Мы сами воздвигаем препятствия, нам их и преодолевать
Роберт Кийосаки много пишет о препятствиях, которые тянут людей назад. Я думаю, теперь вы убедились, что для меня одним из самых трудных препятствий был страх. Формы и размеры страха неисчислимы. Я боялась, что в случае моего финансового успеха от меня отвернутся люди. Я боялась, что если возьму в свои руки управление семейным бюджетом, то нарушу равновесие сил в нашем браке. Кроме того, я постоянно боялась показаться некомпетентной. Учитывая мое образование, многие люди считали, что я знаю ответы на все финансовые вопросы. Они ошибались. Впервые в жизни я добилась положительного сальдо на своем счете, когда мне было 46 лет.
Еще одним препятствием были дурные привычки. Одной из самых ужасных было неудержимое желание тратить деньги - с помощью расточительности я даже пыталась Доказать слишком заносчивым официантам или клеркам, что им не следует судить о финансовом благосостоянии человека только на основании цвета его кожи. Кроме того, у меня была привычка ставить чужие интересы выше личных, а в итоге мне не хватало времени на решение собственных финансовых проблем.
Изменения продолжаются
Сегодня, благодаря поддержке Богатого Папы, я держу в своих руках практически 100 процентов наших финансов. Разительным контрастом с предчувствием финансовой опасности и материальных потерь, которое преследовало меня всю жизнь, стало радостное предвкушение скорого успеха. Я совершаю поступки, которые сделают меня свободной в финансовом отношении. В то же время я испытываю чувство тесной связи с другими людьми, следующими по пути к финансовой свободе.
Впервые за много лет я страстно увлеклась новой для меня темой финансовых и поведенческих перемен. И хотя впереди еще очень много работы по приобретению и приведению в порядок активов, которые гарантируют нам финансовую свободу, я смотрю в будущее с нетерпением. Но после того, как осуществится моя мечта о «владении 10 объектами доходкой недвижимости», вряд ли я сумею остановиться -это слишком увлекательное занятие!
Сейчас я уверена в том, что каждый человек способен оправиться от ошибок и превратить их в бесценные уроки. Именно такой урок преподал мне Богатый Папа - и для этого мне даже не пришлось садиться за парту.
Глава 6
Не бойтесь выходить на площадку
Рид Дж. Швейцер
Ваната, Индиана
Долгое время я ничего не понимал в деньгах. Несмотря на то что примерно с 20 лет я стал прилично зарабатывать — всю жизнь проработал торговым агентом за комиссионные, — отслеживание счетов и контроль над финансами не входили в число моих приоритетов. Неудивительно, что в большинстве случаев мои денежные проблемы становились результатом моих слабостей. Превышение кредита и просроченные счета служили вечным источником финансовых неприятностей.
Не обладая навыками планирования бюджета, я никогда не думал о возможности избавиться от необходимости подстраиваться под размеры моих доходов. В конце концов начало сказываться эмоциональное напряжение, связанное с нестабильным заработком. Страх банкротства мешал мне при заключении сделок, что приводило к снижению объемов продаж.
Только когда я решительно принялся за осуществление мечты — я хотел заняться строительным бизнесом и недвижимостью, — мои доходы стабилизировались, а ошибки в планировании бюджета стали исчезать как бы сами собой. Я сумел сделать все, что нужно для воплощения мечты в реальность и достижения финансовой свободы. Убежден, что, когда вы занимаетесь любимым делом, деньги не заставляют себя долго ждать. Поиск любимого дела я начал с ранних лет
Профсоюзный идеал
Первые 12 или 13 лет моей жизни наша семья жила бедно, что во многом объяснялось состоянием экономики в тот период. Рецессия конца 1970-х и начала 19.80-х годов привела к замораживанию многих строительных объектов, и мой работяга-отец — он был оператором башенного крана и активистом профсоюза — лишился постоянной работы. Он хватался за все, что только мог найти, но все равно для нас это были тяжелые времена. Правда, у нас — моей матери, двух сестер и меня — была крыша над головой и всегда хватало еды на столе. Но вместо того, чтобы покупать деликатесы в магазинах «JCPenney», мы «отоваривались» в Армии Спасения. Излишков у нас не водилось; мы еле-еле сводили концы с концами.
Когда период спада наконец закончился и отец снова получил постоянную работу, уровень жизни нашего «синеворотничкового» семейства — жили мы в северо-восточной части штата Индиана рядом с озером Мичиган — заметно вырос.
И все же я навсегда запомнил, каково жить в бедности. Благодаря этому я понял, что работа на хозяина или на крупную компанию никогда не станет радикальным решением денежных проблем. Даже после того, как отец вернулся на постоянную работу и начал получать приличную зарплату, мои родители, которые экономили и откладывали каждый цент, никуда не вкладывали деньги по одной простой причине: они не имели абсолютно никакого понятия, что с ними нужно делать, твердо веря в то, что профсоюз отца о них позаботится. Страховой полис, пенсионные фонды, сбережения — все было привязано к профсоюзу. Интересно отметить, что, несмотря на всю свою симпатию к профсоюзу, мой папа никогда не хотел, чтобы я пошел по его стопам. Он понимал, что попал в ловушку и что его благополучие и благополучие его семьи находятся в полной зависимости от бесконечного цикла долгов, выплат и совершенно незнакомых ему людей. Но закладная за дом и четыре голодных рта не позволяли ему даже думать о том, чтобы использовать деньги каким-нибудь непривычным образом. Для него это было слишком рискованно.
В то же время я наблюдал совсем другой образ жизни. Мой дедушка по матери владел строительной компанией. Его окружала аура финансовой стабильности. Дело было даже не в шикарном доме, новых машинах и полных карманах денег. Он просто Жил в совсем другом мире, потому что не работал на чужого дядю. Кроме того, он жертвовал крупные суммы церкви, чего мы никогда не могли себе позволить.
Оглядываясь назад, я вижу, что мечта работать на себя или стать владельцем бизнеса родилась у меня благодаря примеру дедушки. Но свою трудовую этику я явно унаследовал от отца.
Юный бизнесмен
Я начал работать в младшем классе средней школы. Это был классический вариант «мальчика с газонокосилкой». Закончив косить лужайку у одного соседа, я стучался в двери следующего, увеличивая список своих клиентов. (Многие из моих друзей смотрели на меня как на ненормального. «Чего ради лишний раз обливаться потом в летнюю жару?» - заявляли они. Я пропускал их слова мимо ушей, и дополнительные денежки текли в мои карманы.)
Когда я поступил в колледж, мои родители были уверены, что я оправдаю их надежды. Они посчитали, что через четыре года я получу диплом и меня возьмут на работу в крупную корпорацию. Мир «белых воротничков» ждал меня с распростертыми объятиями. Я мог стать даже биржевым маклером. (Другим вариантом был профессиональный бейсбол. Я был принимающим в команде колледжа и даже участвовал в отборе игроков для «Cleveland Indians» и «Baltimore Orioles». Жаль только — не прошел по конкурсу.)
Но в глубине души я лелеял мечту стать боссом. К тому же, хорошо зная себя и свою антипатию к выполнению чужих приказов, я понимал, что работа в корпорации не принесет выгоды ни мне, ни той компании, которая меня возьмет. Я прошел несколько собеседований, в ходе которых мне ясно дали понять, что по меньшей мере два первых года начинающие биржевые маклеры занимаются исключительно «холодными звонками».
На предпоследнем курсе я откликнулся на объявление о наборе торговых агентов и восемь месяцев спустя уже получал неплохие деньги. Компания, выпускающая пылесосы, выдала мне лицензию на оптовую торговлю, а после покупки пакета акций я стал совладельцем фирмы. Я контролировал работу двух филиалов, занимался обучением продавцов и вел все бухгалтерские книги. Неплохо для двадцатилетнего юнца.
Проучившись три года на финансовом факультете, я бросил колледж, чтобы возглавить созданную мной дистрибьюторскую сеть. Тот факт, что я получал больше моих преподавателей, явился дополнительным оправданием моего решения. Родителей расстроило то, что я не дотянул до диплома, хотя со временем смог получить свидетельство выпускника общественного колледжа по специальности «управление бизнесом».
Я был очень хорошим продавцом, но слишком мало знал о ведении бизнеса. Я взвалил на себя слишком много обязанностей. Объемы продаж были потрясающими, но в отчетности царил полный хаос. Деньги, конечно, текли рекой, но восемьдесят, а то и больше рабочих часов в неделю выматывали все силы, а налоги были просто убийственными. Работники начали уходить.
Будучи слишком молодым, чтобы правильно распорядиться заработанными деньгами, не говоря уже об управлении бизнесом, я с головой увяз в текучке, по гордость не позволяла мне попросить помощи. Вместо того чтобы найти толкового консультанта, юриста или бухгалтера, я пытался сам справиться со всеми проблемами. Все закончилось позорным провалом. Восемнадцать месяцев спустя я сдался.
После этого я пробовал себя в роли владельца строительной фирмы и агентства по рекламе промышленной продукции. Первым предприятием, которое продержалось два года, я владел на паях с двоюродным братом. Тут я получил еще один хороший урок: неплохо разбираясь в строительстве, я был слишком слаб по части маркетинга. Второй бизнес я открыл после того, как увидел рекламный ролик товара. Тут меня хватило всего на несколько месяцев.
В итоге на трех этих предприятиях я потерял порядка 15-20 тысяч долларов.
К сожалению, я не сделал необходимых выводов из провала своего первого бизнеса. Я повторил свои ошибки еще дважды с такими же результатами. В конце концов до меня дошло, что каждому бизнесмену нужны квалифицированные помощники, призванные следить за тем, чтобы все делалось правильно и законно. Никто не может и не должен пытаться делать все сам. Если ты продавец - продавай. Не бери на себя функции бухгалтера, юриста или любого другого профессионала, если ты этому не обучен. Ты только сделаешь хуже самому себе.
Борьба со своим страхом
В течение следующих трех лет я работал в строительной компании и получал неплохие деньги (но по-прежнему не следил за своими финансами). Затем случилось нечто такое, что полностью изменило мое отношение к работе, к будущему и, самое главное, к моему страху.
«Страх всегда был для меня непреодолимым препятствием. Незадолго до того, как я купил книгу «Богатый папа, бедный папа», страх заставил меня отказаться от участия в сделке, которая принесла моему знакомому примерно 80 тысяч долларов чистого дохода. Он заплатил мне полторы тысячи комиссионных за то, что я оказал ему помощь в оформлении соглашения.
Анализируя причины своего отказа от сделки, я понял одну вещь, которая никогда раньше не приходила мне в голову. Я сумел заключить сделку! Я знал, что нужно делать и как это нужно делать, но побоялся сделать это сам. Мой страх обошелся мне и моей семье в 80 тысяч долларов. Мне трудно было в это поверить!
Если бы мне не были так нужны полторы тысячи долларов, я бы просто не пошел обналичивать чек. Мне было больно даже смотреть на него. Именно тогда я решил: «Все! Хватит! С этого момента я наберусь мужества и начну действовать». Разумеется, я знал, что буду искать. Пришло время пожинать плоды, а не заниматься оформлением сделок, которые делают богатыми других. Я видел, как другие делают то, что хотел делать я. Мне нетерпелось начать меняться.
Примерно через два месяца после прочтения книги «Богатый папа, бедный папа» я занялся инвестированием в недвижимость, потому что мне представилась исключительная возможность. Мне кажется, именно книга помогла мне разглядеть ее. В компанию, где я работал, постоянно приходили клиенты, ищущие землю в штате Индиана для постройки дома. Решение казалось предельно простым: купить землю там, где люди хотят купить участки, и продать ее им.
Проблема заключалась в том, что в двух районах, где клиенты желали строить дома, земля продавалась только крупными лотами. Несмотря на то, что я неоднократно ставил этот вопрос перед руководством компании, они не принимали никаких мер. Тогда это сделал я.
Вот как я это сделал
Я выяснил, что потребуется для покупки крупного участка земли, разделения его на мелкие и продажи но частям. Все оказалось проще, чем я ожидал. Моим первым проектом стал участок площадью в 5,1 акра* в Честертоне, штат Индиана. Я купил землю у семейной трастовой компании. Несколько лет назад владельцы разделили землю на три лота, чтобы другие члены семьи могли получить участки для строительства, К счастью, мне не пришлось платить гонорар за технические услуги и оплачивать расходы на землемерную съемку. Это сэкономило мне по меньшей мере 3 тысячи долларов.
Хотя начальная цена продавца составляла 90 тысяч долларов я сначала предложил 45 тысяч долларов, потому что надеялся получить конкретную сумму дохода. Я подсчитал, что при продаже дотов смогу получить за каждый порядка 30-33 тысяч долларов, и, хотел сорвать максимальный куш - Кроме того, проценты с суммы в 45 тысяч долларов составляли примерно 300 долларов в месяц, и я вполне мог позволить себе нести такие расходы, пока не продам землю.
Когда владельцы снизили цену до 55 тысяч долларов, я согласился не моргнув глазом. Я уже успел посоветовать нескольким клиентам съездить осмотреть землю, а затем высказать мне свое мнение. Я сказал им, что в этом районе скоро появятся участки на продажу, и возможно, Они будут заинтересованы в покупке. Почти сразу же мне позвонил один из клиентов и сказал, что место просто превосходное. Он сообщил, что готов заплатить за лот в этом районе 31 тысячу долларов. Это решило судьбу сделки. Я понял, что просто обязан купить эту землю.
Если к 31 тысяче прибавить 10 процентов первого взноса, который я заплачу из своих собственных денег, то я останусь должен менее 20 тысяч долларов за остальные два лота, которые уйдут не менее чем за 60 тысяч. Все было просто как дважды два, и я согласился купить землю за 55 тысяч долларов;
Благодаря спросу на землю в этом районе я сумел получить кредит на один год всего под 4,7 процента. Участки в этой местности шли нарасхват, и я не сомневался, что проблем с продажей лотов не будет. Кроме того, заем можно было пролонгировать. Если бы в течение первого года лоты не продались, я смог бы продлить кредит под текущий рыночный процент. В итоге мне пришлось сделать три платежа на общую сумму примерно в тысячу долларов.
В течение шести месяцев я продал все три лота, оцененные в 90 тысяч долларов, за 93 тысячи. И хотя мне пришлось выплатить 10 тысяч долларов за непредвиденную прокладку канализации, я заработал 27 тысяч долларов практически без труда. Расчет прости: 93 000 - 55 000 = 38 000 -10 000 -1000 - 27 000 долларов.
Моя следующая инвестиция оказалась такой же успешной. Я позвонил агенту по недвижимости, чтобы спросить ее о каком-то пустяке, а она поинтересовалась, не желаю ли я приобрести что-нибудь на рынке недвижимости. Разумеется, я сказал «да», и она рассказала мне о небольшой «халупе» стоимостью в 40 тысяч долларов. Я съездил посмотреть на дом, и он меня не впечатлил. Однако меня очень впечатлили 40 акров пахотной земли, которые его окружали. Агент прислала мне справки на оба лота, и оказалось, по они принадлежали одному и тому же человеку. Он просил 40 тысяч за дом и 200 тысяч за остальные 38 акров, что в сумме составило 240 тысяч долларов.
Сначала я предложил 150 тысяч долларов за весь макет. Я выяснил, что женщина, которая жила в доме, умерла, и, скорее всего, главным предметом сделки была земля. Владелец рассчитывал получить 200 тысяч долларов только за землю. Я предложил 160 тысяч долларов за весь пакет, после чего владелец сразу же снизил цену до 170 тысяч долларов. У меня отвисла челюсть! Я только что купил маленький дом и 40 акров земли всего за 170 тысяч долларов!
На этот раз с финансированием дело обстояло немного сложнее. Мне пришлось согласиться на первый взнос в размере 30 процентов. Как раз перед этим я заработал немного денег, но 51 тысячи долларов у меня не было. Я вспомнил слова Роберта, который писал, что в присутствии богатого папы ему было запрещено говорить: «Я не могу этого себе позволить», и поэтому мне пришлось задать себе вопрос: «Как я могу себе это позволить?»
Я поговорил со своим знакомым банкиром, который согласился войти со мной в долю, после чего мы заплатили первый взнос и купили землю. Около 5 тысяч долларов мы потратили на полевой анализ грунта и почвенную съемку, а через семь месяцев мы уже продали семь из десяти лотов за общую сумму 229 тысяч долларов. В результате мы заработали 50 тысяч долларов и не должны ни цента за оставшиеся три лота, которые рассчитываем продать за 103 тысячи долларов. Когда это будет сделано, итоговая сумма нашей прибыли должна будет составить не менее 80 тысяч долларов!
В течение срока действия нашего кредита мы выплатили примерно 3000 долларов в виде процентов. Мы разделили землю на участки площадью от двух до десяти акров и назначили за них цену от 28 до 54 тысяч долларов,
Дом находился в ужасном состоянии, поэтому мы его снесли и продали землю под ним за 28 тысяч долларов. Оглядываясь назад, я думаю, что это было ошибкой, потому что от этой операции мы не получили пассивного дохода. Мы с партнером разошлись во мнениях о том, что делать с домом. Я хотел его отреставрировать и сдать в аренду или просто попытаться продать. Но он отговорил меня от этой затеи, о чем теперь мы оба жалеем. Но раз уж за нашу самую большую ошибку нам все-таки заплатили 28 тысяч долларов, то думаю, слишком сильно расстраиваться по этому поводу не стоит. Мы все равно получили на этом лоте около 19 тысяч прибыли. Я не против, чтобы все мои ошибки приносили мне столько денег (28 000 - 4 250 за каждый акр двухакрового лота = - 19 500 долларов прибыли).
Недавно я принял предложения покупателей трех оставшихся лотов и поэтому могу представить вам полную раскладку:
Земля $170000
Анализ грунта / почвенная съёмка $5000
Проценты по кредиту $3000
Снос дома $1000