "создание условий для оказания медицинской помощи населению" может осуществляться в рамках полномочий по решению иных вопросов местного значения, в частности путем предоставления земельных участков под строительство, реконструкцию медицинских организаций, создания и развития систем инженерной и коммунальной инфраструктуры, обеспечения транспортной доступности для граждан <1>.
--------------------------------
<1> См. сайт Комитета Государственной Думы РФ по федеративному устройству и вопросам местного самоуправления: URL: http://www.komitet4.km.duma.gov.ru.
Федеральным законом от 2 июля 2013 г. N 185-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу законодательных актов (отдельных положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации" скорректирована компетенция органов местного самоуправления муниципальных районов в сфере образования. Например, финансовое обеспечение реализации основных общеобразовательных программ в дошкольных учебных заведениях отнесено к компетенции субъектов РФ.
В соответствии с Федеральным законом от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" к полномочиям органов государственной власти субъектов РФ в сфере образования относятся, в частности: обеспечение государственных гарантий реализации права на получение общедоступного и бесплатного дошкольного образования в муниципальных дошкольных образовательных организациях, общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования в муниципальных общеобразовательных организациях, обеспечение дополнительного образования детей в муниципальных образовательных организациях посредством предоставления субвенций местным бюджетам, включая расходы на оплату труда, приобретение учебников и учебных пособий, средств обучения, игр, игрушек (за исключением расходов на содержание зданий и коммунальных услуг), в соответствии с нормативами, определяемыми органами государственной власти субъектов РФ (п. 3 ч. 1 ст. 8 указанного Федерального закона).
Существует также проблема установления содержания и объема полномочий органов местного самоуправления по решению вопросов местного значения. Так, не ясны полномочия органов местного самоуправления по организации мероприятий межпоселенческого характера по охране окружающей среды. Федеральный закон от 10 января 2002 г. N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" не устанавливает конкретных полномочий органов местного самоуправления в этой сфере. В силу данного Закона муниципальный контроль в области охраны окружающей среды осуществляется органами местного самоуправления или уполномоченными ими органами в соответствии с законодательством Российской Федерации и в порядке, установленном нормативными правовыми актами органов местного самоуправления. Для уяснения направлений деятельности органов местного самоуправления в сфере охраны окружающей среды необходимо обращаться также к другим нормативным правовым актам (иным отраслевым федеральным законам, постановлениям и распоряжениям Правительства РФ, приказам профильных министерств и ведомств).
Согласно Федеральному закону от 9 января 1996 г. N 3-ФЗ "О радиационной безопасности населения" радиационная безопасность, в частности, обеспечивается осуществлением органами местного самоуправления мероприятий по соблюдению правил, норм и нормативов в области радиационной безопасности (ст. 4). В соответствии с Федеральным законом от 21 ноября 1995 г. N 170-ФЗ "Об использовании атомной энергии" органы местного самоуправления:
- участвуют в обсуждении и решении вопросов размещения на подведомственных им территориях ядерных установок, радиационных источников и пунктов хранения;
- принимают решения о размещении и сооружении на подведомственных им территориях радиационных источников, радиоактивных веществ и не содержащих ядерных материалов радиоактивных отходов, находящихся в собственности муниципальных образований;
- участвуют в проведении экологической экспертизы проектов объектов использования атомной энергии, намечаемых к сооружению ядерных установок, радиационных источников и пунктов хранения на подведомственных им территориях;
- информируют население через средства массовой информации о радиационной обстановке на подведомственных им территориях.
В силу ст. 9 Федерального закона от 23 ноября 1995 г. N 174-ФЗ "Об экологической экспертизе" органы местного самоуправления городских округов и муниципальных районов обладают полномочиями:
- принимать и реализовывать в пределах своих полномочий решения по вопросам экологической экспертизы;
- организовывать общественные обсуждения, проведение опросов, референдумов среди населения о намечаемой хозяйственной и иной деятельности, которая подлежит экологической экспертизе;
- организовывать по требованию населения общественные экологические экспертизы;
- информировать федеральные органы исполнительной власти в области экологической экспертизы о намечаемой хозяйственной и иной деятельности на территории соответствующего муниципального образования;
- информировать органы прокуратуры, федеральные органы исполнительной власти в области охраны окружающей природной среды и органы государственной власти субъектов РФ о начале реализации объекта экологической экспертизы без положительного заключения государственной экологической экспертизы;
- осуществлять согласно законодательству Российской Федерации иные полномочия в данной области.
Органы местного самоуправления имеют права:
- получать от соответствующих государственных органов необходимую информацию об объектах экологической экспертизы;
- направлять федеральным органам исполнительной власти в области экологической экспертизы аргументированные предложения по экологическим аспектам реализации намечаемой хозяйственной и иной деятельности.
В силу Закона РФ от 14 мая 1993 г. N 4979-1 "О ветеринарии" в случаях появления угрозы возникновения и распространения заразных и массовых незаразных болезней животных на основании представлений главных государственных ветеринарных инспекторов, государственных ветеринарных инспекторов по закрепленным территориям обслуживания, их заместителей органы местного самоуправления вводят ограничительные мероприятия (карантин).
Федеральным законом от 22 декабря 2014 г. N 447-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О государственном кадастре недвижимости" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" к числу вопросов местного значения муниципальных районов отнесена организация выполнения комплексных кадастровых работ в соответствии с Федеральным законом от 24 июля 2007 г. N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (а не участие в их выполнении, как это предусмотрено в отношении городских поселений), а также утверждение карты-плана территории. Порядок проведения комплексных кадастровых работ регулируется гл. 4.1 Федерального закона "О государственном кадастре недвижимости". Под комплексными кадастровыми работами понимаются кадастровые работы, которые выполняются одновременно в отношении всех расположенных на территории одного кадастрового квартала или территориях нескольких смежных кадастровых кварталов:
- земельных участков, кадастровые сведения о которых не соответствуют установленным требованиям к описанию местоположения границ земельных участков;
- земельных участков, занятых зданиями или сооружениями, площадями, улицами, проездами, набережными, скверами, бульварами, водными объектами, пляжами и другими объектами общего пользования, образование которых предусмотрено утвержденным в установленном законодательством о градостроительной деятельности порядке проектом межевания территории;
- зданий, сооружений, а также объектов незавершенного строительства, права на которые зарегистрированы в установленном Федеральным законом "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" порядке.
Заказчиком указанных работ является уполномоченный орган местного самоуправления муниципального района или городского округа, а в субъекте РФ - городе федерального значения Москве, Санкт-Петербурге или Севастополе таким заказчиком является орган исполнительной власти указанного субъекта РФ. Финансирование выполнения данных работ осуществляется за счет средств бюджетов субъектов РФ и (или) бюджетов муниципальных районов, городских округов, в том числе за счет средств, направляемых в бюджеты субъектов РФ в виде субсидий из федерального бюджета. При этом порядок определения общего объема средств федерального бюджета, ежегодно предусматриваемых на такое финансирование, и порядок распределения между бюджетами субъектов РФ субсидий из федерального бюджета устанавливаются Правительством РФ.
Комплексные кадастровые работы выполняются кадастровыми инженерами на основании соответствующего государственного или муниципального контракта, заключенного заказчиком этих работ в порядке, установленном Федеральным законом от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд". В результате выполнения комплексных кадастровых работ обеспечивается подготовка карты-плана территории, содержащей необходимые для кадастрового учета сведения о земельных участках, зданиях, сооружениях, об объектах незавершенного строительства, расположенных в границах территории выполнения комплексных кадастровых работ.
2. На межселенных территориях и в населенных пунктах, не являющихся муниципальными образованиями, органы местного самоуправления муниципального района обладают, помимо полномочий, предусмотренных комментируемой статьей, всеми полномочиями органов местного самоуправления поселения.
Межселенные территории не включаются в какие-либо поселения, а напрямую входят в состав муниципального района. На межселенных территориях, в частности, могут находиться отдельные населенные пункты, иные населенные местности. Межселенные территории образуются только на территориях с низкой плотностью сельского населения и в труднодоступных местностях (см. комментарии к ст. ст. 11 и 13.1).
Таким образом, в границах поселений, являющихся муниципальными образованиями, органы местного самоуправления муниципального района решают в рамках своей компетенции вопросы, предусмотренные ч. 1 ст. 15 комментируемого Закона, на всех остальных территориях муниципального района, имеющего межселенные территории, - вопросы, предусмотренные ч. 1 ст. 14 и ч. 1 ст. 15 этого Закона. Поэтому вне границ поселений они вправе вводить местные налоги и сборы.
4. В комментируемой части предусматривается возможность взаимной передачи части своих полномочий органами местного самоуправления муниципального района и входящих в него поселений по соглашению между ними. Необходимо обратить внимание на следующие моменты, касающиеся требований к таким соглашениям и условий правомерности их заключения:
1) передаваться путем заключения соглашений между органами местного самоуправления муниципальных районов и поселений могут лишь отдельные полномочия по вопросам местного значения. Из этого следует, что: а) передаваться могут лишь отдельные полномочия, но не вопросы местного значения; б) передаваться может только часть полномочий, а не весь объем полномочий по решению вопросов местного значения поселений или муниципальных районов.
Каких-либо иных ограничений по кругу и объему полномочий, подлежащих передаче по соглашениям, комментируемый Закон не содержит. Очевидно, что не могут быть переданы таким образом только полномочия представительных органов муниципальных образований, относящиеся к их исключительной компетенции, предусмотренные ч. 10 ст. 35 этого Закона. На практике нередко на основе указанных соглашений передаются как отдельные полномочия, так и совокупность полномочий, которые составляют тот или иной вопрос местного значения.
В ряде федеральных законов дополнительно оговаривается возможность передачи на уровень муниципальных районов полномочий органов местного самоуправления поселений: по регулированию тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса (за исключением тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса - производителей товаров и услуг в сфере электро- и (или) теплоснабжения), тарифов на подключение к системе коммунальной инфраструктуры, тарифов организаций коммунального комплекса на подключение, надбавок к тарифам на товары и услуги организаций коммунального комплекса, надбавок к ценам, тарифам для потребителей (п. 4.1 ч. 1 ст. 17 комментируемого Закона); разработке прогноза социально-экономического развития поселения (ст. 173 БК РФ). Таким образом, органы местного самоуправления поселения могут передать органам местного самоуправления муниципального района часть своих полномочий по решению любых вопросов местного значения, за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами. Исключение в отношении ограничений по передаче полномочий на основе указанных соглашений в настоящее время установлено ст. 20 Федерального закона от 14 ноября 2002 г. N 161-ФЗ "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях": правомочия собственника имущества унитарного предприятия, имущество которого находится в собственности муниципального образования, не могут быть переданы муниципальным образованием иному муниципальному образованию;
2) передаче подлежат полномочия органов местного самоуправления лишь по решению вопросов местного значения. Соответственно, права органов местного самоуправления по решению вопросов, не отнесенных к вопросам местного значения (ст. ст. 14.1, 15.1 комментируемого Закона), не могут передаваться органами местного самоуправления муниципального района и поселений друг другу на основе соглашений.
Недопустима также передача на основе соглашений делегированных органам местного самоуправления государственных полномочий, в том числе закрепленных за органами местного самоуправления с некоторыми отступлениями от установленного порядка делегирования (например, распоряжение землями, государственная собственность на которые не разграничена) (см. также комментарий к ст. 19);
3) соглашениями не могут передаваться полномочия органов местного самоуправления муниципального района в отношении межселенных территорий каким-либо отдельным поселениям в составе такого района. В этом случае, исходя из ч. 2 комментируемой статьи, органы местного самоуправления районов действуют в качестве органов местного самоуправления поселений, а передача полномочий между органами местного самоуправления поселений Законом не предусмотрена;
4) передача полномочий органов местного самоуправления муниципальных районов органам местного самоуправления поселений в ином порядке, чем заключение соответствующих соглашений, недопустима (например, путем выдачи главой муниципального района доверенности главе поселения на распоряжение земельными участками, полномочия по распоряжению которыми относятся к полномочиям органов местного самоуправления муниципального района), как недопустимо и какое-либо понуждение к заключению таких соглашений;