Характеристика организации
Цели и задачи, порядок оформления и защиты курсовой работы
Курсовая работа по дисциплине «Управленческий учет» завершает курс подготовки по данной дисциплине и проводится с целью практического освоения задач и методических подходов к формированию системы управленческого учета на предприятии.
В рамках данной цели в процессе выполнения курсовой работы необходимо решение следующих задач:
1. анализ внутренней среды организации;
2. выявление и описание основных бизнес-процессов;
3. оценка уровня информационного обеспечения бизнес-процессов;
4. проектирование организационных, экономических, технических, программных решений по развитию информационного обеспечения бизнес-процессов.
Точный перечень задач на курсовую работу устанавливается студентом по согласованию с руководителем курсовой работы в зависимости от объекта исследования (характера деятельности, организационной - правовой формы, масштабов организации).
Курсовая работа состоит из расчетно-пояснительной записки объемом 25-40 страниц и иллюстрационно-графического материала (1-3 листа). Оформление материалов курсовой работы должно соответствовать требованиям ГОСТ 7.32-2001 «Отчет о научно-исследовательской работе. Структура и правила оформления», ГОСТ 2.105-95 «Общие требования к текстовым документам», ГОСТ 7.1-2003 «Библиографическая запись. Библиографическое описание. Общие требования и правила составления», ГОСТ 7.82-2001 «Библиографическая запись. Библиографическое описание электронных ресурсов».
Расчетно-пояснительная записка по курсовой работе должна содержать следующие разделы:
Введение
1. Анализ деятельности и характеристика организации
2. Описание и оценка системы учета в организации
Заключение
К защите представляется работа, проверенная и допущенная к защите руководителем. Защита курсовой работы включает в себя доклад по теме курсовой работы, продолжительностью 5-7 минут и ответы на вопросы комиссии.
В докладе необходимо:
- представить характеристику предприятия, его финансовые и экономические результаты;
- дать описание основных бизнес-процессов
- оценить уровень информационного обеспечения процесса управления
- представить меры, способствующие развитию системы учета в системе управления организацией.
Структура и содержание основных разделов курсовой работы
2.1 Введение должно содержать:
Обоснование актуальности вопросов управленческого учета в рыночных условиях хозяйствования (неопределенности внешней среды, ограниченности ресурсной базы, ответственности за качество принимаемых решений и т.д.);
Описание цели курсовой работы (конкретно по выбранной теме);
Состав задач, решение которых необходимо для достижения поставленной цели.
Характеристика организации
Характеристика организации должна быть нацелена на описание видов деятельности и масштабов организации, оценку достигнутых результатов и уровня эффективности, выявления наиболее значимых бизнес-процессов и характер их организационного обеспечения.
Рекомендуется следующая последовательность в проведении анализа предприятия:
1. Историческая справка
Отражается дата создания организации, происходившие изменения в организационно-правовой форме, видах и масштабах деятельности, прочие качественные характеристики развития.
2. Анализ видов деятельности; описание рынков сбыта
Анализ проводится в разрезе номенклатурных (товарных) групп производства продукции (работ, услуг). В рамках анализа должны быть рассмотрены следующие вопросы:
1) структура производства,
2) уровень рентабельности каждой номенклатурной (товарной) группы,
3) основные характеристик производимых товаров,
4) качественное описание рынка (рынков) сбыта,
5) динамика объемов деятельности,
6) уровень специализации и кооперации производства.
3. Анализ результатов деятельности
Рекомендуется проведение анализа основных технико-экономических показателей (ТЭП) и финансового анализа.
Состав ТЭП и порядок их оценки должен быть адаптирован к специфике деятельности организации. Общие рекомендации по анализу ТЭП содержатся в Приложении 1.
Финансовый анализ следует провести в двух аспектах – анализ финансового состояния и анализ финансовых результатов. Результатом анализа финансового состояния должна стать оценка уровня платежеспособности и кредитоспособности организации. Анализ финансовых результатов должен показать уровень рентабельности предприятия и его основной деятельности, наличие и объем чистой прибыли как основного источника финансирования развития организации (рекомендации по финансовому анализу содержатся в приложении 2, [], []).
4. Анализ бизнес-процессов и организационно-управленческой структуры предприятия
Назначение этого раздела анализа – выявление и описание наиболее значимых бизнес-процессов (как основных, так и вспомогательных). Основные бизнес-процессы создают основной поток доходов компании и служат основой бизнеса, а вспомогательные процессы, в свою очередь, обслуживают основные. Основными бизнес-процессами являются, например, продажи и производство, а вспомогательными — подбор персонала, бухгалтерский учет и т.п.
В результате анализа рекомендуется составить общее схематичное описание основных бизнес процессов (пример описания приведен на рис.1).
Рисунок 1 - Пример бизнес-процесса "Производство заказа":
Также, следует составить качественную оценку выявленных бизнес-процессов, в т.ч. по следующим направлениям:
уровень значимости для функционирования и развития организации;
уровень технической и организационной обеспеченности отдельных бизнес-процессов;
характер связи и распределение полномочий, ответственности, ресурсов между отдельными бизнес-процессами в организации;
др.
Анализ бизнес-процессов проводится на основе действующей на предприятии организационной структуры и/или структуры управления, исследования функций структурных подразделений и функциональных взаимодействий между ними, изучения информационных потоков внутри организации, а также изучения внешних по отношению к предприятию объектов и внешних информационных взаимодействий.
Результаты данного обследования оформляются в виде описания, логических схем, таблиц.
По результатам анализа следует обозначить бизнес-процессы, которые наиболее выраженно протекают в организации и имеют ключевую роль в развитии организации и/или т.н. «узкие места», сдерживающие развитие организации.