Остижения британо-американской учетной системы
Двадцатое столетие - это эпоха глобальных преобразований в промышленности, торговле и социальной жизни.
Первые попытки введения «принципов» бухгалтерского учета были предприняты отдельными специалистами еще в 20-е годы XX в., позднее эти исследования стали приобретать коллективный характер. Работы авторов, как правило, не были направлены на какую-то определенную учетную деятельность, а охватывали проблему в целом. В основе исследований лежало наблюдение практики учета (эмпирический подход), а не предписание норм (нормативный подход). Полученные результаты рассматривались как часть бухгалтерского учета, что замыкало цикл исследования «практика - теория - практика». Кроме того, в работах не было ни критической оценки практики, ни анализа самих методов исследования, поэтому новые поколения бухгалтеров обучались на прежнем уровне, что не способствовало развитию бухгалтерского учета.
Наиболее известными индивидуальными исследователями первой половины XX в. были Патон (Paton W.A. Accounting theory, 1922), Сандерс, Хатфилд и Moop (Sanders T.N., Hatfield H.R., Moor U. A statement of Accounting principles, 1938), Гилман (Gilman S. Accounting concepts of profit, 1939).
Наиболее горячие дискуссии были связаны с различной трактовкой счетов капитала, прибылей и убытков. От понимания сущности капитала и финансовых результатов зависит строение и содержание соответствующих бухгалтерских отчетов. Группа ученых, которые вкладывали в понятие капитала и финансовых результатов экономический смысл, получила название институалистов. Представители бухгалтерской науки, считавшие капитал юридической категорией, относились к персоналистам. Их расхождения во взглядах представлены в табл. 5.1.
Таблица 5.1. Решение проблем бухгалтерского учета и отчетности персоналистами и институалистами
Проблема | Институалисты | Персоналисты | |||
Трактовка счета капитала | Собственность предприятия | Кредиторская задолженность предприятия собственнику | |||
Содержание пассива баланса | Капитал и обязательства (кредиторская задолженность) | Источники финансирования хозяйственной деятельности | |||
Цель предприятия | Увеличение прибыли и капитала | Увеличение источников финансирования | |||
Содержание счета прибылей и убытков | Основной счет, выявляющий финансовый результат | Регулирующий счет к счету капитала | |||
Характеристика счета прибылей и убытков | Финансово-результативный | Собирательно-распределительный | |||
Балансовое уравнение | А- П = К | А = К + П | |||
Роль дивидендов | Часть расходов предприятия | Часть прибыли предприятия | |||
Рентабельность предприятия | Отношение прибыли без дивидендов (нераспределенной прибыли) к капиталу | Отношение прибыли с дивидендами (чистой прибыли) к итогу баланса | |||
Оценка активов | По себестоимости | По рыночным ценам | |||
Для кого предназначен баланс | Для администрации предприятия | Для сторонних пользователей бухгалтерской отчетности | |||
Проблема | Институалисты | Персоналисты | |||
Периодичность учетного цикла | Отчетный период равен хозяйственному циклу | Отчетный период - календарный год | |||
Амортизация | Резерв (источник собственных средств) | Регулятив к стоимости актива (уточняет оценку основных средств) | |||
Основатели направления | Френсис Пикслей | Вильям Эндрю Патон | |||
Основной целью любой коммерческой организации является получение прибыли. Перед бухгалтерами была поставлена задача не только своевременно и точно определять финансовый результат, но и обеспечить управленческий персонал информацией, необходимой для принятия решений. Поэтому вторым направлением развития учета становится производственный учет, который должен обеспечить информационные потребности управления.
Чартер Гаррисон, используя идеи Г. Эмерсона, сформулировал принципы системы стандартных издержек (standard costing). Стандартные издержки - это установленные нормы расходов, основанные на натуральных измерителях, которые вводились в систему бухгалтерских счетов. Такой способ записи показывает, как фактическое течение хозяйственных процессов отклоняется от заранее намеченных целей. Основными задачами этой системы является управление затратами и контрой затрат, установление реальных цен, подготовка бюджетов разных уровней и различных прогнозов.
В 1923 т. выдающийся экономист Джон Морис Кларк (1884-1963) указал, что для администратора каждая статья затрат имеет различную целевую установку, и это главное, а распределение затрат для принятия управленческих решений значения не имеет.
Эту идею в 1936 г. использовал для разработки методологии учета в системе прямых затрат (direct costing) Джонатан Харрис. Он отмечал, что прямые затраты попадают на изделия и являются переменными (варьируются в зависимости от объема выпуска продукции), а косвенные затраты возникают за определенный период и являются постоянными (не зависят от объема производимой продукции). Поэтому первые должны капитализироваться и фиксироваться как расходы только после реализации изделий, а вторые - сразу, по мере возникновения, списываются на расходы отчетного периода. Таким образом, минимальная отпускная цена может быть снижена до величины прямой себестоимости, даже если она окажется ниже полной себестоимости. Так как фирма все равно несет определенные общие затраты, связанные с содержанием производственных мощностей, то такой заказ может снизить потери и тем самым повысить доход.
Попытку соединить принципы двух рассмотренных систем учета затрат в одной системе директ-стандарт предпринял Гант, однако такое сочетание не всегда бывает удачным, как указывали критики.
Изначально системы учета затрат были задуманы как инструмент, позволяющий выявить неиспользованные резервы, без связи с конкретными исполнителями. В дальнейшем возникла идея использовать величину затрат для оценки тех или иных администраторов. Это привело к формированию в 1952 г. Джоном А. Хиггинсом концепции учета по центрам ответственности (responsibility center).
Учет операций в местах их возникновения предполагает, что руководители сегментов организации подотчетны и несут ответственность за свой участок работы. Выделяют четыре наиболее общих центра ответственности: центры затрат, центры доходов, центры прибыли, инвестиционные центры. Центры ответственности перемещают внимание пользователей с экономической позиции на юридическую и преследуют цель - создать для администраторов условия самоконтроля. Юридическое значение нормативов связано с ограничением полномочий администраторов (границы доверия), экономическое - с ориентированием, т.е. подсказкой, в организации поведения администраторов.
Установление центров ответственности связано с использованием принципов психологии в управлении (бихевиоризм - наука о поведении). Так, предметом учета и контроля становится психология (поведение) лиц, занятых в хозяйственном процессе, не права и обязанности, а мотивы их действий.
В США бухгалтерский учет стали разделять на финансовый учет и управленческий учет. Впервые их различия сформулировал Чарльз Хорнгрен в середине XX в. (табл. 5.2).
Таблица 5.2. Сравнение финансового и управленческого учета