Порядок выбора и утверждение темы курсовой работы
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ФИЛИАЛ ГОСУДАРСТВЕННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ ВЫСШЕГО
ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СОЦИАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ» В г. НЕФТЕЮГАНСКЕ
ХАНТЫ-МАНСИЙСКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА-ЮГРА
ТЮМЕНСКОЙ ОБЛАСТИ
КАФЕДРА ЭКОНОМИЧЕСКИХ и ПРАВОВЫХ ДИСЦИПЛИН
МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ
по написанию курсовой работы
для студентов очной и заочной форм обучения
по дисциплинам Финансы
Экономический анализ
Инвестиции
специальности 080105.65 Финансы и кредит
направления подготовки 080100 Экономика
(Учебно-методическое пособие)
НЕФТЕЮГАНСК
Учебно-методическое пособие разработано авторским коллективом в составе: к.э.н., доцент Скрипникова Г.В., к.э.н. Каменская М.В., ст.преподаватель Власова С.А.
Рецензенты:
д.э.н., профессор Никулина И.Е.
Учебно-методическое пособие
Обсуждено и рекомендовано к изданию на заседании кафедры экономических и правовых дисциплин
Протокол № ___ от «» _________ 20___ г.
Рассмотрено на заседании Совета филиала
Протокол № ___ от «» _________ 20___ г.
Учебно-методическое пособие рекомендуется студентам, выполняющим курсовую работу, а также научным руководителям, обеспечивающих их руководство, а также рецензентам, кто их рецензирует и включает необходимую информацию для квалифицированной деятельности студента по подготовке выпускной квалификационной работы. Оно поможет студенту методически грамотно организовать свою деятельность по выбору темы, её разработке, оформлению, подготовке к защите и собственно защите.
Оглавление
Общие положения……………………………………………………….. | |
1 Порядок выбора т и утверждения темы курсовой работы ……… | |
2 Подбор и изучение источников информации……………………….. | |
3 Составление проекта плана и его окончательного варианта………… | |
4 Написание курсовой работы……………………………………………. | |
5 Структура и содержание курсовой работы............................... ……………………………. | |
6 Оформление курсовой работы............ …………………………………………. | |
7. Критерии оценки курсовой работы…………………………………… | |
ПРИЛОЖЕНИЕ А Макет титульного листа курсовой работы………… | |
ПРИЛОЖЕНИЕ Б Пример оформления содержания курсовой работы............................................................ | |
ПРИЛОЖЕНИЕ В Примеры оформления библиографического описания литературных источников, приводимых в выпускной работе……………………………………………………… | |
ПРИЛОЖЕНИЕ Г Отзыв руководителя выпускной квалификационной работы ……………………………………………………….. |
Общие положения
Одной из основных форм самостоятельной работы студентов является написание ими курсовой работы. Повышение качества подготовки специалистов, обеспечение конкурентоспособности выпускников, требует совершенствования всех форм учебного процесса и в том числе написания курсовых работ. Происходят объективные изменения в организации всего учебного процесса и в том числе в подготовке студентами курсовых работ, которые необходимо учитывать и направлять. Быстрое развитие информационных технологий, появление системы «Интернет» существенно расширяют возможности студентов по сокращению трудоёмкости выполнения курсовых работ, насыщению их проблемностью, статистическими материалами, способствуют повышению их качества.
Методические указания помогают студенту понять, что курсовая работа является формой самостоятельной работы, выполняемой студентом на определенную тему, в соответствии с перечнем тем курсовых работ по данной дисциплине. Курсовая работа выполняется под руководством преподавателя, в процессе ее написания студент развивает навыки к научной работе, закрепляя и одновременно расширяя знания, полученные при изучении теоретического курса. При выполнении курсовой работы студент должен показать свое умение работать с нормативным материалом и другими литературными источниками, а также возможность систематизировать и анализировать фактический материал и самостоятельно творчески его осмысливать.
Методические указания дадут возможность студенту правильно и квалифицированно написать курсовую работу, соблюдая при этом все стандарты по ее оформлению.
Хорошо подготовленная курсовая работа дает студенту уверенность в своей подготовленности к выполнению в будущем дипломной работы, качество которой повышается, если она является завершением самостоятельно и качественно выполненных студентом курсовых работ.
Творческое развитие логики, методов и приёмов выполнения работ – залог их соответствия нарастающим требованиям подготовки специалистов высшей школы.
Курсовая работа занимают важное место в учебном процессе высшей школы. Ее цель и главное назначение состоит в подготовке студентов к самостоятельному выполнению исследовательской работы, в овладении начальными навыками этой работы, в развитии их творческого потенциала. Отсюда основными задачами курсовой работы являются:
1) овладение первичными навыками ведения исследовательской работы; развитие творческих способностей индивидуально для каждого студента;
2) подготовка студента к выполнению дипломной работы, как начальной формы научно-исследовательской деятельности;
3) усвоение методов грамотного ведения, оформления и редактирования деловой переписки, а также выполнения практической аналитической работы: бизнес-планов, заключений, обзоров, записок, справок и т.д.
Умение вести исследование – подбирать, анализировать, обобщать материал, системно излагать его научным стилем, обосновывать выводы, оформлять работу – отличает специалиста с высшим образованием. Начальной формой научно-исследовательской деятельности студента является дипломная работа. Курсовые работы последовательно готовят выпускника, наращивая владение элементами исследовательской работы. Среди других форм развития творческого потенциала студентов – рефераты, эссе, научные доклады на студенческой научной конференции и др., курсовые работы занимают ведущее место, уступая по завершённости требований лишь дипломной работе.
В соответствии с целью и задачами назначение курсовой работы в учебном процессе конкретизируются в овладении студентами следующих знаний и навыков:
а) работа с библиографией: пользование каталогами и справочной литературой, статистическими и инструктивными материалами;
б) разработки плана работы;
в) понимания и грамотного написания введения к любой исследовательской работе;
г) методики и стиля изложения материалов работы;
д) редакционного оформления работы в соответствии с общеустановленными требованиями;
е) написание заключения, уяснение его назначения в работе;
ж) составление списка использованной литературы;
и) назначение приложений и их оформление.
Безусловно, овладение этими знаниями должно происходить постепенно, от курса к курсу, от предыдущей работы к каждой последующей круг требований должен расширяться, а их уровень возрастать.
Для студентов старших курсов задачами курсовой работы являются: обязательность наличия материалов статистических сборников, табличных, цифровых и графических данных; проблемно-поисковый характер работы, овладение методами доказательности приводимого материала, обоснование своей точки зрения и путей решения проблем. Основное внимание в постановке задач отводится умению строить и анализировать табличный материал, помещаемый в тексте научной работы, умению его анализировать, а главное – овладеть приёмами доказательности, обоснованности своей точки зрения на проблему или вывод. Студент не только характеризует проблему и своё отношение к ней, но и показывает пути её решения, предлагает методы её преодоления.
Порядок выбора и утверждение темы курсовой работы
Тематика курсовых работ по каждой дисциплине, согласно учебному плану, разрабатывается и утверждается кафедрой и, как правило, содержит перечень тем как общетеоретического и исторического содержания, так и темы, отвечающие потребностям современной практики. Студент самостоятельно выбирает тему курсовой работы. Совпадение тем курсовых работ у студентов одной учебной группы не желателен, кроме случаев, когда объект исследования разный. Он может предложить и свою тему, не указанную в перечне тем кафедры по данной дисциплине, но она обязательно должна быть согласована с научным руководителем. Целесообразно рекомендовать студентам с начальных курсов определить круг своих интересов и выполнять весь комплекс курсовых работ по одной проблематике, что углубит и расширит его творческие возможности и более полно подготовит к выполнению дипломной работы. Тема работы может быть выбрана студентом исходя из желания восполнить недостаток знаний в какой-то области, лучше подготовиться к предполагаемой будущей работе, а также определиться под воздействием тематики научного студенческого кружка или возможности использования интересных практических материалов и др. Студенты заочного отделения могут выбрать тему, отвечающую профилю работы. В любом случае выбор темы работы должен быть обоснован и не носить случайного характера.
Первоначально преподавателем по данной дисциплине для студентов устанавливается конечный срок выбора темы. Выполненная работа является формой допуска к экзамену по курсу.