Глава 3. Анализ финансовых результатов хозяйственной деятельности организации

3.1. Цели и задачи экономического анализа финансовых результатов деятельности организации

Финансовые результаты деятельности предприятия характеризуются суммой полученной прибыли и уровнем рентабельности. Прибыль представляет собой реальную часть чистого дохода, созданного прибавочным трудом. Только после продажи продукт (работ, услуг) чистый доход принимает форму прибыли. Количество прибыли определяется как разность между выручкой от хозяйственной деятельности предприятия (после уплаты налога на добавленную стоимость, акцизного налога и других отчислений из выручки в бюджетные и небюджетные фонды) и суммой всех затрат на эту деятельность. Получение прибыли является основной целью деятельности любого хозяйственного субъекта. С одной стороны, прибыль является показателем эффективности деятельности предприятия, т.к. она зависит в основном от качества работы предприятия, повышает экономическую заинтересованность его работников в наиболее эффективном использовании ресурсов, т.к. прибыль - основной источник производственного и социального развития предприятия. С другой стороны, она служит важнейшим источником формирования государственного бюджета. Таким образом, в росте сумм прибыли заинтересованы как предприятие, так и государство. Рентабельность - один из основных стоимостных качественных показателей эффективности деятельности предприятия, характеризующий уровень отдачи затрат и степень использования средств в процессе производства и реализации продукции (работ, услуг). Показатели рентабельности выражаются в коэффициентах или процентах и отражают долю прибыли с каждой денежной единицы затрат. Таким образом, более полно, чем прибыль характеризуют окончательные результаты хозяйствования, т.к. их величина показывает соотношение эффекта с наличными или использованными ресурсами. Величина прибыли и уровень рентабельности зависят от производственной, сбытовой и коммерческой деятельности предприятия, т.е. эти показатели характеризуют все стороны хозяйствования.

Основными задачами анализа финансовых результатов деятельности являются:

- контроль за выполнением планов реализации продукции и получения прибыли, изучение динамики;

- определение влияния как объективных, так и субъективных факторов на формирование финансовых результатов;

- выявление резервов роста прибыли;

- оценка работы предприятия по использованию возможностей увеличения прибыли и рентабельности;

- разработка мероприятий по использованию выявленных резервов. Основной целью финансового анализа является разработка и принятие обоснованных управленческих решений, направленных на повышение эффективности деятельности хозяйствующего субъекта.

3.2. Анализ структуры и динамики финансовых результатов деятельности организации

Анализ финансовых результатов ООО «СИМПЛ» целесообразно начать с оценки динамики изменений показателей данных бухгалтерской формы № 2 «Отчет о прибылях и убытках». В ней содержится информация о всех видах доходов и расходов за отчетный и предыдущий периоды в годовом разрезе. Это позволяет каждому экономическому субъекту анализировать в динамике состав и структуру доходов и расходов, их изменение, а также рассчитывать ряд коэффициентов, свидетельствующих об эффективности использования доходов и целесообразности произведенных расходов в сравнении с полученными доходами.

Анализ информационных сведений о финансовых результатов ООО «СИМПЛ» за 2007-2008 года представлен в таблице 15.

Табл.3.1

Состав и динамика показателей финансовых результатов от обычных видов деятельности

Показатель Абсолютные показатели, тыс. руб. Структура, % Изменения, ± Темп роста, %
Выручка от продажи 116 565 108 936 100,00 100,00 -7 629 93,5
Себестоимость реализованных товаров 105 759 99,34 98,25 -8 766 92,4
Валовая прибыль 1,58 2,92 172,01
Коммерческие расходы 0,92 1,16 117,9
Прибыль (убыток) от продаж (Р) 1 908 0,66 1,75 1 137 247,5
Среднегодовая стоимость активов (А) 10 927 25 371     14 444 232,2
Валовая прибыль (N) 1 847 3 177     1 330 172,0
Рентабельность активов, % (Р: А) Р(А) 7,06 7,52     0,46 106,6
Рентабельность продаж, % (P : N) (x) 41,74 60,06     18,31 143,9
Выручка от продаж в 1 руб. доходов (п. 5: п. 1)(N:Дох) (y) 0,02 0,03     0,01 184,05
Доходы на 1 руб. активов, (Дох: А) (z) 10,67 4,29     -6,37 40,25

Как свидетельствуют данные таблицы 15, сумма финансовых результатов ООО «СИМПЛ» в динамике двух лет увеличивается.

Структура составляющих компонентов финансовых результатов ООО «СИМПЛ» показывает, что основным источником дохода ООО «СИМПЛ» является увеличение объема продаж от реализации товаров, продукции и услуг.

Рассчитанная динамика финансовых результатов показывает, что у ООО «СИМПЛ» прибыль от основной деятельности в 2008 году по сравнению с предыдущим годом увеличилась.

Анализ составляющих валовой прибыли показывает, что объем товарооборота в 2008 снизился на 7629 тыс. руб., что составило 93,5% от показателя 2007 г. При этом себестоимость реализованной продукции также имеет тенденцию снижения, однако, в отличие от показателя товарооборота темп снижения выше 92,4% против 93,5% соответственно.

Сложившаяся динамика показателей выручки от реализации (товарооборота) и себестоимости реализованной продукции оказала решающее знание на показатель валовой прибыли - это дает возможность утверждать, что увеличению валовой прибыли ООО «СИМПЛ» на 1330 тыс. руб. или в 1,7 раза способствовало снижение закупочных цен товаров.

Подтверждением этому является и структура показателей составляющих финансовых результатов: себестоимость реализованной продукции в общем объеме товарооборота в 2008 году составила 98,25% против 99,34% по данным 2007 года; валовая прибыль от реализации соответственно увеличилась с 1,58% в 2007 году до 2,92% в 2008 году.

Получению прибыли от продаж в размере 1908 тыс. руб. в 2008 году против данных в 771 тыс. руб. в 2007 году, то есть на 1137 тыс. руб., что в относительном выражении составило 247,5%, кроме вышеназванных факторов способствовало невысокое увеличение издержек обращения - прирост составил 17,9%

В итоге предприятием в конце 2008 года было получено 1908 тыс. руб. прибыли.

Показатели эффективности хозяйственной деятельности коррелируют с выявленной динамикой основных показателей - рентабельность продаж увеличилась почти на 20 процентных пунктов (с 41,74% до 60,06% за 2007-2008 гг. соответственно). Соответственно увеличился показатель эффективности использования имущества ООО «СИМПЛ» - показатель рентабельности активов с 7,06% в 2007 г. увеличился до 7,52% в 2008 г.

Сложившиеся обстоятельства требуют более детального подхода к изучению отдельных статей формирования финансовых результатов. По данным аналитического учета можно установить, за счет каких элементов приоритетных статей расходов, вновь введенных в отчетность о финансовых результатах, произошло изменение балансовой прибыли.

Следует обратить внимание на тот факт, что согласно данным таблицы 15 чистая прибыль в отчетном году по сравнению с предыдущим увеличилась в основном за счет снижения себестоимости проданных товаров, продукции, услуг на 7,6 пункта.

Финансовому менеджеру организации совместно с главным бухгалтером следует разработать программу включения выявленных резервов в производственно-хозяйственную деятельность компании на следующий год, предварительно определив причины их возникновения и возможности предприятия по мобилизации таких резервов в производство. Для этого необходимо провести анализ себестоимости товаров, продукции, работ, услуг по данным внутреннего учета. Прежде всего нужно оценить структуру и динамику затрат по экономическим элементам (таблица 3.2).

Табл.3.2.

Изменение структуры затрат по экономическим элементам

Показатели Структура % Изменения, +-
2007г 2008г
Затраты на производство продукции (работ, услуг) ---
В том числе по экономическим элементам:      
Материальные затраты из них: 56,8 58,8 +2,0
сырье и материалы 34,4 40,1 +5,7
покупные комплектующие изделия и полуфабрикаты 15,6 12,9 -2,7
работы и услуги производственного характера 1,1 1,8 +0,7
топливо 2,3 1,9 -0,4
энергия 3,4 2,1 -1,3
Затраты на оплату труда 22,6 16,2 -6,4
Отчисления на социальные нужды 8,4 7,2 -1,2
Амортизация основных средств 5,2 4,9 -0,3
Прочие затраты из них: 7,0 12,9 +5,9
проценты по кредитам банков 2,2 4,5 +2,3
суточные и подъемные 0,3 0,2 -0,1
налоги, включаемые в себестоимость 0,7 2,5 +1,8
отчисления во внебюджетные фонды 3,1 4,4 +1,3
оплата нематериальных услуг сторонних организаций 0,4 0,8 +0,4
другие затраты 0,3 0,5 +0,2

В отчетном году наибольший удельный вес в структуре затрат занимают материальные затраты (58,8%), заработная плата (16,2%) и прочие затраты (12,9%). В сравнении с предыдущим годом возросли затраты на оплату продукции на 5,7 пункта, прочие затраты -- на 5,9 пункта преимущественно за счет налогов, включаемых в затраты. Оценка структуры и динамики производственной себестоимости реализации по статьям калькуляции проводится по данным табл. 16.

Расчеты, приведенные в таблице 16 показывают, что структура себестоимости изменилась в сторону увеличения удельного веса таких затрат, как оплату продукции (0,3 пункта), общепроизводственные расходы (2,4 пункта) и общехозяйственные (управленческие) расходы (2,7 пункта). В связи с этим исходя из данных табл. 16 следует сделать вывод, что ведущим звеном в поиске резервов снижения себестоимости реализации на данном предприятии является целенаправленное и эффективное снижение расходов на оплату продукции, общепроизводственных, управленческих и коммерческих расходов.

3.3 Анализ факторов, влияющих на финансовый результат

Деятельность предприятий представляет собой комплекс взаимосвязанных хозяйственных процессов, зависящих от много численных факторов. Если какой-либо фактор выпадает из цепи рассмотрения, то оценка влияния других принятых в расчет факторов, а также выводы рискуют оказаться неверными. Но не только выводы могут оказаться неверными, но и под вопросом может стоять дальнейшая деятельность организации. В частности, если познакомиться со статистикой по числу обанкротившихся предприятий, можно понять, насколько правильно ведут свой бизнес те или иные предприятия. Очень важно сказать и про то, что те организации, которые просчитывают почти все свои шаги, имеют довольно неплохие результаты. Этот факт можно наблюдать по темпам роста производства. Учитывая, что предприятие является одновременно и субъектом, и объектом отношений в рыночной экономике, а также то, что оно обладает разными возможностями влиять на динамику разных факторов, наиболее важным представляется деление их на внутренние и внешние. Первые напрямую зависят от организации работы самого предприятия; вторые являются внешними по отношению к нему, их изменения почти или совсем не подвластно воле предприятия. Этим делением и следует руководствоваться, моделируя производственно-хозяйственную деятельность и пытаясь управлять финансовой устойчивостью, осуществляя комплексный поиск резервной в целях повышения эффективности производства.

Рассмотрим сначала внутренние факторы. Успех или неудача предпринимательской деятельности во многом зависят от выбора состава и структуры выпускаемой продукции и оказываемых услуг. При этом важно не только правильно решить, что производить, но и безошибочно определить, как производить, т.е. по какой технологии и по какой модели организации и управления действовать. От ответа на эти "что?" и "как?" зависят издержки производства.

Для устойчивости предприятия очень важна не только общая величина затрат но и соотношение между постоянными и переменными издержками. Для развития в такой системе как среда, необходимо стать ее элементом, влиться в процесс и технологию ее существования и развития, обрасти связями, быть гибкой модульной организацией, способной преодолевать угрозы и разделять риски и поэтому можно выделить еще один фактор, оказывающий влияние на финансовую устойчивость - диверсификация деятельности. Можно отметить, что диверсификация выгодна как малым, так и крупным предприятиям. Она позволяет:

-наращивать объемы производства, полнее удовлетворять спрос, делать экономику более эффективной;

- повышать производительность труда совокупной рабочей силы;

- улучшать производственное использование ресурсов предприятия, повышать концентрацию производства;

- снижать риски узкоспециализированного производства и инвестиций за счет умножения их направлений;

- повышать финансовую результативность работы, предотвращать банкротство, повышать рентабельность предприятий.

- стабилизовать финансовое положение субъектов рынка за счет увеличения объемов реализации, внедрения новых товаров

Другим важным фактором финансовой устойчивости предприятия, тесно связанным с видами производимой продукции (оказываемых услуг) и технологией производства, является оптимальный состав и структура активов, а также правильный выбор стратегии управления ими. Устойчивость предприятия и потенциальная эффективность бизнеса во многом зависят от качества управления текущими активами от того, сколько задействовано оборотных средств и каких именно, какова величина запасов и активов в денежной форме, и т.д. Следует помнить, что если предприятие уменьшает запасы и ликвидные средства, то оно может пустить больше капитала в оборот и, следовательно, получить больше прибыли. Но одновременно возрастает риск неплатежеспособности предприятия и остановки производства из-за недостаточности запасов. Искусство управления текущими активами состоит в том, чтобы держать на счетах предприятием лишь минимально необходимую сумму ликвидных средств, которая нужна для текущей оперативной деятельности.

Следующим значительным внутренним фактором финансовой устойчивости является состав и структура финансовых ресурсов, правильный выбор стратегии и тактики управления ими. Чем больше у предприятия собственных финансовых ресурсов, прежде всего прибыли, тем спокойнее оно может себя чувствовать. При этом важна не только общая масса прибыли, но и структура ее распределения, и особенно - та доля, которая направляется на развитие производства отсюда оценка политики распределения и использования прибыли выдвигается на первый план в ходе анализа финансовой устойчивости предприятия. В частности, исключительно важно проанализировать использование прибыли в двух направлениях:

Во-первых, для финансовой текущей деятельности - на формирование оборотных средств, укрепление платежеспособности, усиление ликвидности и т.д.; Во-вторых, для инвестирования в капитальные затраты и ценные бумаги.

Большое влияние на финансовую устойчивость предприятия оказывают средства, дополнительно мобилизуемые на рынке ссудных капиталов. Чем больше денежных средств может привлечь предприятие, тем выше его финансовые возможности; однако возрастает и финансовый риск - способно ли будет предприятие своевременно расплачиваться со своими кредиторами? И здесь большую роль призваны играть резервы как одна из форм финансовой гарантии платежеспособности хозяйствующего субъекта.

Итак, с точки зрения влияния на финансовую устойчивость предприятия определяющими внутренними факторами являются:

-отраслевая принадлежность субъекта хозяйствования;

-структура выпускаемой продукции, ее доля в общем платежеспособном спросе;

-размер оплаченного уставного капитала;

-величина и структура издержек их динамика по сравнению с денежными доходами;

- состояние имущества и финансовых ресурсов, включая запасы и резервы, их состав и структуру.

Степень их интегрального влияния на финансовую устойчивость зависит не только от соотношения самих вышеназванных факторов, но и от той стадии жизненного цикла, на которой в анализируемое время находится предприятие, от компетенции и профессионализма его менеджеров. Практика показывает, что значительная часть неудач предприятия может быть связано именно с неопытностью или некомпетентностью управленцев, с их неумением учитывать изменение внутренней и внешней среды.

Основные факторы внешней среды могут быть разделены на четыре группы:

политические и правовые факторы. Различные факторы законодательного и государственного характера могут влиять на уровень существующих возможностей и угроз в деятельности организации: антимонопольное законодательство, денежно-кредитная политика, федеральные выборы, патентное законодательство;

экономические факторы. На способность организации оставаться прибыльной непосредственное влияние оказывает общее здоровье и благополучие экономики, стадии развития экономического цикла. Макроэкономический климат в целом будет определять уровень возможностей достижения организациями своих экономических целей. Плохие экономические условия снизят спрос на товары, а более благоприятные - могут обеспечить предпосылки для его роста. При анализе внешней обстановки для некоторой конкретной организации требуется оценить ряд экономических показателей, таких как ставка процента, курсы обмена валют, темпы экономического роста, уровень инфляции и др.;

социальные и культурные факторы формируют стиль нашей жизни, работы и оказывают влияние практически на все организации. Новые тенденции создают тип потребителя и вызывают потребность в других товарах, определяя новые стратегии организации;

технологические факторы. Революционные технологические перемены и открытия представляют большие возможности и серьезные угрозы, воздействие которых менеджеры должны осознавать.

Особое значение для финансовой устойчивости предприятия имеет уровень, динамика и колебания платежеспособного спроса на его продукцию (услуги), ибо платежеспособный спрос предопределяет стабильность получения выручки. В свою очередь платежеспособный спрос зависит от состояния экономики уровня дохода потребителей - физических и юридических лиц - и цены на продукцию предприятия.

Серьезными макроэкономическими факторами финансовой устойчивости служат, кроме того, налоговая и кредитная политика, степень развития финансового рынка, страхового дела и внешнеэкономических связей; существенно влияет на нее курс валюты, позиция и силы профсоюзов.

Экономическая и финансовая стабильность любых предприятий зависит от общей политической стабильности. Значения этого фактора особенно велико для предпринимательской деятельности в России. Отношение государства к предпринимательской деятельности, принципы государственного регулирования экономики (его запретительный или стимулирующий характер), отношения собственности, принципы земельной реформы, меры по защите потребителей и предпринимателей не могут не учитываться при рассмотрении финансовой устойчивости предприятия.

Также одним из наиболее масштабных неблагоприятных внешних факторов, дестабилизирующих финансовое положение предприятий в России, является на сегодняшний день инфляция.

Исходя из всего вышесказанного, можно отметить, что важным условием существования организации является не только проведение анализа финансовой устойчивости, но и умение анализировать факторы, которые влияют на саму финансовую устойчивость предприятий.

3.4. Совершенствование анализа финансовых результатов деятельности организации

Проведенный анализ ООО «СИМПЛ» показал, что предприятие находится в устойчивом финансовом положении и имеет достаточную ликвидность активов. У предприятия в 2008 году наблюдаются положительные тенденции:

1. Рост валюты баланса, то есть увеличение суммы активов;

2. Улучшились показатели финансовой устойчивости;

3. Повысился уровень рентабельности;

4. Уменьшился рост кредиторской задолженности на

Основная цель работы любого предприятия – получение прибыли от существующей деятельности. Так как изучаемое предприятие в 2008 году получило прибыли больше, чем в 2007 году, то перед руководством ООО «СИМПЛ» стоит задача продолжать работать такими темпами для увеличении прибыли в дальнейших периодах. Это можно осуществить путем:

1. увеличении прибыльности продаж;

2. стабилизированием потока денежной наличности, и, как следствие улучшутся показатели абсолютной ликвидности баланса и рентабельности.

Пути увеличения прибыли предприятия:

1. Рост доходов от реализации (выручки) продукции;

2. Оптимизация затрат;

3. Повышение уровня рентабельности продукции;

4. Расширение торговой сети.

Рост доходов от реализации зависит от цен на ее продукцию, ее ассортимента и качества, от маркетинговых действий по увеличению спроса, кредитной политики организации и т.п. Специфика отросли, в которой осуществляет свою деятельность ООО «СИМПЛ», заключается в том, что цены на продукцию снижаются в следствии технического прогресса и появление на рынке товаров более прогрессивной технологии (например, средняя стоимость сотового телефона в 2007 году составляла 150-200$, а в 2008 году она понизилась до 100-150$ и предполагается еще большее падение).

Кроме того, на увеличение спроса влияет не только потребность в приобретении сотовых телефонов и автозапчастей, но и соотношение цены и качества товара, активность рекламы и разработки новых технологий; возможность приобретения товара в рассрочку (на данном этапе идет подготовка для продажи товаров в кредит), предоставление коммерческих кредитов (в разумных пределах на небольшие сроки), скидки за увеличение объема проданных товаров (накопительная система скидок) – внедрение подобных мероприятий даст возможность предприятию увеличить поступление выручки от реализации продукции.

Анализ динамики роста выручки от реализации и выявление тенденций его развития дает возможность предположить, что в 2009-2010 годах предприятие может увеличить объем реализации товара до 40-50 млн.рублей. Но это лишь предположительно, так как на сегоднейший день страна находится в серьезном экономическом кризисе. В связи с этим, нельзя со 100% уверенностью полагаться на финансовые результаты прошлых лет. Необходимо учитывать то, что уменьшаются инвестиции в товарные запасы, что еще больше сокращает сбыт. Снижаются в целом доходы субъектов экономической деятельности, сокращаются относительно и даже абсолютно масштабы прибыли. Все это ведет к снижению ликвидности предприятия, их платежеспособности. В период кризиса усиливается серия банкротств. Падение платежеспособного спроса характерное для кризиса, приводит не только к росту неплатежей, но и к обострению конкурентной борьбы. Острота конкурентной борьбы так же представляет собой немаловажный внешний фактор финансовой устойчивости предприятия.

Хотелось бы привести несколько примеров, как можно наладить управление финансами в условиях кризиса.

1)чтобы оптимизировать расходы, очень важно четко контролировать исполнение бюджетов, а также любые управленческие действия, связанные с возникновением затрат или финансовых обязательств. Отсюда повышение значимости оперативного (превентивного) бюджетного контроля. Теоретически процедуры бюджетного контроля можно распространить на все затраты. Разумнее сформировать перечень регулируемых статей, в который войдут наиболее крупные затраты.

2)Эффективное управление оборотными средствами - задача, актуальная для любой компании вне зависимости от рыночной ситуации. Она реализуется, как правило, в двух направлениях:

предотвращение дефицита оборотных средств, чтобы не допустить сокращения производства или реализации, ускорение оборачиваемости, борьба с излишками запасов и неликвидами.

К сожалению, на практике оборотными средствами зачастую управляют бессистемно. Чтобы использовать оборотные средства с максимальной отдачей, следует внедрить два элемента управления ими: «фондирование» денежных потоков и оперативный анализ оборачиваемости. «Фондирование» предполагает, что из доходов предприятия оперативно формируются три фонда:

- фонд формирования оборотных средств. Отчисления в него соответствуют материальной составляющей в цене реализации продукции (иначе говоря, сумме затраченных средств). Например, для торговой компании материальной составляющей являются закупочная стоимость товара и затраты на его хранение

-фонд оплаты текущих расходов (аренда, заработная плата, налоги);

- фонд прибыли и амортизации, куда направляется оставшаяся часть выручки. Средства первых двух фондов следует расходовать строго по назначению, кросс-финансирование допустимо только в исключительных случаях и при условии обязательного последующего возмещения.

3) чтобы обеспечить возможность оплаты закупок товара собственными средствами финансовая служба компании должна формировать из выручки вышеназванные фонды. Размер отчислений в фонд оплаты текущих расходов соответствует отношению значения по одноименной статье «Текущие расходы» (аренда, заработная плата и прочее) к значению по статье «Выручка от реализации» из БДДС на тот же период. Этот норматив также устанавливается на месяц. Оставшиеся средства пополняют фонд прибыли и амортизации и расходуются по усмотрению компании. Однако для эффективного распоряжения оборотными средствами специальных фондов компании явно не достаточно. Требуется оценить текущее состояние запасов, повысить по возможности их оборачиваемость, избавиться от неликвидов. Для этого первым делом необходимо рассчитывать фактическую оборачиваемость по четырем основным номенклатурным группам товаров по состоянию на текущий и предыдущий месяцы.

Все выше описанные действия позволят предприятию высвободить денежные средства, замороженные в неликвидах и излишках. Темпы роста кредиторской задолженности перед поставщиками снизятся. Компания сможет своевременно и в требуемом объеме пополнять запасы, благодаря чему избежит сокращения объемов реализации.

Данная технология управления оборотными средствами пригодится торговым компаниям, а также предприятиям с несложной производственной технологией. Сроки внедрения могут варьироваться от трех до пяти месяцев.

Эти инструменты позволят обнаружить скрытые резервы, поддержать бизнес на плаву как можно дольше, не растеряв при этом самого важного - кадрового потенциала, не утратив торговых и производственных мощностей. Не исключено, что устранение недостатков в финансовом управлении окажется основным средством в борьбе за выживание компании.

Заключение

В качестве объекта исследования по оценке организации бухгалтерского учета на торговом предприятии было выбрано ООО «СИМПЛ», основной деятельностью которого является оптовая и розничная продажа мобильными телефонами и автозапчастями.

Предварительная оценка финансового состояния предприятия позволила сделать заключение о снижении показателей прибыльности и рентабельности в анализируемом периоде - 2007-2008 гг.

Состояние учетной политики ООО «СИМПЛ» при этом было признано удовлетворительным.

Представленные данные свидетельствуют о том, что в 2008 году товарооборот ООО «СИМПЛ» составил 108936 тыс. руб. (с учетом покупной стоимости товара) (строка 010 отчетной формы).

Себестоимость товаров, реализованных в отчетном периоде составила 105759 тыс. руб. (строка 020 Отчета о прибылях и убытках).

Согласно учетной политике ООО «СИМПЛ» расходы на заработную плату, начисления на ФОТ, накладные расходы распределяются на себестоимость реализованной продукции.

В 2008 г. на себестоимость реализованной продукции были списаны коммерческие расходы в размере 1269 тыс. руб. (строка 030 таблицы).

В целом результатом от осуществления обычной деятельности явилось получение прибыли в размере 1908 тыс. руб.

Проверка правильности учета и отражения в отчетности финансовых результатов от обычных видов деятельности позволяет сделать заключение о правильном, полном, достоверном отражении операций по данному разделу учета.

Анализ отчетных данных предприятия показал, что сумма финансовых результатов ООО «СИМПЛ» в динамике двух лет увеличивается.

Структура составляющих компонентов финансовых результатов ООО «СИМПЛ» показывает, что основным источником дохода ООО «СИМПЛ» является увеличение объема продаж от реализации товаров, продукции и услуг.

Рассчитанная динамика финансовых результатов показывает, что у ООО «СИМПЛ» прибыль в 2008 году по сравнению с предыдущим годом увеличилась.

Анализ составляющих валовой прибыли показывает, что объем товарооборота в 2008 снизился на 7629 тыс. руб., что составило 93,5% от показателя 2007 г. При этом себестоимость реализованной продукции также имеет тенденцию снижения, однако, в отличие от показателя товарооборота темп снижения выше 92,4% против 93,5% соответственно.

Сложившаяся динамика показателей выручки от реализации (товарооборота) и себестоимости реализованной продукции оказала решающее значение на показатель валовой прибыли - это дает возможность утверждать, что увеличению валовой прибыли ООО «СИМПЛ» на 1330 тыс. руб. или в 1,7 раза способствовало снижение закупочных цен товаров.

Подтверждением этому является и структура показателей составляющих финансовых результатов: себестоимость реализованной продукции в общем объеме товарооборота в 2008 году составила 98,25% против 99,34% по данным 2007 года; валовая прибыль от реализации соответственно увеличилась с 1,58% в 2007 году до 2,92% в 2008 году.

Факторный анализ изменения прибыли от продаж показал, что она увеличилась за счет влияния двух факторов: роста объема производства (работы, услуги) (+281,13тыс. руб.) и снижения себестоимости продукции (+50988,16 тыс. руб.). Оставшийся фактор -- снижение цен реализации -- привел к понижению прибыли от продаж на общую сумму 50132 тыс. руб.

Приведенные расчеты наглядно доказывают, что данная организация располагает достаточными резервами увеличения прибыли от реализации продукции и, прежде всего, за счет снижения производственной себестоимости реализации, коммерческих и управленческих расходов, а также за счет возрастания удельного веса в объеме реализации более рентабельных товаров и изделий.

Список использованной литературы.

1. Конституция Российской Федерации, принята всенародным голосованием 12.12.1993.

2. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая), принят Государственной Думой РФ 16.07.1998 и утв. Федеральным законом N 146-ФЗ от 31.07.1998.

3. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая), принят Государственной Думой РФ 19.07.2000 и утв. Федеральным законом N 117-ФЗ от 05.08.2000.

4. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая), принят Государственной Думой РФ 21.10.1994 и утв. Федеральным законом N 51-ФЗ от 30.11.1994.

5. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть вторая), принят Государственной Думой РФ 22.12.1995 и утв. Федеральным законом N 14-ФЗ от 26.01.1996.

6. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть третья), принят Государственной Думой РФ 01.11.2001 и утв. Федеральным законом N 146-ФЗ от 26.11.2001.

7. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть четвертая), принят Государственной Думой РФ 24.11.2006 и утв. Федеральным законом N 230-ФЗ от 18.12.2006.

8. Федеральный закон РФ «О бухгалтерском учете» N 129-ФЗ от 21.11.1996 принят Государственной Думой РФ 23.02.1996

9. Федеральный закон РФ «Об аудиторской деятельности» N 119-ФЗ от 07.08.2001 принят Государственной Думой РФ 13.07.2001.

10. Федеральный закон РФ «Об обществах с ограниченной ответственностью» N 14-ФЗ от 08.02.1998 принят Государственной Думой РФ 14.01.1998.

11. Федеральный закон РФ «О минимальном размере оплаты труда» N 82-ФЗ от 19.06.2000 принят Государственной Думой РФ 02.06.2000.

12. Положение по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации, утв. приказом Минфина РФ № 34н от 29.07.98 г.

13. Положение по бухгалтерскому учету «Учетная политика организации» (ПБУ 1/98), утв. приказом Минфина РФ № 60н от 09.12.1998.

14. Положение по бухгалтерскому учету «Доходы организации» (ПБУ 9/99), утв. приказом Минфина РФ № 32н от 06.05.1999.

15. Положение по бухгалтерскому учету «Расходы организации» (ПБУ 10/99), утв. приказом Минфина РФ № 33н от 06.05.1999.

16. Положение по бухгалтерскому учету «Учет расчетов по налогу на прибыль» (ПБУ 18/02), утв. приказом Минфина РФ № 114н от 19.11.2002.

17. Положение по бухгалтерскому учету «Учет финансовых вложений» (ПБУ 19/02), утв. приказом Минфина РФ № 126н от 10.12.2002.

18. Положение о документах и документообороте в бухгалтерском учете, утв. Минфином СССР 29.07.1983 № 105.

19. Правила (стандарты) аудиторской деятельности, утв. постановлением Правительства РФ № 696 от 23.09.2002.

20. Указания об объеме форм бухгалтерской отчетности, указания о порядке составления и предоставления бухгалтерской отчетности, утв. Приказом Минфина РФ № 67н от 22.07.2003.

21. Методические рекомендации по учету и оформлению операций приема, хранения и отпуска товаров в организациях торговли, утв. письмом Комитета РФ по торговле N 1-794/32-5 от 10.07.1996.

22. Методические рекомендации по применению главы 25 «Налог на прибыль организаций» части второй Налогового кодекса Российской Федерации, утвержденные приказом Министерства РФ по налогам и сборам № БГ-3-02/729 от 20.12.2002.

23. План счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности предприятия и инструкция по его применению, утв. Приказом Министерства финансов РФ от 31.10.2000 № 94н.

24. Инструкция по бюджетному учету, утв. приказом Минфина РФ № 25н от 10.02.2006.

25. Инструкция о порядке составления и представления годовой, квартальной и месячной бюджетной отчетности, утв. приказом Минфина РФ № 5н от 21.01.2005.

26. Порядок применения унифицированных форм первичной учетной документации, утв. Постановлением Госкомстата РФ № 20 от 24.03.1999.

27. Бехтерева Е.В. Новое в налоговом законодательстве – М., Юстицинформ, 2007.

28. Красноперова О.А. Аренда; бухгалтерский и налоговый учет – М., Гросс-медиа, 2007.

29. Кондраков Н.П. Бухгалтерский учет: Учебник – М., Инфра-М, 2007.

30. Богаченко В.М. Бухгалтерский учет: учебное пособие. 3-е изд., переработанное и дополненное. - Ростов н/Д, Феникс, 2006.

31. Вещунова Н.Л., Фомина Л.Ф. Бухгалтерский учет. – М., Проспект, 2006.

32. Николаева Г.А., Блицау Л.П. Бухгалтерский учет в торговле. – М., Приор–издат, 2007.

33. Бехтерева Е. В. Налог на прибыль: Взаимосвязь системы бухгалтерского и налогового учета. М., Экзамен, 2007.

34. Барышников Н.П. Организация и методика проведения общего аудита – М., Филин,

35. Чайковская Л.А. Бухгалтерский учет и налогообложение; учеб. пособие – М., Экзамен, 2006.

36. Пошерстник Н.В. Бухгалтерский учет на современном предприятии: учеб.-практ. пособие – М., Проспект,

37. Васильева Л.С. Бухгалтерский управленческий учет: учебное пособие / Васильева Л.С., Ряховский Д.И., Петровская М.В. – М., Эксмо, 2007.

38. Аудит: учеб. для ВУЗов / под ред. Скобара В.В. – М., Просвещение, 2005

39. Маренков Н.Л. Бухгалтерская отчетность и международные стандарты: учеб. пособие – М., Флинта, 2006.

40. Камышанов П.И. Практическое пособие по бухгалтерскому учету / Камышанов П.И., Камышанов А.П. 6-е изд., исправленное и дополненное. – М., Омега-Л, 2007.

41. Горемыкин В.А. Планирование на предприятии. Учебник. 4е изд. – М., Филинъ, 2006. –

42. Анискин Ю.П. Организация и управление малым бизнесом: Учеб. пособие. – М., Финансы и статистика, 2006. – 160 с.

43. Соколов Я.В. История бухгалтерского учета. Учебник для ВУЗов. – М., Финансы и статистика, 2006. – 288 с.

Наши рекомендации