Сущность и цели денежно-кредитной политики государства. Особенности денежно-кредитной политики в РФ в 1990-х и 2000-х гг. и ее основные результаты
Ключевым звеном системы выступает Банк России. По действующему законодательству его уставной капитал и иное имущество составляет федеральная собственность, которой он владеет, пользуется и распоряжается. Однако государство отвечает по обязательствам Банка России, а Банк России – по обязательствам государства. Банк России – юридическое лицо, с той лишь особенностью, что оно не имеет устава и не регистрируется в налоговых органах. Банк России – некоммерческая организация, получение прибыли не является целью его деятельности. Прибыль после направления ее резервы и фонды перечисляются в доход федерального бюджета.
Источниками получения прибыли являются: процентные доходы по кредитам и депозитам, доходы от операций с ценными бумагами и драгоценными металлами, полученные дивиденды по паям и акциям и др.
Основными целями деятельности Банка России являются:
а) защита и обеспечение устойчивости рубля, в том числе его покупательной способности и курса по отношению к иностранным валютам;
б) развитие и укрепление Банковской системы Российской Федерации;
в) обеспечение эффективного и бесперебойного функционирования системы расчетов.
Банк России имеет право эмитировать наличные деньги, изымая их из обращения, принимая решение о выпуске в обращение новых банкнот и монет. Разрабатывает и приводит в жизнь единую денежно-кредитную политику. Непосредственно сам или через создаваемый при нем орган осуществляет банковское регулирование и надзор, главная цель которых – поддержание стабильной банковской системы, защита интересов вкладчиков и кредиторов.
Денежно-кредитная политика – целенаправленные действия государства (Центрального банка) по регулированию количества денег, находящихся в обращении. При меньшей денежной массе сокращается совокупный спрос за счет этого уменьшается инфляция спроса, но одновременно снижаются инвестиции в реальный сектор экономики, а это приводит к снижению темпов роста производства. Наоборот, при увеличении денежной массы возрастает спрос и практически на все виды товаров и услуг, что при их недостатке ведет к появлению и развитию инфляционного спроса. Однако, рост спроса ведет к увеличению предложения за счет расширения производства.
Суть денежно-кредитной политики состоит в коррекции хозяйственной сферы посредством изменения количества денег, находящихся в обращении, условий деятельности коммерческих банков и других кредитных организаций. При этом достижение необходимых параметров экономики (уровней ВВП, занятости, цен) подчиняется задачам сбалансированного экономического роста. При уменьшении денежной массы тормозится рост ВВП, при росте предложения денег, наоборот, происходит повышение совокупного спроса, что в свою очередь стимулирует увеличение ВВП. Для регулирования количества денег в обращении используются в основном три инструмента: ставка рефинансирования центрального банка (официальный учетный процент); нормы обязательных резервов банка, скупка-продажа государственных ценных бумаг центральным банком.
Повышение ставки рефинансирования, норм обязательных резервов коммерческих банков и увеличение продажи государственных ценных бумаг имеет следствием сжатие денежной массы. При снижении ставки рефинансирования, норм обязательных резервов и увеличение скупки государственных ценных бумаг происходит расширение денежной массы.
Основными направлениями денежно-кредитной политики является:
ü регулирование денежной массы с целью стимулирования экономического роста;
ü сглаживание колебаний экономической конъюнктуры на макроуровне;
ü корректировка цен, занятости;
ü обеспечение бесперебойного функционирования платежно-расчетной системы.
Исходной основой определения количества денег является сумма цен товаров (суммарная стоимость товаров, работ, услуг). Учитывая, что каждая денежная единица совершает несколько оборотов в год, количество денег в обращении прямо пропорционально сумме цен товаров и обратно пропорционально скорости оборота денежной единицы.
С развитием кредита, системы взаимных расчетов и погашения взаимоплатежей, совокупная стоимость товаров и услуг уменьшилась на сумму цен товаров и услуг, проданных ранее, срок оплаты которых наступает в текущем году.
При разработке и реализации денежно-кредитной политики используются следующие основные инструменты:
· регулирование учетной ставки;
· операции на открытом рынке, которые связаны с продажей или покупкой государственных долговых обязательств: продавая эти ценные бумаги, Центральный банк (ЦБ) уменьшает денежную массу в обращении, покупая, наоборот, вливает на рынок новую порцию денежных средств;
· изменение нормы обязательного резервирования – страховые резервы, которые банки обязаны хранить на счете в ЦБ.
Восстановление равновесия на денежном рынке с помощью ЦБ осуществляется с применением им политики «дорогих» или «дешевых» денег.
Политика дорогих денег проводится при необходимости уменьшить их предложение, т.е. сжать обращающуюся денежную массу. Сокращение денежной массы повышает покупательную способность денежной единицы и делает ее более дорогой. Отсюда и название – политика дорогих денег.
Политика дорогих денег предполагает использование ЦБ разных инструментов кредитно-денежной политики. Рассмотрим некоторые из них.
1) Повышение учетной ставки процента, по которой выдаются кредиты коммерческим банкам. Тем приходится в свою очередь повышать плату за кредит, что сокращает объем предоставления кредита, а значит и величину денежной массы, обслуживающей реальный сектор;
2) Продажа государственных долговых обязательств с целью ограничения количества ликвидных средств, находящихся в распоряжении бизнеса. Это мероприятие считается инструментом быстрого реагирования, так как сразу ведет к сокращению объема товарных сделок вследствие сокращения денежной массы;
3) Увеличение нормы обязательного резервирования. Это очень сильная и кардинальная мера, которая обычно используется не так часто. Она серьезно сокращает объем кредитных ресурсов банков.
В условиях, когда общество испытывает недостаток обращающейся денежной массы, проводится политика дешевых денег, которая снижает их покупательную способность, удешевляя кредит. В этом случае Центральный банк:
· понижает учетную ставку процента;
· покупает ранее выпущенные государственные долговые обязательства;
· уменьшает норму резервирования.
В кредитно-денежной политике ЦБ в каждой стране могут быть использованы не все указанные рычаги, возможны их различные сочетания, что зависит от сложности обстановки, а также в немалой степени от имеющихся традиций регулирование денежного рынка. В США, например, где очень развиты финансовые рынки, главный акцент делается на манипулирование государственными долговыми обязательствами. В Евросоюзе регулирование в большей степени осуществляется за счет маневрирования учетной ставкой процента.
Дополнительные вопросы к семинарскому занятию по теме 15:
1. Преимущества и недостатки кредита для получателя (заемщика), банка (кредитора), государства.
2. Каковы особенности кредитной системы в РФ (2000-е гг.)
3. Найти примеры банков, которые относятся к различным или отдельным видам банков (виды банков изучены на лекционном занятии).
4. Можно ли сказать, что Центральный банк – это специализированный банк. Ответ обосновать.
5. Каковы особенности банковской системы в РФ: характеристика, отличия в 1990-х и 2000-х гг.
6. Каковы особенности денежно-кредитной политики в РФ в 1990-х и 2000-х гг. и ее основные результаты.