Методы оценки платежеспособности.

Содержание, задачи и методы ТЭА.

Хоз-ная дея-сть многогранна, это не только пр-во продукции и ее реализация, это и вопрос соц. развития коллектива, вопрос экологического воздействия данного пр-ва на окруж. среду и многие другие вопросы. Эта многогранность требует системного и комплексного знания обо всех ее аспектах. Таким средством получения целостного знания хоз. дея-сти пред-тия и выступает ТЭА. Анализ –разложение (греч.). предметом курса яв-ся знание о методических основах и способах анализа, применяемых его исполнителями, о целях и задачах внешнего и внутреннего анализа, об организации внешнеэкон. анализа на пред-тии.

Принципы системного подхода:

1. любое пред-тие представляет собой систему, т. е. опред-ную целостность, состоящую из нескольких частей, каждая из которых привносит своеобразие в характеристику целого,

2. пред-тие яв-ся сложной, имеющей несколько целей, открытой системой (т.к. оно не может существовать само по себе, оно нуждается в поставщиках и покупателях) действует в определенной окруж. среде, параметры которой находятся в постоянном движении.

Комплексный анализ представляет собой совокупность опред. принципов, методов и приемов всестороннего изучения ТЭ дея-сти пред-тия, это и есть содержание анализа. Осн. понятия комплексного анализа:

1. наличие единой цели анализа, что позволяет объединить определенные виды анализа и факторы пр-ва в единую систему;

2. системность, которая прояв-ся в опред-ой логичности обоснованной последовательности рассмотрения показателей произ.- хоз. дея-сти;

3. полнота и всесторонность;

4. согласованность и одновременность анализа.

Ком. анализ опирается на систему обобщающих экон. пок-лей, характеризующих конечные рез-ты произ.- хоз. дея-сти пред-тия, вместе с тем анализ, обобщающих пок-лей дополняется анализом частных показателей и факторов, определяющих уровень обобщающих показателей. Для проведения анализа используется все совокупность экон. пок-лей, которые выступают основ. инструментом количественной и качественной характеристики целей и итогов хоз. дея-сти. При этом цели характеризуются системой плановых показателей, а итоги системой фактически доступных отчетных показателей. Каждый показатель дея-сти пред-тия складывается под воздействием множества факторов. Факторы – это причины, воздействующие на данный показатель или ряд пок-лей. Главной задачей анализа яв-ся выявление всей совокупности разнообразных факторов и оценкой действия на результативность дея-сти пред-тия. Каждый пок- ль хоз.дея-сти имеет двойственных характер и при исследовании может рассматриваться либо в активной, либо в пассивной форме как результат (следствие) др. показателей, факторов. Двойственный характер показателей хоз. дея-сти позволяет выстроить цепочку причинно-следственных связей между ними. Эти связи могут быть описаны с помощью различных аналитических формул: ритмичность R=П/(Ф+О), прибыль П=(Ц-С)*N.

Определение комплексного ТЭА производственно-хоз. и финансовой дея-сти предприятия:

1. комплексный обзор обобщающих показателей производственно-хоз. и финансовой дея-сти предприятия;

2. анализ организационно-технического уровня пр-ва;

3. анализ объема пр-ва, качества продукции;

4. анализ использования ОПФ и работы оборудования;

5. анализ материально-технического обеспечения и использования материальных ресурсов;

6. анализ использования труда и раб. кадров;

7. анализ издержек пр-ва и с/с продукции;

8. анализ прибыли и рентабельности продукции и пр-ва;

9. анализ финансового состояния и оборачиваемости оборотных средств;

10. обобщающая оценка производственно-хоз. и финансовой дея-сти предприятия.

Объектами анализа яв-ся производственно-техническая, финансовая, снабженческо-сбытовая, внешнеэкономическая и др. стороны дея-сти предприятия, процессы использования сырья и материалов, энергетических ресурсов, основных фондов и промышленных мощностей, трудовых, денежных и прочих ресурсов, эффективность пр-ва предприятия в целом и в отдельных его подразделениях. Цель анализа деятельности предприятия заключается в оценке результативности этой дея-сти и выявлении резервов повышения эффективности продукции. Оперативных анализ связан с финансами оперативного управления: снабжением, производством, сбытом, финансовыми расчетами, контролем за ходом выполнения текущих планов. Назначение оперативного анализа – установить причины возникающего отклонения от рассчитанного хода производства, оценить их возможные последствия, разработать необходимые меры по установлению «-« и закреплению «+» факторов. Такой анализ проводится за небольшие отрезки времени: смене, сутки, неделя, месяц. Текущий анализ направлении на изучение факторов и отдельных явлений, оказывающих влияние на деятельность пр-ва в течении квартала, полугодия, года, а также на отслеживание соответствия полученных результатов в соответствии с планами, стандартами, что необходимо для корректирования текущей дея-сти. Перспективный анализ проводится более 1 года и, как правило, в динамике для того, чтобы изменить тенденции нарушения, его назначения в подготовке данных для определения стратегии развития предприятия.

Внешний анализ – внешние показатели (акционеры, банки и др. кредиторы, налоговые органы, фондовые биржи, наемный персонал, профсоюзы стратегические и др. органы и ведомства, поставщики, конкуренты, потребители). На основе данных публикуемой отчетности перечисленные группы пытаются определить и оценить следующее:

1. имущественное состояние предприятия;

2. финансовая устойчивость и платежеспособность;

3. интенсивность использования капитала;

4. изменение финансового положения за год и динамике;

5. распределение прибыли и привлечение в оборот др. источников капитала;

6. связи с банками, поставщиками.

Внутренний анализ используется руководителями предприятия, ими определяются и круг задач, решаемыми предприятием. Решает задачи контроля за повседневной дея-стью – оперативный анализ. Задачи прогнозирования – получение наилучших результатов работы путем сравнения наилучших возможных вариантов решений – перспективный анализ. Фактического использования планов – текущий анализ.

Основные этапы аналитической работы:

1.а) составление цели анализа, разработка программы и распределения работ между исполнителями, определение источников информации, разработка макетов таблиц и методов указаний по их заполнению;

Б) подготовка материалов для анализа, подбор информации, проверка достоверности информации, аналитическая обработка информации;

В) предварительные оценки, характеристика выполнения плана по изучаемым показателям, характеристика изменения показателей по сравнению с предыдущими, хар-ка использование ресурсов;

2.а) анализ причин динамических изменений и отклонений от планов, определение круга взаимодействующих факторов и их группировка, раскрытие связей между финансами;

Б) изменение влияния факторов, оценка ущерба, нанесенного отрицательно влияющими факторами;

В) выявление неиспользованных возможностей, улучшение изучаемых показателей;

3. итоговая оценка, сводный подсчет резервов, обобщение результатов анализа.

Выводы по результатам анализа, сводный подсчет резервов и рекомендации по их мобилизации.

Основными требованиями к анализу яв-ся достоверность и объективность данных, оперативность, сопоставимость одних и тех же данных, правильность и четкость оформления первичных документов, систематизация и стандартизация отчетной, плановой и др. документации, релевантность (отбор) из всего объема наличной информации той ее части, которая имеет отношение к делу. Выполнение этих действий обеспечивает качество анализа, информации, выводов и решений на ее основе.

Методы экон. анализа представляет собой способ системного комплексного изучения, измерения и обобщения влияния отдельных факторов на динамику хоз. развития. Он осуществляется на основе применения спец. способов обработки информации, характерными особенностями которого яв-ся:

1. системность подхода, что появляется в изучении объекта с учетом всех его внешних и внутренних связей, как часть системы более высокого иерархичного уровня (участок, цех, завод),;

2. комплексность, зак-ся в изучении всего комплекса многократных факторов, изучение причин изменения факторов и взаимосвязи их между собой.

Значение, задачи и содержание анализа объемов производства и реализации продукции.

Анализ дея-сти произ. пред-тия начинается с изучения объема пр-ва и темпов его роста, т.е. с оценки выполнения плана пр-ва и реализации продукции.

Основными задачами яв-ся:

1. оценка выполнения плана и изменений в объеме, составе и каче-стве прод-ции, а также ритмичности пр-ва за изучаемый период;

2. выяснение причин отклонения от плана и изменений по сравнению с предыдущим периодом в соответствии с потребностями рынка;

3. выявление резервов роста объема продукции, улучшение ее состава и качества, усиление ритмичности пр-ва и реал-ции.

Произ. программа определяется на основе плана пр-ва в виде системы показателей. Расчет в натуральном, условно-натуральном, стоимостном выражении. Показатели: валовый выпуск (ВВ), внутризаводской оборот (ВнО), валовая продукция (ВП), товарная продукция (ТП), реализованная продукция (РП), изменение остатков ОНЗП и ПФ.

Взаимосвязь названных показателей можно отразить след.формулами: ВП=ВВ-ВнО; ТП=ВП(+-)ОНЗП; ОНЗП=Онг-Окг; ГП=ГПнг-ГПкг; РП=ТП(+,-) ГП; ВП=ТП+Окг-Онг.

Оценка выполнения плана и динамика объемов продукции: план по реализации считается выполненным при условии, что план поста-вок выполнен по всем требованиям в соответствии с договором (кол-во, ассортимент, качество, сроки поставок). Перевыполнение плана по др. видам изделий не учитывается, поэтому план реализации не может быть выполнен более чем на 100%.

Состав, номенклатура и ассортимент продукции: для анализа состава используется группировка: сравниваемая и несравнивемая ТП, основная продукция, в т.ч. экспорт, ТНП, товары хоз. значения, неаттестованная, не подлежащая аттестации, соответствующая производственному профилю предприятия и несоот-щая, из полноценного сырья и материалов, из отходов и вторичного сырья. Анализ выполнения плана по номенклатуре и ассортименту имеет большое самостоятельное значение в анализе произ. программы. Номенклатура – перечень наименований продукции, предусмотренной в плане отдельными позициями. Ассортимент – перечень разновидностей продукции определенного наименования, отличающейся тех-экон. характеристиками (качеством, внешним видом, упаковкой). Полный ассортимент – это исчерпывающий перечень всех видов и разновидностей выпускаемой продукции. При большом ассортименте изделий объединяются в группы, и анализ ведется по групповому ассортименту. Способ оценки выполнения плана по номенклатуре путем исчерпания среднего %: Кн=∑Вф(пл)/Впл, н – кол-во номенклатурных позиций.

Анализ качество продукции: уровень качества определяется степенью полезности продукции, т. е. тем, на сколько она способна удовле-ть запросы потребителя по всем ее параметрам (качеством, внешним видом, упаковкой). Степень полезности хар-ется множество признаком. Качество продукции ГОСТ, РОСТ, ТУ, для некоторых видов продукции по маркам, сортам. При анализе необходимо сопоставить качествен. хар-ки выпускаемой продукции, предусмотренными ГОСТами и т.д. после этого анализируются след. виды пок-лей:

1. характеризующие структуры по выпускаемой продукции (уд. вес продукции высшец категории, 1 категории, неаттестованной, бракуемой продукции, по кот. поступили претензии,

2. характеризующие конкурентоспособность выпускаемой продукции (надежность, долговечность, ремонтопригодность, удельный вес продукции, поступающей на экспорт, кол-во стран, поставляемой продукции, кол-во запатентованной продукции;

3. анализ брака - окончательный или исправимый, причины возникновения брака, степень вины оборудования, степень вины работника, орган-тех, причины, результат причиненного ущерба.

Анализ ритмичности яв-ся важным показателем работы пред-тия, хар-ет равномерность выпуска продукции, мах. использование промыш. площадей и рабочего времени, обеспечивает равноме-рную и своевременную реализацию продукции в соответствии с договорами, согласованность в работе всех промышленных звеньев, а также и отраслей. Нарушение ритмичности влекут непроизвод. расходы: оплата простоев и сверхурочных часов, повышение кол-ва брака, штрафа и неустойки за срывы поставок, повышенных расход ресурсов, понижение качества продукции.

Обобщенный показатель ритмичности – это коэф-т ритмичности: Кр=∑Вф(пл)/Впл(мес) – рассчитывается подекадно, помесячно; равномерности: Крав=∑Вф(пл)/Впл – рассчитывается от 1 до 23 рабочих дней.

Методы оценки платежеспособности.

Одним из показателей, характеризующих фин. положение пред-тия, является его платежеспособность, т.е. возможность своевре-менно погашать свои платежные обязательства наличными денеж-ными ресурсами. Оценка может производится след-ми методами:

1. оценка на основе ликвидности баланса;

2.оценка на основе коэффициента ликвидности.

1).Ликвидность баланса - это степень покрытия долговых обязательств предприятия его активами, срок превращения которых в денежную наличность соответствует сроку погашения платежных обязательств. Предполагает изыскание средств только за счет внутренних источников. Ликвидность может быть текущей, т.е. на текущую дату и перспективной, т.е. в будущем при осуществлении определенных операций.

Анализ ликвидности баланса заключается в сравнении средств по активу, сгруппированных по степени убывающей ликвидности с краткосрочными обязательствами по пассиву, сгруппированных по степени срочности их погашения.

Первая группа (А1) включает в себя абсолютно ликвидные акти-вы, как денежная наличность и краткосрочные фин-вые вложения;

Вторая группа(А2) – это быстро реализуемые активы: ГП, товары отгруженные и дебиторская задолженность. Ликвидность этой группы зависит от своевременности отгрузки прод-ции. Оформ-ления банковских документов, скорости платежного документо-оборота в банках, спроса на продукцию, её конкурентоспособ-ность, платежеспособность покупателей, форм расчетов и др.

Третья группа (А3) – это медленно реализуемые активы (произ-ные запасы, НЗП, расходы будущих периодов). Значительно боль-шой срок пройдет для превращения их в ГП, а затем в денежную наличность. Четвертая группа (А4) – это трудно реализуемые активы: основные средства, нематериальные активы, долгосрочные фин.вложения, незавершенное строительство.

Соответ-но на 4 группы разбиваются и обязательства пред-тия:

П1 – наиболее срочные обязательства, которые должны быть погашены в течение месяца (кредиторская задолженность и кредиты банка, сроки возврата по которым наступили, просроченные платежи);

П2 – среднесрочные обязательства со сроком погашения до одного года (краткосрочные кредиты банка);

П3 – долгосрочные кредиты банка;

П4 – собственный (акционерный) капитал, находящийся постоянно в распоряжении предприятия.

Баланс считается абсолютно ликвидным. Если:

А1≥П1; А2≥П2; А3≥П3; А4≤П4. при нарушении хотя бы одного соотношения ликвидность баланса нарушается, соответственно нарушается и платежеспособность.

2). Коэф-нт ликвидности используются для внешнего анализа и представляют собой интерес для различных групп внешних субъектов: коэф-нт абсолютной ликвидности для поставщиков сырья и материалов; коэффициент быстрой ликвидности для банков; коэффициент текущей ликвидности для инвесторов.

Коэффициент абсолютной ликвидности (норма денежных резервов) определяется отношением денежных средств и краткосрочных фин.вложений ко всей сумме краткосрочных долгов предприятия К=А1/(П1+П2) ≥0,2. показывает, какая часть краткосрочных обязательств может быть погашена за счет имеющейся денежной наличности. Чем выше его величина, тем больше гарантия погашения долгов. Однако и при небольшом его значении предприятие может быть всегда платежеспособным. Если сумеет сбалансировать и синхронизировать приток и отток денежных средств по объему и срокам.

Коэффициент быстрой ликвидности – это отношение совокуп-ности денежных средств, краткосрочных фин.вложений и кратко-срочной дебиторской задолженности, платежи по которой ожи-даются в течение года к сумме краткосрочных фин.обязательств. К=(А1+А2)/(П1+П2) ≥0,7 однако может быть и выше. Если большую долю ликвидных средств составляет дебиторская задолженность, часть которой трудно своевременно взыскать.

коэффициент текущей ликвидности (общий коэффициент покрытия долгов) – это отношение всей суммы оборотных активов, вкл. Запасы, к общей сумме краткосрочных обязательств. Показывает степень покрытия оборотными активами оборотных пассивов. Обычно удовлетворяет коэффициент от 1,5 до 2. превышение оборотных активов над краткосрочными обязательствами обеспечивает резервный запас для компенсации убытков, которые может понести предприятие при размещении и ликвидации всех оборотных активов кроме наличности. Чем больше этот запас, тем больше уверенность кредиторов, что долги будут погашены.

Наши рекомендации