Вначале ты должен Себя видеть достойным, и тогда ты сможешь видеть достойным другого.
Вначале ты должен видеть блаженным Себя, и тогда ты сможешь видеть блаженным другого.
Вначале ты должен познать Себя как святого, и тогда ты сможешь признать святость в другом.
Если ты запряжешь повозку впереди лошади — а большинство религий именно это и просят тебя сделать — и будешь признавать святым другого прежде, чем себя, то однажды это возмутит тебя. Никто из вас не может терпеть, когда кто-то святее, чем вы. Но ваши религии как раз-то и принуждают вас называть других более святыми, чем вы. Некоторое время вы так и поступаете. А потом распинаете их.
Вы распяли (так или иначе) всех Моих учителей, а не только Одного. Вы так поступили не потому, что они были святыми в большей степени, чем вы, а потому, что вы сделали их такими.
Все Мои учителя приходили с одним и тем же посланием. Не «Я более свят, чем ты», но «Ты такой же святой, как и Я».
Это то послание, которое ты не смог услышать; это та истина, которую ты не смог воспринять. Вот почему тебе никогда не удается по-настоящему и до конца полюбить другого человека. Ты никогда по-настоящему и до конца не любил Себя.
Поэтому я говорю тебе: отныне и навсегда будь сосредоточен на Себе. Каждый момент смотри на то, кем тыявляешься, что делаешь, что имеешь, а не на то, что происходит с другим.
Не в поступках другого человека, но в своих ответных поступках обретешь ты свое спасение.
Это я знаю, но в некотором роде это звучит так, будто нам вообще не следует обращать внимание на то, что в наших взаимоотношениях делают с нами другие. Они могут делать что угодно, и, пока мы сохраняем наше равновесие, сосредоточиваемся на своем собственном «Я» и поддерживаем в .себе эти достоинства, ничто не может затронуть нас. Но ведь другие все-таки затрагивают нас. Иногда их поступки все жеранят нас. Именно тогда, когда во взаимоотношения приходит обида, — я не знаю, что делать. Хорошо говорить: «Не бери в голову, это ничего не значит», но легче сказать, чем сделать. Меня все же ранят слова и поступки людей, с которыми у меня есть взаимоотношения.
Настанет день, когда такого с тобой больше не будет. Это будет день, когда ты поймешь и станешь претворять в жизнь истинный смысл взаимоотношений, их подлинное предназначение.
Именно потому, что ты забыл об этом смысле и предназначении, ты так и реагируешь. Но это нормально. Это часть процесса роста. Это часть эволюции. Это Работа Души, предопределенная тебе во взаимоотношениях. Но в то же время это великое осмысление и великое вспоминание. Пока ты не вспомнишь это — и пока ты заодно не вспомнишь о том, как использовать взаимоотношения в качестве инструмента при сотворении Себя, —ты должен работать на том уровне, на котором ты находишься. На уровне твоего понимания, на уровне твоего желания, па уровне твоей памяти.
Кое-что ты можешь сделать, когда с болью и обидой реагируешь на то, каким другой человек является, что он говорит или делает. Первое, что надо сделать, — это честно признаться себе и другому в том, что именно ты испытываешь. Как раз это и боятся сделать многие из вас, ведь каждый думает, что из-за этого он будет «плохо выглядеть». Где-то глубоко внутри себя ты понимаешь, что есть какая-то нелепость в том, что ты «так чувствуешь». Возможно, это в самом деле тебя унижает. Ты в самом деле «выше этого». Но ты ничего не можешь поделать. Ты все равно так чувствуешь.
Есть только одно, что ты можешь сделать. Ты должен уважать свои чувства. Ибо уважение собственных чувств означает уважение Себя. И ты должен любить своего ближнего, как ты любишь самого себя. Как вообще можно ожидать, что ты когда-нибудь поймешь и будешь уважать чувства другого, если ты не уважаешь Свои чувства?
Вот первый вопрос при любом взаимодействии с другим человеком: Кто Я Есмь теперь и Каким Я Хочу Быть в отношении к этому?
Часто ты не помнишь, Кто Ты Есть и Каким Ты Хочешь Быть, пока не попробуешь испытать несколько способов существования. Вот почему так важно уважать свои самые неподдельные чувства.
Если твое первое чувство отрицательное, то часто все, что нужно, чтобы уйти от него, — это просто чувствовать это чувство. Именно тогда, когда у тебя злость, ты в расстройстве, у тебя обращение, у тебя гнев, когда тобою овладело желание «дать сдачи», ты и можешь отказаться от этих первых впечатлений, потому что это «не то, Кем Ты Хочешь Быть».
Мастер — это тот, у кого был достаточный жизненный опыт, чтобы знать наперед, что он в конечном счете выбирает. Ему нет нужды что-либо «пробовать». Он уже носил эти одежды раньше и знает, что они ему не подходят — они не «его». А поскольку жизнь Мастера посвящена постоянной реализации Себя таким, каким он себя знает, такие неподходящие чувства никогда не берутся в расчет.
Вот почему Мастера невозмутимы перед лицом того, что другие назвали бы бедой. Мастер благословляет потрясения, ибо знает, что из семян несчастья (как и любого опыта) произрастает все то же «Я». А второй целью жизни Мастера всегда является рост. Ибо, когда он уже достиг Самореализации, ему ничего не остается делать кроме того, чтобы быть еще более реализованным.
Именно на этой ступени человек от работы души переходит к работе Бога, потому что так задумал Я!
Чтобы продолжать этот разговор, я буду исходить из того, что ты находишься на стадии работы души. Ты все еще стремишься реализовать (сделать «реальным») того, Кто Ты Есть в Действительности. Жизнь (Я) предоставит тебе массу возможностей сотворить это (помни, что жизнь — не процесс открытия; жизнь — процесс творения).
Ты можешь вновь и вновь творить того, Кто Ты Есть. Именно этим ты, собственно, каждый день и занимаешься. Однако дела обстоят так, что ты не всегда приходишь к однозначному ответу. Находясь в одних и тех же жизненных ситуациях, однажды ты предпочтешь быть терпеливым, любящим и добрым. В следующий раз ты, возможно, решишь, что надо быть злым, уродливым и мрачным.
Мастер — это тот, кто всегда приходит к одному и тому же ответу, и этот ответ всегда является его высшим выбором, В этом Мастер неизбежно предсказуем. Ученик же, наоборот, — полностью непредсказуем. Можно сказать, как обстоят дела у кого-либо па пути к совершенству, просто отметив, насколько предсказуемо он делает высший выбор, отзываясь или реагируя на любую ситуацию.
Конечно, при этом возникает вопрос: что такое высший выбор?