Основные методы банковского надзора (БН).
· Наблюдение – применяется при реализации различных видов надзорно контрольной деятельности, в частности при осуществлении надзора за соблюдением обязательных нормативов, при осуществлении валютного, антимонопольного контроля.
Суть наблюдения состоит в осуществлении специальных мер, направленных на постоянный сбор, пополнение и обновление информации, касающееся деятельности КО, на оценку, анализ и прогноз состояния и динамики явлений и процессов, происходящих в денежно-кредитной сфере России.
Наблюдение, как метод БН именуется также документарным или дистанционным надзором.
· Проверка – может быть проведена как с выездом на место нахождения КО, так и без выезда.
Проверка является наиболее эффективным методом БН, главная цель которого состоит в определении непосредственно на месте реального финансового состояния КО и их филиалов, в выявлении ситуаций, выражающих интересы вкладчиков и кредиторов, а также проверка соблюдения КО действующего банковского и валютного законодательства, нормативных актов ЦБ РФ.
При непосредственных проверках ЦБ РФ помимо обстоятельств, включенных в предмет БН, уделяет особое внимание исполнению КО решений судов.
Проверки могут осуществляться как представителями ЦБ, уполномоченными Советом директоров, так и по поручению Совета директоров – аудиторскими фирмами.
Круг уполномоченных представителей ЦБ установлен Советом директоров и к их числу относятся:
- Председатель ЦБ РФ и его заместители
- руководители и сотрудники комитета Банковского надзора, Главного управления инспектирования коммерческих банков Банка России, а также Главного управления валютного регулирования и валютного контроля ЦБ РФ
- начальники Главных управлений ЦБ РФ и их заместители
- руководители и сотрудники подразделений БН, инспектирования коммерческих банков, а также валютного регулирования и валютного контроля территориальных учреждений ЦБ РФ.
Выделяются следующие виды проверок БН:
- плановые
- внеплановые
- комплексные
- проверки по отдельным направлениям (вопросам).
Проверки ЦБ РФ могут осуществляться в координации с налоговыми, правоохранительными или финансовыми органами, либо ЦБ осуществляет их самостоятельно.
Плановые проверки проводятся в соответствии с составляемыми на каждый квартал планами проверок, которые утверждаются руководителями подразделений и учреждений ЦБ, являющимися уполномоченными представителями. Планы проверок включаются в КО, в отношении которых имеются данные об их неустойчивом финансовом положении, либо допущенных ими грубых нарушениях правил, регулирующих деятельность КО. Также КО и их филиалы, которые не проверялись ЦБ более 2х лет.
Внеплановые проверки осуществляются по указанию Председателя ЦБ РФ или его заместителя, курирующего соответствующее подразделение Банка России, либо по указанию начальника территориального учреждения ЦБ.
Комплексна проверка предполагает не реже, чем 1 раз в 2 года проверку достоверности отчетов, представленных ЦБ, проверку соответствия выполняемых операций банковскому законодательству и нормативным актам Банка России, а также проверку соблюдения КО обязательных экономических нормативов, установленных Банком России. Эти проверки КО, имеющих филиалы, осуществляются на консолидированной основе, т.е. проводятся одновременно и в КО и в филиалах. При этом, если число филиалов не превышает пяти, то проверяются все филиалы, если же их более пяти, то проверяются только те филиалы, которые имеют наихудшие показатели.
Комплексная инспекционная проверка проводится также при рассмотрении ЦБ РФ ходатайства КО о предоставлении генеральной лицензии. Если инспекционная проверка КО завершилась нет ранее, чем за 3 месяца до подачи ею ходатайства о выдаче генеральной лицензии, то результаты такой проверки могут быть приняты во внимание и повторно комплексная проверка проводиться не будет.
ЦБ могут быть установлены и иные случаи обязательного проведения комплексных проверок – при создании филиалов на территории иностранных государств.
Проверка по отдельным направлениям (тематическая проверка) – она ограничена лишь строго определенными сферами деятельности КО. Например, территориальным учреждениям предоставлено право проводить проверки КО по вопросам правильности и достоверности предоставляемых ими сведений для расчетов обязательных экономических нормативов.
Территориальные учреждения ЦБ осуществляют контроль за соблюдением КО и их филиалами правил ведения бухгалтерского учета, осуществления расчетов, а также достоверностью предоставляемой отчетности, в т.ч. путем проведения проверок.
Проверки КО назначаются строго определенными лицами с обязательным информированием руководителей территориальных учреждений, на территории которых находятся проверяемые филиалы КО.
Решение о проведение проверки оформляется письменным распоряжением.
Также законом строго регламентированы сроки проведения проверок. Комплексные проверки должны быть проведены в срок до 60 дней, а тематические до 30 дней.Срок проведения проверки может быть продлен лицом, назначившим проверку, но не более, чем на 10 суток.
Юридическим документом, подтверждающим законность полномочий рабочей группы на проведение проверки, является поручение на поверку. Оно выдается рабочей группе лицом, назначившим проверку, в установленной ЦБ форме, с подписью, заверенной печатью ЦБ или его территориальным учреждением. Данное поручение должно быть зарегистрировано в установленном порядке. Сотрудники рабочей группы обязаны до начала проверки предъявить данное поручение руководителю КО.
Проверки КО проводятся путем изучения их документов, информации, содержащейся в базе данных, собеседования с сотрудниками, проведения контрольных расчетов, а также тестирования аппаратно-программных средств, используемых КО для выполнение банковских операций, их учета и составления документов. Уполномоченные Советом директоров представителя Банка России имеют право получать и проверять отчетность и другие документы КО, а при необходимости снимать с них копии. При этом, поступившие от КО данные по конкретным операциям не подлежат разглашению без согласия соответствующей КО, за исключением случаев, установленных законом.
Перечень прав рабой группы при осуществления проверок:
· Получать от руководителей соответствующей КО и её филиалов необходимые для проверки, документы компьютерного обеспечения деятельности проверяемой КО и её филиалов
· Входить в помещения проверяемой КО (филиала), включая помещения, используемые для хранения документов, наличных ценностей и денег, а также в помещения компьютерной обработки данных и хранения данных на машинных носителях, с привлечением для сопровождения сотрудников проверяемой КО.
· Пользоваться необходимыми для проведения проверки собственными организационно-техническими средствами, в т.ч. компьютерами, дискетами к ним, калькуляторами.
· Получать от руководителей и сотрудников КО справки, объяснения и письменные разъяснения по вопросам проверки.
· При необходимости снимать копии с полученных документов, в т.ч. и копии файлов
· Вправе предъявлять к руководителям и сотрудникам КО иные требования, основанные на обязанностях рабочей группы.
По результатам проверки каждой КО (филиала) составляется акт проверки, в котором отражаются все основные выявленные в ходе проверки нарушения и недостатки. Порядок составления такого акта и требования, предъявляемые к форме и содержанию акта, устанавливаются ЦБ РФ.
По результатам комплексной проверки, проведенной в КО, составляется ещё общий акт проверки, в который включаются материалы, содержащиеся в актах проверки как головной КО, так и её филиалов.
С актом проверки вправе ознакомиться руководитель проверяемой КО (филиала), который также может высказать свои замечания в письменном виде и приложить их к акту проверки.
Затем акт проверки рассматривается руководителем территориального учреждения или Председателем ЦБ, назначившим проверку. И по нему принимается решение не позднее, чем в 2х-недельный срок, а при проведении комплексной проверки не позднее, чем в течение месяца со дня подписания акта.
До применения мер принудительного воздействия, территориальное учреждение ЦБ РФ совместно с руководством КО должны рассмотреть недостатки в деятельности КО, выявленные в ходе проверки, и определить меры по их устранению. Кроме того, ЦБ вправе направить в КО предписание об устранении недостатков, которое носит обязательный характер.
Затем территориальным учреждением принимается решение о применении мер принудительного воздействия к КО.