Вторым профессиональным посредником на рынке ценных бумаг является дилер.

Дилером называется профессиональный участник рынка ценных бу­маг, осуществляющий дилерскую деятельность. В Федеральном законе «О рынке ценных бумаг» определено, что «дилерской деятельностью признается совершение сделок купли-продажи ценных бумаг от своего имени и за свой счет путем публичного объявления цен покупки и (или) продажи определенных ценных бумаг с обязательством покупки и (или) продажи определенных ценных бумаг по объявленным лицом, осуще­ствляющим такую деятельность, ценам». Дилером может быть только юридическое лицо, являющееся коммерческой организацией.

Доход дилера состоит из разницы цен продажи и покупки. Поэтому дилер должен постоянно контролировать и учитывать меняющуюся

конъюнктуру рынка. Обычно он специализируется на определенных видах ценных бумаг, но крупные организации могут обслуживать ры­нок ценных бумаг в целом.

Выступая в роли оператора рынка, дилер объявляет цену продажи и покупки, минимальное и максимальное количество покупаемых и (или) продаваемых бумаг, а также срок, в течение которого действуют объяв­ленные цены.

На российском рынке в роли дилера может выступать инвестицион­ная компания, одной из функций которой является вложение средств в ценные бумаги, осуществление сделок с ними от своего имени, в том числе путем их котировки.

Функциями дилера являются:

• совершение сделок купли-продажи ценных бумаг за свой счет и от своего имени путем публичного объявления цен покупки и (или) прода­жи определенных ценных бумаг по объявленным диллером ценам;

• дополнительные обязательства по обеспечению ликвидности рын­ка ценных бумаг;

• раскрытие информации о своих операциях с ценными бумагами в случаях и порядке, предусмотренных действующим законодатель­ством.

В рамках дилерской деятельности участник торговли может при­нимать на себя дополнительные обязательства по обеспечению лик­видности рынка ценных бумаг. Эти действия участника торговли зат­рагивают прежде всего процесс формирования рыночной стоимости конкретных ценных бумаг. Такие участники торговли являются мар-кет-мейкерами.

11.2. УПРАВЛЯЮЩИЕ КОМПАНИИ
И ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
ПО УПРАВЛЕНИЮ
____________ ЦЕННЫМИ БУМАГАМИ

Одним из профессиональных участников рынка ценных бумаг могут быть управляющие компании, независимо от конкретной юри­дической формы их организации, но имеющие государственную лицен­зию на деятельность по управлению ценными бумагами. В соответствии с Федеральным законом «О рынке ценных бумаг» под деятельностью по управлению ценными бумагами признается осуществление юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем от своего имени за воз­награждение в течение определенного срока доверительного управления

переданными ему во владение и принадлежащими другому лицу в инте­ресах этого лица или указанных этим лицом третьих лиц:

• ценными бумагами и денежными средствами, предназначенными для инвестирования в ценные бумаги;

• ценными бумагами и денежными средствами, которые компания получает в процессе своей деятельности на рынке ценных бумаг.

Экономический смысл функционирования управляющих компаний и их деятельности на рынке ценных бумаг состоит в том, что они могут обеспечивать:

• как правило, лучшие результаты от управления ценными бумага­ми клиентов по сравнению с деятельностью последних за счет своего профессионализма;

• более низкие затраты, связанные с операциями на фондовых рын­ках, за счет масштабов своей деятельности;

• эффективность операций за счет одновременной работы в разных секторах рынка и (или) в разных странах.

Профессиональный участник рынка ценных бумаг, который осуще­ствляет деятельность по управлению ценными бумагами, носит назва­ние «управляющий». Собственник имущества, переданного в доверитель­ное управление (ценных бумаг и денежных средств), называется учре­дителем управления. Лицо, в интересах которого происходит управление ценными бумагами, считается выгодоприобретателем. Согласно опре­делению, выгодоприобретателем может быть либо сам учредитель уп­равления, либо названное им третье лицо.

В России, как правило, в роли управляющего выступает коммерчес­кий банк, который заключает с учредителем управления специальный договор, определяющий права и обязанности сторон, а также порядок действий по управлению ценными бумагами и денежными средствами.

11.3. КОММЕРЧЕСКИЕ БАНКИ
____________ НА РЫНКЕ ЦЕННЫХ БУМАГ

В зависимости от национального законодательства той или иной страны, исторических традиций и особенностей формирования национальных фондовых рынков банки могут играть на них различную роль.

Основная теоретическая и практическая проблема здесь состоит в том, как отделить риски, свойственные обычным «классическим» бан­ковским операциям (депозитно-ссудным и расчетным), от рисков, воз­никающих в связи с участием банков на фондовом рынке.

Мировая практика знает два подхода к проблеме сочетания обыч­ной банковской деятельности с деятельностью на рынке ценных бумаг.

Согласно одному из подходов, банкам должно быть запрещено зани­маться некоторыми видами профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг (брокерской, дилерской, организатора рынка), а также должны быть существенно ограничены отдельные виды непрофессио­нальной деятельности в качестве инвесторов (вложения в негосудар­ственные ценные бумаги, кроме дочерних банковских и финансовых компаний).

Этот подход применяется в США, где разделение универсальных банков на коммерческие и инвестиционные на рубеже 30-х годов XX в. было введено как реакция на волну массовых банкротств банков. При­чиной этих банкротств была чрезмерная активность банков по вложе­нию привлеченных средств клиентов в негосударственные ценные бу­маги и по предоставлению гарантий по таким ценным бумагам. Жесто­кий экономический кризис и депрессия привели к массовому разорению компаний, обесценению их ценных бумаг и как следствие — к цепочке банкротств банков. Свою роль сыграло также отсутствие должного государственного регулирования банковской инвестиционной деятель­ности. В результате экономического кризиса система рынка ценных бумаг и банковская система США были настолько разрушены, ослаб­лены и дискредитированы, что пришлось фактически заново перестраи­вать систему государственного регулирования финансового рынка (как рынка ценных бумаг, так и банковской системы). На этом фоне концеп­ция разделения банков на коммерческие и инвестиционные (так называ­емый «закон Гласса — Стигала») была легко принята и, надо отдать должное, в течение нескольких десятилетий успешно решала поставлен­ную перед ней задачу — защиту средств массовых вкладчиков от рис­ков, свойственных инвестициям в ценные бумаги.

В течение последнего десятилетия в США наблюдается «размывание» границ между инвестиционными и коммерческими банками путем приня­тия постепенных поправок в законодательство, расширяющих компетен­цию коммерческих банков, а также путем внедрения новых видов бан­ковских операций (особенно с производными финансовыми инструмента­ми), которые прямо не подпадают под существующие ограничения.

Второй подход представляет собой разрешение банкам сочетать обычные банковские операции с большинством операций на рынке цен­ных бумаг (как профессиональных, так и непрофессиональных). Такой подход преобладает в европейских странах и принят в качестве основ­ного для будущей объединенной Европы. Согласно этому подходу, ог­раничение риска банковских инвестиционных операций должно осуще-

ствляться не «хирургическими» методами прямого разделения функций, а путем введения специальных «встроенных» ограничителей, дестимулирующих чрезмерные инвестиции банков в ценные бумаги, путем над­лежащего государственного контроля за банковской деятельностью, а также повышенного внимания к проблеме конфликта интересов при опе­рациях на финансовых рынках.

В наиболее завершенном виде этот подход преобладает в Германии, где по законодательству исключительно банковские организации име­ют право на основании специальной лицензии работать с финансовыми средствами клиентов как в области «классических» банковских опера­ций, так и в области инвестиционной деятельности и обслуживания та­кой деятельности (например, в качестве депозитариев).

Под влиянием конкуренции в Европе некоторые банки сами внедряют в свою деятельность концепцию специализации и разделения различных банковских функций по разным филиалам и дочерним обществам. При этом, однако, необходимо подчеркнуть принцип добровольности, само­стоятельности в выборе банковской стратегии, законодательно закреп­ленную возможность при необходимости сочетать разные банковские операции в рамках одного юридического лица.

С момента возрождения современной российской банковской систе­мы (конец 80-х — начало 90-х годов) законодательство придерживалось второго подхода — универсальности банков.

По банковскому законодательству банки в России являются универ­сальными банками, т.е. совмещают обычные банковские операции с операциями на рынке ценных бумаг (непрофессиональными и професси­ональными).

Российские банки осуществляют непрофессиональные операции с ценными бумагами по общим правилам для инвесторов и эмитентов, а также в рамках нормативов и по дополнительным правилам, установ­ленным Банком России. Необходимо отметить, что Банк России регу­лирует непрофессиональную деятельность банков на рынке ценных бу­маг более жестко, чем иные российские государственные органы конт­ролируют подведомственные им коммерческие организации.

Профессиональная деятельность банков на рынке ценных бумаг осу­ществляется по общим банковским лицензиям, выдаваемым Банком России. При этом предполагается, что Банк России как единый надзор­ный и контрольный орган имеет все полномочия проверять и при необ­ходимости регламентировать профессиональную деятельность банков, в том числе и на рынке ценных бумаг. У Банка России для этого есть возможность требовать обычную и специальную отчетность, право на­значать банковские проверки и при необходимости применять к банкам

санкции (как легкие, так и серьезные, вплоть до отзыва лицензии и лик­видации банка).

Кроме того, по действующему российскому валютному законода­тельству только банки, получившие на основании лицензии Банка Рос­сии право на ведение валютных операций, могут беспрепятственно осу­ществлять как профессиональную, так и непрофессиональную деятель­ность на зарубежных финансовых рынках.

При этом Банк России применяет ряд ограничений на инвестицион­ные операции банков — повышенные коэффициенты риска при расче­те соотношения собственных средств банков и различных статей их активов, а также значительные требования к созданию внутренних банковских резервов под потенциальное обесценение вложений в цен­ные бумаги.

Деятельность банков как инвесторов и эмитентов на рынке ценных бумаг регулирует Банк России, включая установление правил бухгал­терского учета и техники проведения операций.

Современное состояние дел на российском фондовом рынке позволя­ет предположить, что в обозримом будущем банки будут занимать ли­дирующее место как среди эмитентов и институциональных инвесто­ров, так и среди профессиональных участников рынка ценных бумаг. Например, на рынке государственных ценных бумаг банки — самые активные покупатели при их первичном размещении. Основной оборот вторичного рынка с государственными ценными бумагами осуществ­ляется банками. Последние активно начинают приобретать акции пред­приятий в целях создания финансово-промышленных групп и закрепле­ния своего влияния на производящие отрасли экономики.

Кроме того, инфраструктура российского фондового рынка будет развиваться в дальнейшем за счет того, что именно банки будут предо­ставлять массовым клиентам и другим профессиональным торговцам услуги в области депозитарной, расчетно-денежной и клиринговой дея­тельности.

Итак, коммерческие банки в России могут выполнять все виды дея­тельности и все виды операций на рынке ценных бумаг, разрешенные действующим законодательством, как то:

• выступать в роли эмитентов и институциональных инвесторов;

• осуществлять брокерскую и дилерскую деятельность;

• управлять инвестициями и фондами;

• проводить расчетное обслуживание участников рынка ценных бу­маг;

• организовывать депозитарное обслуживание;

• предлагать консалтинговые услуги и т.п.

РЕГИСТРАТОРЫ

Наши рекомендации