Экономические и другие санкции
Тема 1.7. Ответственность банков за нарушение законодательства, регулирующего банковскую деятельность.
Общие положения об ответственности за нарушение банковской деятельности.
Экономические и другие санкции
Порядок применения экономических и иных санкций
Контроль за деятельностью банков
Защита байками нарушенных прав и законных интересов
Общие положения об ответственности за нарушение банковской деятельности.
Ответственность — это наиболее разработанный с количественной и содержательной стороны институт в системе банковского права Республики Беларусь.
Ответственность за нарушение банковской деятельности регулируется гл. 17 Банковского кодекса и Правилами применения Национальным банком Республики Беларусь мер воздействия к банкам и небанковским кредитно-финансовым организациям, утвержденными Постановлением Правления Национального банка 25.01.2001 г. № 3.
Правонарушением в области банковской деятельности признается совершенное виновно противоправное деяние (действие или бездействие), в результате которого причинен вред охраняемым государством отношениям в денежно-кредитной сфере.
Поскольку банковская деятельность является лицензированной, то в первую очередь речь должна идти об ответственности лиц, осуществляющих банковскую деятельность без лицензии Национального банка. В этом случае по решению суда юридическое лицо может быть ликвидировано, а незаконно полученные доходы взысканы в республиканский бюджет.
В соответствии с общим законодательством банки несут ответственность за неисполнение (ненадлежащее исполнение) своих обязанностей. Если банкротство банка стало результатом действий должностных лиц банка, его учредителей, собственников, то в случае недостаточности имущества банка для удовлетворения требований клиентов банка, на указанных лиц может быть возложена субсидиарная ответственность по обязательствам банка. Банки также несут материальную ответственность за ущерб, причиненный физическим и юридическим лицам — клиентам банка, в случае наложения ареста на имущество этого банка.
Нормы общего права применяются в тех случаях, если в специальном законодательстве они отсутствуют или изложены неполно, что затрудняет практику их правоприменения. Банковское законодательство Беларуси в этой части постоянно совершенствуется, пополняется новшествами, устраняются противоречия между нормами банковского законодательства и иного законодательства.
Национальный банк вправе применять меры воздействия к банкам и небанковским кредитно-финансовым организациям за конкретные правонарушения, которые устанавливаются в результате проверок, проводимых специалистами Национального банка и зафиксированных в актах проверок.
К таким мерам относятся: взыскание штрафов; приостановление действия лицензии на осуществление банком отдельных банковских операций на срок до одного года либо до устранения нарушений; требование осуществления мероприятий по финансовому оздоровлению банка, в том числе изменение структуры активов; внесение предложений по замене руководства банка либо проведение повторной оценки профессиональной пригодности руководителей исполнительных органов и главного бухгалтера; требование отстранения руководителя от занимаемой должности; требование осуществления реорганизации банка; изменение для банка экономических нормативов на срок до одного года либо до устранения нарушений; введение запрета на открытие филиалов и других структурных подразделений; передачу банка во временное управление Национального банка либо назначение временной администрации.
Экономические и другие санкции
Выбор мер воздействия осуществляется Национальным банком исходя из двух критериев: характера допущенного нарушения и причин, обусловивших возникновение нарушений.
В случаях, когда допущенные банком нарушения не привели к созданию положения, угрожающего интересам кредиторов и вкладчиков, до применения экономических и иных санкций Национальный банк применяет меры предупредительного (превентивного) характера, предоставляющие возможность банку устранить допущенные нарушения в установленные сроки.
Содержание предупредительных мер объективизируется в предписании, направляемом в адрес банка, в котором до органов управления банка доводится информация о недостатках в его деятельности; изложение требований по устранению допущенных нарушений; предложение о привлечении к ответственности должностных лиц банка, виновных в нарушениях; требования предоставить информацию об устранении выявленных нарушений.
В конечном счете все меры, применяемые к банкам, направлены на улучшение их финансового состояния, предупреждение банкротства банка, восстановление и укрепление платежеспособности и ликвидности.
В связи с получением требования возникает ряд процессуальных действий со стороны руководителя банка, который должен поставить в известность высший орган управления банком, информировать Национальный банк о намечаемых мерах по выполнению его требований.
Детально, с указанием на последовательность действий, обязанности банков и их должностных лиц изложены в Инструкции о порядке принятия банками и небанковскими кредитно-финансовыми организациями мер по улучшению финансового состояния или реорганизации, утвержденной Постановлением Правления Национального банка от 25.01.2001 г. № 5.
Финансовое оздоровление банка заключается в осуществлении комплекса мер со стороны правления банка, его акционеров, участников и владельцев. Среди данных мер назовем акции, связанные с возвратом кредитов, сокращение расходов банка, реализация имущества, изыскание дополнительных доходов. В этих целях может использоваться и межбанковский кредит. Финансовое оздоровление может быть осуществлено и путем оказания финансовой помощи проблемному банку со стороны Национального банка, поскольку последний в соответствии с законодательством выступает банкиром последней инстанции.
Уровень финансового положения банков определяется в соответствии с методикой определения степени проблемное™ банков, утвержденной протоколом заседания Совета директоров Национального банка от 10 ноября 1998 г. № 30.4.
Указанной методикой все банки по степени проблемное™ подразделяются на четыре группы. Первую группу составляют банки без признаков финансовых затруднений. Ко второй группе относятся банки, имеющие отдельные недостатки, однако их наличие не создает непосредственной угрозы интересам клиентов и кредиторов. Третью группу составляют банки, испытывающие серьезные финансовые трудности. К четвертой группе относятся банки, находящиеся в критическом финансовом положении.
Отнесение банков к той или иной классификационной группе производится по результатам анализа пруденциальной отчетности и другой информации о деятельности банка за последние 12 месяцев.
Главный банк осуществляет постоянный контроль за соблюдением экономических нормативов. Они выступают как индикаторы, свидетельствующие об отсутствии, либо, наоборот, наличии проблем в деятельности банка, которые могут привести к более серьезным проблемам.
При несоблюдении банком экономических нормативов в его адрес направляется предписание, обязывающее привести значение нормативов в соответствие в установленный срок. Данные предписания представляют собой комплексное сочетание норм материального и процессуального права. Так, в связи с несоблюдением банком норматива достаточности нормативного капитала Национальный банк вправе применить следующие меры: направить предписание об устранении нарушений; уменьшить нормативы максимального размера привлеченных средств физических лиц на срок до одного года либо до устранения нарушения; ввести запрет на открытие филиалов и других обособленных подразделений; приостановить действие лицензий на осуществление банковских операций.
Аналогичные меры могут быть применены к банкам и за несоблюдение других экономических нормативов. Кроме перечисленных мер, Национальный банк может взыскать с нарушителя штраф в размере до 1 % включительно от минимального размера уставного фонда.
Анализ правоприменительной практики позволяет сделать следующие выводы. Во-первых,за различные нарушения могут применяться идентичные меры экономического воздействия, например, приостановление действия лицензии. Во-вторых,в ряде случаев применение экономических санкций обусловливается невыполнением банком предписаний Национального банка к установленному сроку. В-третьих,одно и то же нарушение может повлечь одновременное применение нескольких экономических санкций.
Применением мер экономического и иного воздействия к банкам компетенция Национального банка не исчерпывается потому, что он имеет право применять меры административной ответственности к должностным лицам банков.