Глава 3. Основные направления бюджетной политики Ростовской области.
Бюджетная политика, проводимая Правительством Ростовской области, ориентирована на эффективное, ответственное и прозрачное управление государственными финансами, что является базовым условием для устойчивого развития экономики Ростовской области и социальной стабильности.
По результатам ее реализации обеспечена положительная динамика по основным показателям консолидированного бюджета Ростовской области.
По итогам 2015 года исполнение консолидированного бюджета Ростовской области составило: по доходам – 170,8 млрд. рублей, с ростом относительно уровня 2014 года – на 6,6 млрд. рублей или на 4,0 процента, и по расходам – 185,4 млрд. рублей, с ростом – на 8,9 млрд. рублей, или на 5,1 процента. Дефицит составил – 14,6 млрд. рублей, в целях покрытия которого были привлечены необходимые источники его финансирования.
Среднедушевой бюджетный доход на жителя Ростовской области составил 40,3 тыс. рублей.
Основными доходными источниками консолидированного бюджета Ростовской области являлись собственные доходы. Их объем составил 132,1 млрд. рублей, или 77,4 процента всех поступлений в консолидированный бюджет Ростовской области, с ростом к уровню 2014 года – на 6,1 млрд. рублей,или на 4,9 процента.
Наращивание собственной доходной базы способствует дальнейшему снижению дотационности из федерального бюджета при сохранении доли целевых средств.
Доля дотаций в собственных доходах консолидированного бюджета без учета субвенций по итогам 2015 года составила 13,0 млрд. рублей, или8,1 процента. Целевые средства на реализацию приоритетных региональных полномочий получены в объеме 25,9 млрд. рублей, с приростом относительно уровня 2014 года на 1,1 млрд. рублей.
Бюджетная политика в сфере бюджетных расходов была направлена на решение социальных и экономических задач Ростовской области.
Приоритетным направлением является обеспечение расходов в социальной сфере. Расходы на образование, социальную политику, культуру, спорт и здравоохранение в 2015 году составили 125,6 млрд. рублей, или 67,7 процента всех расходов консолидированного бюджета. Рост к уровню 2014 года составил 3,8 млрд. рублей, или 3,1 процента.
В 2015 году на реализацию 21 государственной программы направлено 140,3 млрд. рублей, или 93,6 процента расходов областного бюджета.
На реализацию муниципальных программ в 2015 году направлено 112,5 млрд. рублей, или 95,6 процента расходов местных бюджетов.
По итогам I полугодия 2016 г. исполнение консолидированного бюджета Ростовской области составило: по доходам – 86,5 млрд. рублей, или 51,2 процента к годовому плану, по расходам – 82,2 млрд. рублей, или 43,9 процента к годовомуплану. Собственные доходы составили 70,5 млрд. рублей с ростом к уровню прошлого года на 8,8 млрд. рублей, или на 14,2 процента.
С 2015 года в Ростовской области принят и реализуется план первоочередных мероприятий по обеспечению устойчивого развития экономики и социальной стабильности.
Органами исполнительной власти Ростовской области обеспечено выполнение мероприятий, предусмотренных распоряжением Правительства Ростовской области от 31.07.2013 № 485 «Об утверждении плана мероприятий по оздоровлению государственных финансов, включая мероприятия, направленные на рост доходов, оптимизацию расходов, а также сокращение государственного долга, в Ростовской области до 2017 года».
Основной целью бюджетной политики Ростовской области является наращивание темпов роста собственных (налоговых и неналоговых) доходов, обеспечение устойчивости бюджета Ростовской области, выполнение принятых обязательств перед гражданами, инвестирование в человеческий капитал.
Эффективное, ответственное и прозрачное управление общественными финансами является важнейшим условием для повышения уровня и качества жизни населения, устойчивого экономического роста, модернизации экономики и социальной сферы и достижения других стратегических целей социально-экономического развития Ростовской области.
Приоритетным направлением Правительства Ростовской области в сфере налоговой политики будет являться создание благоприятных условий для осуществления предпринимательской и инвестиционной деятельности как основного источника обеспечения наполняемости областного бюджета собственными доходами в полном объеме и недопущение какого-либо увеличения налоговой нагрузки на экономику.
Будет продолжена взвешенная долговая политика, направленная на обеспечение потребностей Ростовской области в заемном финансировании, своевременном и полном исполнении долговых обязательств и поддержание объема и структуры долговых обязательств на безопасном уровне.
В условиях ограничений, обусловленных подписанными соглашениями с Министерством финансов Российской Федерации по предоставленным Ростовской области бюджетным кредитам, на 2017 – 2019 годы необходимо обеспечить снижение уровня долговой нагрузки и дефицита областного бюджета.
Эффективное управление расходами будет обеспечиваться посредством реализации государственных программ Ростовской области, направленных на поступательное развитие социальной сферы, агропромышленного комплекса, коммунальной и транспортной инфраструктуры, обеспечение жильем отдельных категорий граждан и другие направления.
Будет сохранена направленность бюджетной политики на безусловное финансовое обеспечение законодательно установленных обязательств по выплате социальных пособий, выплат и компенсаций жителям Ростовской области.
Перспективы развития региональных финансов будут определены с учетом следующих мероприятий:
повышения бюджетной обеспеченности, мобилизации дополнительных источников доходов;
обеспечения сбалансированности (обеспечения достоверного прогнозирования доходов и принятия обеспеченных финансовыми источниками расходных обязательств, а также оптимизации непервоочередных бюджетных расходов);
своевременного исполнения расходных обязательств, недопущения возникновения просроченной кредиторской задолженности;
повышения качества управления региональными финансами и эффективности бюджетных расходов;
соблюдения требований бюджетного законодательства Российской Федерации (особенно по вопросам, касающимся предельных объемов государственного долга, дефицита и соглашений с Министерством финансов Российской Федерации) во избежание приостановления предоставления межбюджетных трансфертов из федерального бюджета;
совершенствования законодательства субъекта Российской Федерации по вопросам разграничения полномочий между органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления, а также по вопросам организации местного самоуправления.
Приоритетом бюджетной политики в сфере расходов будут инвестиции в человеческий капитал, предоставление качественных и конкурентных государственных услуг на основе целей и задач, определенных указами Президента Российской Федерации и Стратегией социально-экономического развития Ростовской области на период до 2020 года.
Решение приоритетных задач государственной политики – в первую очередь безусловное обеспечение реализации Указов Президента Российской Федерации от 07.05.2012 № 597 – 602, 606, от 01.06.2012 № 761, от 28.12.2012 № 1688 (далее – указы Президента Российской Федерации). В их числе по приоритетным направлениям:
повышение заработной платы работникам бюджетного сектора экономики;
улучшение жилищных условий семей, имеющих трех и более детей, включая создание необходимой инфраструктуры на земельных участках, предоставляемых на бесплатной основе;
переселение граждан из жилищного фонда, признанного непригодным для проживания, аварийным, подлежащим сносу;
установление ежемесячной денежной выплаты нуждающимся в поддержке семьям в размере определенного Ростовской областью прожиточного минимума для детей, назначаемой в случае рождения после 31 декабря 2012 г. третьего ребенка или последующих детей до достижения ребенком возраста трех лет;
льготное обеспечение жителей Ростовской области лекарственными средствами, изделиями медицинского назначения и специализированными продуктами лечебного питания;
организация и проведение государственными музеями Ростовской области обменных выставок с музеями Российской Федерации.
Концентрация финансовых ресурсов на выполнение задач, поставленных в указах Президента Российской Федерации, будет направлена на достижение значений результатов, установленных «дорожными картами».
В целях повышения эффективности использования финансовых ресурсов, обеспечивающих поэтапное повышение заработной платы отдельным категориям работников бюджетной сферы, бюджетные ассигнования на данные цели будут доводиться главным распорядителям бюджетных средств в установленном Правительством Ростовской области порядке.
В соответствии с принятым Федеральным законом от 02.06.2016 № 164-ФЗ«О внесении изменений в статью 1 Федерального закона «О минимальном размереоплаты труда» будет предусмотрено повышение расходов на заработную платунизкооплачиваемых работников в связи с ее доведением до минимального размера оплаты труда, установленного с 1 июля 2016 г. в размере 7 500 рублей.
Одним из приоритетных направлений по-прежнему остается подготовка Ростовской области к проведению чемпионата мира по футболу в 2018 году. В предстоящем периоде планируется закончить создание и реконструкцию объектов спортивной, транспортной, инженерной инфраструктуры, на что будут направлены средства федерального, областного, местных бюджетов, а также внебюджетные источники.
Также приоритетным направлением инвестиционных расходов в 2017 –2019 годах будут «переходящие» объекты областной собственности в рамках заключенных долгосрочных государственных контрактов.
В связи с ростом тарифов страховых взносов на 4,0 процента в соответствии с федеральным законодательством будет также предусмотрено повышение расходов областного бюджета в 2019 году.
Главными распорядителями средств областного бюджета будут пересматриваться отраслевые приоритеты в рамках общих бюджетных подходов и доведенных предельных показателей расходов областного бюджета. Таким образом, приоритетность задач позволит сократить риск «размывания ресурсов», обеспечив достижение основных задач и стратегических целей государственных программ Ростовской области.
Бюджетная политика в сфере расходов будет направлена на безусловное исполнение действующих расходных обязательств, в том числе с учетом их оптимизации и повышения эффективности использования финансовых ресурсов.
В целях создания условий для эффективного использования средств областного бюджета и мобилизации ресурсов продолжится применение основных подходов, направленных на повышение эффективности бюджетных расходов в условиях финансовых ограничений:
оптимизация и переформатирование бюджетных расходов с учетом необходимости исполнения приоритетных направлений;
обеспечение эффективности и непрерывности внутреннего государственного финансового контроля, с повышением роли предварительного контроля, в том числе в рамках реализации Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд»;
инвентаризация публичных обязательств, переход на оказание мер социальной поддержки граждан, с учетом принципа нуждаемости;
обеспечение реструктуризации бюджетной сети, при условии сохранения качества и объемов государственных услуг;
оптимизация расходов областного бюджета, направляемых государственным бюджетным и автономным учреждениям Ростовской области в форме субсидий на оказание государственных услуг (выполнение работ), за счет привлечения альтернативных источников финансирования, а также использования минимальных базовых нормативов затрат на оказание государственных услуг;
активное привлечение внебюджетных ресурсов, направление средств от приносящей доход деятельности, в том числе на повышение оплаты трудаотдельным категориям работников, поименованных в указах Президента Российской Федерации;
планирование расходов на строительство и реконструкцию по «переходящим» объектам областной собственности;
повышение эффективности расходов в части предоставления средств областного бюджета внебюджетному сектору экономики;
недопущение увеличения действующих и принятия новых расходных обязательств, не обеспеченных финансовыми источниками;
резервирование средств на реализацию указов Президента Российской Федерации в части повышения оплаты труда отдельным категориям работников бюджетного сектора экономики в очередном финансовом году исходя из методики расчета среднемесячной начисленной заработной платы наемных работников в организациях, у индивидуальных предпринимателей и физических лиц (среднемесячного дохода от трудовой деятельности) и достигнутых показателей в текущем году.
Заключение
Таким образом, в финансовой системе центральное место занимает региональный бюджет
В силу своего особого положения бюджет субъектов РФ взаимодействует с другими звеньями финансовой системы, оказывая им при необходимости «помощь».
Государственный бюджет состоит из двух взаимосвязанных и взаимодополняющих частей: доходной и расходной. Доходная часть показывает, откуда поступают денежные средства для финансирования деятельности государства, какие слои общества отчисляют на содержание государства больше всего из своих доходов. Расходная часть показывает, на какие цели направляются аккумулируемые государством средства.
В современных условиях все в большей степени региональные органы власти призваны обеспечить комплексное развитие регионов, пропорциональное развитие производственной и непроизводственной сфер на подведомственных территориях. Значительно возрастает их координационная функция в социальном развитии территорий. Бюджет субъекта Федерации неразрывно связан с движением и перераспределением валового внутреннего продукта и национального дохода, создаваемого в секторе материального производства.
Социальная политика является приоритетным направлением деятельности государства, позволяющим реализовать права и гарантии гражданам, провозглашенные Конституцией РФ и другими законодательными актами. Реализация таких прав и гарантий предполагает предоставление гражданам социальных услуг для выравнивания уровня предоставления населению этих услуг во всех субъектах РФ и местных образованиях.
Значение бюджетов субъектов РФ заключается и в том, что они являются основными инструментами, через которые осуществляется региональная финансовая политика, направленная на стабилизацию производства и обеспечение экономического роста. Огромна роль региональной финансовой политики в решении острых социальных проблем.
http://bibliofond.ru/view.aspx?id=19538#1
http://studme.org/10800428/ekonomika/regionalnye_byudzhety
http://www.donland.ru/documents/Ob-osnovnykh-napravleniyakh-byudzhetnojj-politiki-i-osnovnykh-napravleniyakh-nalogovojj-politiki-Rostovskojj-oblasti-na-2017-%E2%80%93-2019-gody?skin=printerfriendly&pageid=128483&mid=134977&itemId=24573
http://works.doklad.ru/view/4OhSuPYw-Go/2.html