Фискальная политика и ее виды. Главной задачей государства является стабилизация эко­номики т.е

Главной задачей государства является стабилизация эко­номики т.е. обеспечение роста объемов производства, занято­сти населения,' снижения уровня цен и их устойчивости/ по­вышения уровня благосостояния населения. Все эти задачи проводятся в жизнь через финансовую политику.

Финансовая политика, следовательно, представляет собой мероприятия государства по мобилизации финансовых средств, их распределению и использованию на основе фи­нансового законодательства страны. Она складывается из фискальной и бюджетной политики.

Фискальная политика - это политика государства, прово­димая с помощью государственных расходов (госбюджета) и налогообложения. Она является основным инструментом го­сударственного регулирования экономики. Государство с ее помощью воздействует на рынок и обеспечивает в стране макроэкономическое равновесие. Впервые термин «фискаль­ный» ввел в экономический оборот Дж. Кейнс. Средствами реализации фискальной политики являются изменения налоговых ставок, базы налогообложения, видов налогов, их количества и размеры государственных расходов (госбюджета).

Налоги и государственные расходы как экономические регуляторы могут применяться в различных сочетаниях. Оба рычага подчинены одной цели и тесно связаны между собой. Государственные расходы имеют место тогда, когда предвари­тельно собраны налоги. Рациональное использование государст­венных расходов, в свою очередь, стимулирует производство и тем самым обеспечивает рост налоговых поступлений.

К государственным расходам относятся расходы государ­ства на поддержку важнейших отраслей хозяйства (оборона, наука, здравоохранение, образование, госуправление и т. д.).

Государственные расходы подвержены эффекту мульти­пликатора, т.е. рост ВНП вызывает увеличение государст­венных закупок:

Фискальная политика и ее виды. Главной задачей государства является стабилизация эко­номики т.е - student2.ru

Например, если увеличение госрасходов на 20 млрд р. вызывает рост ВНП на 80 млрд р., то мультипликатор будет равен 4. Мультипликатор государственных расходов (МG) -это отношение прироста ВНП к приросту государственных расходов.

Налоговый мультипликатор (MТ) отражает изменения в экономике, вызванные увеличением или уменьшением нало­гов. Налоговый мультипликатор есть отношение изменения ВНП к изменению налоговых поступлений:

Фискальная политика и ее виды. Главной задачей государства является стабилизация эко­номики т.е - student2.ru

Налоговый мультипликатор отражает обратные связи, так как изменения налогов и ВНП происходят в разных направле­ниях: если налоги растут, происходит уменьшение ВНП, при сокращении налогов ВНП возрастает.

Когда увеличиваются налоги, сокращаются не только по­требление, но и сбережения. Если сбережения никуда не вкла­дываются, то они не могут влиять на динамику ВНП. Это означает, что они не обладают мультипликативным эффек­том. Такой эффект будет сохраняться только при сокраще­нии потребления.

Таким образом, мультипликационный эффект от снижения налогов слабее, чем от увеличения государственных расходов. Значит, мультипликатор государственных расходов Мс больше налогового мультипликатора MТ: МG > MТ. Итак, через измене­ние налогов и государственных расходов правительство воздей­ствует на развитие производства и динамику ВНП.

Фискальная политика бывает двух типов: дискреционная и автоматическая.

Дискреционная фискальная политика - это сознательное регулирование государством налогообложения и государст­венных расходов с целью воздействия на реальный объем на­ционального производства, занятость, инфляцию и экономиче­ский рост. Такая политика действует в течение определенного срока и со временем требует пересмотра в связи с изменениями в экономике. Налоговые ставки и государственные расходы дей­ствуют в постоянном режиме в течение определенного проме­жутка времени в соответствии с решениями правительства. По­этому они являются дискретными величинами. Государство варьирует свои расходы, чтобы сбалансировать спрос и предло­жение. В период быстрого подъема деловой активности госу­дарство сдерживает свои расходы, и наоборот. Инструментами этой политики являются: государственная программа занятости, изменение программы перераспределения трансфертов, изме­нение Дровней налоговых ставок, использование обществен­ной работы и т. д. Эти меры позволяют смягчить экономиче­ские катаклизмы и в определенной мере стабилизировать эко­номическую ситуацию в стране.

Автоматическая (недискреционная) фискальная полити­ка - это автоматическое изменение государственных расходов и налогов в соответствии с изменениями, происходящими в экономике без вмешательства государства. При этом нет не­обходимости периодически корректировать уровень ставок налогов и величину государственных расходов. Регулирова­ние их происходит автоматически с помощью, так называемых встроенных стабилизаторов: прогрессивной школы налого­вых ставок, пособий по безработице индексов заработной платы государственных служащих и т. д.

Налоговые поступления с подъемом экономики возрас­тают, поскольку увеличиваются объемы продаж и доходы. При этом налоговые поступления превышают государствен­ные расходы. Возникает излишек - профицит госбюджета, который позволяет расплатиться по долговым государствен­ным обязательствам.

Если в период спада производства увеличивается числен­ность безработных, то автоматически возрастает сумма ассиг­нований на пособия по безработице. Это препятствует паде­нию доходов, поддерживает совокупный спрос и, следова­тельно, ВНП. Когда объемы производства увеличиваются, безработица сокращается, а вслед за этим уменьшаются и го­сударственные расходы на оплату пособий, т. е. возрастают отчисления в фонд занятости. Данный процесс происходит автоматически без принятия каких-либо правительственных решений. Действие такой политики в странах с развитой ры­ночной экономикой значительно смягчает тяжесть цикличе­ских колебаний, встроенные стабилизаторы амортизируют удары экономических кризисов. Различают стимулирующую и сдерживающую фискальную политику. Первая предполага­ет увеличение госрасходов, снижение налогов и их сочетание, вторая - уменьшение госрасходов, увеличение налогов и их сочетание. Следовательно, в целом фискальная политика не может предотвратить экономический спад или полностью его устранить, но она делает падение экономики не столь значи­тельным. Чтобы фискальная политика была эффективной, ее следует согласовывать с денежно-кредитной политикой.

Под бюджетной политикой государства понимаются ме­роприятия государства по управлению доходами и расходами бюджета, а также бюджетным дефицитом. Существуют две концепции о том, что, с одной стороны, бюджет должен быть ежегодно сбалансирован, т.е. бездефицитным, а, с другой - бюджет должен быть сбалансирован в ходе экономического цикла, а не ежегодно. В настоящее время российская бюджет­ная политика в большей степени ориентируется на положения второй концепции.

Данная концепция предполагает, что правительство осу­ществляет антициклическое воздействие и одновременно стремится сбалансировать бюджет. Это означает, что прави­тельство, чтобы противостоять спаду производства, снижает налоги и увеличивает госрасходы, т.е. сознательно идет на временный дефицит бюджета. А в условиях деловой активно­сти оно повышает налоги и снижает госрасходы. Таким обра­зом покрывается дефицит и балансируется бюджет не еже­годно, а через несколько лет.

ВОПРОСЫ ДЛЯ ПОВТОРЕНИЯ

1. Что такое финансы и финансовая система?

2. Почему существует государственный бюджет и вне­бюджетные фонды?,

3. Из каких статей состоят доходная и расходная части бюджета?

4. Почему существуют центральные и территориальные бюджеты, как они финансируются?

5. Почему государство прибегает к займам?

6. Что такое бюджетный дефицит и префицит?

7. Какое воздействие оказывают налоги на экономику страны?

8. В чем выражается фискальная функция налогов? А ре­гулирующая функция?

9. На какие цели используются бюджетные средства?

10.Что называют «встроенными» стабилизаторами?

11.Назовите инструменты дискреционной политики.

12. Перечислите причины дефицита государственного бюджета.

ТЕМЫ РЕФЕРАТОВ

1. Госбюджет как форма образования и расходования до­ходов.

2. Международная задолженность стран.

3. Принципы налогообложения в современной экономике.

4. Дефицит государственного бюджета и пути его сокра­щения.

5. Активная фискальная политика и автоматические ста­билизаторы.

Наши рекомендации