Устанавливать правила и настаивать на их выполнении
Примечание: 3 3 Правила и требования к ребенку иногда противоречивы
И не всегда выполняются. Произвольное использование
Родительской власти
Практически не использует авторитет родителя, не уста-
Навливает правила, не следит за их выполнением. Ча-
стые «смены ролей», постоянные пререкания с детьми,
Родитель не может отказать ребенку или позволить ему
Проявить минимальную самостоятельность. Ребенок
Сам устанавливает правила
Демонстрирует полную неспособность к использова-
Нию родительской власти, не устанавливает правил,
Полная смена ролей, избегает ответственности
D8. Общение родителей
С детьми
Расшифровка
А Б
Способность родителя
Не только довести до
Ребенка собственные
Пожелания, но и научить
Его понимать сказанное
И выражать собственную
Точку зрения
Открытое общение между родителем и ребенком сво-
Бодное от страха; высказывает похвалу и демонстрирует
Поддержку ребенку в нужных ситуациях и в правильной
Форме
Общение родителей с детьми носит в целом позитивный
Характер, существуют некоторые трудности в обсужде-
Нии отдельных тем (секс, глубокие чувства), родители
Выражают поддержку ребенку, но иногда могут не об-
Ращать внимания на его высказывания. Не используют
Оскорбительных слов и выражений в общении с ребен-
Ком
Примечание: 3 3 Общение родителей с детьми ограничено. В процессе
Общения родители дают противоречивые указания, в не-
Которых случаях попытки детей выразить собственное
Мнение игнорируются, их словам не придается значе-
Ния. Иногда допускаются критические высказывания в
Отношении детей
Общение родителей с детьми минимально, не достигает
Нужного результата, ведется в жесткой форме и носит
Негативный характер. Высказывание ребенком соб-
Ственных суждений не приветствуется. Практически от-
Сутствует поддержка ребенка
Общение носит негативный и критический характер,
Используются оскорбительные слова и выражения, де-
Тям не дают возможности делиться собственными чув-
Ствами; практическое отсутствие вербальной коммуни-
Кации. Никакой поддержки ребенку
D9. Общение детей с родителями Расшифровка
А Б
Обсуждение с родителями соб-
Ственных чувств и потребностей с
Использованием вербальных и не-
Вербальных средств общения
Открытая вербальная коммуникация между
Детьми и родителями. Дети демонстрируют
Любовь и уважение к родителям, свободно вы-
Ражают собственные чувства и сообщают о
Своих желаниях
Дети в целом умеют выражать собственные
Чувства и желания в приемлемой форме
2,5 2,5
Примечание: 3 3 Ребенок испытывает определенные трудности
В выражении собственных чувств и желаний,
Демонстрирует неуверенность при начале раз-
говора и реагировании на вопросы, дает одно-
сложные ответы, иногда игнорирует родите-
Лей
Способность к общению крайне ограничена.
Игнорирует или провоцирует родителей, ис-
Пуган или отрешен. Редко делится идеями, вы-
Ражает чувства и желания
Общение с родителями неконструктивно и не-
Эффективно. Постоянные ссоры, провоциро-
Вание, оскорбление, активное игнорирование
Родителей
D10. Послушание/выполнение
Ребенком просьб, требований и
Правил родителей (опекунов)
Расшифровка
А Б
Сознательное выполнение детьми
Семейных правил и требований
Взрослых
Дети систематически и сознательно выполня-
Ют все правила семьи и указания родителей
Дети демонстрируют послушание, в основном
Выполняют правила семьи и требования взрос-
Лых
Примечание: 3 3 Дети не всегда слушаются родителей, выпол-
Няют правила семьи и указания взрослых толь-
Ко при постоянных напоминаниях и контроле
Дети в основном не слушаются родителей,
Редко выполняют правила семьи и указания
Взрослых
Полное отсутствие послушания. Отказ от
Следования правилам и выполнения указаний
Взрослых
D11. Привязанность детей
К родителям (опекунам)
Расшифровка
А Б
Оценивается степень эмо-
Циональной привязанности
Ребенка к родителям. Для
Выставления оценки по-
Наблюдайте, к кому из ро-
Дителей ребенок привязан
Больше всего и насколько.
Критерии: слова, выраже-
Ние лица, интонации, раз-