Как читать быстрее, используя ключевые слова
Хью был топ-менеджером в строительной компании. Он оставил школу в 15 лет, став кормильцем семьи, когда умер его отец. Почти за сорок лет жизни он прошел путь от рядового рабочего до своего нынешнего положения. Его карьера была обусловлена такими качествами, как упорство, напряженная работа, решительность. Но он чувствовал, что теперь этих качеств недостаточно.
«Раньше все было несколько иначе», - объяснял он. - Вы были десятником, знали своих ребят, знали свою работу и просто выполняли ее. А теперь вокруг люди с МВА, разговаривающие о дисконтировании денежных потоков. Нам трудно удержаться».
После того, как мы с Хью потратили некоторое время на выявление областей развития личной эффективности, одной из таких областей было признано чтение. Работа Хью требовала чтения большого количества технической документации и документов, таких как отчеты менеджеров, заключения комиссий. Кроме того, от него требовалось усваивать содержание широкого спектра книг и статей, связанных с его профессиональной деятельностью. Однако Хью продолжал читать так, как он это делал всегда, — медленно, делая карандашные пометки, а иногда и отслеживая пальцем читаемые фразы.
Прагматизм ключевых слов, концентрирующих в одном смысл пяти—семи из читаемых, сразу же стал ясен Хью. Однако ему надо было научиться сидеть расслабившись и задавая себе вопрос о содержании читаемого текста и о том, что он из него хочет узнать. Приведенный выше пример был, конечно, о взаимосвязи оплаты и резуль-
тативности в работы, но он был написан в несколько провокационной манере, таким образом, чтобы отвлечь читателя другими темами, например, о миллионере-водопроводчике и наследнике недвижимости. Хью научился без напряжения просматривать текст, улавливать ключевые слова и затем перечитывать текст снова, обращая внимание только на эти ключевые слова. Даже при чтении документов, требующих особого внимания, Хью пришел к выводу, что с использованием метода ключевых слов он стал тратить на это в пять раз меньше времени. С помощью ключевых слов он проглатывал требующие чтения материалы, удивляя себя и окружающих. Он прокомментировал это так: «Я никогда не думал, что чтение может быть настолько приятным».
Buzan, Tony (1970), Use Your Brain, London: BBC Publications.
Комментарий
1 Проблема стоит того, чтобы потратить время на самообучение. Это время быстро окупится. Из последних публикаций методик быстрого чтения можно порекомендовать книгу: Зиганов М.А. Как повысить культуру чтения или как сделать чтение приятным. В 3-х книгах. 6-е изд. - М: Образование, 2000.
Цикл обучения
действиям