Э.: Владимир Иванович, что вы пожелаете бухгалтерам? 9 страница
Дебет 01 Кредит 08-4
- 151 800 руб. (150 000 + 1800) - автомобиль зачислен в состав основных средств;
Дебет 68, субсчет "Государственные пошлины", Кредит 51
- 1800 руб. - перечислены госпошлины за регистрацию;
Дебет 96, субсчет "Государственные пошлины за регистрацию", Кредит 68, субсчет "Государственные пошлины",
- 1800 руб. - отражено исполнение оценочного обязательства.
Первоначальную стоимость автомобиля (151 800 руб.) в тысячах рублей за минусом амортизации указывают по строке 1150 баланса "Пассива" за отчетный год.
Внимание! Объекты недвижимости, находящиеся во временной эксплуатации, необходимо отражать в составе основных средств, даже если документы на госрегистрацию прав не поданы. Для этого к счету 01 откройте субсчет "Объекты недвижимости, права собственности на которые не зарегистрированы".
Как учесть купленные основные средства стоимостью
не дороже 40 000 рублей
Основные средства, первоначальная стоимость которых не превышает 40 000 руб. (без НДС, подлежащего возмещению), можно учитывать в составе МПЗ (как инвентарь и хозяйственные принадлежности) и списывать на затраты на дату их передачи в эксплуатацию. Поэтому в балансе их стоимость отражают при одном условии - если они находятся на складе фирмы и не используются. В противном случае такие объекты в бухгалтерский баланс не включают.
Пример. В декабре отчетного года ООО "Пассив" купило сейф для хранения денег. Стоимость сейфа - 5900 руб. (в том числе НДС - 900 руб.). Расходы по его установке составили 1180 руб. (в том числе НДС - 180 руб.). Сейф сразу же используется кассиром.
Бухгалтер "Пассива" сделал проводки:
Дебет 15 Кредит 60
- 5000 руб. (5900 - 900) - отражены затраты на покупку сейфа;
Дебет 19-3 Кредит 60
- 900 руб. - учтен НДС по купленному сейфу;
Дебет 15 Кредит 60
- 1000 руб. (1180 - 180) - отражены затраты на установку сейфа;
Дебет 19-3 Кредит 60
- 180 руб. - учтен НДС по затратам на установку сейфа;
Дебет 10-9 Кредит 15
- 6000 руб. (5000 + 1000) - сформирована фактическая себестоимость сейфа;
Дебет 26 (44) Кредит 10-9
- 6000 руб. - списаны затраты, относящиеся к сейфу;
Дебет 68, субсчет "Расчеты по НДС", Кредит 19-3
- 1080 руб. (900 + 180) - НДС принят к вычету;
Дебет 60 Кредит 51
- 7080 руб. (5900 + 1180) - оплачены сейф и работы по его установке.
В балансе "Пассива" за отчетный год стоимость сейфа не отражают.
Внимание! С 1 января 2015 г. основные средства стоимостью до 40 000 руб. (без НДС) можно списать в течение более одного отчетного периода (пп. 3 п. 1 ст. 254 НК РФ). Определить порядок списания таких расходов компании смогут самостоятельно исходя из экономической целесообразности и срока использования этого имущества.
Как учесть купленные подержанные основные средства
Приобретение подержанных, то есть бывших в употреблении, основных средств в учете отражают так же, как покупку новых объектов.
Сумму амортизации, начисленную по объекту основных средств прежним владельцем, при его оприходовании не учитывают. Однако сведения о том, как долго прежний владелец использовал это основное средство, будут вам полезны при определении нормы амортизации.
Как учесть основное средство,
состоящее из нескольких частей
Единый комплекс из нескольких предметов, которые смонтированы на едином фундаменте или имеют общее управление, учитывают как отдельный объект основных средств. Поясним сказанное на примере.
Пример. В декабре отчетного года АО "Актив" приобрело персональный компьютер. В товарной накладной перечислена стоимость составных частей компьютера с учетом НДС: системный блок - 48 380 руб., монитор - 4130 руб., клавиатура - 295 руб., мышь - 177 руб. Итого стоимость компьютера - 52 982 руб. (в том числе НДС - 8082 руб.).
Названные составные части компьютера могут функционировать только в составе единого комплекса. Поэтому бухгалтер "Актива" должен объединить их в один инвентарный объект.
Эту операцию отражают записями:
Дебет 08-4 Кредит 60
- 44 900 руб. (52 982 - 8082) - оприходован компьютер (по стоимости составных частей без НДС);
Дебет 19-1 Кредит 60
- 8082 руб. - учтена сумма НДС, отраженная в товарной накладной;
Дебет 60 Кредит 51
- 52 982 руб. - оплачен счет продавца.
Доставку компьютера (295 руб., в том числе НДС - 45 руб.) "Актив" дополнительно оплатил наличными из кассы через подотчетное лицо:
Дебет 71 Кредит 50
- 295 руб. - выданы из кассы деньги подотчетному лицу для оплаты доставки компьютера;
Дебет 76 Кредит 71
- 295 руб. - утвержден авансовый отчет подотчетного лица о транспортных расходах;
Дебет 08-4 Кредит 76
- 250 руб. (295 - 45) - плата за доставку учтена в первоначальной стоимости компьютера (на основании оправдательных документов, приложенных к авансовому отчету);
Дебет 19-1 Кредит 76
- 45 руб. - учтен НДС по расходам на доставку (на основании оправдательных документов, приложенных к авансовому отчету).
Компьютер пригоден к использованию, поэтому бухгалтер "Актива" сделал проводки:
Дебет 01 Кредит 08-4
- 45 150 руб. (44 900 + 250) - компьютер зачислен в состав основных средств;
Дебет 68, субсчет "Расчеты по НДС", Кредит 19-1
- 8127 руб. (8082 + 45) - произведен налоговый вычет НДС.
В балансе за отчетный год по строке 1150 будет указана первоначальная стоимость компьютера в сумме 45 тыс. руб. (45 150 руб.).
Объединять части основного средства в единый инвентарный объект зачастую неудобно или невыгодно фирме. Между тем стоимость отдельных предметов не всегда можно включить в расходы единовременно. Так, различные части компьютера могут стоить не больше 40 000 руб. Однако если общая стоимость отдельных частей объекта превысит эту сумму, то объект отражают как в бухгалтерском, так и в налоговом учете в составе амортизируемого имущества.
Новое в отчете 2016. С 1 января 2016 г. в налоговом учете амортизируемым считается имущество, первоначальная стоимость которого без НДС превышает 100 000 руб. Новый норматив касается тех основных средств, которые компания введет в эксплуатацию 1 января 2016 г. или позднее.
Из этой ситуации есть выход. Согласно ПБУ 6/01 (п. 6) при наличии у одного объекта "нескольких частей, сроки полезного использования которых существенно отличаются, каждая такая часть учитывается как самостоятельный инвентарный объект".
Поэтому, чтобы учесть разные части основного средства как отдельные объекты, нужно лишь установить разные сроки их полезного использования.
Так разрешено поступать и в налоговом учете: для основных средств, не указанных в амортизационных группах, срок полезного использования устанавливается фирмой в соответствии с техусловиями или рекомендациями изготовителей (п. 6 ст. 258 НК РФ).
Пример. В декабре отчетного года АО "Актив" приобрело для бухгалтера новый компьютер за 40 000 руб. и бывший в употреблении принтер за 3000 руб. (суммы приведены без учета НДС). Эти предметы используются как единое целое. Однако их сроки полезного использования существенно различаются: для компьютера его продолжительность составляет 36 мес., а для принтера (с учетом времени его использования предыдущим собственником) - 24 мес. Поэтому в единый инвентарный объект их объединить нельзя, хотя принтер без компьютера функционировать не может. В учетной политике "Актива" установлено, что объекты основных средств стоимостью не более 40 000 руб. учитываются в составе МПЗ. Поэтому бухгалтер "Актива" должен сделать записи:
Дебет 10-9 Кредит 60
- 40 000 руб. - принят к учету компьютер;
Дебет 10-9 Кредит 60
- 3000 руб. - принят к учету принтер;
Дебет 26 (44) Кредит 10-9
- 43 000 руб. (40 000 + 3000) - компьютер и принтер переданы для эксплуатации в бухгалтерию.
Поскольку компьютер и принтер учтены как материалы, бухгалтер оформил на них приходные ордера по форме N М-4 (утв. Постановлением Госкомстата России от 30 октября 1997 г. N 71а).
Отпуск оргтехники в производство оформлен требованием-накладной по форме N М-11 (утв. тем же Постановлением Госкомстата).
Амортизацию по этому имуществу не начисляют и его стоимость в бухгалтерском балансе не отражают.
Как видно из примера, такой подход имеет свои преимущества. Стоимость основных средств будет включена в расходы единовременно и бухгалтеру не придется начислять по ним амортизацию. Но у этой учетной политики есть и недостаток: расходы, сосредоточенные в отчетном году, ухудшают финансовый результат фирмы.
Учет многолетних насаждений
При учете растений, срок жизни которых превышает один год, важно определить, относятся ли они к основным средствам. Нередко бухгалтеры приходят к выводу, что многолетние деревья, кустарники и цветы не являются объектами ОС. Причина в том, что хотя срок полезного использования составляет более 12 месяцев, но стоимость каждого из растений, как правило, не превышает 40 000 руб. На этом основании суммы, израсходованные на посадку, списывают в текущие расходы.
Согласно п. 5 ПБУ 6/01 "Учет основных средств" растения нужно оценивать не по отдельности, а как единый объект. Там сказано, что к основным средствам относятся в числе прочего многолетние насаждения. В соответствии с Классификацией основных средств, утвержденной Постановлением Правительства РФ от 1 января 2002 г. N 1, имущество в виде насаждений многолетних декоративных озеленительных отнесено к десятой амортизационной группе.
Рассада и саженцы однолетних растений отражаются в бухучете на счете 10 "Материалы". По завершении посадочных работ стоимость насаждений списывается в дебет счета 91 "Прочие доходы и расходы".
Если стоимость многолетних насаждений более 40 000 руб., то их как единый инвентарный объект необходимо включать в состав ОС и в базу по налогу на имущество.
Если организация решила списывать стоимость многолетних насаждений в налоговом учете, то делать это надо через амортизацию (Постановление АС Московского округа от 24 февраля 2015 г. по делу N А40-59510/13).
Многолетние растения стоимостью более 40 000 руб. отражаются так же, как и любые другие основные средства. Сначала первоначальная стоимость формируется на счете 08 "Вложения во внеоборотные активы". После окончания посадочных работ объект отражается по счету 01 "Основные средства". Сумму "входного" НДС и ежемесячную амортизацию списывают в дебет счета 91.
Пример. Фирма приобрела саженцы деревьев на сумму 118 000 руб. (в т.ч. НДС 18% - 18 000 руб.). Для проведения посадочных работ был привлечен подрядчик. Стоимость его услуг составила 59 000 руб. (в т.ч. НДС 18% - 9000 руб.).
В мае текущего года работы были закончены, а объект введен в эксплуатацию. Срок его полезного использования равен 32 годам (10-я амортизационная группа).
Бухгалтер сделал проводки:
Дебет 08 Кредит 60
- 100 000 руб. (118 000 - 18 000) - отражены капвложения в многолетние насаждения на стоимость саженцев;
Дебет 19 Кредит 60
- 18 000 руб. - отражен "входной" НДС;
Дебет 08 Кредит 60
- 50 000 руб. (59 000 - 9000) - отражены капвложения в многолетние насаждения на стоимость посадочных работ;
Дебет 19 Кредит 60
- 9000 руб. - отражен "входной" НДС;
Дебет 91 Кредит 19
- 27 000 руб. (18 000 + 9000) - "входной" НДС списан на прочие расходы;
Дебет 01 Кредит 08
- 150 000 руб. (100 000 + 50 000) - многолетние насаждения введены в эксплуатацию.
Бухгалтер определил, что годовая норма амортизации составляет 3,125% (100% : 32 года).
Годовая сумма амортизационных отчислений равна 4687,50 руб. (150 000 руб. x 3,125%), а ежемесячная - 390,63 руб. (4687,50 руб. : 12 мес.).
В июне бухгалтер сделал проводку:
Дебет 91 Кредит 02
- 390,63 руб. - начислена амортизация.
Отметим, что многолетние насаждения могут быть готовы к использованию только по мере достижения эксплуатационного возраста.
Внимание! Минфин России напомнил, что капитальные вложения в многолетние насаждения и на коренное улучшение земель учитываются в составе основных средств (Письмо Минфина России от 13 мая 2016 г. N 07-01-10/27366).
В конце отчетного года капитальные вложения, относящиеся к принятым в эксплуатацию площадям многолетних насаждений, достигших эксплуатационного возраста, включаются в состав основных средств. При этом производятся соответствующие записи в инвентарных карточках по учету капитальных вложений в многолетние насаждения.
В то же время затраты на выращивание многолетних насаждений, достигших эксплуатационного возраста, не увеличивают первоначальную стоимость основных средств, а относятся на расходы по обычным видам деятельности.
Если несколько растений погибают до истечения срока полезного использования объекта, нужно провести инвентаризацию и составить акт, где зафиксировать факт порчи. Затем оформить частичную ликвидацию и изменить первоначальную стоимость ОС (п. 14 ПБУ 6/01).
Вклад основных средств в уставный капитал
Если ваша фирма получила основное средство в качестве вклада в уставный капитал, вы должны учесть его на балансе по стоимости, согласованной между собственниками фирмы.
Денежная оценка неденежного вклада в уставный капитал хозяйственного общества должна быть проведена независимым оценщиком. Участники хозяйственного общества не вправе определять денежную оценку неденежного вклада в размере, превышающем сумму оценки, определенную независимым оценщиком (п. 2 ст. 66.2 ГК РФ).
Внимание! По основному средству передающая сторона обязана восстановить и заплатить в бюджет НДС, ранее принятый ею к вычету, в части, пропорциональной остаточной стоимости объекта. Принимающая сторона должна учесть этот НДС, а затем может принять его к вычету (пп. 1 п. 3 ст. 170 НК РФ).
Пример. В отчетном году АО "Актив" (учредитель) передало ООО "Пассив" оборудование в качестве вклада в уставный капитал. Установленная "Активом" и подтвержденная оценщиком стоимость равна 500 000 руб. (без учета НДС). Остаточная балансовая стоимость оборудования в учете "Актива" составляет 550 000 руб. На нее приходится НДС в сумме 99 000 руб. (550 000 руб. x 18%). Расходы "Пассива" по доставке оборудования составили 11 800 руб. (в том числе НДС - 1800 руб.).
Бухгалтер "Пассива" применил проводки:
Дебет 75-1 Кредит 80
- 500 000 руб. - отражена задолженность "Актива" по вкладу в уставный капитал;
Дебет 08-4 Кредит 75-1
- 500 000 руб. - принято к учету полученное оборудование;
Дебет 19-1 Кредит 83
- 99 000 руб. - учтен НДС по оборудованию (Письмо Минфина России от 19 декабря 2006 г. N 07-05-06/302);
Дебет 08-4 Кредит 60
- 10 000 руб. (11 800 - 1800) - отражены транспортные расходы;
Дебет 19-1 Кредит 60
- 1800 руб. - учтен НДС по транспортным расходам;
Дебет 01 Кредит 08-4
- 510 000 руб. (500 000 + 10 000) - оборудование включено в состав основных средств;
Дебет 68, субсчет "Расчеты по НДС", Кредит 19-1
- 100 800 руб. (99 000 + 1800) - принят к вычету НДС.
В балансе "Пассива" за отчетный год по строке 1150 указана стоимость оборудования в сумме 510 тыс. руб. за вычетом начисленной по нему амортизации.
Поступление основных средств безвозмездно
Если ваша фирма получила основные средства безвозмездно, то их стоимость определите исходя из рыночной цены на подобное имущество.
В налоговом учете стоимость основного средства, полученного безвозмездно, не может быть меньше его остаточной стоимости по данным передающей стороны (п. 1 ст. 257 НК РФ).
Однако имейте в виду: безвозмездная передача и получение имущества (сделки дарения) на сумму более 3000 руб. между коммерческими организациями запрещены (ст. 575 ГК РФ).
Таким образом, безвозмездно получить основные средства дороже 3000 руб. ваша фирма может только от физических лиц, некоммерческих организаций, государственных и муниципальных органов, а также от иностранных компаний.
Сумму НДС по такому основному средству, уплаченную передающей стороной, к налоговому вычету не принимают. Она увеличивает его первоначальную стоимость.
Стоимость основных средств, полученных безвозмездно, отражают проводкой:
Дебет 08-4 Кредит 98-2
- получены безвозмездно объекты, предназначенные для использования в качестве основных средств.
Если эти объекты пригодны к эксплуатации, сделайте запись:
Дебет 01 Кредит 08-4
- объекты включены в состав основных средств.
Стоимость материальных ценностей, безвозмездно полученных от другой организации или физического лица, облагают налогом на прибыль. Налог нужно заплатить по итогам того периода, в котором ценности были оприходованы.
Исключение составляют ценности, полученные фирмой от лица, физического или юридического, доля которого в ее уставном капитале превышает 50%. Аналогично, если ваша фирма имеет долю в уставном капитале передающей стороны, превышающую 50%. При этом полученное имущество будет облагаться налогом на прибыль, если оно будет передано третьим лицам в течение года со дня его получения.
Пример. В декабре отчетного года АО "Актив" получило безвозмездно от некоммерческой организации технологическое оборудование. Его рыночная цена составила 360 000 руб. (в том числе НДС).
Бухгалтер "Актива" должен сделать проводки:
Дебет 08-4 Кредит 98-2
- 360 000 руб. - оприходовано безвозмездно полученное оборудование по рыночной цене;
Дебет 01 Кредит 08-4
- 360 000 руб. - оборудование включено в состав основных средств.
В балансе "Актива" по строке 1150 должна быть отражена первоначальная стоимость оборудования в сумме 360 тыс. руб.
При исчислении налога на прибыль стоимость оборудования (360 000 руб.) учитывают в составе внереализационных доходов.
Если остаточная стоимость основного средства больше, чем его рыночная цена, то в налоговом учете его отражают по остаточной, а в бухгалтерском - по рыночной стоимости. Следовательно, стоимость такого имущества в бухгалтерском и налоговом учете будет различаться.
Стоимость основного средства, учтенную в составе доходов будущих периодов, вы должны списать по мере начисления амортизации. Эту операцию отразите записями:
Дебет 20 (23, 44...) Кредит 02
- начислена амортизация по безвозмездно полученному основному средству;
Дебет 98-2 Кредит 91-1
- соответствующая сумма доходов будущих периодов учтена в составе прочих доходов.
Для целей налогообложения стоимость безвозмездно полученных основных средств повторно (по мере амортизации) в доходах не учитывается.
Основные средства за счет государственной помощи
Если основные средства приобретены за счет государственных средств (бюджетного финансирования), то их учет имеет особенности. Они установлены в ПБУ 13/2000. В нем упоминаются такие виды помощи, как субсидии (средства на софинансирование расходов) и субвенции (средства на финансовое обеспечение расходов). Помощь может быть оказана не только в денежной форме, но и путем передачи объектов внеоборотных активов.
В этих случаях счет 98 применяется после ввода объектов в эксплуатацию.
Пример. АО "Актив" получило от органа местного самоуправления субсидию на приобретение хлебопекарного оборудования в сумме 1 180 000 руб. Эти средства оно израсходовало в установленный срок по назначению. Монтаж оборудования "Актив" выполнил собственными силами. Зарплата рабочих с социальными отчислениями на нее составила 100 000 руб. (софинансирование). Бухгалтер "Актива" должен сделать записи:
Дебет 51 Кредит 86
- 1 180 000 руб. - получена государственная помощь;
Дебет 60 Кредит 51
- 1 180 000 руб. - произведена предоплата за оборудование;
Дебет 08-4 Кредит 60
- 1 000 000 руб. (1 180 000 - 180 000) - поступило хлебопекарное оборудование (без учета НДС);
Дебет 19-1 Кредит 60
- 180 000 руб. - предъявлен поставщиком НДС;
Дебет 68, субсчет "Расчеты по НДС", Кредит 19-1
- 180 000 руб. - принят к вычету НДС (п. 3 Письма Минфина России от 24 сентября 2010 г. N 03-03-06/1/615);
Дебет 08-4 Кредит 70, 69
- 100 000 руб. - отражены расходы на монтаж оборудования силами собственного персонала;
Дебет 01, субсчет "Основные средства в запасе", Кредит 08-4
- 1 100 000 руб. (1 000 000 + 100 000) - хлебопекарное оборудование включено в состав основных средств;
Дебет 01, субсчет "Основные средства в эксплуатации", Кредит 01, субсчет "Основные средства в запасе",
- 1 100 000 руб. - хлебопекарное оборудование введено в эксплуатацию;
Дебет 86 Кредит 98-2
- 1 100 000 руб. - в связи с вводом оборудования в эксплуатацию отражено целевое использование бюджетных средств.
В последующем счет 98 списывается на прочие доходы (счет 91) по мере начисления амортизации оборудования, как и в случае безвозмездного поступления основных средств.
В балансе "Актива" по строке 1150 должна быть отражена первоначальная стоимость оборудования в сумме 1100 тыс. руб. за минусом начисленной амортизации.
Создание основного средства силами самой фирмы
Основное средство может быть построено. Есть два способа строительства:
- подрядный (если работы проводят сторонние организации - подрядчики);
- хозяйственный (если фирма ведет строительство самостоятельно, силами собственного персонала).
В бухгалтерском учете первоначальная стоимость основных средств, построенных любым из этих способов, складывается из всех затрат на их строительство и ввод в эксплуатацию (расходов на покупку материалов, приобретение и монтаж оборудования, оплату труда рабочих и т.д.).
Это же правило применяется и в налоговом учете (п. 1 ст. 257 НК РФ).
После завершения подрядных работ оформляют акт с указанием договорной (сметной) стоимости строительства. На основании такого акта вы должны сделать проводки:
Дебет 08-3 Кредит 60
- отражена стоимость строительных работ;
Дебет 19-1 Кредит 60
- отражена сумма НДС, предъявленного подрядной организацией.
Пример. В отчетном году АО "Актив" завершило строительство административного здания. Строительство велось подрядным способом. Стоимость всех работ составила 2 360 000 руб. (в том числе НДС - 360 000 руб.). Бухгалтер "Актива" должен сделать проводки (после оформления акта сдачи-приемки результата выполненных работ):
Дебет 08-3 Кредит 60
- 2 000 000 руб. (2 360 000 - 360 000) - учтена стоимость строительных работ;
Дебет 19-1 Кредит 60
- 360 000 руб. - учтена сумма НДС, предъявленная подрядчиком;
Дебет 68, субсчет "Расчеты по НДС", Кредит 19-1
- 360 000 руб. - принят к вычету НДС;
Дебет 08-3 Кредит 96, субсчет "Государственные пошлины за регистрацию",
- 15 000 руб. - учтена госпошлина, подлежащая оплате;
Дебет 01, субсчет "Основные средства, не прошедшие госрегистрацию", Кредит 08-3
- 2 015 000 руб. (2 000 000 + 15 000) - учтено построенное здание при наличии разрешения на ввод в эксплуатацию.
В связи с государственной регистрацией здания бухгалтер должен сделать проводки:
Дебет 68, субсчет "Государственные пошлины", Кредит 51
- 15 000 руб. - уплачена госпошлина за регистрацию здания;
Дебет 96, субсчет "Государственные пошлины за регистрацию", Кредит 68, субсчет "Государственные пошлины",
- 15 000 руб. - произведена регистрация права на здание;
Дебет 01, субсчет "Здания и сооружения", Кредит 01, субсчет "Основные средства, не прошедшие госрегистрацию",
- 2 015 000 руб. - построенный объект зачислен в состав основных средств;
Дебет 60 Кредит 51
- 2 360 000 руб. - оплачены расходы по строительству.
В балансе "Актива" за отчетный год стоимость здания (2015 тыс. руб.) будет отражена по строке 1150 баланса.
При хозяйственном способе строительные работы фирма выполняет самостоятельно. А все затраты, связанные со строительством (стоимость строительных материалов, амортизация основных средств, используемых для строительства, заработная плата рабочих и т.п.), учитываются по дебету счета 08.
В учете это отражают так:
Дебет 08-3 Кредит 10 (02, 70, 69...)
- отражены затраты на строительные работы, выполненные собственными силами.
Внимание! Объекты недвижимости, права собственности на которые не зарегистрированы, принимаются к бухгалтерскому учету в качестве основных средств с выделением на отдельном субсчете.
Если на построенный объект не получено разрешение на ввод в эксплуатацию до конца года, расходы укажите в строке 1190 "Прочие внеоборотные активы" баланса, в обратной ситуации - по строке 1150 "Основные средства".
Стоимость строительно-монтажных работ для собственного потребления организации облагают НДС. При этом сумма налога, начисленная при выполнении работ, подлежит вычету только при условии, что построенный объект предназначен для осуществления операций, облагаемых НДС. Сумму НДС со стоимости строительно-монтажных работ можно принять к вычету в момент начисления налога, то есть на конец квартала. Как отразить в бухгалтерском учете объект, построенный хозспособом, покажет пример.
Пример. В октябре отчетного года АО "Актив" начало возводить ангар (без фундамента). Строительство ведется хозспособом.
Затраты по строительству составили 1 190 000 руб., в том числе:
- стоимость материалов - 590 000 руб. (в том числе НДС - 90 000 руб.);
- зарплата строительных рабочих (с учетом взносов в ПФР, ФФОМС и ФСС, включая взносы "по травме") - 400 000 руб.;
- амортизация строительных машин и оборудования - 200 000 руб.
Бухгалтер "Актива" должен сделать проводки:
Дебет 10 Кредит 60
- 500 000 руб. (590 000 - 90 000) - оприходованы материалы для строительства;
Дебет 19-1 Кредит 60
- 90 000 руб. - учтен НДС по оприходованным материалам;
Дебет 68, субсчет "Расчеты по НДС", Кредит 19-1
- 90 000 руб. - НДС принят к вычету;
Дебет 60 Кредит 51
- 590 000 руб. - оплачены материалы;
Дебет 08-3 Кредит 10
- 500 000 руб. - списаны материалы на строительство;
Дебет 08 Кредит 70, 69
- 400 000 руб. - начислены зарплата, взносы в ПФР, ФФОМС и ФСС;
Дебет 08-3 Кредит 02
- 200 000 руб. - начислена амортизация по строительному оборудованию.
В декабре ангар был готов к использованию. Бухгалтер "Актива" должен сделать проводку:
Дебет 01 Кредит 08-3
- 1 100 000 руб. (500 000 + 400 000 + 200 000) - ангар включен в состав основных средств.
А 31 декабря бухгалтер должен сделать еще две записи:
Дебет 19-1 Кредит 68, субсчет "Расчеты по НДС",
- 198 000 руб. ((500 000 + 400 000 + 600 000) руб. x 18%) - начислен НДС в бюджет при выполнении строительно-монтажных работ собственными силами на последнее число налогового периода;
Дебет 68, субсчет "Расчеты по НДС", Кредит 19-1
- 198 000 руб. - НДС принят к вычету на момент определения налоговой базы.
Стоимость ангара (1100 тыс. руб.) бухгалтер "Актива" должен отразить в строке 1150 баланса.
Если строительство ведется хозяйственным способом, то стоимость основного средства формируют в налоговом учете в том же порядке, что и стоимость готовой продукции на складе (абз. 9 п. 1 ст. 257 НК РФ).
Порядок расчета стоимости готовой продукции на складе содержится в п. 2 ст. 319 Налогового кодекса. В стоимость готовой продукции включают только прямые расходы. К таким расходам, в частности, можно отнести:
- материальные затраты в части расходов на покупку сырья и материалов, а также комплектующих изделий и полуфабрикатов;
- расходы на оплату труда строительных рабочих;
- расходы на оплату обязательных взносов в ПФР, ФСС, ФФОМС с зарплаты строительных рабочих;
- амортизацию по строительным машинам и оборудованию.
Конкретный перечень прямых расходов вы можете установить в учетной политике фирмы (ст. 318 НК РФ). Все остальные расходы считают косвенными.
Изменение первоначальной стоимости основных средств
Расходы, связанные с реконструкцией, модернизацией, достройкой или дооборудованием основных средств, увеличивают их первоначальную стоимость. При этом сумма амортизации по таким основным средствам, начисленная до их реконструкции (модернизации, достройки, дооборудования), не меняется.