Э.: Владимир Иванович, что вы пожелаете бухгалтерам? 4 страница
Члены комиссии: ----------- --------------------------------
должность фамилия, имя, отчество
Начальник
цеха N 3 Долгополов Иван Петрович
----------- --------------------------------
должность фамилия, имя, отчество
- -
----------- --------------------------------
должность фамилия, имя, отчество
основные средства, находящиеся
Инвентаризации подлежит --------------------------------------
наименование имущества, обязательства
в цехе N 2
------------------------------------------------------------------
6 декабря 2016
К инвентаризации приступить "--" ---------- ---- г.
9 декабря 2016
и окончить "--" ---------- ---- г.
инвентаризация перед составлением
Причина инвентаризации ---------------------------------------
контрольная проверка, смена материально
годовой бухгалтерской отчетности
------------------------------------------------------------------
ответственных лиц, переоценка и т.д.
__________________________________________________________________
Материалы по инвентаризации сдать в бухгалтерию
__________________________________________________________________
12 декабря 2016
не позднее "--" --------- ---- г.
директор Аксаков Аксаков А.Н.
Руководитель ---------- ------- ------------------------------
должность подпись расшифровка подписи
Перед началом инвентаризации бухгалтер должен представить комиссии данные бухгалтерского учета, в которых зафиксированы перечень и стоимость активов и обязательств фирмы.
В регистрах учета должны быть следующие записи:
- дата и наименование той или иной хозяйственной операции;
- ее сумма;
- остатки по счетам бухгалтерского учета на дату начала инвентаризации.
Руководитель инвентаризационной комиссии обязан завизировать приходные и расходные документы и сделать в них запись "до инвентаризации на (дата)".
На основании названных документов комиссия определяет стоимость активов и обязательств фирмы к началу инвентаризации. Эти данные заносят в инвентаризационные описи и акты (графа "По данным бухгалтерского учета").
Инвентаризационная опись (акт) - это документ, в котором отражают результаты инвентаризации. Для каждого вида активов и обязательств оформляют свою форму. Например, при инвентаризации наличных денег заполняют акт по форме N ИНВ-15, товаров или материалов - опись по форме N ИНВ-3 и т.д.
Инвентаризацию имущества проводят с участием материально ответственных лиц (кладовщиков, кассиров и т.д.). С этих работников берут расписки о том, что поступившие ценности оприходованы, отпущенные - списаны, а все первичные документы по ним сданы в бухгалтерию.
Опись подписывают все члены комиссии и работники, ответственные за сохранность имущества. Если в документе не будет хотя бы одной необходимой подписи, результаты инвентаризации могут признать недействительными. Опись хранят в архиве фирмы не менее пяти лет.
Как провести инвентаризацию
Фактическое наличие находящихся в организации товарно-материальных ценностей при инвентаризации проверяют путем подсчета, взвешивания, обмера. Для этого членов комиссии необходимо обеспечить помощниками для взвешивания и перемещения предметов, а также необходимыми механизмами (весами, контрольно-измерительными приборами и т.п.).
Если инвентаризацию проводят в течение нескольких дней, то складские помещения после ухода комиссии каждый раз опечатывают. Основная задача инвентаризации - выяснить, совпадают ли данные бухгалтерского учета с фактическим наличием объектов бухгалтерского учета. А ее цель - обеспечить достоверность данных отчетности.
Внимание! Проверить нужно не только имущество, которое принадлежит фирме. Инвентаризации также подлежат ценности, учтенные на забалансовых счетах, прав собственности на которые у фирмы нет (например: арендованные основные средства; товары, полученные на ответственное хранение; материалы, принятые в переработку).
Дату инвентаризации определяет руководитель фирмы по согласованию с бухгалтером.
Инвентаризацию проводят в период с 1 октября по 31 декабря отчетного года. К назначенной дате бухгалтер должен успеть подготовить документы для инвентаризационной комиссии.
Инвентаризацию основных средств разрешено проводить один раз в три года, а библиотечных фондов - один раз в пять лет.
Торговые фирмы проверяют наличие на своих складах товаров, как правило, не реже раза в квартал. Да и внезапную проверку кассы рекомендуется делать с такой же периодичностью.
Как сверить наличие основных средств
До начала инвентаризации надо проверить:
- заполнены ли инвентарные карточки, книги и описи;
- имеется ли техническая документация на основные средства;
- есть ли документы на сданные либо взятые в аренду основные средства.
Если этих документов нет, необходимо их срочно оформить или восстановить.
В ходе ревизии комиссия должна осмотреть объекты и внести в описи их полные наименования, назначение, инвентарные номера, основные эксплуатационные и технические показатели.
При инвентаризации объектов недвижимости убедитесь, что на фирме есть документы, подтверждающие право собственности на них.
Если в ходе инвентаризации комиссия обнаружит объект основных средств, который не учтен в бухгалтерских документах, то в описи надо сделать запись о его наименовании, технических характеристиках и материалах, из которых он изготовлен.
Такие объекты надо оценить по рыночным ценам. В дальнейшем эта стоимость амортизируется в полном объеме.
Внимание! Выявленные движимые основные средства, относящиеся к первой и второй амортизационным группам, налогом на имущество не облагаются (пп. 8 п. 4 ст. 374 НК РФ).
Сведения об оценке и степени износа объекта оформите актами.
Всю информацию по основным средствам инвентаризационная комиссия записывает в опись (форма N ИНВ-1). Объекты внесите в описи в соответствии с их прямым назначением.
Если основное средство было реконструировано, модернизировано или переоборудовано, после чего изменилось его назначение, внесите объект в опись в соответствии с новым назначением.
Если у вас есть группа однотипных объектов (станки, инструмент, хозяйственный инвентарь и т.д.), которая записана в карточку группового учета, в описи приведите наименование этой группы и укажите количество предметов в ней.
Машины, оборудование и транспортные средства, наоборот, занесите в описи индивидуально, указав их заводские номера (по техпаспорту изготовителя), год выпуска, назначение, мощность и т.д.
Инвентаризацию основных средств, которые в период ее проведения находятся вне фирмы (например, все виды транспорта, находящиеся в рейсе или на капитальном ремонте), проводят до момента их временного выбытия.
Если обнаружены основные средства, которые пришли в негодность, и их нельзя восстановить, составьте на них отдельную опись. В ней укажите время ввода объекта в эксплуатацию и причины, которые привели его в негодность (порча, полный износ и т.д.).
По основным средствам производственного и непроизводственного назначения составьте отдельные описи.
Кроме того, отдельно оформите опись по не принадлежащим фирме (арендованным) основным средствам. В ней сделайте ссылки на документы, на основании которых эти основные средства находятся у вас.
Обратите внимание: проводить инвентаризацию переданного в аренду имущества должен как арендодатель (основного средства, числящегося на его балансе), так и арендатор (имущества, не принадлежащего ему, но числящегося в бухгалтерском учете на забалансовом счете).
Опись может быть оформлена так, как показано на следующей странице.
Унифицированная форма N ИНВ-1
┌──────────┐
│ Код │
├──────────┤
Форма по ОКУД │ 0317001 │
ООО "Агрегат" ├──────────┤
------------------------------------------------ по ОКПО │ 40062011 │
организация ├──────────┤
Цех N 2 │ │
-------------------------------------------------------- │ - │
структурное подразделение ├──────────┤
Вид деятельности │ 28.12 │
┌──────┼──────────┤
Основание для проведения приказ, -постановление, │номер │ 3 │
инвентаризации: распоряжение- │ │ │
────────────────────────┼──────┼──────────┤
ненужное зачеркнуть │дата │02.12.2016│
└──────┼──────────┤
Дата начала инвентаризации │05.12.2016│
├──────────┤
Дата окончания инвентаризации │09.12.2016│
├──────────┤
Вид операции │ - │
└──────────┘
┌─────────┬───────────┐
│ Номер │ Дата │
│документа│составления│
├─────────┼───────────┤
│ 3 │ 09.12.2016│
ИНВЕНТАРИЗАЦИОННАЯ ОПИСЬ └─────────┴───────────┘
ОСНОВНЫХ СРЕДСТВ
станки фрезерные
Основные средства ------------------------------------------------
_________________________________________________________________,
в собственности ООО "Агрегат"
находящиеся ------------------------------------------------------
в собственности организации, на ответственном
хранении, в т.ч. арендованные
Московская обл., г. Красногорск, Успенская ул.,
д. 1
Местонахождение --------------------------------------------------
-
Арендодатель <*> -------------------------------------------------
РАСПИСКА
К началу проведения инвентаризации все расходные и приходные
документы на основные средства сданы в бухгалтерию и все основные
средства, поступившие на мою (нашу) ответственность, оприходованы,
а выбывшие списаны в расход.
Лицо(а), ответственное(ые) за сохранность основных средств:
Мастер Антонова Антонова Г.М.
--------- -------- ---------------------
должность подпись расшифровка подписи
- - -
--------- -------- ---------------------
должность подпись расшифровка подписи
- - -
--------- -------- ---------------------
должность подпись расшифровка подписи
--------------------------------
<*> Заполняется по основным средствам, полученным по договору
аренды.
2-я страница формы N ИНВ-1
Номер по порядку | Наименование, назначение и краткая характеристика объекта | Документ, подтверждающий принятие объекта на ответственное хранение (аренду) | Год выпуска (постройки, приобретения) | Номер | Фактическое наличие | По данным бухгалтерского учета | |||||||
инвентарный | заводской | паспорта (документа о регистрации) | |||||||||||
количество, шт. | стоимость, руб. коп. | ||||||||||||
количество, шт. | стоимость, руб. коп. | ||||||||||||
наименование | дата | номер | |||||||||||
Вертикально-фрезерный станок MMT-48SP: предназначен для обработки деталей из различного материала и для ответственного сверления. Габариты: 880x770x1160. Вес, кг: 380. Максимальный диаметр сверления: 45 мм. Потребляемая мощность: 1500 Вт/400 В | Акт о приемке-передаче групп объектов основных средств | 02.03.2007 | 12/1 | 142-02 | - | 153 140,00 | 153 140,00 | ||||||
Итого | 153 140,00 | 153 140,00 |
Итого по странице:
Один
а) количество порядковых номеров -----------------------------
прописью
Две
б) общее количество единиц фактически ------------------------
прописью
Сто пятьдесят три тысячи сто сорок
в) на сумму фактически ---------------------------------------
прописью
________________________________________________ руб. ------- коп.
3-я страница формы N ИНВ-1
Итого по описи:
Один
а) количество порядковых номеров -----------------------------
прописью
Две
б) общее количество единиц фактически ------------------------
прописью
Сто пятьдесят три тысячи сто сорок
в) на сумму фактически ---------------------------------------
прописью
________________________________________________ руб. ------- коп.
Все подсчеты итогов по строкам, страницам и в целом по
инвентаризационной описи основных средств проверены.
Директор Аксаков Аксаков А.Н.
Председатель комиссии --------- ------- --------------------------
должность подпись расшифровка подписи
Технический
директор Михеев Михеев И.В.
Члены комиссии: ----------- ---------- ---------------------------
должность подпись расшифровка подписи
Начальник
цеха N 3 Долгополов Долгополов И.П.
----------- ---------- ---------------------------
должность подпись расшифровка подписи
___________ __________ ___________________________
должность подпись расшифровка подписи
Все основные средства, поименованные в настоящей
1 1
инвентаризационной описи с N ------------ по N -----------,
комиссией проверены в натуре в моем (нашем) присутствии и внесены
в опись, в связи с чем претензий к инвентаризационной комиссии не
имею (не имеем). Основные средства, перечисленные в описи,
находятся на моем (нашем) ответственном хранении.
Лицо(а), ответственное(ые) за сохранность основных средств:
Мастер Антонова Антонова Г.М.
----------- -------- -----------------------------
должность подпись расшифровка подписи
- - -
----------- -------- -----------------------------
должность подпись расшифровка подписи
- - -
----------- -------- -----------------------------
должность подпись расшифровка подписи
09 декабря 2016
"--" ------------- ---- г.
Указанные в настоящей описи данные и расчеты проверил
Бухгалтер Серова Серова В.И.
----------- -------- -----------------------------
должность подпись расшифровка подписи
09 декабря 2016
"--" -------------- ---- г.
Как сверить наличие материально-производственных запасов
Данные о товарах, материалах, полуфабрикатах и готовой продукции отражают в описи по форме N ИНВ-3. Там указывают их виды, группы, артикулы и сорта. Все ценности в присутствии членов комиссии пересчитывают, перемеривают, перевешивают. Опись составляют в двух экземплярах:
- один экземпляр передают в бухгалтерию для составления сличительной ведомости;
- второй экземпляр остается у лица, ответственного за сохранность ценностей.
В графе "Товарно-материальные ценности" описи (столбец "Код (номенклатурный номер)") указывают номенклатурный номер товарно-материальных ценностей. Чтобы заполнить эту графу, вы можете воспользоваться Общероссийским классификатором видов экономической деятельности, продукции и услуг (ОК 004-93) или разработать собственные кодировки.
Внимание! Документ утрачивает силу с 1 января 2017 г. в связи с изданием Приказа Росстандарта от 31 января 2014 г. N 14-ст, которым вводится новый Классификатор (ОКВЭД2) ОК 029-2014.
В графе "Единица измерения" проставьте данные из Общероссийского классификатора единиц измерения ОК 015-94. Он утвержден Постановлением Госстандарта России от 26 декабря 1994 г. N 366.
Внимание! Товарно-материальные ценности, поступающие на фирму в период инвентаризации, кладовщики приходуют в присутствии комиссии по реестру или товарному отчету уже после инвентаризации. Данные о них заносят в отдельную опись "Товарно-материальные ценности, поступившие во время инвентаризации".
Отпущенные в период ревизии ценности также отражают в отдельной описи "Товарно-материальные ценности, отпущенные в период инвентаризации". В расходных документах председатель комиссии делает соответствующую отметку и ставит свою подпись.
К ценностям, которые содержат драгоценные металлы или камни, должен быть приложен специальный паспорт. Его номер указывают в графе "Номер" (графа "Паспорт").
По отгруженным товарам, которые не находятся на складе фирмы, оформите отдельную опись. Сделайте в ней записи о покупателях, наименовании товаров, их стоимости и дате отгрузки.
В описи, которая заполнена не до конца, обычно ставят прочерк в виде латинской буквы "Z". Это делают, чтобы нельзя было дописать туда что-либо после окончания инвентаризации. С этой же целью внизу описи проставляют количество порядковых номеров на каждой странице и общее количество единиц ценностей. Опись может быть оформлена так, как показано на следующих страницах.
Унифицированная форма N ИНВ-3
┌──────────┐
│ Код │
├──────────┤
Форма по ОКУД │ 0317004 │
ООО "Агрегат" ├──────────┤
------------------------------------------------ по ОКПО │ 40062011 │
организация ├──────────┤
Склад материально-производственных ценностей N 2 │ │
-------------------------------------------------------- │ - │
структурное подразделение ├──────────┤
Вид деятельности │ 28.12 │
┌──────┼──────────┤
Основание для проведения приказ, -постановление, │номер │ 14 │
инвентаризации: распоряжение- │ │ │
────────────────────────┼──────┼──────────┤
ненужное зачеркнуть │дата │12.12.2016│
└──────┼──────────┤
Дата начала инвентаризации │13.12.2016│
├──────────┤
Дата окончания инвентаризации │14.12.2016│
├──────────┤
Вид операции │ 85 │
└──────────┘
┌─────────┬───────────┐
│ Номер │ Дата │
│документа│составления│
├─────────┼───────────┤
│ 9 │ 14.12.2016│
ИНВЕНТАРИЗАЦИОННАЯ ОПИСЬ └─────────┴───────────┘
ТОВАРНО-МАТЕРИАЛЬНЫХ ЦЕННОСТЕЙ
трубы,
-----------------------------------------------------------------,
вид товарно-материальных ценностей
в собственности ООО "Агрегат"
находящиеся ------------------------------------------------------
в собственности организации, полученные для переработки
РАСПИСКА
К началу проведения инвентаризации все расходные и приходные
документы на товарно-материальные ценности сданы в бухгалтерию и
все товарно-материальные ценности, поступившие на мою (нашу)
ответственность, оприходованы, а выбывшие списаны в расход.
Кладовщик Миронова Миронова О.С.
Материально ответственное(ые) -------- ------- -------------------
лицо(а): должность подпись расшифровка подписи
- - -
-------- ------- -------------------
должность подпись расшифровка подписи
Произведено снятие фактических остатков ценностей по состоянию на
14 декабря 2016
"--" ------------- ---- г.
2-я и 3-я страницы формы N ИНВ-3
Номер по порядку | Счет, субсчет | Товарно-материальные ценности | Единица измерения | Цена, руб. коп. | Номер | Фактическое наличие | По данным бухгалтерского учета | ||||||
инвентарный | паспорта | ||||||||||||
код по ОКЕИ | наименование | ||||||||||||
наименование, характеристика (вид, сорт, группа) | код (номенклатурный номер) | количество | сумма, руб. коп. | количество | сумма, руб. коп. | ||||||||
10-110 | Трубы металлические | пог. м | 1000,00 | - | - | 390 000,00 | 390 000,00 | ||||||
10-113 | Трубы титановые | пог. м | 2500,00 | - | - | 250 000,00 | 250 000,00 | ||||||
Итого | 640 000,00 | 640 000,00 |
Итого по странице:
Два
а) количество порядковых номеров -----------------------------
прописью
Четыреста девяносто
б) общее количество единиц фактически ------------------------
прописью
Шестьсот сорок тысяч
в) на сумму фактически ---------------------------------------
прописью
________________________________________________ руб. ------- коп.
По данному образцу печатать вкладной лист в формате 2А4 с
надписью "Вкладной лист к форме N ИНВ-3".
4-я страница формы N ИНВ-3
Итого по описи:
Два
а) количество порядковых номеров -----------------------------
прописью
Четыреста девяносто
б) общее количество единиц фактически ------------------------
прописью
Шестьсот сорок тысяч
в) на сумму фактически ---------------------------------------
прописью
________________________________________________ руб. ------- коп.
Все цены, подсчеты итогов по строкам, страницам и в целом по
инвентаризационной описи товарно-материальных ценностей проверены.
Директор Антонов Антонов А.Н.
Председатель комиссии --------- ------- --------------------------
должность подпись расшифровка подписи
Технический
директор Михеев Михеев И.В.
Члены комиссии: ----------- ---------- ---------------------------
должность подпись расшифровка подписи
Начальник
цеха N 3 Долгополов Долгополов И.П.
----------- ---------- ---------------------------
должность подпись расшифровка подписи
- - -
----------- ---------- ---------------------------
должность подпись расшифровка подписи
Все товарно-материальные ценности, поименованные в настоящей
1 2
инвентаризационной описи с N ------------ по N -----------,
комиссией проверены в натуре в моем (нашем) присутствии и внесены
в опись, в связи с чем претензий к инвентаризационной комиссии не
имею (не имеем). Товарно-материальные ценности, перечисленные в
описи, находятся на моем (нашем) ответственном хранении.
Лицо(а), ответственное(ые) за сохранность товарно-материальных
ценностей:
Кладовщик Миронова Миронова О.С.
----------- -------- -----------------------------
должность подпись расшифровка подписи
- - -
----------- -------- -----------------------------
должность подпись расшифровка подписи
- - -
----------- -------- -----------------------------
должность подпись расшифровка подписи
14 декабря 2016
"--" ------------- ---- г.
Указанные в настоящей описи данные и расчеты проверил
Бухгалтер Соколова Соколова И.Л.
----------- -------- -----------------------------
должность подпись расшифровка подписи
16 декабря 2016
"--" -------------- ---- г.
Как сверить наличность в кассе и денежные документы
В процессе инвентаризации комиссия пересчитывает деньги в кассе и сверяет полученную сумму с остатком на конец дня в кассовой книге.
Помимо денег комиссия должна проверить сохранность денежных документов: почтовых марок, путевок в дома отдыха и санатории, авиабилетов и т.д. Ценные бумаги и бланки строгой отчетности нужно проверять по видам бланков и с учетом их начальных и конечных номеров.
К денежным документам относятся оформленные векселя или облигации вашей фирмы, предназначенные к выдаче. В кассах часто хранят и документарные ценные бумаги третьих лиц (векселя, облигации), но денежными документами они не являются. Что касается акций, то эти ценные бумаги документарной формы не имеют.