Устанавливать правила и настаивать на их выполнении

Примечание: 3 3 Правила и требования к ребенку иногда противоречивы

И не всегда выполняются. Произвольное использование

Родительской власти

Практически не использует авторитет родителя, не уста-

Навливает правила, не следит за их выполнением. Ча-

стые «смены ролей», постоянные пререкания с детьми,

Родитель не может отказать ребенку или позволить ему

Проявить минимальную самостоятельность. Ребенок

Сам устанавливает правила

Демонстрирует полную неспособность к использова-

Нию родительской власти, не устанавливает правил,

Полная смена ролей, избегает ответственности

D8. Общение родителей

С детьми

Расшифровка

А Б

Способность родителя

Не только довести до

Ребенка собственные

Пожелания, но и научить

Его понимать сказанное

И выражать собственную

Точку зрения

Открытое общение между родителем и ребенком сво-

Бодное от страха; высказывает похвалу и демонстрирует

Поддержку ребенку в нужных ситуациях и в правильной

Форме

Общение родителей с детьми носит в целом позитивный

Характер, существуют некоторые трудности в обсужде-

Нии отдельных тем (секс, глубокие чувства), родители

Выражают поддержку ребенку, но иногда могут не об-

Ращать внимания на его высказывания. Не используют

Оскорбительных слов и выражений в общении с ребен-

Ком

Примечание: 3 3 Общение родителей с детьми ограничено. В процессе

Общения родители дают противоречивые указания, в не-

Которых случаях попытки детей выразить собственное

Мнение игнорируются, их словам не придается значе-

Ния. Иногда допускаются критические высказывания в

Отношении детей

Общение родителей с детьми минимально, не достигает

Нужного результата, ведется в жесткой форме и носит

Негативный характер. Высказывание ребенком соб-

Ственных суждений не приветствуется. Практически от-

Сутствует поддержка ребенка

Общение носит негативный и критический характер,

Используются оскорбительные слова и выражения, де-

Тям не дают возможности делиться собственными чув-

Ствами; практическое отсутствие вербальной коммуни-

Кации. Никакой поддержки ребенку

D9. Общение детей с родителями Расшифровка

А Б

Обсуждение с родителями соб-

Ственных чувств и потребностей с

Использованием вербальных и не-

Вербальных средств общения

Открытая вербальная коммуникация между

Детьми и родителями. Дети демонстрируют

Любовь и уважение к родителям, свободно вы-

Ражают собственные чувства и сообщают о

Своих желаниях

Дети в целом умеют выражать собственные

Чувства и желания в приемлемой форме

2,5 2,5

Примечание: 3 3 Ребенок испытывает определенные трудности

В выражении собственных чувств и желаний,

Демонстрирует неуверенность при начале раз-

говора и реагировании на вопросы, дает одно-

сложные ответы, иногда игнорирует родите-

Лей

Способность к общению крайне ограничена.

Игнорирует или провоцирует родителей, ис-

Пуган или отрешен. Редко делится идеями, вы-

Ражает чувства и желания

Общение с родителями неконструктивно и не-

Эффективно. Постоянные ссоры, провоциро-

Вание, оскорбление, активное игнорирование

Родителей

D10. Послушание/выполнение

Ребенком просьб, требований и

Правил родителей (опекунов)

Расшифровка

А Б

Сознательное выполнение детьми

Семейных правил и требований

Взрослых

Дети систематически и сознательно выполня-

Ют все правила семьи и указания родителей

Дети демонстрируют послушание, в основном

Выполняют правила семьи и требования взрос-

Лых

Примечание: 3 3 Дети не всегда слушаются родителей, выпол-

Няют правила семьи и указания взрослых толь-

Ко при постоянных напоминаниях и контроле

Дети в основном не слушаются родителей,

Редко выполняют правила семьи и указания

Взрослых

Полное отсутствие послушания. Отказ от

Следования правилам и выполнения указаний

Взрослых

D11. Привязанность детей

К родителям (опекунам)

Расшифровка

А Б

Оценивается степень эмо-

Циональной привязанности

Ребенка к родителям. Для

Выставления оценки по-

Наблюдайте, к кому из ро-

Дителей ребенок привязан

Больше всего и насколько.

Критерии: слова, выраже-

Ние лица, интонации, раз-

Наши рекомендации