Теоретические основы бизнеса.
Слово «бизнес» означает любое занятие, приносящее доход. В новых справочниках под «бизнесом» понимается экономическая деятельность субъекта в рыночных условиях ,нацеленная на получение прибыли путем создания и реализации определенной продукции (товаров, услуг, работ).
Бизнес - это инициативная экономическая деятельность, осуществляемая за счет собственных или заемных средств на свой риск и под свою ответственность, ставящая своими целями получение прибыли и развитие собственного дела.
Бизнес часто заменяют синонимом «предпринимательство». Предпринимательская деятельностьпредставляет собой инициативную самостоятельную деятельность граждан и их объединений направленную на получение прибыли, осуществляется на свой страх и риск и под имущественную ответственность в пределах , определяемых организационно-правовой формой предприятия.
Бизнес – понятие более широкое, чем предпринимательская деятельность, поскольку к бизнесу относится совершение любых единичных, разовых коммерческих сделок, в любой сфере деятельности, направленных на получение дохода (прибыли). Здесь кроется основное различие этих понятий: если предпринимательство всегда выступает в форме предпринимательских структур, то субъектами в бизнесе могут быть также и физические лица и организации, совершающие коммерческие сделки эпизодически в товарной или денежной форме.
Ввиду того, что предпринимательство и бизнес являются синонимичными понятиями, можно выделить определенные присущие им в равной мере признаки:
- самостоятельность и независимость хозяйствующих субъектов. Любой предприниматель свободен в принятии решения по комбинированию факторов производства;
- инициатива и новаторство, которые находят отражение в формировании новых конкурентных преимуществ в той или иной сфере деятельности;
- экономическую заинтересованность. Главная цель предпринимательства – получение максимально возможной прибыли. Вместе с тем, преследуя свои сугубо личные интересы получения высокого дохода, предприниматель способствует и достижению общественного интереса;
- хозяйственный риск и ответственность. При любых самых выверенных расчётах неопределённость и риск остаются.
Известны две модели предпринимательства: классическое предпринимательство и инновационное предпринимательство.
Классическое предпринимательство – это традиционное, консервативное предпринимательство, направленное на максимальную отдачу ресурсов при использовании традиционных приемов хозяйствования для повышения рентабельности деятельности организации и обновления номенклатуры услуг.
Инновационное предпринимательство связано прежде всего с новаторством в предпринимательской деятельности. Роль предпринимателя сводится к созданию новшеств, не известных ранее, посредством использования традиционных факторов экономики, но путем нового их сочетания. Такая новаторская деятельность, как правило, приносит более ощутимый результат, чем традиционное предпринимательство, но предъявляет особые требования к предпринимателю
Предпринимательство в узком смысле этого слова - это бизнес, в котором основным источником прибыли служит создание новых способов получения прибыли в производстве (новые факторы производства, новое сочетание факторов, новые сферы приложения капитала, новые товары), в сбыте продукции, доход, возникающий в результате несовершенства в законодательстве, системе социальных и психологических отношений
Предпринимательство всегда связано с нововведениями
Главное отличие предпринимателя от бизнесмена состоит в том, что он способен изобрести новый вид деятельности и организовать его в принципиально новую предпринимательскую схему (способ делать бизнес).
Инновация – нововведениев области техники, технологии, организации труда и управления, основанные на использовании достижений науки и передового опыта, а также использование этих новшеств в самых разных областях и сферах деятельности.
Все это приводит к мысли о том, что предпринимательство и новаторство в современном обществе представляют собой взаимосвязанное целое. Предпринимательство - это особый вид экономической активности (под которой понимается целесообразная деятельность, направленная на извлечение прибыли), которая основана на самостоятельной инициативе, ответственности и инновационной предпринимательской идее.
Классификация и виды планов
Планирование – это процесс формирования образа будущего (далекого или близкого) и принятие решений для успешного функционирования организации.
План – это система взаимосвязанных, объединенных общей целью заданий, обеспечивающих реализацию целей производственной системы.
Планирование классифицируется следующим образом:
1. по степени охвата;
2. по содержанию (стратегическое планирование, подразумевающее выявление новых возможностей, тактическое планирование, оперативное планирование – осуществление мероприятий по реализации планируемых возможностей);
3. по объекту планирования;
4. по сферам деятельности (производство, маркетинг, научно-исследовательские работы и т. д.);
5. по срокам (кратко-, средне-, долгосрочное);
6. по степени жесткости и гибкости.
Рис 1. Классификация планов
Понятие бизнес-плана.
Бизнес-планирование(деловое планирование) – самостоятельный вид плановой деятельности, которая непосредственно связана с предпринимательством.
Бизнес-планирование - это объективная оценка собственной предпринимательской деятельности предприятия, фирмы и в то же время, -необходимый инструмент проектно-инвестиционных решений в соответствии с потребностями рынка и сложившейся ситуации хозяйствования.
Бизнес-план – краткое, точное, доступное и понятное описание предполагаемого бизнеса, важнейший инструмент при рассмотрении большого количества различных ситуаций, позволяющий выбрать наиболее перспективные решения и определить средства для их достижения. Бизнес-план является документом, позволяющим управлять бизнесом, поэтому его можно представить как неотъемлемый элемент стратегического планирования и как руководство для исполнения и контроля. Важно рассматривать бизнес-план как сам процесс планирования и инструмент внутрифирменного управления.
Для предпринимателя необходимо не только точно представлять свои потребности на перспективу в материальных, трудовых, интеллектуальных, финансовых ресурсах, но и просчитать источники их получения, выявлять эффективность их использования в процессе работы предприятия.
Бизнес-план - это перспективный документ, являющийся важной основой внутрифирменного планирования производства продукции. Поэтому его рекомендуется составлять на отрезок времени, равный 3-5 годам (реже на 10 лет вперед). При этом степень дифференциации плана в разные периоды времени разная. Обычно рекомендуется для первого года рассчитывать основные результирующие показатели с помесячной разбивкой, для второго - в поквартальном разрезе и лишь начиная с третьего года можно ограничиться показателями по году в целом.
Бизнес план является постоянно действующим руководящим документом. Он должен систематически обновляться, в него должны вноситься необходимые изменения, связанные как с переменами, происходящими внутри фирмы, так и с изменениями, происходящими на целевом рынке, в рамках национальной и даже мировой экономики в целом.
4. Направления бизнес-плана. Выделяют два направления бизнес -планирования -внешнее и внутреннее Использование плана вне компании |
1. Получение банковского кредита. Всесторонний бизнес-план дает преимущество при подаче заявки на получение кредита. 2. Получение инвестиций. Бизнес-план является необходимым документом для инвестора, чтобы тот начал оценку возможностей инвестиций в компанию. 3. Создание стратегических союзов. Различные компании все чаще занимаются совместными исследованиями, маркетингом, предпринимают иные совместные усилия. 4. Получение большого контракта, совета консультантов, юристов, представителей государственных органов или неправительственных организаций. |
Использование плана внутри компании |
1. Самоутверждение. Необходимо убедить самого себя. Если можно доказать себе актуальность и возможность идеи, тогда наверняка это же можно сделать и в отношении коллег, инвесторов и финансистов.
2. Инструмент управления. Бизнес-план становится важным инструментом мотивации и ориентации руководства, а также средством информирования каждого о направлении движения компании и ее целях. Это заставляет руководство компании осуществлять структурированное планирование роста компании. Составление бизнес-плана также указывает на ресурсы, которые необходимы компании для выполнения своих планов.
Цели бизнес плана
Бизнес-план служит трем основным целям:
· Он дает инвестору ответ на вопрос, стоит ли вкладывать средства в данный инвестиционный проект.
· Служит источником информации для лиц непосредственно реализующих проект.
· Банк при принятии решения о выдаче кредита получает исчерпывающую информацию о существующем бизнесе заемщика и его развитии после получения кредита.
В рыночной экономике бизнес-план является рабочим документом, используемым практически на всех этапах и во всех сферах предпринимательства и коммерции. Он является главным инструментом внутрифирменного планирования и управления.
Главная цель разработки бизнес-плана - сформулировать или уточнить основную концепцию развития фирмы, т.е. спланировать производственную, хозяйственную, сбытовую, экономическую, финансовую, инвестиционную, социальную и экологическую (точнее, природоохранную) деятельность на ближайший и достаточно отдаленный периоды времени в строгом соответствии с потребностями целевого рынка и реальными возможностями приобретения необходимых видов ресурсов.
Конкретно целевое назначение бизнес-плана заключается в следующем:
1) получение обобщенной финансовой оценки предыдущего этапа развития фирмы, а также оценка ее современного производственного и экономического потенциала;
2) разработка или уточнение прежней стратегии развития фирмы или отдельных направлений ее деятельности, а также определение способов реализации стратегических целей и задач;
3) внутрифирменное планирование, контроль, анализ, регулирование и оперативный учет;
4) разработка и технико-экономическое, финансовое и социальное обоснование бизнес-проектов, интернет-проектов, программ развития фирмы, а также коммерческих предложений;
5) привлечение инвесторов для реализации внутрифирменных планов, программ, коммерческих проектов;
6) снижение уровня совокупного риска фирмы в ходе осуществления ее производственной, научно-технической, финансовой и внешнеэкономической деятельности за счет прояснения перспектив ее развития;
7) разработка и осуществление проектов создания новой продукции;
8) оценка научно-технического, производственного и коммерческого потенциала отдельной фирмы и компании в целом;
9) формирование наиболее благоприятного общественного мнения в отношении фирмы (паблик рилейшнз), стратегии ее развития, планов будущей деятельности; определение степени социальной ответственности и социальной защищенности работников.
С помощью бизнес-плана стандартизируется процесс ознакомления потенциальных инвесторов с данной фирмой и состоянием финансовых и иных дел на ней.
Одна из основных иллюстративных целей бизнес-плана - показать, каким образом деньги или иные ресурсы превратятся в еще большие деньги для инвестора.
Любой бизнес-план должен давать убедительные ответы для самого предпринимателя и его возможных партнеров по крайне мере на пять основных вопросов.
Задачи бизнес-планирования.
Бизнес -план позволяет решать целый ряд задач, но основными из них являются следующие:
- обоснование экономической целесообразности направлений развития фирмы, целевые рынки, состав и показатели товаров и услуг, а также место, которое фирма может занять на этих рынках;
- разработать взаимоувязанные производственные, маркетинговые организационные программы, обеспечивающие достижение сформулированных целей;
- проанализировать наличие производственных ресурсов, резервов, которые могут быть задействованы, определить необходимые объемы финансирования;
- предусмотреть трудности и проблемы, с которыми придется столкнуться руководству и коллективу фирмы в процессе осуществления планируемого проекта;
- выявить обеспеченность фирмы квалифицированными кадрами и распределять обязанности со всей полнотой несения ответственности за исполнение;
- оценить финансовое положение в соответствии с намеченными планами, реальность достижения целей с помощью собственных средств и возможность получения кредита со стороны;
- определить состав маркетинговых исследований по изучению рынка, разработке каналов сбыта, мероприятий по рекламе и пр.;
- организовать систему контроля за ходом реализации проекта;
- подготовить развернутое обоснование, необходимое для привлечения инвесторов к финансированию проекта.
Каждая задача может быть решена только во взаимосвязи с другими. Основной центр бизнес-плана -- концентрирование финансовых ресурсов.
Таким образом, бизнес-план является не только внутренним документом фирмы, но и может быть использован для привлечения инвесторов. Для этого необходимо аргументировать и обосновать оформление проектов (предложений), требующих инвестиций. Перед тем как рискнуть некоторым капиталом, инвесторы должны быть уверены в тщательности проработки проекта и осведомлены о его эффективности. Бизнес-план должен быть хорошо подготовлен и изложен для восприятия потенциальных
7. Цель и задачи изучения курса «Бизнес-планирование»
Целью изучения курса «Бизнес-планирование» является получение студентами представления о содержании бизнес -планирования как научной дисциплины, ознакомление их с основными понятиями, принципами, методологией, методиками планирования и анализа бизнеса. Курс предусматривает систематизацию, закрепление и расширение теоретических и практических знаний по проблемам планирования.
Задачи изучения курса состоят в следующем:
-углубить знания в области конкретной экономики;
-овладеть методами, приемами и техникой разработки бизнес-планов;
-формировать практические навыки в области бизнес -планирования;
-приобрести навыки анализа бизнес-плана при принятии решения о кредитовании;
-уяснить порядок работы банков с предприятиями при разработке бизнес-плана;
-уяснить роль бизнес-планов для руководителей и управленцев предприятия;
-понять работу банков, финансово-кредитных органихаций и органов государственного управления по оценке и отбору наиболее перспективных бизнес -проектов.
8 Инфраструктура бизнес - планирования коммерческой организации.
. Организация процесса бизнес -планирования на предприятии
Для успешной организации бизнес -планирования в коммерческой организации необходимо наличие четырех обязательных условий -компонентов) ,которые тесно связаны между собой и составляют инфраструктуру процесса бизнес -планирования. Рисунок 1
Во-первых, коммерческая организация должна располагать соответствующей методологической и методической базой разработки ,контроля и анализа исполнения бизнес -планирования, а работники финансово-экономических служб должны быть достаточно квалифицированны, чтобы уметь применять эту методологию на практике. Методологическая и методическая база составления, контроля и исполнения бизнес-плана образует аналитический блок
Во-вторых, для того чтобы разрабатывать финансовые планы, нужна внутренняя информация о деятельности предприятия и внешняя информация.
Основой информационного блока (компонента) процесса бизнес -планирования являются:
· экономическая информация-прогноз процентных ставок, прогноз темпа инфляции
· учетная информация-информация-информация бухучета и управленческого учета
· сообщения финансовых органов, банковских учреждений, товарных, валютных бирж
· политическая информация
В-третьих процесс бизнес -планирования всегда реализуется через соответствующие организационную структуру и систему управления, составляют организационный блокпроцесса и включает в себя: количество и функции служб аппарата управления, совокупность структурных подразделений, ответственных за исполнение бизнес-плана
В – четвертых, в процессе финансового планирования и контроля происходит регистрация и обработка больших массивов информации. Программно-технические средства ,используемые в процессе финансового планирования и контроля ,где происходит регистрация и обработка информации вмесите составляют программно-технический блок системы финансового планирования.
Отсюда, бизнес-планирование - это упорядоченная совокупность стадий и действий, связанных с ситуационным анализом окружающей среды, постановкой целей и задач бизнес -планирования, осуществлением планирования(разработкой бизнес-плана),продвижением бизнес-плана на рынок интеллектуальной собственности, реализация бизнес-планирование, контроля за его выполнением.
Можно выделить следующие основные стадии процесса бизнес-планирования:
1) подготовительная стадия
2) стадия разработки бизнес-плана
3) стадия продвижения бизнес-плана на рынок интеллектуальной собственности
4) стадия реализации бизнес-плана.
Ключевым моментом подготовительной стадии бизнес-планирования является формирование перспективной бизнес-идеи.
Инфраструктура бизнес - планирования коммерческой организации представлена на рисунке .
Ме́тод — систематизированная совокупность шагов, действий, которые нацелены на решение определённой задачи или достижение определённой цели.
Методоло́гия — учение о методах, способах и стратегиях исследования предмета. Методика — это алгоритм, процедура для проведения каких-либо нацеленных действий. Близко к понятию технология. Методика отличается от метода конкретизацией приёмов и задач
Рисунок - Инфраструктура бизнес - планирования коммерческой организации.
Контрольные вопросы к лекции:
1. Дайте определение бизнеса и предпринимательства.
2.Классификация и виды планов
3. Раскройте сущность термина Бизнес-планирование
4.Цели бизнес -планирования
5. Перечислите задачи бизнес -планирования
6. В чем отличие его от внутрифирменного планирования.
7.Направления бизнес-плана.
8. Дайте схему инфраструктуры бизнес -планирования.
8. Охарактеризуйте стадии процесса бизнес -планирования