Бюджетная система и принципы ее построения. Основные направления бюджетной политики РФ на трехлетний период

Бюджетное устройство явл-ся фин-ым «хребтом» на к-м строится вся сситема гос-го управления, поэтому бюдж-е устройство зависит от гос-го устройства страны.

По степени распределения власти подраздел-ся на: унитарные, федеративные и конфедеративные.

Унитарное гос-во характеризуется едиными органами власти в единой конституции, единое законодат-во, единая денеж-я система и составные части такого гос-ва не облагаются признаками суверинитета.

Федеративное гос-во имеет свою автономность и обладает политической самостоятельностью в пределах своей компетенции.

Конфедеративное гос-во (или союзное) – э. союз суверенных гос-в, созданный для достижения опред-х целей.

Принципы бюджетной системы:

1)единство бюдж. системы – обеспечивается единой правовой базой и основана на взаимодействии бюджетов всех уровней по линии доходов и расходов;

2)самостоятельность бюджетов – обеспечив-ся наличием собств-х источников доходов и правом определять направление их использов-я;

3)прозрачность – все законы бюджетов публикуются в ср-вах массовой информации;

4)сбалансирован-ть бюджетов – означает, что объем предусмотренных бюджетом расходов должен соответствовать суммарному объему доходов бюджета и поступлений из источников финасирований дефицита бюджетов;

5)единство кассы – все кассовые поступл-я осуществл-ся на единый бюджетный счет с к-го производ-ся все расходы бюджета.

6)полнота – реализ-ся путем полного опред-я всех доходных источников и направлений по каждому уровню бюдж-й системы;

7)достоверность бюджета – означает надежность показателей, прогноза, соц-но-эк-кого развития соответствующей территории;

8)принцип разграничений дох-в и расх-в, источников финансиров-я дефицита бюджета означает закрепл-е соответствующих видов дох-в, расх-в, источников финансиров-я за соответствующими органами власти;

9)результативность и эффективность использов-я бюдж-х ср-в – означает, что при составлении и исполнении бюджетов органы власти и бюджето-получатели должны исходить из необходимости достиж-я заданных рез-тов с использованием опред-го объема бюджет-х ср-в;

10)общие покрытия расх-в бюджета означает, что все расх-ы покрываются опред-м объемом дох-в и источниками финнасиров-я дефицитов бюджетов;

Дотации – выделение бюдж.средств одного бюджета другому на покрытие текущих расходов.

Субсидии – бюдж.ср-ва предоставляемые в целях софинансирования расходных обязательств.

Субвенция – бюдж.ср-ва, предоставляемые для осуществления определ.целевых расходов.

11)адресность и целевой характер бюдж-х ср-в означает, что бюдж-е ср-ва выделяются в распоряж-е конкретных бюджето-получателей с обозначением направления их финаснсиров-я;

12)подведомственность расх-в бюджетов означает, что получатели бюдж-х ср-в вправе получать бюдж-е ассигнования и лимиты обяз-в только от гл-х распорядителей бюдж-х ср-в.

Бюджетные ассигнования — бюджетные средства, предусмотренные бюджетной росписью получателю или распорядителю бюджетных средств.

Межбюджетные трансферты – средства, предоставляемые одним бюджетом другому бюджету бюдж.системы РФ.

Т.о., реализация принципов построения бюдж-й системы опред-ся необходимостью выпол-я общественных, соц-но-эк-ких программ.

Бюдж-я система России – э. совокупность федер-го бюджета, бюджетов субъектов РФ, местных бюджетов и бюджетов гос-х внебюдж-х фондов, основанная на эк-ких отнош-ях и правовых нормах.

Бюдж-я система РФ включает в себя три уровня:

1)федер-й бюджет и федер-е внебюджет-е фонды;

2)бюджеты субъектов РФ и территориаль-е внебюдж-е фонды (бюджета республик, краев, областей, бюджета автоном-х областей и бюджета городов Москвы и Санкт-Петербурга, Севастополя (новое: теперь в РФ 85 субъектов: новый суб. Федеральная Республика Крым, город Севастополь);

3)Местные бюджеты – э. бюджеты районов, городов, сельских, поселковых пунктов, городских округов и внутригородские бюджеты Москвы и Санкт-Петербурга, Севастополя.

Бюдж-я пол-ка – э. реальные обязат-ва, к-е может взять на себя гос-во. Она яв-ся составной частью финансовой пол-ки, в к-й отраж-ся интересы и функции гос-ва.

Бюджетная политика РФ играет определяющую роль в формировании условий жизни граждан и развития страны. Конечная цель бюджетной политики состоит в повышении уровня качества жизни населения.

Для этого необходимо:

1.создание условий для будущего развития, т.е. развития природного и научного потенциала, конкурентоспособной системы образования, формиров-е инновац-й среды, поддержка передовых технологий.

2.обеспечение обороноспособности и безопасности, т.е. обеспечения высокой боеготовности, вооруженных сил, их техническое переоснащение, борьба с терроризмом, предупреждение локальных конфликтов, устранение последствий чрезвычайных ситуаций.

3.эффективность правового регулиров-я – э. способность гос-ва принимать справедливые законы и добиваться их испол-я на ряду с фин-м обеспеч-м. Для того чтобы соответствовать этим ожиданиям важнейшими задачами нового этапа бюдж-й пол-ки явл-ся:

а)приоритет долгосроч-го и среднесроч-го бюджетиров-я;

б)внедрение программно-целевого принципа в бюджетном процессе;

в)повыш-е эффективности использов-я бюдж-х ср-в;

г)повыш-е энергоэффективности в бюджетном секторе;

4)открытость и общедоступность информации по осуществлению расход-х опреаций на всех уровнях бюджетной системы.

Наши рекомендации