Бюджетный процесс и его этапы.
Понятие бюджетный процесс тесно связан с понятием бюджетный год, он не всегда совпадает с календарным годом. Н-р: в США бюджетный год начинается 1 октября и заканчивается 30 сентября; в UK и Японии – начинается 1 апреля и заканчивается 31 марта следующего года; во Франции, Германии и России бюджетный год совпадает с календарным. Однако в РФ в 90-е годы бюджеты утверждались с опозданием в марте-июне нового года. Следовательно, фактически бюджетный год продолжается менее 12 месяцев, такой период называется счетным.
Бюджетный процесс – это регламентированный законом деятельность органов законодательной и исполнительной власти по составлению, рассмотрению, утверждению и исполнению бюджетов, а также по составлению и утверждению отчета об исполнении бюджета.
Функциями органов законодательной власти явл-ся рассмотрение, утверждение и контроль исполнения бюджетов, а функциями органов исполнительной власти явл-ся составление и исполнение бюджетов.
Работа по составлению проекта федерального бюджета начинается до начала бюджетного года (во Франции за 14 мес., в США за 18 месяцев, Россия за 11 месяцев).
Разработкой проекта занимается Министерство Финансов РФ, а организует эту работу правительство РФ.
На стадии составления бюджета решаются следующие задачи:
1. Определяются доходы и расходы бюджета;
2. Выясняется возможность покрытия расходов налоговыми и неналоговыми доходами – сумма дефицита и профицита;
3. Намечаются главные направления финансирования из бюджета;
4. Определяются необходимость и объем привлечений внутренних и внешних займов для покрытия бюджетного дефицита или пополнения доходов.
1-ый этап. Составленный проект бюджета обсуждается на заседании правительства РФ. Даются рекомендации по доработке отдельных статей доходов и расходов, изменению размеров дефицита и источников его финансирования. В случае последующего одобрения первый этап бюджетного планирования заканчивается.
Гос. Дума принимает закон о порядке рассмотрения и утверждения Федерального бюджета (ежегодно).
Проект поступает на рассмотрение в обе палаты парламента, где в начале обсуждается в комитетах, основным из которых явл-ся комитет по бюджету (Михаил Жуков). В этот комитет поступают предложения о дополнениях и изменениях от всех других комитетов Гос. Думы, а также от членов Света Федерации в порядке законодательной инициативы.
Комитет подготавливает предварительное заключение по проекту бюджета. Затем проект обсуждается на пленарном заседании Гос. Думы. В последние годы – в 4 чтениях. Основная работа по согласованию проводится в 1-ом и 2-ом чтениях. В 4 чтении проект ставится на голосование в целом и принимается простым большинством голосов (50% депутатов Гос. Думы + 1 голос). После одобрения бюджета в Гос. Думе, в течении 2-х недель должна принять решение верхняя палата (совет федерации). Если бюджет не одобряется, то либо составляется согласительная комиссия из представителей обеих палат, где устраняются разногласия и приходят к консенсусу, либо отказываются от создания согласительной комиссии, то Гос. Дума переголосовывает проект бюджета и если набирает 2\3 голосов, тогда вето снимается, а если не набирает 2\3, тогда соглашается с Советом Федерации.
Окончательно бюджет становится законом, когда его подпишет президент РФ (ему дается неделя). Если он не одобрит бюджет, то закон возвращается в Федеральное Собрание для последующего рассмотрения.
Если обе палаты при голосовании набирают 2\3 голосов, то вето президента снимается. Если бюджет не принят до нового года (1 января), то правительство получает право производить расходы на уровне прошлогоднего бюджета по 1\12 в месяц. С публикацией в “Российской газете” закона о бюджете заканчивается третий этап бюджетного процесса.