Предмет и метод бухгалтерского учета
Предметом бухгалтерского учета является сложная система хозяйственной деятельности предприятия, рассматриваемая под тремя углами зрения, во-первых, как совокупность хозяйственных средств предприятия, во-вторых, как совокупность источников формирования хозяйственных средств предприятия и, в-третьих, как система хозяйственных процессов.
Отдельно взятые элементы предмета называются объектами бухгалтерского учета.
Основными группами объектов бухгалтерского учета являются:
- хозяйственные средства (активы);
- источники формирования хозяйственных средств (пассивы);
- хозяйственные процессы.
Хозяйственные процессыотражают сущность деятельности предприятия. На производственном предприятии вне зависимости от вида производства основная деятельность складывается из таких хозяйственных процессов как снабжение, производство и сбыт продукции. На торговом предприятии основная деятельность складывается из процессов снабжения и сбыта товаров, а на предприятии сферы услуг – из процессов снабжения и оказания услуги.
Кроме основной деятельности, то есть деятельности, для осуществления которой создано предприятие и благодаря которой предприятие, прежде всего, получает доходы, предприятия также осуществляют операции, относящиеся к финансовой и инвестиционной деятельности.
Финансовая деятельность – это деятельность, которая приводит к изменению размера и состава собственного и заемного капитала предприятия. Примерами операций, которые относятся к финансовой деятельности, являются формирование уставного капитала, получение и возврат банковских кредитов, эмиссия облигаций и т.п.
Инвестиционная деятельность – это приобретение и реализация необоротных активов, а также тех финансовых инвестиций, которые не являются составной частью эквивалентов денежных средств. Примерами операций, которые относятся к инвестиционной деятельности, являются приобретение или сооружение основных средств, приобретение и реализация ценных бумаг, выпущенных другими эмитентами.
Отдельные составляющие хозяйственных процессов называют хозяйственными операциями.
Хозяйственные средства – это имущество, которым владеет предприятие на правах собственности. Речь идет о недвижимом и движимом материальном имуществе, объектах интеллектуальной собственности, денежных средствах и средствах в виде дебиторской задолженности, т.е. задолженности других лиц перед данным предприятием. Взыскание дебиторской задолженности приведет к увеличению имущества или денежных средств в распоряжении предприятия, таким образом, право взыскать с должника определенную сумму – дебиторская задолженность – является хозяйственным средством.
Активы классифицируются на оборотные и необоротные. К оборотным активам относятся денежные средства и их эквиваленты, которые не ограничены в использовании, а также другие активы, предназначенные для реализации или потребления в течение операционного цикла или в течение двенадцати месяцев с даты баланса. Прочие активы считаются необоротными.
Основные виды хозяйственных средств (активов):
1. Основные средства – материальные активы многократного использования, которые в процессе эксплуатации не меняют своей натурально-вещественной формы, теряют потребительские свойства постепенно, а срок их эксплуатации превышает один год.
Согласно определению П(с)БУ № 7 основные средства – материальные активы, которые предприятие содержит с целью использования их в процессе производства или поставки товаров, предоставления услуг, сдачи в аренду другим лицам или для осуществления административных и социально-культурных функций, ожидаемый срок полезного использования (эксплуатации) которых более одного года (или операционного цикла, если он более года).
Стоимость основных средств переносится в себестоимость производимой продукции, работ, услуг или в административные расходы, расходы на сбыт по частям, в виде амортизационных отчислений.
2. Нематериальные активы – немонетарные активы (т.е. не денежные средства), которые не имеют материальной формы и могут быть идентифицированы. Нематериальные активы относятся к необоротным активам, следовательно, содержаться предприятием с целью использования в течение периода более одного года. Например, торговые марки, права на использование компьютерных программ и баз данных, права на использование природных ресурсов и имущества, лицензии, оформленные и оплаченные на срок более одного года. Амортизируются нематериальные активы аналогично основным средствам.
3. Незавершенные капитальные инвестиции – недостроенные и недосмонтированные объекты основных средств, незавершенные объекты нематериальных активов, на создание которых уже понесены расходы и которые находятся в собственности предприятия.
4. Производственные запасы – сырье, материалы, топливо, запасные части и т.п., то есть все то, что приобретается для организации процесса производства, для содержания оборудования, для организации процессов управления и сбыта. В процессе использования они меняют натурально-вещественную форму, превращаясь в продукт или способствуя его появлению, а их стоимость полностью в момент потребления относится в себестоимость производимой продукции, в административные расходы, в расходы на сбыт.
5. Незавершенное производство – это продукция, которая не прошла всех стадий обработки на данном предприятии, однако затраты на нее уже понесены.
6. Готовая продукция – это продукция, прошедшая все стадии обработки на данном предприятии и готовая к реализации.
7. Товары – активы, приобретенные изначально с целью дальнейшей перепродажи без какой-либо дополнительной обработки.
8. Денежные средства– наличные денежные средства в кассе предприятия, безналичные денежные средства в гривне и иностранной валюте на счетах в банках.
9. Дебиторская задолженность – задолженность других лиц перед данным предприятием. Основные виды дебиторской задолженности:
- задолженность покупателей, продукция (товары, работы, услуги) которым на данный момент отгружена, а денежные средства от них за эту продукцию еще не получены;
- задолженность поставщиков, аванс которым на данный момент перечислен, а материалы (товары, работы, услуги) в счет данного аванса еще не получены;
- задолженность подотчетных лиц, т.е. работников предприятия, которые получили аванс на командировочные расходы или на приобретение от имени предприятия товаров, работ, услуг и которые на данный момент еще не отчитались по таким расходам.
10. Расходы будущих периодов – расходы, понесенные в предыдущих или текущем периодах и по сути относящиеся к будущим периодам. Например, плата, перечисленная за лицензии или патенты вперед за период не более года, подписка, оплаченная на год или полугодие вперед.
11. Убытки – специфический вид хозяйственных средств, к которым относятся безвозвратно потерянные хозяйственные средства, что является следствием превышения расходов над доходами. Другие виды хозяйственных средств могут превращаться друг в друга в результате хозяйственных операций, убытки не могут превратиться в другие хозяйственные средства, а могут быть только скомпенсированы прибылью будущих периодов.
Источники формирования хозяйственных средств – это финансовые ресурсы, за счет которых предприятием сформированы его хозяйственные средства.
Отражение в учете источников формирования хозяйственных средств является очень важным для методологии учета, так как именно благодаря этому может быть соблюден принцип двойной записи. Признание источников формирования хозяйственных средств объясняется тем, что предприятие фактически является условным образованием и не может реально владеть собственным имуществом, а все имущество, которое де-юре принадлежит предприятию либо сформировано за счет обязательств (т.е. взято взаймы на стороне), либо сформировано собственниками предприятия, которые в любой момент могут на законных основаниях забрать у предприятия это имущество. Таким образом, в учете каждого предприятия, с одной стороны, формируется перечень имущества, которое ему принадлежит, а, с другой стороны, перечень долгов за такое имущество. Между этими перечнями на любую дату должно иметь место равенство.
Источники принципиально подразделяются на собственные и заемные. Собственные источники (собственный капитал) либо были сформированы учредителями предприятия, либо были сформированы самостоятельно в процессе работы предприятия. Заемные источники это по сути дела долги, обязательства перед другими лицами, которые имеют место на данный момент и должны быть погашены в будущем.
При рассмотрении вопроса о хозяйственных средствах и источниках их формирования следует иметь в виду, что суммарная стоимость хозяйственных средств на определенную дату равна общей сумме источников формирования хозяйственных средств на ту же дату, так как все хозяйственные средства объективно имеют источник формирования.
Основные виды источников формирования хозяйственных средств (пассивов):
1. Уставный капитал – одна из основных составляющих собственного капитала предприятия, сформированная учредителями предприятия и зафиксированная учредительными документами. Уставный капитал может быть внесен учредителями в форме наличных и безналичных денежных средств, основных средств, товаров, производственных запасов и других хозяйственных средств.
2. Нераспределенная прибыль – собственный источник, формируемый предприятием самостоятельно в процессе работы, причем работы с положительным финансовым результатом, когда доходы превышают расходы.
3. Амортизационный фонд (износ основных средств и нематериальных активов) – собственный источник, формируемый предприятием в процессе работы за счет амортизационный отчислений от стоимости эксплуатируемых основных средств и нематериальных активов.
4. Кредиты банков – краткосрочные на срок не более года и долгосрочные на срок более года.
5. Кредиторская задолженность – задолженность данного предприятия перед другими лиц. Основные виды кредиторской задолженности:
- задолженность поставщикам, материалы (товары, работы, услуги) от которых на данный момент получены, а денежные средства за эти материалы (товары, работы, услуги) еще не перечислены;
- задолженность покупателям, аванс от которых за продукцию (товары, работы, услуги) на данный момент уже получен, а продукция в счет этого аванса еще не отгружена;
- задолженность работникам предприятия по заработной плате, которая на данный момент уже начислена (т.е. предприятие признало долг перед работниками), но еще не выплачена. Такая задолженность может иметь вид просроченной, может иметь вид текущей, так как заработная плата за вторую половину месяца выдается, как правило, в начале следующего;
- задолженность предприятия перед бюджетом по налогам, которые на данный момент уже начислены, но еще не перечислены на соответствующий бюджетный счет. Такая задолженность может иметь вид как просроченной, так и задолженности по налогам, по которым срок уплаты еще не наступил;
- задолженность предприятия по единому социальному взносу, который на данный момент уже начислен (удержан), но еще не перечислен на соответствующий счет;
- прочие виды задолженности.
Метод бухгалтерского учета – это совокупность способов и приемов, с помощью которых хозяйственная деятельность предприятия отражается в учете.
Формируется метод бухгалтерского учета совокупностью общенаучных методических приемов и конкретно-эмпирических приемов, которые используются либо исключительно в бухгалтерском учете, либо в экономических науках в целом.
К общенаучным методам познания относят: анализ, синтез, индукцию, дедукцию, аналогию, моделирование, абстракцию и т.п.
Конкретно-эмпирические приемы еще называют элементами метода бухгалтерского учета. К ним относятся:
- документация– способ первичного отражения хозяйственных процессов путем составления первичных документов определенной формы и содержания;
- инвентаризация – способ фактического определения наличия и состояния объектов бухгалтерского учета путем взвешивания, пересчета, измерения и т. п.;
- счет – способ группировки и отражения наличия и движения объектов бухгалтерского учета;
- двойная запись– способ отражения движения объектов на счетах;
- денежная оценка – способ денежного измерения всех объектов бухгалтерского учета;
- калькулирование– способ подсчета себестоимости;
- бухгалтерский баланс;
- отчетность – способ получения и предоставления пользователям итоговой информации о различных аспектах хозяйственной деятельности предприятия.
Бухгалтерский баланс – это прием бухгалтерского учета, представляющий собой способ группировки и сопоставления денежной оценки хозяйственных средств и источников их формирования на определенную дату.
По форме бухгалтерский баланс – это таблица двухсторонней формы. Одна сторона такой таблицы перечисляет в определенном порядке хозяйственные средства и называется «Актив», а другая перечисляет в определенном порядке источники формирования хозяйственных средств и называется «Пассив». Итог актива баланса всегда должен быть равен итогу пассива баланса. Такой итог называется валютой баланса.
Баланс на 1.01.2015.
Актив | Пассив |
Хозяйственные средства | Источники формирования хозяйственных средств |
Баланс (итоговая сумма) | Баланс (итоговая сумма) |
Непосредственно для бухгалтерского учета баланс является важным внутренним механизмом контроля, необходимым, но недостаточным условием для того, чтобы утверждать о правильности ведения учета, так как если актив баланса не равен его пассиву на ту же дату, то в учете однозначно допущены ошибки. Кроме того, уже как форма финансовой отчетности, баланс является важным источником информации о финансово-имущественном состоянии предприятия.
Как форма финансовой отчетности Баланс составляется ежеквартально на первое число каждого квартала в тысячах гривен на бланке установленной формы согласно Национальному положению (стандарту) бухгалтерского учета № 1 «Общие требования к финансовой отчетности».
Юридические лица, относящиеся к субъектам малого предпринимательства (средняя численность работников не более 50 человек, годовой доход от всех видов деятельности не более 10 млн. евро по среднегодовому курсу НБУ), составляют баланс в составе Финансового отчета субъекта малого предпринимательства согласно П(с)БУ № 25.
Счет бухгалтерского учета – это способ группировки и отражения наличия и движения объектов бухгалтерского учета.
Синтетические счета группируют экономические однородные группы объектов бухгалтерского учета. Например, наличие и движение готовой продукции (всех видов) отражается на синтетическом счете 26 «Готовая продукция».
При отражении движения объектов на счетах принято отдельно отражать увеличение объекта и отдельно – уменьшение объекта. Таким образом, счет состоит из двух составляющих – одна из которых называется «дебет», а другая – «кредит»:
Элементами счета являются остаток на начало периода, оборот по дебету, оборот по кредиту и остаток на конец периода.
На начало и конец периода счет может иметь остаток по дебету, может иметь остаток по кредиту, может вообще не иметь остатка, может иметь развернутое сальдо, т.е. остаток одновременно и по дебету, и по кредиту. Остаток на счете отражает наличие объекта учета на начало или конец периода.
Сумма всех операций, которые нашли отражение по дебету счета за период, называется оборотом по дебету, а сумма всех операций, которые нашли отражение по кредиту счета за период, называется оборотом по кредиту.