Порядок обслуживания банком организаций
Правоотношения, возникающие между сторонами при оказании расчетных услуг, осуществляются в соответствии с принципами организации расчетных отношений. В соответствии с ними: все предприятия независимо от их организационно-правовой формы обязаны хранить денежные средства (как собственные, так и привлеченные) в банке на соответствующих счетах; в наличной форме денежные средства могут находиться в кассах банков в пределах лимита и на определенный срок, установленный банком по согласованию с предприятием; денежные расчеты между предприятиями производятся путем безналичных расчетов через банки; платежи (расчеты) осуществляются банком в соответствии с полученными от предприятия денежно-расчетными документами, которые не обращаются во внебанковском обороте.
При осуществлении расчетов банки и клиенты принимают на себя определенные обязательства, которые носят императивный характер, т.е. должны строго соблюдаться по нормам ГК РФ. Так, существуют правила о недопустимости одностороннего отказа от исполнения обязательства, предусмотренного договором о возмездном оказании услуг. При условии несоблюдения договора банком (или неполного исполнения) или несоблюдения сроков исполнения обязательств клиента банк должен возместить клиенту фактически понесенные им убытки, включая реальный ущерб и произведенные заказчиком платежи в пользу своего контрагента.
Для банка нарушение в одностороннем порядке договора со стороны клиента означает не только прямой ущерб, но и упущенную выгоду, которая должна быть возмещена в полном объеме. Подобные нарушения приводят не только к ухудшению финансового состояния сторон, но и подлежат обязательному разбирательству в судебных инстанциях.
Важнейшими нормами, которые могут быть применимы к договору о возмездном оказании услуг, являются нормы, регулирующие:
— своевременность выполнения расчетов по договору;
— сохранность документации;
— конфиденциальность полученной банком информации от клиента;
— ответственность банка за ненадлежащее качество оказания расчетных услуг.
В соответствии с договором банковского счета устанавливаются сроки проведения платежей и расчетов банком. Оптимальным способом осуществления расчетов являются платежи, проводимые банком в день представления документации клиентов, если иное не предусмотрено договором. Банк несет ответственность за нарушение срока проведения платежей.
Важной составляющей расчетных взаимоотношений клиента и банка является сохранность документации. За сохранность документации ответственность возлагается на банк. Это предусматривается Законом РФ «О банках и банковской деятельности» и подлежит обязательному выполнению.
В соответствии с банковским законодательством банк должен гарантировать клиенту конфиденциальность полученной информации.При исполнении банком своих обязательств сведения, содержащиеся в документации клиента, рассматриваются как коммерческая тайна и не подлежат разглашению третьим лицам. В противном случае он может быть лишен лицензии на осуществление банковских операций. Порядок и условия пользования такой информацией определяются соглашением сторон.
Банк несет ответственность за ненадлежащее качество выполнения расчетных операций. Если эти отношения были выполнены с отступлениями от договора, что ухудшило финансовое состояние клиента, клиент вправе расторгнуть договор о расчетном обслуживании с банком и перейти на обслуживание в другой банк. Убытки, которые понес клиент в случае неквалифицированного обслуживания, могут быть взысканы с банка на основании решения суда или арбитражного суда по иску, предъявляемому ЦБРФ, выдавшему лицензию. С банка могут быть взысканы убытки, понесенные клиентом, в полном объеме либо штраф, зачисляемый в доход федерального бюджета в соответствии с установленными размерами.