Э.: Владимир Иванович, что вы пожелаете бухгалтерам? 4 страница

Члены комиссии: ----------- --------------------------------

должность фамилия, имя, отчество

Начальник

цеха N 3 Долгополов Иван Петрович

----------- --------------------------------

должность фамилия, имя, отчество

- -

----------- --------------------------------

должность фамилия, имя, отчество

основные средства, находящиеся

Инвентаризации подлежит --------------------------------------

наименование имущества, обязательства

в цехе N 2

------------------------------------------------------------------

6 декабря 2016

К инвентаризации приступить "--" ---------- ---- г.

9 декабря 2016

и окончить "--" ---------- ---- г.

инвентаризация перед составлением

Причина инвентаризации ---------------------------------------

контрольная проверка, смена материально

годовой бухгалтерской отчетности

------------------------------------------------------------------

ответственных лиц, переоценка и т.д.

__________________________________________________________________

Материалы по инвентаризации сдать в бухгалтерию

__________________________________________________________________

12 декабря 2016

не позднее "--" --------- ---- г.

директор Аксаков Аксаков А.Н.

Руководитель ---------- ------- ------------------------------

должность подпись расшифровка подписи

Перед началом инвентаризации бухгалтер должен представить комиссии данные бухгалтерского учета, в которых зафиксированы перечень и стоимость активов и обязательств фирмы.

В регистрах учета должны быть следующие записи:

- дата и наименование той или иной хозяйственной операции;

- ее сумма;

- остатки по счетам бухгалтерского учета на дату начала инвентаризации.

Руководитель инвентаризационной комиссии обязан завизировать приходные и расходные документы и сделать в них запись "до инвентаризации на (дата)".

На основании названных документов комиссия определяет стоимость активов и обязательств фирмы к началу инвентаризации. Эти данные заносят в инвентаризационные описи и акты (графа "По данным бухгалтерского учета").

Инвентаризационная опись (акт) - это документ, в котором отражают результаты инвентаризации. Для каждого вида активов и обязательств оформляют свою форму. Например, при инвентаризации наличных денег заполняют акт по форме N ИНВ-15, товаров или материалов - опись по форме N ИНВ-3 и т.д.

Инвентаризацию имущества проводят с участием материально ответственных лиц (кладовщиков, кассиров и т.д.). С этих работников берут расписки о том, что поступившие ценности оприходованы, отпущенные - списаны, а все первичные документы по ним сданы в бухгалтерию.

Опись подписывают все члены комиссии и работники, ответственные за сохранность имущества. Если в документе не будет хотя бы одной необходимой подписи, результаты инвентаризации могут признать недействительными. Опись хранят в архиве фирмы не менее пяти лет.

Как провести инвентаризацию

Фактическое наличие находящихся в организации товарно-материальных ценностей при инвентаризации проверяют путем подсчета, взвешивания, обмера. Для этого членов комиссии необходимо обеспечить помощниками для взвешивания и перемещения предметов, а также необходимыми механизмами (весами, контрольно-измерительными приборами и т.п.).

Если инвентаризацию проводят в течение нескольких дней, то складские помещения после ухода комиссии каждый раз опечатывают. Основная задача инвентаризации - выяснить, совпадают ли данные бухгалтерского учета с фактическим наличием объектов бухгалтерского учета. А ее цель - обеспечить достоверность данных отчетности.

Внимание! Проверить нужно не только имущество, которое принадлежит фирме. Инвентаризации также подлежат ценности, учтенные на забалансовых счетах, прав собственности на которые у фирмы нет (например: арендованные основные средства; товары, полученные на ответственное хранение; материалы, принятые в переработку).

Дату инвентаризации определяет руководитель фирмы по согласованию с бухгалтером.

Инвентаризацию проводят в период с 1 октября по 31 декабря отчетного года. К назначенной дате бухгалтер должен успеть подготовить документы для инвентаризационной комиссии.

Инвентаризацию основных средств разрешено проводить один раз в три года, а библиотечных фондов - один раз в пять лет.

Торговые фирмы проверяют наличие на своих складах товаров, как правило, не реже раза в квартал. Да и внезапную проверку кассы рекомендуется делать с такой же периодичностью.

Как сверить наличие основных средств

До начала инвентаризации надо проверить:

- заполнены ли инвентарные карточки, книги и описи;

- имеется ли техническая документация на основные средства;

- есть ли документы на сданные либо взятые в аренду основные средства.

Если этих документов нет, необходимо их срочно оформить или восстановить.

В ходе ревизии комиссия должна осмотреть объекты и внести в описи их полные наименования, назначение, инвентарные номера, основные эксплуатационные и технические показатели.

При инвентаризации объектов недвижимости убедитесь, что на фирме есть документы, подтверждающие право собственности на них.

Если в ходе инвентаризации комиссия обнаружит объект основных средств, который не учтен в бухгалтерских документах, то в описи надо сделать запись о его наименовании, технических характеристиках и материалах, из которых он изготовлен.

Такие объекты надо оценить по рыночным ценам. В дальнейшем эта стоимость амортизируется в полном объеме.

Внимание! Выявленные движимые основные средства, относящиеся к первой и второй амортизационным группам, налогом на имущество не облагаются (пп. 8 п. 4 ст. 374 НК РФ).

Сведения об оценке и степени износа объекта оформите актами.

Всю информацию по основным средствам инвентаризационная комиссия записывает в опись (форма N ИНВ-1). Объекты внесите в описи в соответствии с их прямым назначением.

Если основное средство было реконструировано, модернизировано или переоборудовано, после чего изменилось его назначение, внесите объект в опись в соответствии с новым назначением.

Если у вас есть группа однотипных объектов (станки, инструмент, хозяйственный инвентарь и т.д.), которая записана в карточку группового учета, в описи приведите наименование этой группы и укажите количество предметов в ней.

Машины, оборудование и транспортные средства, наоборот, занесите в описи индивидуально, указав их заводские номера (по техпаспорту изготовителя), год выпуска, назначение, мощность и т.д.

Инвентаризацию основных средств, которые в период ее проведения находятся вне фирмы (например, все виды транспорта, находящиеся в рейсе или на капитальном ремонте), проводят до момента их временного выбытия.

Если обнаружены основные средства, которые пришли в негодность, и их нельзя восстановить, составьте на них отдельную опись. В ней укажите время ввода объекта в эксплуатацию и причины, которые привели его в негодность (порча, полный износ и т.д.).

По основным средствам производственного и непроизводственного назначения составьте отдельные описи.

Кроме того, отдельно оформите опись по не принадлежащим фирме (арендованным) основным средствам. В ней сделайте ссылки на документы, на основании которых эти основные средства находятся у вас.

Обратите внимание: проводить инвентаризацию переданного в аренду имущества должен как арендодатель (основного средства, числящегося на его балансе), так и арендатор (имущества, не принадлежащего ему, но числящегося в бухгалтерском учете на забалансовом счете).

Опись может быть оформлена так, как показано на следующей странице.

Унифицированная форма N ИНВ-1

┌──────────┐

│ Код │

├──────────┤

Форма по ОКУД │ 0317001 │

ООО "Агрегат" ├──────────┤

------------------------------------------------ по ОКПО │ 40062011 │

организация ├──────────┤

Цех N 2 │ │

-------------------------------------------------------- │ - │

структурное подразделение ├──────────┤

Вид деятельности │ 28.12 │

┌──────┼──────────┤

Основание для проведения приказ, -постановление, │номер │ 3 │

инвентаризации: распоряжение- │ │ │

────────────────────────┼──────┼──────────┤

ненужное зачеркнуть │дата │02.12.2016│

└──────┼──────────┤

Дата начала инвентаризации │05.12.2016│

├──────────┤

Дата окончания инвентаризации │09.12.2016│

├──────────┤

Вид операции │ - │

└──────────┘

┌─────────┬───────────┐

│ Номер │ Дата │

│документа│составления│

├─────────┼───────────┤

│ 3 │ 09.12.2016│

ИНВЕНТАРИЗАЦИОННАЯ ОПИСЬ └─────────┴───────────┘

ОСНОВНЫХ СРЕДСТВ

станки фрезерные

Основные средства ------------------------------------------------

_________________________________________________________________,

в собственности ООО "Агрегат"

находящиеся ------------------------------------------------------

в собственности организации, на ответственном

хранении, в т.ч. арендованные

Московская обл., г. Красногорск, Успенская ул.,

д. 1

Местонахождение --------------------------------------------------

-

Арендодатель <*> -------------------------------------------------

РАСПИСКА

К началу проведения инвентаризации все расходные и приходные

документы на основные средства сданы в бухгалтерию и все основные

средства, поступившие на мою (нашу) ответственность, оприходованы,

а выбывшие списаны в расход.

Лицо(а), ответственное(ые) за сохранность основных средств:

Мастер Антонова Антонова Г.М.

--------- -------- ---------------------

должность подпись расшифровка подписи

- - -

--------- -------- ---------------------

должность подпись расшифровка подписи

- - -

--------- -------- ---------------------

должность подпись расшифровка подписи

--------------------------------

<*> Заполняется по основным средствам, полученным по договору

аренды.

2-я страница формы N ИНВ-1

Номер по порядку Наименование, назначение и краткая характеристика объекта Документ, подтверждающий принятие объекта на ответственное хранение (аренду) Год выпуска (постройки, приобретения) Номер Фактическое наличие По данным бухгалтерского учета  
инвентарный заводской паспорта (документа о регистрации)  
количество, шт. стоимость, руб. коп.  
количество, шт. стоимость, руб. коп.  
наименование дата номер  
 
Вертикально-фрезерный станок MMT-48SP: предназначен для обработки деталей из различного материала и для ответственного сверления. Габариты: 880x770x1160. Вес, кг: 380. Максимальный диаметр сверления: 45 мм. Потребляемая мощность: 1500 Вт/400 В Акт о приемке-передаче групп объектов основных средств 02.03.2007 12/1 142-02 - 153 140,00 153 140,00  
Итого 153 140,00 153 140,00  

Итого по странице:

Один

а) количество порядковых номеров -----------------------------

прописью

Две

б) общее количество единиц фактически ------------------------

прописью

Сто пятьдесят три тысячи сто сорок

в) на сумму фактически ---------------------------------------

прописью

________________________________________________ руб. ------- коп.

3-я страница формы N ИНВ-1

Итого по описи:

Один

а) количество порядковых номеров -----------------------------

прописью

Две

б) общее количество единиц фактически ------------------------

прописью

Сто пятьдесят три тысячи сто сорок

в) на сумму фактически ---------------------------------------

прописью

________________________________________________ руб. ------- коп.

Все подсчеты итогов по строкам, страницам и в целом по

инвентаризационной описи основных средств проверены.

Директор Аксаков Аксаков А.Н.

Председатель комиссии --------- ------- --------------------------

должность подпись расшифровка подписи

Технический

директор Михеев Михеев И.В.

Члены комиссии: ----------- ---------- ---------------------------

должность подпись расшифровка подписи

Начальник

цеха N 3 Долгополов Долгополов И.П.

----------- ---------- ---------------------------

должность подпись расшифровка подписи

___________ __________ ___________________________

должность подпись расшифровка подписи

Все основные средства, поименованные в настоящей

1 1

инвентаризационной описи с N ------------ по N -----------,

комиссией проверены в натуре в моем (нашем) присутствии и внесены

в опись, в связи с чем претензий к инвентаризационной комиссии не

имею (не имеем). Основные средства, перечисленные в описи,

находятся на моем (нашем) ответственном хранении.

Лицо(а), ответственное(ые) за сохранность основных средств:

Мастер Антонова Антонова Г.М.

----------- -------- -----------------------------

должность подпись расшифровка подписи

- - -

----------- -------- -----------------------------

должность подпись расшифровка подписи

- - -

----------- -------- -----------------------------

должность подпись расшифровка подписи

09 декабря 2016

"--" ------------- ---- г.

Указанные в настоящей описи данные и расчеты проверил

Бухгалтер Серова Серова В.И.

----------- -------- -----------------------------

должность подпись расшифровка подписи

09 декабря 2016

"--" -------------- ---- г.

Как сверить наличие материально-производственных запасов

Данные о товарах, материалах, полуфабрикатах и готовой продукции отражают в описи по форме N ИНВ-3. Там указывают их виды, группы, артикулы и сорта. Все ценности в присутствии членов комиссии пересчитывают, перемеривают, перевешивают. Опись составляют в двух экземплярах:

- один экземпляр передают в бухгалтерию для составления сличительной ведомости;

- второй экземпляр остается у лица, ответственного за сохранность ценностей.

В графе "Товарно-материальные ценности" описи (столбец "Код (номенклатурный номер)") указывают номенклатурный номер товарно-материальных ценностей. Чтобы заполнить эту графу, вы можете воспользоваться Общероссийским классификатором видов экономической деятельности, продукции и услуг (ОК 004-93) или разработать собственные кодировки.

Внимание! Документ утрачивает силу с 1 января 2017 г. в связи с изданием Приказа Росстандарта от 31 января 2014 г. N 14-ст, которым вводится новый Классификатор (ОКВЭД2) ОК 029-2014.

В графе "Единица измерения" проставьте данные из Общероссийского классификатора единиц измерения ОК 015-94. Он утвержден Постановлением Госстандарта России от 26 декабря 1994 г. N 366.

Внимание! Товарно-материальные ценности, поступающие на фирму в период инвентаризации, кладовщики приходуют в присутствии комиссии по реестру или товарному отчету уже после инвентаризации. Данные о них заносят в отдельную опись "Товарно-материальные ценности, поступившие во время инвентаризации".

Отпущенные в период ревизии ценности также отражают в отдельной описи "Товарно-материальные ценности, отпущенные в период инвентаризации". В расходных документах председатель комиссии делает соответствующую отметку и ставит свою подпись.

К ценностям, которые содержат драгоценные металлы или камни, должен быть приложен специальный паспорт. Его номер указывают в графе "Номер" (графа "Паспорт").

По отгруженным товарам, которые не находятся на складе фирмы, оформите отдельную опись. Сделайте в ней записи о покупателях, наименовании товаров, их стоимости и дате отгрузки.

В описи, которая заполнена не до конца, обычно ставят прочерк в виде латинской буквы "Z". Это делают, чтобы нельзя было дописать туда что-либо после окончания инвентаризации. С этой же целью внизу описи проставляют количество порядковых номеров на каждой странице и общее количество единиц ценностей. Опись может быть оформлена так, как показано на следующих страницах.

Унифицированная форма N ИНВ-3

┌──────────┐

│ Код │

├──────────┤

Форма по ОКУД │ 0317004 │

ООО "Агрегат" ├──────────┤

------------------------------------------------ по ОКПО │ 40062011 │

организация ├──────────┤

Склад материально-производственных ценностей N 2 │ │

-------------------------------------------------------- │ - │

структурное подразделение ├──────────┤

Вид деятельности │ 28.12 │

┌──────┼──────────┤

Основание для проведения приказ, -постановление, │номер │ 14 │

инвентаризации: распоряжение- │ │ │

────────────────────────┼──────┼──────────┤

ненужное зачеркнуть │дата │12.12.2016│

└──────┼──────────┤

Дата начала инвентаризации │13.12.2016│

├──────────┤

Дата окончания инвентаризации │14.12.2016│

├──────────┤

Вид операции │ 85 │

└──────────┘

┌─────────┬───────────┐

│ Номер │ Дата │

│документа│составления│

├─────────┼───────────┤

│ 9 │ 14.12.2016│

ИНВЕНТАРИЗАЦИОННАЯ ОПИСЬ └─────────┴───────────┘

ТОВАРНО-МАТЕРИАЛЬНЫХ ЦЕННОСТЕЙ

трубы,

-----------------------------------------------------------------,

вид товарно-материальных ценностей

в собственности ООО "Агрегат"

находящиеся ------------------------------------------------------

в собственности организации, полученные для переработки

РАСПИСКА

К началу проведения инвентаризации все расходные и приходные

документы на товарно-материальные ценности сданы в бухгалтерию и

все товарно-материальные ценности, поступившие на мою (нашу)

ответственность, оприходованы, а выбывшие списаны в расход.

Кладовщик Миронова Миронова О.С.

Материально ответственное(ые) -------- ------- -------------------

лицо(а): должность подпись расшифровка подписи

- - -

-------- ------- -------------------

должность подпись расшифровка подписи

Произведено снятие фактических остатков ценностей по состоянию на

14 декабря 2016

"--" ------------- ---- г.

2-я и 3-я страницы формы N ИНВ-3


Номер по порядку Счет, субсчет Товарно-материальные ценности Единица измерения Цена, руб. коп. Номер Фактическое наличие По данным бухгалтерского учета  
инвентарный паспорта  
код по ОКЕИ наименование  
наименование, характеристика (вид, сорт, группа) код (номенклатурный номер) количество сумма, руб. коп. количество сумма, руб. коп.  
 
10-110 Трубы металлические пог. м 1000,00 - - 390 000,00 390 000,00  
10-113 Трубы титановые пог. м 2500,00 - - 250 000,00 250 000,00  
                           
                           
Итого 640 000,00 640 000,00  

Итого по странице:

Два

а) количество порядковых номеров -----------------------------

прописью

Четыреста девяносто

б) общее количество единиц фактически ------------------------

прописью

Шестьсот сорок тысяч

в) на сумму фактически ---------------------------------------

прописью

________________________________________________ руб. ------- коп.

По данному образцу печатать вкладной лист в формате 2А4 с

надписью "Вкладной лист к форме N ИНВ-3".

4-я страница формы N ИНВ-3

Итого по описи:

Два

а) количество порядковых номеров -----------------------------

прописью

Четыреста девяносто

б) общее количество единиц фактически ------------------------

прописью

Шестьсот сорок тысяч

в) на сумму фактически ---------------------------------------

прописью

________________________________________________ руб. ------- коп.

Все цены, подсчеты итогов по строкам, страницам и в целом по

инвентаризационной описи товарно-материальных ценностей проверены.

Директор Антонов Антонов А.Н.

Председатель комиссии --------- ------- --------------------------

должность подпись расшифровка подписи

Технический

директор Михеев Михеев И.В.

Члены комиссии: ----------- ---------- ---------------------------

должность подпись расшифровка подписи

Начальник

цеха N 3 Долгополов Долгополов И.П.

----------- ---------- ---------------------------

должность подпись расшифровка подписи

- - -

----------- ---------- ---------------------------

должность подпись расшифровка подписи

Все товарно-материальные ценности, поименованные в настоящей

1 2

инвентаризационной описи с N ------------ по N -----------,

комиссией проверены в натуре в моем (нашем) присутствии и внесены

в опись, в связи с чем претензий к инвентаризационной комиссии не

имею (не имеем). Товарно-материальные ценности, перечисленные в

описи, находятся на моем (нашем) ответственном хранении.

Лицо(а), ответственное(ые) за сохранность товарно-материальных

ценностей:

Кладовщик Миронова Миронова О.С.

----------- -------- -----------------------------

должность подпись расшифровка подписи

- - -

----------- -------- -----------------------------

должность подпись расшифровка подписи

- - -

----------- -------- -----------------------------

должность подпись расшифровка подписи

14 декабря 2016

"--" ------------- ---- г.

Указанные в настоящей описи данные и расчеты проверил

Бухгалтер Соколова Соколова И.Л.

----------- -------- -----------------------------

должность подпись расшифровка подписи

16 декабря 2016

"--" -------------- ---- г.

Как сверить наличность в кассе и денежные документы

В процессе инвентаризации комиссия пересчитывает деньги в кассе и сверяет полученную сумму с остатком на конец дня в кассовой книге.

Помимо денег комиссия должна проверить сохранность денежных документов: почтовых марок, путевок в дома отдыха и санатории, авиабилетов и т.д. Ценные бумаги и бланки строгой отчетности нужно проверять по видам бланков и с учетом их начальных и конечных номеров.

К денежным документам относятся оформленные векселя или облигации вашей фирмы, предназначенные к выдаче. В кассах часто хранят и документарные ценные бумаги третьих лиц (векселя, облигации), но денежными документами они не являются. Что касается акций, то эти ценные бумаги документарной формы не имеют.

Наши рекомендации