Создание резерва на ремонт основных средств ОАО «Красный Октябрь»

Для целей бухгалтерского учета такой резерв с 1 января 2011 г. не создается (п. 3 приказа Минфина от 13 декабря 2010 г. № 167н, п. 4 и 5 ПБУ 8/2010, подп. 17 п. 1 приложения к приказу Минфина от 24 декабря 2010 г. № 186н).

Кроме того, приступая к рассмотрению вопроса о создании резерва на ремонт основных средств, нужно разобраться с тем, что же все-таки представляет собой сам ремонт ОС. В соответствии с положениями статьи 11 НК резерв следует применять для целей налогообложения значение данного термина, используемое иными отраслями законодательства.

Так, согласно абзацу 2 пункта 16 письма Госкомстата от 9 апреля 2001 г. № МС-1-23/1480 расходами на проведение ремонта (текущего, среднего и капитального) считается стоимость работ по поддержанию объектов основных фондов в рабочем состоянии в течение срока их полезного использования, не приводящих к улучшению первоначальных нормативных показателей функционирования.

При этом текущим ремонтом является ремонт, осуществляемый с периодичностью менее одного года для поддержания объектов основных средств в рабочем состоянии. В свою очередь под капитальным ремонтом понимается замена изношенных конструкций и деталей или смена их на более прочные и экономичные, улучшающие эксплуатационные возможности ремонтируемых объектов. Единственное исключение из данного правила – полная замена основных конструкций, срок службы которых в данном объекте является наибольшим – указанные работы капитальным ремонтом не являются (абз. 3 и 4 п. 16 письма Госкомстата России от 9 апреля 2001 г. № МС-1-23/1480).

Принимая решение о формировании резерва на ремонт основных средств, организация должна четко понимать, какие именно расходы она будет списывать за счет данного резерва. К примеру, нельзя по одному основному средству создать резерв на ремонт, а затраты на починку другого списывать напрямую в расходы. Если уж компания приняла решение формировать ремонтный резерв, то за счет него будет учитывать все затраты на ремонт ОС (письма Минфина от 19 июля 2006 г. № 03-03-04/1/588, от 20 июня 2005 г. № 03-03-04/1/8, постановление Президиума ВАС от 5 апреля 2005 г. № 14184/04). При этом речь идет исключительно о ремонте собственных основных средств. Стоимость арендованного или полученного в безвозмездное пользование имущества в расчете суммы резерва не участвует, а следовательно, за счет средств такого резерва не списывается (письмо Минфина от 22 марта 2010 г. № 03-03-06/1/159).

Порядок создания ремонтного резерва и расчета его суммы прописан в статье 324 Налогового кодекса. При этом для целей создания резерва на проведение сложного и дорогостоящего ремонта установлены особые условия.

Текущий ремонт – текущий резерв

Составляем смету на текущий ремонт, планируемый к проведению в текущем году, в соответствии с графиком проведения ремонта. При этом необходимо учесть стоимость запасных частей и расходных материалов, используемых для ремонта, расходы на оплату труда работников, осуществляющих ремонт, а также прочие расходы, связанные с осуществлением ремонта собственными силами. Кроме того, в смете отражаются затраты на оплату ремонтных работ, выполненных сторонними организациями.

При составлении сметы расходов также необходимо учитывать, что если налогоплательщик осуществляет виды деятельности, налоговая база по налогу на прибыль по которым должна определяться отдельно, аналогичным образом ведется и учет расходов на ремонт ОС. Например, при формировании резерва на ремонт производственных основных средств не учитывается стоимость объектов, относящихся к обслуживающим производствам и хозяйствам (письмо Минфина от 7 октября2003 г. № 04-02-05/3/75).

Определяем среднюю величину расходов на ремонт в год, исходя из данных за последние три года. Иными словами, общую сумму фактических расходов на ремонт за указанный срок необходимо разделить на три.

Сравниваем показатели, полученные по результатам первого и второго действий. Наименьший из них и следует рассматривать как предельную сумму отчислений в резерв за год.

Показатель совокупной стоимости ОС рассчитывается на начало налогового периода, на который формируется резерв, и представляет собой сумму значений первоначальной стоимости амортизируемых основных средств, введенных в эксплуатацию.

Рассчитываем норматив отчислений в резерв. Для этого используем формулу:

НО = ПСО / ССОС,

где:

НО – норматив отчислений;

ПСО – предельная сумма отчислений в резерв за год

ССОС – совокупная стоимость основных средств

рассчитываем размер отчислений в резерв. Здесь возможны два варианта расчета. Первый – для тех компаний, которые уплачивают авансовые платежи по налогу на прибыль ежемесячно, исходя из фактической прибыли. Такие организации определяют размер отчислений в резерв по формуле:

РОР = ССОС * НО / 12,

где:

РОР – размер отчислений в резерв;

ССОС – совокупная стоимость основных средств;

НО – норматив отчислений.

Второй вариант предусмотрен для тех организаций, для которых отчетными периодами являются квартал, полугодие и 9 месяцев. Для них формула расчета размера отчислений в резерв немного корректируется: произведение совокупной стоимости основных средств и размера отчислений они будут делить на 4, а не на 12, как в приведенной формуле.

Так или иначе, итогом вычислений должна стать сумма, которая на последнее число отчетного (налогового) периода относится в состав расходов для целей исчисления налога на прибыль (абз. 4 п. 2 ст. 324 НК). Фактически произведенные расходы на ремонт при этом значения не имеют.

В конце года по состоянию на 31 декабря организация обязана произвести инвентаризацию резерва. Для этого сумму, фактически потраченную на починку основных средств, сравнивают с суммой, списанной на расходы за счет резерва.

Если по результатам сравнения окажется, что резерв был израсходован не полностью, то есть списанные суммы превышают фактически понесенные расходы, то оставшуюся часть резерва необходимо отразить в составе внереализационных доходов (п. 7 ст. 250 НК).

Если же инвентаризация покажет, что в действительности на ремонт основных средств было потрачено больше, чем зарезервировано, то разницу между этими соответствующими величинами следует отразить в составе прочих расходов (абз. 6 п. 2 ст. 324, п. 1 ст. 260 НК).

В 2012 г. ОАО «Красный октябрь» решило создать резерв на ремонт основных средств. Планируемая сумма расходов на ремонт по смете – 150 000 руб. ОАО платит налог на прибыль ежемесячно.

Фактические расходы на ремонт основных средств за предыдущие три года составили:

– в 2008 г. – 140 000 руб.;

– в 2009 г. – 80 000 руб.;

– в 2010 г. – 110 000 руб.

Максимальная сумма резерва на ремонт основных средств составит:

(140 000 руб. + 100 000 руб. + 120 000 руб.) / 3 = 120 000 руб.

Планируемая сумма расходов на ремонт (150 000 руб.) превышает его максимальный размер. Поэтому «Красный октябрь» может создать резерв только в сумме 120 000 руб.

Ежемесячная сумма отчислений в резерв составит:

120 000 руб./ 12 мес. = 10 000 руб.

Заключение

Данная работа посвящена бухгалтерскому учету ремонтов основных средств. В ходе выполнения данной курсовой работы был определен перечень бухгалтерских счетов, которые необходимо открыть. Цель поставленная перед курсовой работой, достигнута. Рассмотрев данную курсовую работу можно сделать вывод о том, что в ней подробно рассмотрены понятия ремонта и модернизации, также подробно описана классификация видов ремонта объектов основных средств, методы отражения проведения ремонта в бухгалтерском учете предприятий - отнесения затрат на проведение ремонта на текущие затраты, создание резерва на счете 96 «Резервы предстоящих расходов». В работе раскрыты способы расчета ежемесячных отчислений в резервы и расчет сметной стоимости ремонта.

Т.е. правильность выбора того или иного метода очень важна, т.к. от этого будет зависеть себестоимость произведенной продукции (работ, услуг), а в налоговом учете - уплата налогов. Таким образом бухгалтер имеет возможность выбора метода отражения таких затрат, но этот выбор должен быть оптимальным. Он должен зависеть как от вида ремонта, так и от того, кем проводится ремонт.

В работе подробнейшим образом раскрыты подрядный и хозяйственный способы проведения ремонта и модернизации, представлены типовые бухгалтерские проводки, необходимые для регистрации и оформления данных операций, а также документы, используемые организациями в практике для оформления данных операций.

Подведя итог, мы определили, что у предприятие стоимость выполненных работ хозяйственным способом составило 25 000 рублей, после приемки технической комиссией срок полезного использования станка составил 5 лет. А На момент проведения работ по модернизации срок службы оборудования составлял 11 месяцев. Ежемесячная сумма амортизации станка после модернизации будет равна 1 939 рублей. Максимальная сумма резерва на ремонт основных средств составит 120 000 руб.

Список литературы:

1. Налоговый кодекс. I и II. – М.: Проспект, 2010.

2. Федеральный законом «О бухгалтерском учете» от 21 ноября 1996 г. №129-ФЗ.

3. План счетов бухгалтерского учета финансово – хозяйственной деятельности предприятий и инструкция по его применению, утвержденные приказом Минфина России от 31.10.00 г. №94н.

4. ПБУ 6/01«Учет основных средств»(Утверждено приказом Минфина РФ от 30.03.01 г. № 26н)

5. ПБУ 10/99 «Расходы организации» (утверждено приказом Министерства финансов РФ от 06.05.99 г. №33 н);

6. ПБУ 9/99 «Доходы организации», утв. Приказом Минфина России от 6.05.1999 г. №32н

7. Приказом Минфина РФ №26н от 30.03.01 г. «Об утверждении положения по бухгалтерскому учету «Учет основных средств» ».

8. Приказ Минфина РФ №91н от 13.10.2003 г. «Об утверждении методических указаний по бухгалтерскому учету основных средств».

9. Приказ Минфина РФ №33н от 06.05.99 Положение по бухгалтерскому учету «Расходы организации»

10. Приказ Минфина РФ №167н от 13.12.10г «Об утверждении Положения по бухгалтерскому учету Оценочные обязательства, условные обязательства и условные активы»-

11. Бухгалтерский учет / Под ред. П.С. Безруких, В.Б. Ивашкевич, Н.П. Кондраков и др. – М., 2007. – 526 с.

12. Бухгалтерский учет: Учебник/ Под. ред. П.П. Новиченко – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Финансы и статистика, 2006. – 205 с.

13. Бухгалтерский учет учебно-практическое пособие: учебник/Под.ред. Р.З. Тумасян и др. – М. ООО «Издательство «Омега - Л» – 414 с.

14. Использование компьютерных технологий в бухгалтерском и налоговом учете // Бухгалтер и компьютер, №12, 2006. – с. 21

15. Козлова Е.П., Парашутин Н.В. Бухгалтерский учет: Учебник 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Финансы и статистика, 2006. – 573 с.

16. Компьютерные программы в бухгалтерском учете // Бухгалтер и компьютер, №3, 2007. – с. 42

17. Кондраков Н.П. Бухгалтерский учет: Учеб. пособие. – 4-е изд., перераб. и допол. – М.: ИНФРА-М, 2007. – 640 с.

18. Электронная финансовая отчетность // Бухгалтерский учет, №13, 2007. – с. 14

19. Шеина Т.Н., Бухгалтерский учет – практическое пособие, М. Проект, 2010

20. Кондраков Н.П. Бухгалтерский учет: Учеб. пособие. - 4-е изд., перераб. и доп. - М.: ИНФРА-М, 2006. - 640 с. - (Серия "Высшее образование").

21. Завидова Е.И. Бухгалтерский учет - М.: «Инфра-М», 2005.-256 с.

22. Богатченко В.М., Середа К.Н. Помошник бухгалтера.- Ростов н/Д.: «Феникс», 2008.- 444с

23. Тишкова И.Е. Бухгалтерский учет - М.: «Форум», 2004.-356 с

24. www.conzultant.ru

25. www.deloman.msk.ru

26. www.soveturista77.ru


Наши рекомендации