Направления деятельности муниципальных предприятий. Правовое обеспечение создания и деятельности муниципальных предприятий
Муниципалитет должен заниматься предпринимательской деятельностью только в тех отраслях, которые:
- определяются его функциями как органа публичной власти;
- необходимы для нормальной жизнедеятельности населения данной территории;
- не осуществляются и не могут осуществляться частными предпринимателями.
При этом необходимо наличие одновременно всех этих условий. Следует исходить из того, что любое частное предприятие осуществляет предпринимательскую деятельность лучше (качественнее) и дешевле (цены, тарифы, издержки ниже), нежели муниципальное предприятие.
Этот тезис в настоящее время не требует доказательства, так как неоднократно доказан самой жизнью. Во многих странах Европы муниципалитеты уже давно отказались от предпринимательской деятельности в таких отраслях, как городские и пригородные пассажирские перевозки, теплоснабжение, строительство жилья, дорог, дорожные работы, которые всегда считались задачами только муниципалитета. В настоящее время эта тенденция отказа от хозяйственной деятельности продолжается, например, в таких сферах, как электроснабжение, переработка мусора и др. Опыт показывает, что перенос этой деятельности в сферу частной экономики при условии достаточного контроля за ней и за расходованием муниципальных средств, выделяемых на эти цели, даёт положительный эффект. Это выражает, с одной стороны в улучшении качества товаров и услуг и большей экономичности (снижение издержек ведёт к снижению тарифов, цен), а с другой стороны, муниципалитет освобождается от несвойственных ему функций предпринимательства и может более серьёзно заниматься своими непосредственными функциями.
Нецелесообразным представляется создание или сохранение муниципальных предприятий в таких отраслях, в которых активно действует частный предприниматель, например, в торговле, производстве и переработке сельскохозяйственной продукции, сфере услуг населению.
Создание муниципальных предприятий в тех отраслях, где уже функционируют частные предприятия, не допускается в силу того, что специфика муниципальных предприятий заключается в наличии особых источников финансирования в виде дотаций за счёт местных бюджетов, что ведёт к искажению принципа равенства в конкурентной борьбе и негативно отражается на развитии рынков соответствующих товаров и услуг.
От организационно-правовой формы, в которой действуют хозяйственные субъекты, зависит и правовое регламентирование их деятельности.
Муниципалитеты имеют право создавать унитарные предприятия согласно ст.125, 295 ГК РФ и ФЗ № 131 “Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ”. Этими нормами предусмотрено учреждать унитарные муниципальные предприятия на праве хозяйственного ведения.
Своё юридическое оформление эта форма получила в ГК РФ в ст.113, которая определяет унитарное предприятие как “коммерческую организацию”, не наделённую правом собственности на закреплённое за ней собственником имущество, которое является неделимым и не может быть распределено по вкладам.
В отличие от государственных предприятий унитарные муниципальные предприятия могут базироваться только на праве хозяйственного ведения в отношении переданного им имущества. Право хозяйственного ведения предоставляет субъекту такого права широкий круг полномочий по владению, пользованию и распоряжению имуществом собственника (в том числе права на передачу в аренду, залог, доверительное управление, мену, дарение, продажу, право на защиту владения, в том числе против собственника (ст. 305 ГК РФ).
Круг полномочий собственника в отношении имущества, переданного им в хозяйственное ведение, весьма узок: согласие на сделки, право на получение части прибыли от использования имущества.