Глава 4. Особенности функционирования системы
На данном этапе имеет смысл остановиться и посмотреть, чего мы достигли в деле построения той самой абстракции - формализованной системы, которая должна адекватно представлять исследуемую «рыночную» систему.
Во-первых, мы сформулировали в общем виде выходные параметры исследуемой системы – индексы процветания (см. Главу 2). Однако до сих пор не все индексы в достаточной степени конкретизированы. Это касается индекса направления «благосостояние» и направления «устойчивость». С направлением «благосостояние» на данном этапе рассмотрения особых вопросов нет: в п.3.1 мы определили понятие «баланса состояния» физического лица, соответственно, индексом направления «благосостояние» можно считать совокупность «балансов состояния» всех физических лиц-членов системы (этот индекс будет уточнен в п.5.3). С направлением «устойчивость» пока никаких продвижений нет, поскольку мы еще не исследовали систему на устойчивость.
Во-вторых, мы построили «базовую» статическую структуру системы, выделив все «статические» элементы системы: физические лица-участники, организации-участники, Управление.
В-третьих, мы построили «базовую» динамическую структуру системы, определив исчерпывающий набор «базовых» процессов системы: процессы чистого потребления (ПЧП) – представляют функционирование физических лиц-участников, производственные процессы (ПП) – представляют функционирование организаций-участников, процесс Управления представляет функционирование Управления. Определены механизмы возникновения процессов и алгоритмы их функционирования (см. п.3.4.2). Особое внимание было уделено представлению взаимодействия процессов. Для этого была построена «денежная структура системы», дающая замкнутое представление о движении денег на разных уровнях этой структуры. Подробно представлены механизмы ценообразования.
Таким образом, на данном этапе построения формализованной системы мы имеем абстракцию, структура которой полностью (без каких-либо существенных упрощений) отражает структуру реальной «рыночной» системы в части экономической деятельности ее участников (то есть деятельности, связанной с обеспечением физических лиц продуктом, см. Главу 3). Это дает основания использовать формализованную систему уже в качестве объекта для исследований (экспериментов) для получения ответов на различные вопросы, касающиеся функционирования реальной системы. В первую очередь нам придется исследовать систему на устойчивость для конкретизации соответствующего индекса процветания.
В Главе 2 устойчивость по отношению к некоторым влияниям на систему определялась как такое качество системы, при котором любые комбинации значений этих влияний не могут привести к неприемлемым значениям индексов процветания №№1-3. В традиционном определении понятие устойчивости обычно связывают с неким «приемлемым» состоянием «равновесия», в котором система пребывает при отсутствии влияний, способных вывести ее из этого состояния. Если такие влияния появляются, то реакция системы может происходить по двум сценариям. В первом сценарии система вернется в первоначальное состояние «равновесия» либо перейдет в другое «приемлемое» состояние «равновесия». В этом случае систему считают устойчивой к данному влиянию. Во втором сценарии система переходит в некое «неприемлемое» состояние и/или разрушается. В этом случае систему считают неустойчивой к данному влиянию. Данное определение является частным случаем нашего определения.
Здесь следует отметить, что все традиционные представления о «рыночных» системах предполагали наличие в системе некоего «глобального» равновесия. К сожалению, какого-либо внятного определения этого понятия автору найти не удалось. Возможно, это предположение следовало из веры в «самонастраиваемость» системы, то есть способность системы «адаптироваться» к различным влияниям, что, по-видимому, предполагало переход к состоянию «равновесия». Так или иначе, но все традиционные представления предполагали, что изолированная система, то есть система при отсутствии внешних воздействий, переходит в некое состояние «равновесия», в котором может находиться бесконечно долго. Данное предположение, как и предположение о «самонастраиваемости», имеет определенные основания. Например, потоки спроса и предложения для конкретного продукта в реальном секторе демонстрируют «взаимную адаптацию» и переход к равновесию. Однако из этого не следует, что существует состояние «глобального» равновесия. Более того, есть веские основания в этом сомневаться. Эти основания становятся очевидными после выделения полного набора «базовых» процессов системы. Все эти процессы, на первый взгляд, для своего развития требуют наличия прибыли на постоянной основе. Будет прибыль – процессы будут идти (и, возможно, расширяться), не будет прибыли – процессы будут сворачиваться. С другой стороны, очевидно, что процессы взаимодействуют и что в замкнутом наборе процессов прибыль одного процесса всегда возникает за счет убытка другого процесса. Если убыточный процесс будет сокращаться, то это обязательно приведет к сокращению прибыли в другом процессе, который тоже будет сокращаться и усугубит убыток в первом процессе, и т.д. В результате остановятся все процессы.
На этом этапе возникает обоснованное предположение о том, что для функционирования системы совершенно необходимо на постоянной основе «доливать» в нее деньги, которые и будут обеспечивать постоянную положительную прибыльность процессов участников, что даст возможность этим процессам и дальше развиваться. Если это предположение окажется истинным, то это поставит под сомнение догму о том, что «рыночная» система является «самонастраиваемой», то есть способной эффективно развиваться без внешних управляющих воздействий. А это, в свою очередь, поставит по сути новый вопрос о грамотном управлении «рыночной» системой. Поэтому прежде чем идти дальше, необходимо либо подтвердить, либо опровергнуть данное предположение. Для этого проведем ряд вычислений и экспериментов на недавно построенной формализованной системе.