Основополагающие принципы библейского поста
Чтобы в полной мере увидеть, какой силой обладает молитва и пост, мы должны прежде понять некоторые основополагающие принципы.
Во-первых, пост – это приглашение. Бог приглашает нас к посту, так как хочет, чтобы мы узнали Его ближе. Природа истинного желания быть с кем-то предполагает, что нас никто не заставляет этого хотеть. Это происходит добровольно. Бог приглашает нас, тем самым, Он предоставляет нам свободу выбора. У нас есть шанс спастись и отправиться на Небеса, пусть даже мы никогда в жизни не постились, и нам не посчастливилось узнать Бога ближе. Однако, когда мы говорим Ему «да», соглашаясь на пост, Бог использует это как способ привести нас к более глубокому пониманию и познанию Его сердца. Некоторые из Его благословений мы получим тогда только, когда наша духовная жажда достигнет такого накала, что мы рады поститься, лишь бы в нас стало побольше Бога. Он вознаградит нашу жажду и дарует благодать тем, кто жаждет Его.
Во-вторых, пост – это парадокс. Когда мы постимся, мы лишаем себя тех искусственных стимуляторов, в качестве которых выступает, в том числе, и пища. Мы на какое-то время отказываем себе в том, что дает нам иллюзию силы. Иногда во время поста мы чувствуем себя грубым необработанным материалом в Божьих руках, так как в этот момент мы начинаем особенно остро понимать свои греховные мотивы и страсти. Парадокс в том, что в тот момент, когда приходит болезненное понимание собственного несовершенства, наш дух становится мягче. В тот момент, когда наше тело слабеет и хочет есть, наш духовный человек становится более чувствительным к Святому Духу. При этом мы исполняемся решимости всецело посвятить себя Богу. Парадокс поста в том, что слабея физически, мы укрепляемся духовно.
В-третьих, пост – это благодать. Для того, чтобы пост стал образом жизни, мы нуждаемся в Божьей благодати. Наших собственных сил недостаточно. Пост – это не только и не столько волевой отказ от пищи, как, скорее, просьба особой благодати, чтобы познать чудо соприкосновения с Ним в посте. Добровольно избирая физическую слабость поста, мы обретаем духовную силу в своем хождении с Богом. Его благодать умножается для тех, кто ищет ее (см. 2 Пет. 1:2; 3:18).
И Бог действительно дает благодать постящимся – причем даже нашим современникам, живущим в современной западной культуре. И я со всей ответственностью заявляю, что расхожее мнение о том, что верующие двадцать первого века не могут поститься так, как когда-то постились верующие прошлых веков, есть ни что иное как ложь. Ложь, которая порождает пассивное отношение к этому чудесному дару. Мы обманываем себя, считая, что раз уж наш «ритм жизни» настолько стремителен, то регулярно поститься попросту непрактично. Возлюбленные, еще ни одно поколение не было настолько физически слабым, как наше. Современные условия комфорта, в сравнении с прошлыми поколениями, в значительной мере располагают к сидячему образу жизни. Большинству из нас приходится прилагать определенное усилие, чтобы заставить себя двигаться. Мы убеждаем себя в том, что пост это слишком тяжело; что ничего, кроме дискомфорта и усталости, мы не добьемся, тогда как в действительности страх поста гораздо хуже, чем сам пост.
Бог задумал наши тела таким образом, чтобы регулярный пост только способствовал улучшению их функциональности. В процессе поста происходит очищение и укрепление организма. Я рекомендую поститься регулярно, каждую неделю в определенные дни, вместо того, чтобы делать это хаотически, раз от разу, беря либо краткосрочные, либо длительные посты. Когда мы делаем это регулярно, наше мышление и внутренние ритмы организма неминуемо меняются. И это лишь одно из выражений благодати поста. Это подобно физическим упражнениям. Если мы прежде не делали их регулярно, начать бывает нелегко. Нужно время и постоянство, прежде чем организм перестроится и адаптируется. То же самое и с регулярным постом.
По-моему, сейчас самое время сказать «да» этой благодати, и разделить ее с Богом, создав свою собственную положительную историю молитвы и поста. Я уверен, что в свете всё более усиливающегося давления в последние дни, всё больше и больше христиан будет погружаться в благодать поста, как никогда раньше.
В-четвертых, пост – это смирение. Писание описывает пост, как нечто такое, что ведет к «смирению», или, иначе говоря, «томит» душу человека (см. Ис. 58:3, 5). Давид писал, что для него пост – это инструмент смирения перед Богом (Пс. 34:13; 68:11). Наш организм изнурён, в голове туман, и, кажется, что, за что бы мы ни брались, всё валится из рук. Неожиданно для себя, мы понимаем, что не в состоянии справиться даже с самыми что ни на есть простейшими задачами – тем, что раньше воспринималось, как нечто само собой разумеющееся. Возлюбленные, ясно одно: в посте приходит смирение. Это и есть Божий замысел.
Пятый принцип гласит, что пост – это поклонение. Только тот, кто по-настоящему слаб, постится и молится; только тот, кто осознает свою нужду в Боге, кто понимает, что ему нужно больше Бога, будет поститься. Пост – это декларация, демонстрация нашей нужды в Нем. В посте мы говорим о том, что хотим посвятить себя Ему, и сделать для этого все необходимое. Это драгоценно для Него. Когда Божий народ смиряется в посте, стремясь убрать всё лишнее, всю нечистоту, Бог расценивает это как поклонение Ему. В Послании к Римлянам (12:1) написано: «Умоляю вас… представьте тела ваши в жертву живую, святую, благоугодную Богу, - ибо это ваше духовное поклонение».