Тема 1.2 Методологическая основа анализа финансовой отчетности.

Методом экономического анализа является диалектический способ исследования:

Ø изучение хозяйственных процессов и явлений в становлении, движении, развитии, изменении;

Ø хозяйственным процессам свойственны переходы количества в качество, появление нового качества, отрицание отрицания, борьба противоположностей;

Ø выявление положительных и отрицательных сторон, внутренних противоречий;

Ø определение причинно-следственных взаимосвязей явлений и процессов;

Ø исследование количественных характеристик этих взаимосвязей;

Ø оценка объектов анализа как сложных систем с детализацией факторов и причин развития;

Ø использование системы показателей, которые всесторонне характеризуют хозяйственную деятельность;

Ø изучение причин изменения этих показателей.

Методика анализа – это совокупность способов, правил наиболее целесообразного выполнения исследования. Любая методика содержит наказ или методологические советы по проведению экономического анализа и включает:

ü определение задач и формулировка целей анализа;

ü определение объектов анализа и потребителей информации;

ü выбор системы показателей и моделирование их взаимосвязей;

ü советы по последовательности проведения анализа;

ü выбор способов исследования, технических приемов и средств.

Аналитические методы (способы, приемы) исследования подразделяются на

две группы: качественные (логические) и количественные (формализованные).

К качественным (логическим) методам относятся:

ü сравнение;

ü построение системы аналитических таблиц;

ü построение системы аналитических показателей;

ü экспертные оценки;

ü метод сценариев;

ü психологические и морфологические методы и т.п.

Количественные методы – это приемы, дающие математическую оценку явлениям и в свою очередь подразделяющиеся на статистические, экономико-математические, бухгалтерские, методы факторного анализа и т.д.

К наиболее часто используемым методам финансового анализа относятся:

Ø метод абсолютных, относительных, средних величин;

Ø горизонтальный анализ (временной, динамический) заключается в сравнении каждой позиции отчетности с предыдущим периодом;

Ø вертикальный анализ (структурный) помогает определить структуру итоговых финансовых показателей и выявить влияние каждой позиции на результат в целом;

Ø трендовый (прогнозный) анализ – сравнение каждой позиции отчетности с рядом предшествующих периодов и определение тренда, то есть основной тенденции динамики показателя, очищенной от случайных влияний и индивидуальных особенностей отдельных периодов;

Ø сравнительный пространственный анализ – внутрихозяйственное сравнение по отдельным показателям фирмы, дочерних фирм, подразделений, цехов и межхозяйственное сравнение показателей данной фирмы с показателями конкурентов, со среднеотраслевыми и средними общеэкономическими данными;

Ø анализ относительных показателей (коэффициентный анализ);

Ø факторный анализ.

Метод абсолютных, относительных, средних величин.

Абсолютные показатели характеризуют численность, объем (размер) изучаемого процесса. Эти показатели всегда имеют единицу измерения: натуральную, условно-натуральную, денежную (стоимостную).

Натуральные единицы измерения применяют в тех случаях, когда единица измерения соответствуют потребительским свойствам продукта. Например, производство ткани оценивается в метрах, производство сельскохозяйственной продукции – в тоннах и центнерах.

Натуральные показатели могут быть и составными. Например, отработанное рабочими время учитывается в человеко-днях и человеко-часах.

Если некоторые разновидности продукции обладают общим потребительским свойством, то обобщенные итоги по выпуску разных видов продукции можно получить, используя условно-натуральные единицы. В этом случае один из видов принимается измерителю с помощью соответствующих коэффициентов пересчета. Например, выпуск продукции консервного завода измеряется в тысячах условных банок (ТУБах).

Когда на уровне предприятия или отрасли обобщаются учетные данные, то широко используются денежные (стоимостные) абсолютные показатели. К ним, например, относятся: цена единицы продукции; выручка от продажи, работу, услуг; величина расходов и прибыли; величина задолженности и др.

Абсолютные показателиполучают или непосредственным подсчетом

Собранных данных, или расчетным путем.

Расчетным абсолютным показателем, например, является абсолютное отклонение. Это разница между абсолютными одноименными показателями:

±∆П = П1 – П0,

где П1 – значение абсолютного показателя в отчетном периоде;

П0 - значение абсолютного показателя в базисном периоде;

∆П - абсолютное отклонение (изменение показателя)

Пример: Величина денежных средств предприятия в 4 квартале (отчетном) увеличилась по сравнению с 3 кварталом (базисным) с 2 450 000 до 2 865 000 - на 415 тыс. рублей ( 2 865 000- 2 450 000=415 000).

Относительные показатели представляют собой соотношение абсолютных (или других относительных) показателей, то есть количество единиц одного показателя, приходящееся на одну единицу другого показателя. Относительными величинами являются не только соотношения разных показателей в один и тот же момент времени, но и одного и того же показателя в разные моменты (например, темп роста).

Относительные величины применяются в разных видах анализа. В зависимости от поставленной аналитической задачи относительные могут использоваться разные виды относительных величин.

Сопоставлять можно одноименные показатели, относящиеся к различным периодам, различным объектам или разным территориям. Результат такого сопоставления представлен:

1. коэффициентом (база сравнения принята за единицу)

2. выражен в процентах и показывает, во сколько раз или на сколько процентов сравниваемый показатель больше (меньше) базисного.

Результатом соотношения одноименных показателей могут быть следующие относительные показатели:

1. Относительные показатели динамики, которые характеризуют изменения процесса во времени, и показывают, во сколько раз увеличился (уменьшился) уровень изучаемого показателя по сравнению с предыдущим периодом времени. Относительные величины динамики могут исчисляться в долях единицы (коэффициентах), когда сравниваемая величина делится на базу сравнения. Если мы умножим полученный коэффициент в долях единицах на 100 %, то получим результат сопоставления в процентах.

П1

Коэффициент динамики = ―― (в долях единицы).

П0

П1

Темп роста = ―― х100% (в процентах),

П0

Где П1 – значение показателя в отчетном периоде;

П0 – значение показателя в базисном периоде.

Рассчитав темп прироста (снижения) можно узнать, на сколько процентов изменился показатель в отчетном периоде по сравнению с базисным периодом. Эта относительная величина динамики исчисляется как разность между величиной темпа роста, выраженной в процентах, и 100%.

Темп прироста (+), снижения (-) =

П1 ±∆П

Темп роста, % - 100% = ( ―― х100% ) – 100% = ――― х 100%

П0 П0

Пример. Прибыль от продажи продукции предприятия в 4 квартале (отчетном) снизилась по сравнению в 3 кварталом (базисным) с 400 до 310 тыс. рублей. Таким образом снижение прибыли продукции составило 0,775 доли единицы (310 : 400 = 0,775), или темп изменения прибыли от продажи продукции составил 77,5% ( 310 : 400 х 100 % = 77,5%) по сравнению с 3 кварталом. То есть прибыль от продажи продукции в 4 квартале составляла 77,5 % от прибыли от продажи продукции в 3 квартале, или темп снижения прибыли составил 22,5 % ( 77,5 % - 100 % = - 22,5%).

2. Относительная величина структуры характеризует долю отдельной части в общей объеме совокупности. Её рассчитывают как отношение числа единиц в отдельной части совокупности к общей численности единиц (или объему) всей совокупности. Относительные величины структуры называют удельным весом или долей и исчисляют обычно в процентах ко всей совокупности либо в долях единицы.

Пi

Удельный вес, %= ―― х 100 %,

ПN

Где Пi – величина отдельной части совокупности;

Пn – вся совокупность (целое).

Пример. В 4 квартале у предприятия было оборотных средств на сумму 88 815 тыс. рублей. Из них запасы составили 47 072 тыс. рублей, дебиторская задолженность – 21 315 тыс. рублей, а денежные средства – 20 428 тыс. рублей. Таким образом, оборотные активы предприятия имеют следующую структуру:

53 % оборотных активов составляют запасы ( 47 072 : 88 815 х 100 %);

24 % дебиторская задолженность (21 315 : 88 815 х 100 %);

23 % денежные средства ( 20 428 : 88 815 х 100 %).

3. Относительные величины координации отражают соотношение между частями одного целого. К таким величинам относятся, например, соотношение между величинами заемного и собственного капитала предприятия, между численностью рабочих и административно-управленческого персонала организации.

Пример: на предприятии работают 100 менеджеров 20 курьеров и 10 руководителей.
Решение: ОВК = (100 / 20)*100% = 500%. Менеджеров в 5 раз больше чем курьеров.

Относительные величины координации могут показывать, сколько единиц одной части приходится на 100 или 1000 единиц другой части.

Например в России насчитывалось 66 млн.мужчин и 76 млн.женщин, следовательно, на 1000 мужчин приходиться (76/66)*1000=1151 женщины.

4. Относительные величины наглядности характеризуют результат сопоставления одноименных показателей, относящихся к одному и тому же периоду времени, но к разным объектам или территориям.

Эти относительные величины используются для сравнительной оценки результатов деятельности отдельных предприятий отрасли или для оценки уровня развития разных регионов. Исчисляются они либо в процентах, либо в долях единицы, показывающих, во сколько раз одна из сравниваемых величин больше (меньше) другой.

Пример. Выручка от продажи продукции предприятия в 4 квартале была 28 655 тыс. рублей, что составляет 73 % от среднестатистического показателя выручки от продажи аналогичной продукции в городе.

Этот вид относительных величин нашел широкое применение в международных сопоставлениях, при сравнении результатов деятельности организации различных форм собственности, при сопоставлении цен, величин акционерного капитала и т.д.

5. Относительные величины интенсивности – это результат сопоставления разноименных абсолютных показателей. В их числе можно назвать такие коэффициенты, как отражающие качественную сторону деятельности предприятия, как финансовые коэффициенты деловой активности, доходность того или иного вида деятельности. Эти величины исчисляются обычно в долях единицы (реже в процентах, например рентабельность) и являются так называемыми именованными числами (т.е. имеют конкретное наименование). Важной чертой их является сопоставление разноименных абсолютных показателей. Например, оборачиваемость (отдача) собственного капитала – это отношение выручки от продажи продукции (товаров) к среднегодовой стоимости собственного капитала, а рентабельность продаж – это отношение прибыли от продажи к сумме выручки, полученной от продажи продукции. В числителе и в знаменателе этих коэффициентов – разноименные показатели.

Пример . Число предприятий розничной торговли региона на конец года составило 6 324. Численность населения данного региона на ту же дату составила 234 200 человек. Определить, сколько предприятий розничной торговли региона приходится на каждые 10 000 человек.

О инт.= (6324 • 10 000) / 234 200 = 270,3 предприятия на 10 000 чел.

При расчете относительных показателей особое внимание следует уделять выбору базы сравнения, так как от этого зависит практическая ценность полученного результата.

Относительные величины – это один из важнейших способов обобщения и анализа экономической информации. В процессе финансового анализа абсолютные и относительные величины должны рассматриваться во взаимосвязи, т.е. пользоваться относительными величинами нужно так. Чтобы четко представлять, какая абсолютная величина стоит за каждым относительным показателем. Необходимо также соблюдать сопоставимость сравниваемой величины и величины, принятой за базу сравнения.

Средняя величина – это показатель «середины» или «центра» исследуемых данных.

Средняя величина определяется как отношение суммы всех значений на их количество. В анализе финансовой отчетности средние величины используются при исчислении многих показателей. Например, при определении средний величины дебиторской или кредиторской задолженности предприятия в отчетном периоде для расчета срока погашения задолженности, или при определении средней величины запасов для анализа оборачиваемости материальный активов.

Метод вертикальный анализ.

Вертикальный (структурный) анализ – представление финансового отчета в виде относительных показателей. Такое представление позволяет увидеть удельный вес каждой статьи баланса в его общем итоге. Обязательным элементом анализа являются динамические ряды этих величин, посредством которых можно отслеживать и прогнозировать структурные изменения в составе активов и источников их покрытия.

Таким образом, можно выделить две основные черты вертикального анализа:

1. Переход к относительным показателям позволяет проводить сравнительный анализ предприятий с учетом отраслевой специфики и других характеристик;

2. Относительные показатели сглаживают негативное влияние инфляционных процессов, которые существенно искажают абсолютные показатели финансовой отчетности и тем самым затрудняют их сопоставление в динамике.

Метод горизонтальный анализ.

Горизонтальный анализ баланса заключается в построении одной или нескольких аналитических таблиц, в которых абсолютные балансовые показатели дополняются относительными темпами роста (снижения). Степень агрегирования (объединение) показателей определяет аналитик. Как привило, берут базисные темпы роста за ряд лет (смежных периодов), что позволяет анализировать изменение отдельных балансовых статей, а также прогнозировать их значения.

Горизонтальный и вертикальный анализы взаимно дополняют друг друга. Поэтому на практике можно построитель аналитические таблицы, характеризующие как структуру отчетной финансовой формы, так и динамику отдельных ее показателей.

Метод трендовый анализ.

Трендовый анализ – часть перспективного анализа, продолжение горизонтального анализа, необходим в управлении для финансового прогнозирования. Тренд – это путь развития. Он определяется на основе анализа временных рядов следующим образом: строится график возможного развития основных показателей организации, определяется среднегодовой темп прироста и рассчитывается прогнозное значение показателя. Это самый простой способ финансового прогнозирования. Сейчас на уровне отдельной организации расчетным периодом времени является месяц или квартал. Анализ временных рядов позволяет решать следующие задачи:

1. Изучить структуру временного ряда, включающую тренд – закономерные изменения среднего уровня параметров, а также случайные колебания;

2. Изучить причинно-следственные взаимосвязи между процессами;

3. Построить математическую модель временно′го ряда.

Факторный анализ.

Под факторным анализом понимается методика комплексного и системного изучения и измерения воздействия факторов на величину результативных показателей.

Различают следующие типы факторного анализа:

· Функциональный и вероятностный;

· Прямой (дедуктивный) и обратный (индуктивный);

· Одноступенчатый и многоступенчатый;

· Статический и динамический;

· Пространственный и временной;

· Ретроспективный и перспективный

Основными задачами факторного анализа являются:

1. Отбор факторов, которые определяют исследуемые результативные показатели.

2. Классификация и систематизация их с целью обеспечения возможностей системного подхода.

3. Определение формы зависимости между факторами и результативными показателями.

4. Моделирование взаимосвязей между результативными показателем и факторами.

5. Расчет влияния факторов и оценка роли каждого из них в изменении величины результативного показателя.

6. Работа с факторной моделью (практическое ее использование для управления экономическими процессами).

Анализ относительных показателей.

Финансовые коэффициенты применяются для анализа финансового состояния предприятия и представляют собой относительные показатели, определяемые по данным финансовых отчетов, главным образом по данным отчетного баланса и отчета о прибылях и убытках.

Для расчета финансовых коэффициентов финансовые отчет предприятия должны быть приведены в определенную форму, которая называется аналитической.

Критерии оценки финансового состояния предприятия с помощью финансовых коэффициентов обычно подразделяют на следующие группы:

· Платежеспособность

· Прибыльность или рентабельность

· Эффективность использования активов

· Финансовая (рыночная) устойчивость

· Деловая активность

Метод сравнения.

Метод сравнения – самый древний, логический метод анализа. Вопрос сравнения решается по принципу «лучше или хуже», «больше или меньше».

Последовательность анализа финансовой отчетности.

Методика анализа финансовой отчетности организации должна состоять из трех больших взаимосвязанных блоков:

· Анализ финансового положения и деловой активности;

· Анализ финансовых результатов;

· Оценки возможных перспектив развития организации.

Последовательность анализа можно представить в виде схемы:

Тема 1.2 Методологическая основа анализа финансовой отчетности. - student2.ru

Наши рекомендации