Фискальная политика и ее виды. Главной задачей государства является стабилизация экономики т.е
Главной задачей государства является стабилизация экономики т.е. обеспечение роста объемов производства, занятости населения,' снижения уровня цен и их устойчивости/ повышения уровня благосостояния населения. Все эти задачи проводятся в жизнь через финансовую политику.
Финансовая политика, следовательно, представляет собой мероприятия государства по мобилизации финансовых средств, их распределению и использованию на основе финансового законодательства страны. Она складывается из фискальной и бюджетной политики.
Фискальная политика - это политика государства, проводимая с помощью государственных расходов (госбюджета) и налогообложения. Она является основным инструментом государственного регулирования экономики. Государство с ее помощью воздействует на рынок и обеспечивает в стране макроэкономическое равновесие. Впервые термин «фискальный» ввел в экономический оборот Дж. Кейнс. Средствами реализации фискальной политики являются изменения налоговых ставок, базы налогообложения, видов налогов, их количества и размеры государственных расходов (госбюджета).
Налоги и государственные расходы как экономические регуляторы могут применяться в различных сочетаниях. Оба рычага подчинены одной цели и тесно связаны между собой. Государственные расходы имеют место тогда, когда предварительно собраны налоги. Рациональное использование государственных расходов, в свою очередь, стимулирует производство и тем самым обеспечивает рост налоговых поступлений.
К государственным расходам относятся расходы государства на поддержку важнейших отраслей хозяйства (оборона, наука, здравоохранение, образование, госуправление и т. д.).
Государственные расходы подвержены эффекту мультипликатора, т.е. рост ВНП вызывает увеличение государственных закупок:
Например, если увеличение госрасходов на 20 млрд р. вызывает рост ВНП на 80 млрд р., то мультипликатор будет равен 4. Мультипликатор государственных расходов (МG) -это отношение прироста ВНП к приросту государственных расходов.
Налоговый мультипликатор (MТ) отражает изменения в экономике, вызванные увеличением или уменьшением налогов. Налоговый мультипликатор есть отношение изменения ВНП к изменению налоговых поступлений:
Налоговый мультипликатор отражает обратные связи, так как изменения налогов и ВНП происходят в разных направлениях: если налоги растут, происходит уменьшение ВНП, при сокращении налогов ВНП возрастает.
Когда увеличиваются налоги, сокращаются не только потребление, но и сбережения. Если сбережения никуда не вкладываются, то они не могут влиять на динамику ВНП. Это означает, что они не обладают мультипликативным эффектом. Такой эффект будет сохраняться только при сокращении потребления.
Таким образом, мультипликационный эффект от снижения налогов слабее, чем от увеличения государственных расходов. Значит, мультипликатор государственных расходов Мс больше налогового мультипликатора MТ: МG > MТ. Итак, через изменение налогов и государственных расходов правительство воздействует на развитие производства и динамику ВНП.
Фискальная политика бывает двух типов: дискреционная и автоматическая.
Дискреционная фискальная политика - это сознательное регулирование государством налогообложения и государственных расходов с целью воздействия на реальный объем национального производства, занятость, инфляцию и экономический рост. Такая политика действует в течение определенного срока и со временем требует пересмотра в связи с изменениями в экономике. Налоговые ставки и государственные расходы действуют в постоянном режиме в течение определенного промежутка времени в соответствии с решениями правительства. Поэтому они являются дискретными величинами. Государство варьирует свои расходы, чтобы сбалансировать спрос и предложение. В период быстрого подъема деловой активности государство сдерживает свои расходы, и наоборот. Инструментами этой политики являются: государственная программа занятости, изменение программы перераспределения трансфертов, изменение Дровней налоговых ставок, использование общественной работы и т. д. Эти меры позволяют смягчить экономические катаклизмы и в определенной мере стабилизировать экономическую ситуацию в стране.
Автоматическая (недискреционная) фискальная политика - это автоматическое изменение государственных расходов и налогов в соответствии с изменениями, происходящими в экономике без вмешательства государства. При этом нет необходимости периодически корректировать уровень ставок налогов и величину государственных расходов. Регулирование их происходит автоматически с помощью, так называемых встроенных стабилизаторов: прогрессивной школы налоговых ставок, пособий по безработице индексов заработной платы государственных служащих и т. д.
Налоговые поступления с подъемом экономики возрастают, поскольку увеличиваются объемы продаж и доходы. При этом налоговые поступления превышают государственные расходы. Возникает излишек - профицит госбюджета, который позволяет расплатиться по долговым государственным обязательствам.
Если в период спада производства увеличивается численность безработных, то автоматически возрастает сумма ассигнований на пособия по безработице. Это препятствует падению доходов, поддерживает совокупный спрос и, следовательно, ВНП. Когда объемы производства увеличиваются, безработица сокращается, а вслед за этим уменьшаются и государственные расходы на оплату пособий, т. е. возрастают отчисления в фонд занятости. Данный процесс происходит автоматически без принятия каких-либо правительственных решений. Действие такой политики в странах с развитой рыночной экономикой значительно смягчает тяжесть циклических колебаний, встроенные стабилизаторы амортизируют удары экономических кризисов. Различают стимулирующую и сдерживающую фискальную политику. Первая предполагает увеличение госрасходов, снижение налогов и их сочетание, вторая - уменьшение госрасходов, увеличение налогов и их сочетание. Следовательно, в целом фискальная политика не может предотвратить экономический спад или полностью его устранить, но она делает падение экономики не столь значительным. Чтобы фискальная политика была эффективной, ее следует согласовывать с денежно-кредитной политикой.
Под бюджетной политикой государства понимаются мероприятия государства по управлению доходами и расходами бюджета, а также бюджетным дефицитом. Существуют две концепции о том, что, с одной стороны, бюджет должен быть ежегодно сбалансирован, т.е. бездефицитным, а, с другой - бюджет должен быть сбалансирован в ходе экономического цикла, а не ежегодно. В настоящее время российская бюджетная политика в большей степени ориентируется на положения второй концепции.
Данная концепция предполагает, что правительство осуществляет антициклическое воздействие и одновременно стремится сбалансировать бюджет. Это означает, что правительство, чтобы противостоять спаду производства, снижает налоги и увеличивает госрасходы, т.е. сознательно идет на временный дефицит бюджета. А в условиях деловой активности оно повышает налоги и снижает госрасходы. Таким образом покрывается дефицит и балансируется бюджет не ежегодно, а через несколько лет.
ВОПРОСЫ ДЛЯ ПОВТОРЕНИЯ
1. Что такое финансы и финансовая система?
2. Почему существует государственный бюджет и внебюджетные фонды?,
3. Из каких статей состоят доходная и расходная части бюджета?
4. Почему существуют центральные и территориальные бюджеты, как они финансируются?
5. Почему государство прибегает к займам?
6. Что такое бюджетный дефицит и префицит?
7. Какое воздействие оказывают налоги на экономику страны?
8. В чем выражается фискальная функция налогов? А регулирующая функция?
9. На какие цели используются бюджетные средства?
10.Что называют «встроенными» стабилизаторами?
11.Назовите инструменты дискреционной политики.
12. Перечислите причины дефицита государственного бюджета.
ТЕМЫ РЕФЕРАТОВ
1. Госбюджет как форма образования и расходования доходов.
2. Международная задолженность стран.
3. Принципы налогообложения в современной экономике.
4. Дефицит государственного бюджета и пути его сокращения.
5. Активная фискальная политика и автоматические стабилизаторы.