Экономический цикл. Фазы экономического цикла.
Экономический цикл - повторяющиеся на протяжении ряда лет колебания различных показателей, экономической активности, темпа роста ВНП, общего объема продаж, уровня цен, уровня безработицы и т.д.
Четыре фазы экономического цикла:
1. Подъем: серия нововведений, возникновение новых товаров, новых предприятий, процентных ставок, цен и т.д.
2. Спад: тоже самое, только наоборот.
3. Депрессия: официально от 1,5-3 лет; происходит приспособление к новым условиям жизни и потребностям.
4. Оживление: рост цен, рост процентных ставок, появление новых сегментов рынка.
в росии 10 лет.
Признаки наступающего кризиса.
Признаки наступающего кризиса, можно отнести:
∙ снижение рентабельности производства;
∙ затоваривание (скидки, маркетинговые акции, выплатить продукцией зарплату работникам, ищем новых клиентов, госзакупка, реорганизация предприятия);
∙ финансовые затруднения;
∙ задолженность по заработной плате (обещаем заплатить, отправляем на повышение квалификации, то есть повышение самооценки);
∙ неплатежеспособность на некоторый срок;
∙ нарастающий физический износ оборудования;
∙ затяжной технико-технологический кризис (например, АвтоВАЗ);
∙ увеличение оттока квалифицированных кадров предприятия
Классификация кризисов.
Классификация кризисов:
1. По масштабам проявления кризиса:
1.1 Общесистемный - при котором основные компоненты общества пришли во взаимное не соответствие.
1.2 Локальный - кризис, охватывающий лишь часть системы.
2. По проблематике:
2.1 Макрокризис.
2.2 Мезокризис - кризис, возникший на уровне межотраслевых хозяйственных связей.
2.3 Микрокризис.
3. По сферам и областям деятельности:
3.1 Кризис политический.
3.2 Кризис экономический - резкое ухудшение экономического состояния страны.
3.3 Экологический кризис.
3.4 Финансовый кризис.
3.5 Социальный кризис - противоречия в интересах различных социальных групп.
3.6 Технологический кризис.
4. По латентности:
4.1 Явные кризисы - протекают заметно и легко обнаруживаются.
4.2 Скрытые - менее заметные, сложнее избежать, трудно обнаружить.
6.Факторы кризиса:понятия виды.
Фактор кризиса - событие, или зафиксированное состояние, или установленная тенденция, свидетельствующие о наступлении кризиса.
Причина кризиса — события или явления, вследствие которых появляются факторы кризиса.
Например, инфляция является фактором кризиса, причиной инфляции может быть увеличение массы денег, связанная с большим государственным долгом и невозможностью его погашения в определенный период времени. Симптомом же кризиса могут быть, например, использование долларов в расчетных операциях, неоправданный и неумеренный рост заработной платы, повышение цен и пр.
В организации факторами кризиса могут рассматриваться снижение качества продукции, нарушение технологической дисциплины, старение технических средств, большая задолженность по кредитам. Причиной могут быть финансово-экономические просчеты, общее положение экономики, низкая квалификация персонала, недостатки системы мотивирования. Симптомы кризиса — появление первых признаков отрицательных тенденций, устойчивость этих тенденций, деловые конфликты, нарастание финансовых проблем и др.
К проблеме возникновения кризисов в организации можно подойти и с системологических позиций. Любая организация является системой, потому что состоит из взаимосвязанных элементов, частей, компонентов и пр. и представляет собой целостность. При этом развитие организации, даже при ее количественном росте, не изменяет общих характеристик ее целостности, если, конечно, не происходит ее разрушения.
Человеческий фактор риска
В руководстве предприятием важно управление всеми факторами производства и всеми видами используемых ресурсов, однако ведущее место, несомненно, принадлежит управлению персоналом.
Одной из важных составляющих управления персоналом на кризисных предприятиях является кадровая политика. Ее цель - обеспечение оптимального баланса сохранения и обновления кадров в соответствии с потребностями предприятия и состоянием рынка труда. Существуют четыре типа кадровой политики в условиях кризиса предприятий.
1. Пассивная кадровая политика. У руководства предприятия нет четко выраженной программы действий в отношении персонала, и в условиях кризиса на предприятии кадровая деятельность сводится в лучшем случае к ликвидации негативных последствий работы.
2. Реактивная кадровая политика. Руководство предприятия осуществляет контроль за симптомами кризисной ситуации (возникновение конфликтных ситуаций, отсутствие достаточно квалифицированной рабочей силы для решения задачи, а также мотивации к высокопродуктивному труду) и предпринимает меры по локализации кризиса.
3. Превентивная кадровая политика. Руководство предприятия имеет обоснованные прогнозы развития ситуации, однако у него нет средств для воздействия на эту ситуацию.
4. Активная (рациональная) кадровая политика. Руководство предприятия имеет удовлетворительный диагноз и обоснованный прогноз развития ситуации, а также средства для воздействия на нее.
Конфликт - это отсутствие согласия между двумя или более сторонами. Для организаций, переживающих кризис, разрушительные последствия конфликта особенно нежелательны. Но вместе с тем конструктивный конфликт - единственный способ поиска путей выхода из кризиса конкретного предприятия. Только его персонал владеет информацией о внутреннем взаимодействии и реальных возможностях коллектива. Реализация же этого потенциала, его материализация в реструктуризации бизнеса, освоении нововведений немыслима без конфликтов. При определенных условиях конфликты имеют функциональные, позитивные для организации результаты:
- инициирование изменений, обновления, прогресса;
- ясное представление назревшей проблемы и создание благоприятной почвы для ее решения вследствие предания гласности реальных позиций сторон по тому или иному вопросу, а также аргументирования, четкой формулировки и выражения интересов
- мобилизация внимания, интереса и ресурсов для решения проблем и как следствие - экономия рабочего времени и средств организации;
- формирование у участников конфликта чувства сопричастности принятому в результате этого конфликта решению, что облегчает его реализацию;
- стимулирование более продуманных и обоснованных действий для того, чтобы доказать свою правоту
- побуждение участников к взаимодействию и выработке новых, более эффективных решений, устраняющих саму проблему или уменьшающих ее значимость;
- развитие у участников конфликта способности к сотрудничеству в будущем, когда конфликт урегулируется в результате взаимодействия сторон. Приводящее к согласию честное соперничество увеличивает взаимное уважение и доверие, необходимые для дальнейшего сотрудничества;
-разрядка психологической напряженности в отношениях между людьми, более четкое определение их интересов и позиций;
- преодоление традиций группового мышления, конформизма, «синдрома покорности», формирование у работника свободомыслия и развитие индивидуальности;
- выработка у участников конфликта навыков относительно безболезненного решения потенциальных проблем
- усиление групповой сплоченности в случае возникновения межгрупповых конфликтов.
Типы кризисов
9.Экономические кризисы: понятия причины
Основные внутренние причины экономического кризиса:
1. Неконкурентная позиция предприятия - низкий уровень квалификации руководителей, малый сегмент рынка на который действует предприятие, отсталая технология.
2. Несоблюдение принципов деятельности предприятий - слабая кадровая политика, недостаточная мотивация труда, слабая инновационная деятельность, слабая адаптивность предприятия к изменениям внешней среды.
3. Отсутствие необходимых ресурсов предприятия и низкая степень использования имеющихся ресурсов - значительный объем незавершенного строительства, низкий уровень оборачиваемости активов, большое количество продуктов на складе, недобор или перебор продукции, изношенность основных средств (оборудования), длительный производственный цикл.
4. Отсутствие маркетинговой политики - отсутствие ценовой политики, отсутствие сбыта, отсутствие стратегии развития предприятия, слабая (неопределенная) сегментация рынка, неэффективная маркетинговая программа, плохой ассортимент продукции.
5. Слабое финансовое управление - низкая ликвидность предприятия, использование кредитных средств с высокой стоимостью, низкая рентабельность предприятия, неоптимизированная структура капитала, низкая деловая активность, слабая инвестиционная политика.