Сравнительная характеристика финансового и управленческого учета
Показатели | Финансовый учет | Управленческий учет |
Пользователи | Внешние (кредиторы, налоговые органы, внебюджетные фонды, инвесторы, органы статистики и т.п.) | Внутренние (работники управленческого звена предприятия всех уровней) |
Цель | Информирование третьих лиц о прошедшем и настоящем | Экономическая оптимизация настоящего и будущего с целью принятия управленческих решений по максимизации величины прибыли. |
Вид информации | Необходимая, открытая объективная, стандартизованная | Целесообразная, полезная, закрытая, объективная, субъективная. Вероятностная, специфическая. |
Коммерческая тайна | Отсутствует | Присутствует в отдельных случаях |
Документация | Официально установленный перечень документов | Перечень документов определяется целями принятия управленческих решений. |
Обязательность ведения | Обязательно | Не обязательно |
Объект | Организация в целом, отдельные подразделения организации. | Центры ответственности, виды продукции и затрат. |
Калькуляция себестоимости продукции | Регулируется нормативными актами и отраслевыми инструкциями | В зависимости от целей управления |
Инвентаризация | Порядок и сроки установлены нормативными актами и по мере необходимости | По мере необходимости |
Отчетность | Внешняя, регулируемая нормативными актами | Внутренняя |
Сроки преставления отчетности | Периодически в соответствии с нормативными документами | По мере необходимости |
Единицы измерения | Денежные (национальная валюта) | Денежные, натуральные, трудовые, условно-натруальные. |
Группировка затрат калькуляции | По элементам и статьям калькуляции | По статьям калькуляции и элементам |
Методы и принципы | Строго определены | Определяются целесообразностью самостоятельно |
План счетов | Обязателен | Обязателен не во всех случаях |
Контрольная функция | Есть | Есть |
Единый бухгалтерский учет в советские времена считался наиболее совершенной формой организации учета. В условиях плановой экономики и практически единой государственной собственности на средства производства такой подход был обоснован и адекватен системе управления. Информация, необходимая для внутрипроизводственного управления, формировалась в детальном аналитическом бухгалтерском учете, дополняемом внесистемным оперативным производственно-техническим учетом. Единство системы бухгалтерского учета сохранялось и не противоречило объективным реалиям хозяйствования, но отдельные негативные последствия ощущались уже тогда. Имеются в виду систематические провалы внутризаводского хозрасчета – формы управленческого учета, позаимствованной у американцев. Его неоднократно «внедряли» по заданиям государственных органов, а он многократно исчезал из-за отсутствия системной информации обратной связи. В рыночной экономике с частной корпоративной собственностью на средства производства единый бухгалтерский учет разделился на финансовый и управленческий. Разделился не сразу, а в процессе длительной эволюции, растянувшейся более, чем на полвека. На разделение единого учета повлияли, в частности, и такие факторы, как потребность в конфиденциальной учетной информации, а также новые методы внутрифирменного управления затратами, производством, продажами и т.д.
Существенным фактором разделения единого учета явилось нормативное регулирование составления публичной финансовой отчетности, а следовательно, и ведения финансового учета. Внутрифирменная отчетность, построенная на управленческом учете, не регулируется и не может регулироваться общеобязательными стандартами учета и отчетности. Она всецело зависит от методов управления и пожеланий управляющих. Финансовый учет – для публичного учета. Управленческий учет – для внутренней отчетности. Их единение несовместимо из-за различия целей и задач, различной отчетности.
Единство бухгалтерского учета засоряет финансовый учет чрезмерно детальной аналитической информацией, затрудняет составление публичной финансовой отчетности, сковывает профессиональные суждения, которые тонут в необъятном море информации, необходимой только для внутрифирменного управления.