Общая характеристика предмета и метода бухгалтерского учета
Тема 2. ПРЕДМЕТ И МЕТОД БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА
Общая характеристика предмета и метода бухгалтерского учета
Бухгалтерский учет как наука имеет свой предмет и метод. Раскрытие и определение предмета и метода бухгалтерского учета позволяет установить его содержание, которое определяется экономической сущностью учитываемых объектов, и отличие от предмета других дисциплин.
Объектами бухгалтерского учета являются имущество организации, ее обязательства и хозяйственные операции, осуществляемые в процессе финансово-хозяйственной деятельности. Объекты бухгалтерского учета подразделяются на три взаимосвязанных раздела: имущество организации по составу и размещению; имущество организации по источникам его образования (собственный капитал и заемные обязательства); хозяйственные операции и их результаты, получаемые в сферах снабжения, производства и продажи.
Предмет бухгалтерского учета, в свою очередь, также подразделяется на три аналогичных раздела, каждый из которых включает в себя конкретные виды имущества. Так, бухгалтерский учет дает обширный информационный материал для внутренних и внешних пользователей. Следовательно, предмет бухгалтерского учета представляет собой упорядоченную систему сбора, регистрации и обобщения информации в стоимостном выражение об активах, обязательствах, доходах и расходах организации и их изменении, выражающихся в сплошном, непрерывном, документальном отражении всех хозяйственных операций.
Из определения предмета бухгалтерского учета вытекают его цели — сбор, регистрация и обобщение информации финансово-хозяйственной деятельности организации.
Понимание содержания предмета науки достигается через познание сущности его метода. Метод бухгалтерского учета охватывает способы и приемы, при помощи которых изучается предмет бухгалтерского учета. Основными элементами метода бухгалтерского учета являются: документация, инвентаризация, счета, двойная запись, оценка, калькуляция, баланс и отчетность.
Документация — письменное свидетельство о совершенных хозяйственных операциях, придающее юридическую силу данным бухгалтерского учета. Каждая хозяйственная операция, подлежащая отражению в бухгалтерском учете, должна быть оформлена документами, в которых приводится полное описание совершенной операции, ее точное количественное выражение и денежная оценка. Правильность сведений, приводимых в документах, подтверждается подписями лиц, ответственных за совершение oneрации. Все записи в регистрах бухгалтерского учета делаются на основании названных документов, прошедших проверку правильности и объективности их оформления, а также законности совершенных операций.
Если организация совершает операции, которые не могут быть оформлены типовыми документами, она может разработать собственные формы первичных документов, которые должна утверждаться учетной политикой организации. Разумеется, форма документа должна содержать перечень обязательных реквизитов, установленных Законом «О бухгалтерском учете».
Инвентаризация — это уточнение фактического наличия имущества и финансовых обязательств путем сопоставления их с данными бухгалтерского учета на определенную дату. В результате проведения инвентаризации выявляется соответствие фактических данных показателям учета, а также излишки или недостатки имущества организации. Инвентаризация обеспечивает контроль за сохранностью материальных ценностей и денежных средств, за полнотой и достоверностью данных бухгалтерского учета и отчетности.
Счета бухгалтерского учета — способ текущего взаимосвязанного отражения и группировки имущества по составу, размещению и источникам образования, а также хозяйственных операций по качественно однородным признакам, выраженным в денежных, натуральных и трудовых измерителях.
Двойная запись — взаимосвязанное отражение хозяйственных операций на счетах бухгалтерского учета, когда каждая операция одновременно записывается по дебету одного счета и по кредиту другого на одинаковую сумму.
Денежная оценка — представление информации об имуществе, обязательствах и хозяйственных операций в денежном выражении для получения обобщенных данных за текущий период по организации в целом.
Калькуляция — группировка затрат и определение себестоимости отдельных видов продукции (работ, услуг) и заготовленных материальных ценностей.
Бухгалтерский баланс, являясь источником информации, представляет собой способ экономической группировки и обобщения выраженного в денежной оценке имущества организации по составу, размещению и источникам формирования (собственные и заемные обязательства), составленным на определенную дату. Баланс состоит из двух частей — актива и пассива.
Бухгалтерская отчетность — единая система данных об имущественном и финансовом положении организации и о результатах ее хозяйственной деятельности, составляемая на основе данных бухгалтерского учета по установленным формам.