Понятие финансового обеспечения и принципы его организации

Тема 4. Финансовое обеспечение предпринимательства

Источники финансирования предпринимательской деятельности

Понятие финансового обеспечения и принципы его организации

Финансовый менеджмент реализуется в рамках отдельно взятой или частично обособленной предпринимательской структуры.

Предпринимательская структура является самоокупающейся или самофинансируемой системой, которая должна обеспечивать рента­бельную работу.

В связи с этим особое значение приобретают способы финанси­рования предпринимательской структуры.

Способы финансирования определяются в процессе стратегиче­ского финансового менеджмента. При этом различают два понятия: вертикальная и горизонтальная интеграция.

Вертикальная интеграция возникает, когда предпринимательская структура входит в более крупное образование. В этом случае часть управленческих функций передается вышестоящему звену, где про­исходит процесс перераспределения денежных средств подведомствен­ных предприятий для образования централизованных фондов, исполь­зуемых для финансирования общих программ из единого центра.

Особенностью вертикальной интеграции является то, что она мо­жет объединять различные предпринимательские структуры. В этом случае основными задачами текущего финансового менеджмента яв­ляются:

- обеспечение условий для адаптации этих структур в системе
деятельности вышестоящего звена;

- сопоставление структур издержек производства и обращения;

- определение уровня себестоимости в предпринимательских структурах;

- определение уровня самоокупаемости.

При горизонтальной интеграции осуществляется самостоятель­ность в решении всех вопросов, производственных и финансовых. В этом случае повышается роль и значение финансового менеджера и принятых им управленческих решений, а также требования к теку­щему финансовому менеджменту. В условиях горизонтальной инте­грации текущий финансовый менеджмент призван обеспечить:

- оперативное реагирование на происходящие события как внут­ри фирмы, так и за ее пределами;

- постоянное обновление информации в процессе формирова­ния фондов денежных средств.

Кроме того, в финансовом менеджменте используется ряд пока­зателей, с помощью которых можно определить конкурентные пре­имущества хозяйствующего субъекта на рынке капиталов. К ним от­носятся доступность капитала, взаимная привлекательность ценных бумаг, стремление к финансовому сотрудничеству и др.

В целом же финансовый менеджмент опирается на концепцию обеспечения прибыльности, превышающей среднеотраслевой уровень.

В настоящее время все источники финансирования делятся на следующие группы:

• собственные средства хозяйствующих объектов;

• заемные средства;

• привлеченные средства;

• бюджетные ассигнования.

Финансовое обеспечение предпринимательства основано на ре­ализации принципов самоокупаемости и самофинансирования.

Самоокупаемость как метод финансирования означает возмеще­ние текущих затрат за счет полученных доходов.

Самоокупаемость в условиях рыночной экономики должна обес­печиваться в первую очередь за счет собственных ресурсов (выручки от реализации) или за счет заемных, если собственных не хватает. В отдельных случаях возможна поддержка государства, однако в со­временных условиях роль бюджетных средств как источника финан­сирования предпринимательской деятельности резко сократилась в связи с дефицитом государственного бюджета.

Для контроля за соблюдением принципа самоокупаемости со­ставляются сметы издержек производства и обращения, рассчитыва­ются нормы расходования сырья и основных материалов, устанавлива­ются конкретные задания по росту повышения производительности труда и снижению себестоимости продукции

Для реализации принципа самоокупаемости большое значение имеет управление затратами. Процесс управления затратами предпо­лагает стремление не просто к уменьшению затрат, а к определению оптимальной величины себестоимости.

Определение оптимальной величины затрат подразумевает:

• планирование затрат;

• планирование капитальных вложений;

• фиксацию уровня затрат;

• улучшение стоимостных показателей.

Важным моментом для реализации самоокупаемости является включение в состав окупаемых затрат денежных накоплений.

Содержание самофинансирования в условиях формирования ры­ночной экономики всецело определяется внутренними финансовы­ми возможностями предприятия.

Таким образом, самофинансирование — это финансовая стра­тегия управления фондами денежных средств предприятий в целях накопления капитала, достаточного для финансирования расширен­ного воспроизводства.

Понятие самофинансирования используется при разработке стра­тегии развития фирмы. Зарубежный опыт показывает, что основной стратегической линией для большинства крупных компаний являет­ся достижение самофинансирования, причем свободных финансовых ресурсов, как правило, предприятие не имеет, так как вложение их в дело дает все большую прибыль.

Для разработки стратегии развития предприятия пользуются стра­тегическим финансовым менеджментом. Важнейшими его элемента­ми являются гибкость и оперативность.

Использование этих методов в практике позволяет быстро реа­гировать на происходящие перемены, вносить коррективы в страте­гию предприятия, избавляться от неэффективных методов финанси­рования.

Стратегический финансовый менеджмент должен, в конечном счете, обеспечить рост предприятий.

Внутренний рост обеспечивается за счет расширения действую­щего производства путем развития собственной материально-техни­ческой базы и в результате поэтапного финансирования.

Внешний рост происходит путем присоединения новых предпри­ятий, методом единовременного финансирования заранее выбран­ных объектов покупки. Единовременное финансирование имеет смысл только при условии, что приобретаемый объект не дорог, го­тов к эксплуатации и может приносить прибыль. Приобретение но­вых предприятий может осуществляться в целях укрепления собствен­ного дела или выгодного инвестирования свободных денежных средств.

Разрабатывая стратегию развития или роста предприятия, фи­нансовый менеджер должен четко разграничивать области текущего и стратегического финансового менеджмента.

Текущий финансовый менеджмент занимается вопросами:

- стимулирования коммерческой инициативы;

- роста производительности труда;

- оптимизации издержек обращения;

- определения величины внутренних источников финансирова­ния, обеспечивающих самоокупаемость;

- эффективности использования имеющихся в распоряжении де­нежных средств за определенный отрезок времени.

Стратегический финансовый менеджмент рассматривает вопросы:

- затрат с позиций окупаемости;

- капитальных вложений с позиций величины будущей прибыли;

поиска путей наиболее эффективного накопления капитала;

- перераспределения финансовых ресурсов в наиболее прибыль­ные сферы деятельности;

- роста предприятия.

При разработке основных положений развития предприятия необходимо четко сформулировать побудительные мотивы к росту или расширению, проанализировать конкретные ситуации и выво­ды, полученные в ходе текущего и стратегического финансового менеджмента

Основным побудительным мотивом, как правило, является стрем­ление завоевать большую сферу влияния, что достигается путем по­купки различных ценных бумаг. Основная цель при этом — участие в управлении как можно большего числа коммерческих организации и предприятий.

Инвестировать капитал можно и в конкурирующие фирмы, и в предприятия-поставщики, и в приватизируемые объекты незавер­шенного производства, и в различные формы бизнеса. Однако в каж­дом конкретном случае финансовый менеджер должен сопоставить объем инвестиций с выгодой, которую получит предприятие от вло­жения капитала, с учетом альтернативных вариантов и факторов риска. Обычно финансовый менеджмент ориентируется на диверси­фикацию финансовых вложений, которая относится к области стра­тегического финансового менеджмента.

При разработке стратегии развития предприятия могут сложить­ся различные ситуации, которые в состоянии привести не к росту, а к сокращению или, возможно, свертыванию производства, напри­мер в ситуации с постепенным переключением капитала.

Постепенное переключение капитала подразумевает модерниза­цию и переоснащение производства для выпуска новой продукции. При этом в оборот вовлекаются дополнительные финансовые ресур­сы, которые накапливались предприятием для целей расширенного воспроизводства.

Свертывание производства, а в отдельных случаях и прекращение деятельности предприятия, происходит, когда доходы на вложенный капитал не покрывают произведенных затрат. Его наиболее предпоч­тительно осуществлять поэтапно, с постепенным переводом капита­ла в новые сферы бизнеса. Однако резкое прекращение деятельности в одной сфере и подключение к новой сфере имеет и ряд преи­муществ: до минимума сводится период снижения рентабельности, финансовые ресурсы сразу включаются в сферу деятельности с более высоким доходом.

Наши рекомендации