Общая характеристика предмета и метода бухгалтерского учета

Тема 2. ПРЕДМЕТ И МЕТОД БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА

Общая характеристика предмета и метода бухгалтерского учета

Бухгалтерский учет как наука имеет свой предмет и метод. Раскрытие и определение предмета и метода бухгалтерского учета позволяет устано­вить его содержание, которое определяется экономической сущностью учитываемых объектов, и отличие от предмета других дисциплин.

Объектами бухгалтерского учета являются имущество организации, ее обязательства и хозяйственные операции, осуществляемые в процессе фи­нансово-хозяйственной деятельности. Объекты бухгалтерского учета под­разделяются на три взаимосвязанных раздела: имущество организации по составу и размещению; имущество организации по источникам его обра­зования (собственный капитал и заемные обязательства); хозяйственные операции и их результаты, получаемые в сферах снабжения, производства и продажи.

Предмет бухгалтерского учета, в свою очередь, также подраз­деляется на три аналогичных раздела, каждый из которых включает в себя конкретные виды имущества. Так, бухгалтерский учет дает обширный ин­формационный материал для внутренних и внешних пользователей. Сле­довательно, предмет бухгалтерского учета представляет собой упорядочен­ную систему сбора, регистрации и обобщения информации в стоимостном выражение об активах, обязательствах, доходах и расходах организации и их изменении, выражающихся в сплошном, непрерывном, документальном отражении всех хозяйственных операций.

Из определения предмета бухгалтерского учета вытекают его цели — сбор, регистрация и обобщение информации финансово-хозяйст­венной деятельности организации.

Понимание содержания предмета науки достигается через познание сущности его метода. Метод бухгалтерского учета охватывает способы и приемы, при помощи которых изучается предмет бухгалтерского учета. Основными элементами метода бухгалтерского учета являются: документа­ция, инвентаризация, счета, двойная запись, оценка, калькуляция, баланс и отчетность.

Документация — письменное свидетельство о совершенных хозяйствен­ных операциях, придающее юридическую силу данным бухгалтерского уче­та. Каждая хозяйственная операция, подлежащая отражению в бухгалтер­ском учете, должна быть оформлена документами, в которых приводится полное описание совершенной операции, ее точное количественное выра­жение и денежная оценка. Правильность сведений, приводимых в доку­ментах, подтверждается подписями лиц, ответственных за совершение oneрации. Все записи в регистрах бухгалтерского учета делаются на основа­нии названных документов, прошедших проверку правильности и объективности их оформления, а также законности совершенных опера­ций.

Если организация совершает операции, которые не могут быть оформлены типовыми документами, она может разработать собственные формы первичных документов, которые должна утверждаться учетной по­литикой организации. Разумеется, форма документа должна содержать перечень обязательных реквизитов, установленных Законом «О бухгалтер­ском учете».

Инвентаризация — это уточнение фактического наличия имущества и финансовых обязательств путем сопоставления их с данными бухгалтер­ского учета на определенную дату. В результате проведения инвентариза­ции выявляется соответствие фактических данных показателям учета, а также излишки или недостатки имущества организации. Инвентаризация обеспечивает контроль за сохранностью материальных ценностей и денеж­ных средств, за полнотой и достоверностью данных бухгалтерского учета и отчетности.

Счета бухгалтерского учета — способ текущего взаимосвязанного отра­жения и группировки имущества по составу, размещению и источникам образования, а также хозяйственных операций по качественно однород­ным признакам, выраженным в денежных, натуральных и трудовых изме­рителях.

Двойная запись — взаимосвязанное отражение хозяйственных операций на счетах бухгалтерского учета, когда каждая операция одновременно за­писывается по дебету одного счета и по кредиту другого на одинаковую сумму.

Денежная оценка — представление информации об имуществе, обяза­тельствах и хозяйственных операций в денежном выражении для получе­ния обобщенных данных за текущий период по организации в целом.

Калькуляция — группировка затрат и определение себестоимости отдель­ных видов продукции (работ, услуг) и заготовленных материальных ценно­стей.

Бухгалтерский баланс, являясь источником информации, представляет собой способ экономической группировки и обобщения выраженного в денежной оценке имущества организации по составу, размещению и ис­точникам формирования (собственные и заемные обязательства), состав­ленным на определенную дату. Баланс состоит из двух частей — актива и пассива.

Бухгалтерская отчетность — единая система данных об имуществен­ном и финансовом положении организации и о результатах ее хозяйствен­ной деятельности, составляемая на основе данных бухгалтерского учета по установленным формам.

Наши рекомендации